Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура рассказанных жизненных историй




Анализ тематического поля

Анализ тематического поля предполагает реконструкцию системы знаний субъекта, его интерпретацию собственной жизни и его классификацию пережитых событий по тематическим полям (5). Наша основная задача состоит в реконструкции взаимодействующих значений действий субъекта, глубинной структуры интерпретаций субъектом его/ее жизни, которая может выходить за пределы собственных интенций субъекта.

Поскольку легче будет понять этот метод, проследив его как динамический процесс, я продемонстрирую данную ступень анализа, используя упрощенную интерпретацию подлинного интервью (смотри ниже раздел, включающий интервью с Hans Lohs). Это жизненное повествование с очевидцем времен национал социализма в Германии, который стал членом Гитлер Югенда в 1933 и в качестве рядового солдата участвовал во Второй Мировой Войне.

Но прежде чем приступить к тематическому анализу этого случая, приведем некоторые теоретические замечания о структуре жизненных повествований в общем, о полной процедуре герменевтической реконструкции индивидуального случая и об анализе тематического поля.

 

Одна из основных задач биографического исследования – прослеживание всей жизни отдельного индивида (Kohli, 1986a). Наивное понимание теоретически может вести к предположению того, что весь биографический опыт отдельного индивида можно реконструировать и проанализировать во всей его полноте (6). Это, конечно, может привести к ошеломляющим последствиям как для субъекта, так и для исследователя на стадии собирания информации… Сам термин “вся жизнь” не может быть однозначно понят как рассмотрение каждого отдельного события, которое когда-либо имело место в жизни отдельного индивида. Он, скорее, может быть проинтерпретирован как всеобъемлющий паттерн, который поддается селекции в процессе отделения уместного от неуместного. На практике это означает, что устное сообщение представляется более селективным (Kohli, 1986a, p.93). Рассказанная жизненная история представляет устную конструкцию прошлой и ожидаемой жизни биографа, в которой жизненные события биографически последовательно упорядочиваются в тематическую и временную последовательность (Fischer, 1982). Именно всеобъемлющий биографический конструкт в конечном счете определяет путь, в соответствии с которым биограф реконструирует прошедшее и принимает решение относительно уместности и включенности индивидуальных жизненных событий.

Повествования, которые биограф отбирает для презентации своей жизненной истории не могут быть рассмотрены как серии изолированных впечатлений, устанавливаемых в хронологическом порядке подобно многочисленным напластованиям осадочной породы; индивидуальные жизненные впечатления всегда вставлены в связный выразительный контекст – биографический конструкт. Они являются частью общей структуры тематических и временных отношений, которые составляют жизненный опыт. Реконструируя свою жизненную историю, субъект соединяет и соотносит единичные события, действия и жизненные впечатления с другими событиями, действиями и впечатлениями в соответствии с субстантивными и временными системами, которые необязательно следуют линеарной последовательности “объективного времени”, но, скорее, соотносятся с перспективистской временной моделью “субъективного” или “феноменального” времени (Fischer, 1982, c.138-215). Подобная перспектива определяет то, что субъект рассматривает как биографически уместное, а также способ, посредством которого он или она развивает тематические и темпоральные связи разнообразных жизненных впечатлений, а также то, как прошлое, настоящее или ожидаемое будущее определяют личную интерпретацию [субъектом] значения жизни.

Мы, таким образом, можем предположить, что процесс селекции, осуществляемый биографом в момент презентации своего жизненного повествования не является случайным или произвольным, единственно отражая возможные влияния ситуации интервью или прошлых настроений. Жизненное повествование не состоит из атомистической цепочки жизненных переживаний, значение которых создается в момент их проговаривания; это, скорее, процесс одновременного помещения себя напротив биографической структуры значений, определяющей отбор представленных индивидуальных эпизодов, в контексте взаимодействия с воспринимаемой на слух или воображаемой аудиторией. Текстура значений постоянно переопределяется и трансформируется “в потоке жизни”. Она составлена переплетением социально сконструированных и предзаданных схем планирования и истолкования, наряду с биографическими событиями и переживаниями, а также их непрерывными переинтерпретациями. Эти переинтерпретации обычно скрыты от сознания биографа; они скреплены общей биографической конструкцией, иногда проявляющейся в повествовании как общая оценка, создающая прошлое, настоящее и предполагаемое будущее (Fisher, 1982) (7). Порядок, который мы можем обнаружить в жизненном повествовании определяется структурами “жизненного мира” (welterfahrendes Leben), используя термин Эдмунда Гуссерля. Это есть порядок изначального взаимоотношения “мира” и “Я”.

Рассказанная жизненная история, таким образом, представляет последовательность взаимопересекающихся тем (8), которые образуют между собой плотную сеть взаимных ссылок (Fisher, 1982, p.168). Тематическое поле определено как сумма событий или ситуаций, представленных в отношении к теме и образующих фон, на котором тема выделяется в качестве основного фокуса. Именно эти области реконструируются в ходе анализа тематического поля (см.: Fisher, 1982; Gurwitch, 1964).

Возвращаясь к основной цели биографического исследования, обозначенной выше, -- чтобы по возможности понять всю жизнь индивида, – теперь мы можем выразить ее в других понятиях: чего на самом деле мы пытаемся добиться, реконструируя как общую биографическую конструкцию рассказчика, так и соответствующие его биографии жизненные переживания. Связь между общим биографическим конструктом и соответствующими жизненными переживаниями должна рассматриваться как взаимная: конструкт определяет уместность переживания, а совокупные переживания образуют конструкт. В момент реконструкции жизненной истории первоначальный шаг будет предполагать анализ отношения между конструктом и рассказанными переживаниями; и лишь затем мы можем приступать непосредственно к анализу самих накопленных жизненных переживаний. Только лишь когда достигнуто некоторое понимание в отношении структуры и формы основных фактов, можно выдвигать общие предположения относительно возможности отдельных эпизодов и их значимости для рассказчика, а также дальнейшего течения его или ее жизни.

В момент реконструкции рассказанной жизненной истории мы должны принимать во внимание следующий феномен: каждое интервью есть продукт взаимного отношения говорящего и слушателя. Рассказчик не просто воспроизводит заранее подготовленные истории, никак не считаясь с актуальной ситуацией, но, скорее, создает эти истории непосредственно в самом социальном процессе взаимной ориентации, сообразуясь с их толкованием в ситуации интервью. Неопозитивистская исследовательская традиция рассматривает этот аспект как недоразумение, подлежащее устранению, редукции или, по меньшей мере, контролю. На наш взгляд, пытаясь устранить “проблему”, мы уподобляемся Донкихоту, сражающемуся с воображаемыми великанами, которые при конечном рассмотрении оказываются даже не ветряными мельницами, а, скорее, дуновениями повседневного мира. “Ветер”, приводящий в движение мельницу и являющийся условием создания биографических конструктов, не может быть устранен без того, чтобы не оказались устраненными и сами конструкты, поскольку этот ветер, по сути, есть непрерывно длящееся взаимодействие между биографом и его /ее социальным миром. Жизненные истории, понимаемые как конструкты, неотделимы от этих интеракционных процессов; они сами по себе развиваются в генетическом процессе взаимодействия, также как и их представленность в исследуемом биографическом интервью есть результат интеракции между рассказчиком и слушателем.

В пределах интеракционной рамки интервью биограф встраивает свою жизненную историю в тематически обозначенный контекст, который есть результат договора собеседников на предмет того, что считать релевантным. Жизненные истории не являются конечными продуктами, готовыми к тому, чтобы “быть использованными” по первому требованию. История развертывается вокруг некоторого тематического поля, обычно устанавливаемого интервьюером (9). Тематические поля могут быть центрированы относительно определенного жизненного периода биографа, жизненных впечатлений, возникающих в связи с некоторыми историческими или социальными событиями, либо отдельной биографической нитью, как-то профессиональная деятельность личности. Предлагая некоторое тематическое поле, интервьюер задает биографу определенную рамку для отбора историй. То, каким образом интервьюируемые в настоящий момент интерпретируют предлагаемую тему, строго придерживаясь ее, или же строя свое повествование прежде всего вокруг того, что, по их предположению, представляет наибольший интерес для интервьюера или для них самих, – все это эмпирические вопросы, на которые следует отвечать в зависимости от специфики каждого конкретного анализируемого случая.

Подводя итог, мы можем сказать, что рассказанная жизненная история, поскольку она разворачивается вокруг специфического тематического центра, представляет общий биографический конструкт, образуемый эпизодами прошлого и ожиданиями будущего и одновременно являясь продуктом настоящей ситуации биографа. Этот общий биографический конструкт, сгусток прошлого и будущего, а также создание настоящего определяет принципы отбора рассказчиком историй, которые, по его мнению, должны быть представлены в интервью. Этот конструкт, который непосредственно не содержится в сознании биографа, представляет не просто отбор жизненных переживаний, извлеченных из памяти. Он также отражает то, как биограф воспринимает эти жизненные переживания сегодня.

Методологическим заключением из этого является то, что прежде чем приступить непосредственно к анализу жизненных переживаний (генетический анализ) необходимо произвести реконструкцию этих принципов отбора, реконструкцию внутренней структуры текста.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.