Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стили атрибуции и восприятие собственной эффективности. 3 страница




Непрерывное наблюдение за каким-либо священнослужите-лем или за всеми уважаемым ученым привело бы нас к аналогич-ным выводам. Окружение этих людей не только ждет проявленийсмирения и заботы со стороны священнослужителя и интеллек-туальности, рассеянности или даже легкой эксцентричности состороны профессора, но и всячески подкрепляет подобное по-ведение. Социальная роль и социальный статус, несомненно, неединственные условия подобного влияния аудитории на харак-терную особенность и согласованность поведения человека. Явновыраженные расовая или этническая принадлежность, какой-либо физический недостаток или даже необычная внешность илифигура могут аналогичным образом модифицировать, а в опре-деленном смысле и гомогенизировать природу социальных ситуа-ций, в которые попадает человек. В самом деле, большинство изнас сталкиваются с подобными людьми, главным образом в си-туациях, когда их поведение находится в рамках, задаваемых ихаудиторией, и лишь после того как неоднократный опыт обще-ния с ней выработал у них сравнительно устойчивые и предска-зуемые способы реагирования.

Факты о роли внешней привлекательности человека дают осо-бенно интересный пример взаимодействия между аудиторией идействующим лицом. Неудивительно, что красивая женщина име-ет больше шансов выйти замуж за преуспевающего и состоявше-гося человека (Elder, 1969), изменив тем самым свой социальнымстатус и среду, в которой она вращается. Однако преимуществавнешней привлекательности никоим образом не ограничивают-


ся сферой ухаживания и замужества. Целый ряд исследованийпоказывает, что привлекательные молодые люди начиная с пер-вых школьных лет считаются более преуспевшими личностно исоциально, чем их непривлекательные сверстники. Их считаюттакже и более развитыми интеллектуально и имеющими большешансов добиться успехов в учебе (Clifford & Walster, 1973; Dion,Berscheid & Walster, 1972). Привлекательных людей считают болеесчастливыми, общительными и экстравертированными, менеесклонными к социальным отклонениям и имеющими большешансов с успехом добиваться своих личных и профессиональныхцелей (Hatfield & Sprecher, 1986; а также Albright, Kenny & Malloy,1988; Chaiken, 1979).

Если учитывать подобные различия в ожиданиях и убеждени-ях людей, то вряд ли у кого вызовет удивление тот факт, чтопривлекательные люди имеют больше шансов, чем непривлека-тельные, склонить чашу весов в свою сторону, когда возникаетсомнение в правильности их поступков. Существуют, например,данные, согласно которым нарушение детьми правил поведенияна детской площадке видится людьми в более благоприятномсвете и влечет за собой более мягкое наказание, если нарушите-лем является красивый, а не гадкий ребенок (Dion, 1972; Berkowitz& Frodi, 1979). Даже произведения людей испытывают на себевлияние внешности их авторов. Оценивая эссе на тему «соци-альных последствий феномена телевидения», группа испытуе-мых-мужчин придала явной привлекательности женщины-авто-ра (фотография которой прилагалась к тексту) ровно столько жезначения, сколько и объективным достоинствам самого эссе(Landy & Sigall, 1974).

Исследование, проведенное Снайдером, Тэнк и Бершейд(Snyder, Tanke & Berscheid, 1977) показывает, каким образомподобная тенденциозность может заставить наблюдателя изме-нить поведение нравящегося либо не нравящегося ему человека.Снайдер и его коллеги устроили так, что испытуемые-мужчиныДолжны были знакомиться по телефону с молодыми женщина-ми, которых они на основании показанных им предварительнофотографий считали привлекательными либо не очень привле-кательными. Вслед за этим исследователи просили их дать оценкуличности женщины, с которой они только что общались. Кромеforo, другие испытуемые («наблюдатели»), каждый из которыхЯрослушивал в записи реплики только одного из собеседников,Должны были оценить поведение звонившего и личные качества

 


254 Глава 6

женщины, не имея при этом никакой информации о ее вне-шних достоинствах, равно как и о мнении звонившего относи-тельно ее внешности.

Результаты эксперимента Снайдера и его коллег были не слиш-ком выраженными по величине, но зато последовательными. Во-первых (что, возможно, и не удивительно), в случаях, когдаиспытуемые полагали, что беседующие с ними женщины внеш-не привлекательны, они характеризовали их и как более обая-тельных в личностном отношении. Во-вторых (что, пожалуй,также неудивительно), наблюдатели, слышавшие только репли-ки говоривших по телефону мужчин, характеризовали их какболее теплых и дружелюбных людей. И наконец, самое важное сточки зрения данного обсуждения: испытуемые в зависимостиот своего мнения о привлекательности собеседниц, по-видимо-му, провоцировали с их стороны различные типы реакций, при-водивших к некоторым ошибочным выводам о женщинах какличностях. Так, наблюдатели, которые слышали только одну сто-рону — женщин, считали их более дружелюбными и симпатич-ными (и даже несколько более привлекательными) в том слу-чае, когда показанные звонившим им мужчинам фотографиидемонстрировали, что эти женщины скорее отличаются краси-вой внешностью, чем заурядной. И это, напомним, при том,что сами наблюдатели никогда этого фото не видели!

Таким образом, можно спорить, может или не может наукаподтвердить внушаемую родителями истину о том, что «женщи-на красива настолько, насколько она красиво ведет себя», однакоисследование Снайдера и его коллег свидетельствует, что «жен-щина ведет себя красиво ровно настолько, насколько она краси-ва в глазах окружающих». Посвященные данному вопросу иссле-дования других ученых свидетельствуют с той же очевидностью,что расовые стереотипы и другие негативные ожидания в отно-шении окружающих могут порождать сходные склонности лю-дей находить этим ожиданиям подтверждения (Cooper & Fazio,1979; Word, Zanna & Cooper, 1974).

Конечно же, люди не всегда отвечают своей аудитории тем,что подтверждают ее надежды или ожидания. (Постоянные вос-торги поклонников, в особенности тех, чей энтузиазм имеетслишком уж очевидное происхождение, может привести к раз-витию отчужденности, недоверчивости или даже склонности кманипуляции людьми.) Однако основной смысл вышеизложен-ного представляется достаточно ясным. Физические характерис-


тЯ1ки людей, а также их роли и репутации являются важнымиэлементами жизненного пространства и важными ситуационными детерминантами поведения. Как следствие, разные люди — краси-вйе или безобразные, богатые или бедные, крупные или субтиль-ные, черные или белые — реагируют на разные ситуации, дажекогда «объективные» описания ситуаций (например, присутствиена вечеринке общества Сигма Кси* в прошлую субботу, выслуши-вание упреков в лени со стороны профессора Фогерти, обращениек Андреа с просьбой помочь наладить компьютерную программу)не в состоянии отразить подобные различия между ними.

«Гомогенизирующее» влияние на окружающих нашей вне-шности, социальной роли или статуса позволяет нам усматри-вать согласованность и особенно предсказуемость в поведениинекоторых конкретных групп и конкретных индивидов. Один изнаших излюбленных примеров на эту тему родился 20 лет назадв разговоре между одним из авторов данной книги, бывшим в товремя аспирантом университета, и неким состоятельным и вли-ятельным англичанином, занимавшим тогда пост президента Лон-донской торговой палаты. Жалобы аспиранта на грубость поли-ции Нью-Йорка и Лондона в отношении студентов были встре-чены собеседником с недоверием, после чего он несколькочопорно, но с большим чувством стал уверять, что «подобныерассказы о недостойном поведении полицейских лишены всяко-го смысла». Затем этот безупречно одетый мужчина средних летзаметил, что наблюдал и даже имел дело с «нашими бобби**» помножеству поводов и всегда находил их неизменно вежливыми иготовыми прийти на помощь. («Не может быть! Не далее как напрошлой неделе они остановили мой «Роллс-Ройс» и предупре-дили, что у него разбит задний фонарь».)

Еще один менее экстремальный пример этого явления зна-ком буквально каждому. Родители часто бывают удивлены, слы-ша о том, как их дети вели себя в школе, на вечеринке или в домеУ кого-либо из друзей. Это удивление объясняется отчасти тем,что родители вообще неспособны оценить степень зависимости

* Sigma-Chi — одно из возможных названий полуформального студенческого°бъединения в студенческом городке любого американского университета. По суще-вующей еще с XIX века традиции названия подобных объединений представляютооой сочетания двух букв древнегреческого алфавита. (Прим. пер.)

** Форма шутливого обращения к полицейскому, принятая в Великобритании. '"римеч. пер.)

 


256 Глава 6

поведения детей от различий в социальном контексте, а отчаститем, что сами родители, наблюдая собственного ребенка, всегдапредставляют собой важный элемент ситуации, в которой нахо-дится ребенок. И это привносит в его поведение больше едино-образия, чем тогда, когда родители отсутствуют.

Формулируя это в более общем виде, можно сказать, чтолюди, поведение которых явно отличается от поведения другихили является экстремальным, могут не знать и не понимать, какведут себя другие в их отсутствие. Так, человек, «забивающий»всех в любом разговоре, постоянно напоминающий всем о необ-ходимости избегать «сексизма» в словах, делах и мыслях либоизлучающий животный магнетизм, имеет мало возможностейстать свидетелем поведения людей, свободных от его вербально-го, морализирующего или магнетического присутствия. Анало-гичным образом высока вероятность того, что знаменитости,религиозные деятели или профессора будут иметь тенденциоз-ные представления о характерном поведении отдельных индиви-дов, групп или даже вообще людей.

Поскольку нас занимают проблемы точности социальногопредсказания, мы вновь вынуждены отметить, что следствия по-добной согласованности поведения, обусловленной специфич-ностью аудитории, неоднозначны. С одной стороны, предсказа-ния, основанные на прошлом опыте, будут, как правило, оста-ваться точными, пока будет сохраняться данная специфическая«смесь» личностного и ситуационного в детерминации поведе-ния. С другой стороны, предсказания поведения людей вне ихпривычной аудитории, будут, скорее всего, оправдываться с го-раздо меньшей вероятностью.

югда люди сами формируют cvow cptfiy

Ъыбор и изменение ситуаций

«Корректно» составленные сценарии исследований, посвя-щенных изучению личности, призваны устранять причины по-веденческой согласованности, имеющие ситуационный харак-тер, а также отражающие естественное взаимодействие межлУдиспозиционными и ситуационными влияниями. При реальныхобстоятельствах людям не только «случается» сталкиваться с си-туациями, оказывающими стимулирующее и ограничиваю!''


воздействие на их поведение. Они также активно выбирают мно-гие из ситуаций, в которые попадают. Кроме того, они способнытакже изменять ситуации, в которых им случается оказаться. (Дляболее подробного знакомства с дискуссиями по проблеме взаи-модействия человека и ситуации см.: Endler, 1983; Kenrick & Funder,1988; Pen/in, 1977; Snyder, 1981; Swann, 1984.) В частности, людииграют активную роль в расширении возможностей для разви-тия, а затем и для проявления именно тех своих характеристик,которые делают их отличающимися от других. И вновь наиболееявные примеры подобного взаимодействия человека и ситуации,а также его влияния на согласованность и предсказуемость пове-дения вряд ли вызовут серьезные возражения. Врачи, религиоз-ные деятели, предприниматели и рок-звезды — все начиналикогда-то с выбора, отражавшего их личные предпочтения и воз-можности. Вследствие этого выбора они оказывались вовлечен-ными в социальный контекст, позволявший, если не вынуждав-ший их, дальше развивать и проявлять упомянутые предпочте-ния и возможности.

Данный «эффект взаимодействия», включающий в себя лич-ностные диспозиции и ситуации, может быть наиболее ясновиден на примере людей, именуемых «интеллектуалами». Благо-даря выбору предметов для изучения и области занятий, благо-даря людям, с которыми они поддерживают дружеские отноше-ния, благодаря определенной литературе, которую они покупа-ют (а возможно, даже благодаря решению оборвать проводтелеантенны, поскольку искушение, связанное с подобным си-туационным влиянием, преодолеть трудно), интеллектуалы со-здают свою собственную среду. Причем создаваемая ими средасравнительно благоприятна для проявления и роста интеллекту-альности и относительно свободна от стимулов, рождающих по-ведение, с интеллектуальностью не согласующееся. (Несмотряна это, необходимо еще раз подчеркнуть, что в целом поведе-ние отдельно взятого интеллектуала менее внутренне согласо-ванно, чем это предполагают люди, относящиеся к его традици-онной аудитории.)

Конечно же, люди не просто «выбирают» ситуации; они транс-формируют их своим присутствием, своими манерами, своимповедением. Преподобный Флетчер вне сомнения избегает оргийи опиумных притонов, а его аудитория, несомненно, учитываетsto, модифицируя среду в предвкушении его благостного при-тствия (и программа развлечений, и список гостей должны

"-658


258 Глава 6

быть в чем-то более изысканными, если в списке приглашенныхзначится преподобный Флетчер). Мы предполагаем, что и сампреподобный Флетчер тоже предпримет активные шаги, чтобытрансформировать опиумный притон или оргию, окажись онтам случайно. (Впрочем, делая подобное предсказание, нам неследовало бы быть слишком уверенными, поскольку чреватыесильными искушениями нестандартные ситуации могут изме-нять людей до неузнаваемости — даже тех, чьи личностные дис-позиции хорошо, как мы считаем, известны нам из прошлыхнаблюдений.)

Способность людей делать выбор, отражающий их диспози-ции и одновременно изменяющий ситуацию в направлении, бла-гоприятном для проявления этих диспозиций, является, пожа-луй, очевидной, когда речь идет о выборе профессии, хобби,добровольной организации или даже друзей и соседей. Однако туже самую способность можно наблюдать и в контексте строгоконтролируемого лабораторного исследования.

Особенно красиво это иллюстрирует знаменитый экспери-мент Келли и Стахельского (Kelley & Stahelski, 1970), в которомбыла использована парадигма «дилемма узника». В ходе этого ис-следования двое испытуемых, которые не могли видеть друг другаи общаться, должны были выбирать между готовностью к со-трудничеству или отказом от него, демонстрируя свои реакциив ходе нескольких последовательных испытаний. Испытуемымбыла предложена соответствующая «платежная матрица». Когдаоба испытуемых выбирали сотрудничество, они получали уме-ренное вознаграждение. Если один из них предпочитал сотруд-ничество, а другой — отказ от него, то второй получал высокоевознаграждение, а первый нес значительные убытки. Если жеоба предпочитали отказ от сотрудничества, то оба терпели уме-ренные убытки.

Различные испытуемые интерпретировали ситуацию по-раз-ному. Некоторым из них было очевидно, что разумная стратегиязаключается в демонстрации готовности к сотрудничеству, с темчтобы получать умеренный выигрыш вместе с партнером. Этииспытуемые (как и можно было ожидать ввиду склонности лю-дей предполагать, что другие разделяют их видение ситуаций, азначит, и вести себя будут так же) чаще всего полагали, чтодругой испытуемый будет видеть цель игры в том же свете и врезультате проявит сотрудничество. Другим испытуемым былонастолько же очевидно, что в данной ситуации отказ вознаг-


раХдается выше, чем сотрудничество, в соответствии с чем онии действовали, предполагая, что и их партнеру все будет пред-ставляться в том же свете.

Интерактивные последствия подобных интерпретаций не за-ставили себя долго ждать. Испытуемые, избравшие стратегиюсотрудничества, были склонны делать это с первых же попыток,с тем чтобы побудить своих партнеров продолжить сотрудниче-ство. Тем самым их предположения оправдывались. Действитель-но, предпочитая сотрудничество, они не только создавали ситу-ацию, в которой их партнеры могли сравнительно легко отве-тить им тем же (и которая не вызывала у партнеров большогоискушения переключиться на отказ от сотрудничества), — этаситуация поощряла к сотрудничеству и их самих, поскольку со-знательно поддерживаемое сотрудничество позволяло обоим бытьвполне довольными происходящим.

Испытуемые, решившие отказаться от сотрудничества и сде-лавшие такой выбор при первой же попытке, также получалиподтверждение своим пророчествам. Подобное поведение лиша-ло их партнеров, решивших поначалу сотрудничать, желанияпродолжать в том же духе (что означало бы позволить использо-вать себя и далее) и едва ли давало повод потенциальным «экс-плуататорам» перейти к сотрудничеству (если только они самине желали подвергнуться почти неизбежной эксплуатации). По-этому предсказания тех, кто предпочел отказаться от сотрудни-чества с самого начала, тоже подтвердились. Более важным здесь,однако, представляется то, что «отказники» создавали такимобразом среду, поощрявшую и даже обязывавшую их продол-жать отказываться от сотрудничества. Ибо они могли ожидать(и при том совершенно справедливо), что переключение на ре-жим сотрудничества сделает их уязвимыми для эксплуататорскойстратегии другого участника эксперимента — стратегии, исполь-зование которой было вызвано или даже спровоцировано их жесобственными предшествующими попытками эксплуатации, атакже их страхом сделаться ее объектом.

Вряд ли отыщется множество более ясных примеров, кото-рые показывали бы, как восприятие и предположения действу-ющих лиц (основанные изначально на глубоких личных убежде-ниях или проистекающие из относительно случайных различийв интерпретации ситуации) диктуют реакции, изменяющие средутаким образом, чтобы заставить эти реакции стать, кроме того,и ситуационно детерминированными. Келли и Стахельский на-

17«


глядно продемонстрировали нам еще одну «личностную прит-чу», которая, возможно, менее известна, но не менее поучи-тельна, чем описанные в главе 2 ситуационистские притчи.

Отзывчивость fe потребности другихВ предсказуемости

Одним из наиболее важных способов, с помощью которыхлюди трансформируют социальные ситуации, делая, таким об-разом, собственное поведение и поведение окружающих болеепредсказуемым, является принятие на себя или требование отдругих определенных обязательств. Готовность взять на себя сме-лость предсказать с уверенностью, что Мисс Джентилл явится кнам сегодня вечером на ужин, а также готовность потратиться исделать другие приготовления для обеспечения этого предсказа-ния лишь в очень малой степени основываются на знании ееличностных диспозиций или даже ситуации, в которой она вданный момент пребывает. Мы можем мало что знать о том, об-щительный ли она в целом человек, любит ли званые ужины илипо крайней мере те, которые принято устраивать у нас. Мы мо-жем так же мало знать о ее дефиците времени, обязанностях,выполнение которых выпадает на это же время, привлекатель-ных для нее альтернативных вариантах времяпрепровождения илио других ситуационных ограничениях, воздействие которых онаиспытывает. И конечно же, мы не имеем счастья знать в точнос-ти, как она сама расценивает наше приглашение и какой будетнаша вечеринка в ее представлении. Все эти неопределенностимогли бы сделать наше предсказание очень затруднительным, еслибы не тот факт, что она приняла наше приглашение и упомянуласегодня утром, что прихватит с собой пару бутылочек отличного«Каберне», и при этом до сих пор не позвонила, чтобы сооб-щить о каком-либо изменении в своих планах. Ибо по крайнеймере «в нашей округе» люди, связавшие себя подобными обяза-тельствами, непременно приходят, если только не дают знатьзаранее, что нам следует пересмотреть наши ожидания.

В более широком смысле это означает, что люди зачастую спониманием относятся к затруднениям тех, кто должен предви-деть их реакцию. Ибо социальная гармония отчасти зависит отнашей готовности и способности помогать другим правильнопредсказывать наши собственные реакции, равно как и от нашейготовности и способности реагировать так, чтобы это подтверж-


дало предсказания, сделанные о нас другими людьми. В соответ-ствии с этим во многих важных сферах социального поведениямы сигнализируем о своих намерениях и вообще стараемся оп-равдывать ожидания друг друга.

Мы хотим снова обратить ваше внимание на контраст междутребованиями повседневного опыта и логикой исследовательс-ких проектов, целью которых является проверка существованияличностных черт или точности социальных предсказаний. В лабо-раторных условиях, равно как и в «полевых», грамотный иссле-дователь будет стараться устроить все так, чтобы люди, за чьимиреакциями ведется наблюдение, не обращали бы внимания натех, кто это наблюдение проводит, или, что еще лучше, не по-дозревали бы об этом вовсе. Он будет пытаться обеспечить, что-бы никакие надежды или ожидания наблюдателей не дошли додействующих лиц и чтобы эти лица не могли сделать хоть какой-нибудь намек относительно собственных намерений тем, ктопредсказывают. Естественно, экспериментатор также попытаетсяисключить какие-либо обещания или обязательства, заключениеконтрактов и возникновение любых других обстоятельств, обя-зывающих действующих людей быть предсказуемыми или требу-ющих, чтобы они предупреждали всех заинтересованных лиц отом, что собираются предпринять нечто неожиданное. И вновьповторим: отсутствие подобных «загрязняющих» воздействий,свойственных реальным ситуациям, будет делать поведениеиспытуемого менее предсказуемым, а эффективность человека,дающего уверенные предсказания, очень низкой (Einhorn &Hogarth, 1978; Swann, 1984).

Важно отдавать себе отчет в том, что реакции, которые намнаиболее часто приходится предсказывать в реальной жизни,могут быть очень сильно детерминированными. Избираемые людь-ми роли, ситуационные силы, действующие на всякого, прини-мающего на себя подобные роли, ожидания, доводимые наблю-дателями до сведения действующих лиц и обязательства действу-ющих лиц перед наблюдателями, — все эти факторы могутвзаимно усиливать друг друга. Именно эта избыточная детерми-нированность способствует согласованности и предсказуемостиповедения и позволяет нам делать в целом правильные предска-зания, даже опуская или ошибочно интерпретируя некоторыеважные аспекты информации, служащей основанием для нашихпредсказаний. Если эта избыточная детерминированность будетУстранена — усилиями ли корректного и дотошного исследова-

 


262 Глава 6

теля либо путем значительного изменения социального контек-ста, в котором действует интересующий нас человек, то можнос уверенностью ожидать проявления очевидной несогласованно-сти реакций и нетипично большого числа ошибок со сторонытех, кто пытается предсказать поведение данного человека. Когдаже, как мы увидим далее, личностные и ситуационные факторы,наоборот, взаимодействуют друг с другом достаточно тесно, томы можем получить значения показателей стабильности и пред-сказуемости социального поведения, достаточно впечатляющиедля того, чтобы озадачить слишком примитивно мыслящих си-туационистов.

преемственность ПОВЕДЕНИЯ В ТЕЧЕННЕЖЙЗНУ

Из приведенного нами выше анализа непосредственно выте-кает наблюдаемая преемственность поведения, которая, похо-же, обнаруживается на протяжении жизни индивида (Block, 1971).Легко, конечно, проследить, каким образом проявляемая от-дельными наблюдателями тенденциозность в отборе информа-ции и интерпретации поведения отдельных людей может приве-сти к возникновению у них преувеличенного впечатления обустойчивости и преемственности этого поведения. Ясно, чтоподобная преемственность на протяжении жизненного пути —как реальная, так и воспринимаемая наблюдателями — можетотражать скорее стабильность давлений и ограничений среды,чем устойчивость склонностей или диспозиций того или иногоиндивида. Однако из нашего предыдущего обсуждения стано-вится ясно также то, что взаимодействие между человеком и егосоциальной средой (иными словами, кумулятивные и агрегиро-ванные эффекты делаемых человеком выборов, а также реакциясоциальной среды на его поведение и репутацию) может бытьпричиной важных проявлений преемственности в поступках ирезультатах действий индивида на протяжении всей его жизни(Caspi, Bern & Elder, 1989). Очевидно также, что с помощьюлюбой исследовательской схемы, которая тщательно отбирает исохраняет в неизменном виде тестовые ситуации, подобную пре-емственность выявить очень трудно. (На самом же деле посред-ством подобной схемы можно даже полностью свести ее прояв-ления на нет.) В частности, в рамках данной схемы никто и


никогда не стал бы ставить испытуемых в условия, в которых ихсформировавшаяся ранее репутация побуждала бы других людейрассматривать их в ином свете или ограничивать их поведенчес-кие возможности!

Подобные кумулятивные последствия личностно-ситуацион-ных взаимодействий все же нашли отражение в несколькихпосвященных этому специальных исследованиях. Например, мыузнали, что крайне агрессивные дети создают в своей семье чрез-вычайно напряженную обстановку, которая в свою очередь по-буждает их к дальнейшему проявлению агрессивности (Patterson,1982). Мы знаем также, что агрессивные дети ожидают проявле-ния враждебности со стороны других (Dodge, 1986) во многомтак же, как конкурирующие испытуемые в эксперименте Келлии Стахельского ожидали от других выбора конкуретной страте-гии. Соответственно подобные дети могут своим поведением про-воцировать агрессию со стороны окружающих, что подтвержда-ет их убеждения и поощряет к агрессивному поведению в даль-нейшем. Аналогичные процессы могут вызывать сходныекумулятивные последствия у чрезмерно застенчивых, зависимыхили импульсивных детей, а также у детей, обладающих незау-рядными либо, наоборот, чрезвычайно неразвитыми способно-стями к тому или иному виду деятельности. Путем сознательноговыбора своих занятий и партнеров, а также благодаря влияниюсвоих действий на чувства и реакции окружающих дети, облада-ющие данными свойствами, создают определенные характерис-тики среды, которые в свою очередь диктуют этим детям даль-нейшие действия и их результаты.

В ходе одного особенно показательного анализа Каспи, Элдери Бем (Caspi, Elder & Bern, 1987) изучили результаты проводив-шегося в Беркли лонгитюдного обследования группы мальчиков,в ходе которого документировались кумулятивные последствияюношеской «неуравновешенности». На первом этапе предприня-того ими анализа обнаружилось, что показатели раздражитель-ности, эмоциональной нестабильности и недостаточности само-контроля, зафиксированные в то время, когда мальчикам былопо десять лет, коррелировали с оценками этих же параметров,которые были даны внешними наблюдателями через 20 лет, наУровне от 0,27 до 0,45. Дальнейший анализ показал, что неурав-новешенные подростки покинули школу раньше, чем их болееУравновешенные товарищи (что едва ли вызовет удивление, еслипринять во внимание реакцию учителей и товарищей на раздра-

 


264 Глава 6

жительность и неспособность сдерживать эмоциональные поры-вы). Они также получили менее престижную работу, чаще прояв-ляли нисходящую социальную мобильность (что тоже не слиш-ком неожиданно, хотя бы по причине сравнительного недостат-ка образования) и имели вдвое больше шансов на то, чтобы ихбрак завершился разводом (результат, без сомнения отражаю-щий влияние первых двух обстоятельств, равно как и сохраняю-щихся проблем с эмоциональной уравновешенностью, а, воз-можно, также связанный с послужным списком обследованных).

Похожие результаты Каспи, Элдер и Бем (Caspi, Elder &Bern, 1988) получили и в отношении таких черт, как застенчи-вость и зависимость. Данная работа повторяет и развивает болеераннее и очень незаурядное исследование Блока (Block, 1971),продемонстрировавшего заметную стабильность жизненных до-стижений и согласованность оценок наблюдателей в отношениинекоторых черт личности на протяжении длительных периодовжизни. В результате проведенного исследователем анализа былообнаружено, что в каждом случае по каждой черте личности со-храняется стабильность оценок на протяжении жизненного путииндивида. Было продемонстрировано также и то, каким образомхарактерные паттерны поведения ребенка (а также реакции, вы-зываемые подобным поведением со стороны окружающих) спо-собствовали формированию среды, стимулировавшей подобнуюпреемственность темперамента и приводившую к предсказуемымпоследствиям для профессиональной карьеры и семейных отно-шений данного человека.

В свете рассмотренной в главе 4 проблемы агрегирования по-казателей стоит заметить, что вывод о преемственности поведе-ния на протяжении жизни человека возникает благодаря связяммежду такими предсказывающими и результирующими показа-телями, которые явно отражают множественные события. Ведьребенок приобретает репутацию неуравновешенного и в связи сэтим становится объектом особого внимания только после це-лой череды проявлений грубости (оттеняемой, возможно, ред-кими вспышками крайней агрессивности) на протяжении неко-торого периода. Аналогичным образом, людей не гонят с работыи не требуют от них развода на основании единичных поведен-ческих проявлений, однако когда их накапливается слишком мно-го, то это нельзя уже больше игнорировать. Как отмечали Каспии его коллеги, именно кумулятивный характер последствий по-ведения, а не сама по себе кумулятивная техника построения


поцказателей, обеспечивает впечатляющую величину соответству-ющих коэффициентов корреляции.

По иронии судьбы, Уолтер Мишел — теоретик, чья критикаобыденной теории личности была столь подробно рассмотренанами выше, тоже получил и опубликовал свои собственные эм-пирические данные, касающиеся преемственности поведения напротяжении жизни. Он обнаружил, в частности, что четырехлет-ние дети, успешно «откладывавшие вознаграждение» в некото-рых из его лабораторных ситуаций, повзрослев, стали демонст-рировать более высокий уровень социальной и когнитивной ло-яльности, добившись благодаря этому более высоких учебныхрезультатов. Действительно, простая корреляция между измерен-ным в дошкольном возрасте временем, на которое они былиспособны откладывать вознаграждение, и последующими пока-зателями теста академических способностей (SAT) составила 0,42для вербальных способностей и 0,57 — для математических(Mischel, Shoda & Rodriguez, 1989).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.