КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В повседневной жизни 1 страница
Несмотря на пространность данной главы, мы более чем убеждены в том, что за рамками нашего рассмотрения осталось множество интересных и ценных случаев применения социальной психологии на практике — не только в затронутых нами на этих страницах сферах индустриальной психологии, образования и медицины, но и в области права, бизнеса, урегулирования конфликтов и международных отношений (см. Fisher, 1982; Oskamp, 1984). Тем не менее мы верим, что с помощью отобранного нами материала нам удалось подчеркнуть практическую полезность более общих теоретических идей и достижений, обсуждавшихся на протяжении этой книги. Мы хотели бы закончить ее, напомнив читателю о возможностях применения этих идей в повседневной жизни. Мы полагаем, что центральные принципы социальной психологии и примеры их приложения к настоятельным проблемам реаль- 25 - 658 386 Глава 8 ной жизни могут послужить выработке своего рода интеллектуального катехизиса, способного направлять наши реакции на события, свидетелями которых мы являемся лично, а возможно даже, и на сообщения, получаемые нами из вторых рук. Этот катехизис предостерегает нас против построения скороспелых умозаключений о людях и о смысле их поведения. Вместо этого, сталкиваясь со словами и поступками, которые при первом рассмотрении свидетельствуют о величайшей глупости, продажности или добродетели (т.е. с поведением, предполагающим наличие исключительных личностных качеств любого рода), мы должны приказать себе сделать паузу и внимательно рассмотреть ситуацию. Каковы детали непосредственной ситуации, в которой поведение имеет место? Как интерпретирует ситуацию действующий в ней человек? Каков более широкий социальный контекст или социальная система, в которой действовали участники ситуации? Говоря более конкретно, какие объективные черты ситуации, субъективные интерпретации или соображения о напряженных системах могли бы позволить рассматривать исключительные, на первый взгляд, поступки как менее исключительные и более согласующиеся с тем, что подсказывает нам опыт наблюдения обычного поведения обычных людей (включая и нас самих)? Мы просто обязаны задаваться подобными вопросами, видя, как любимый нами человек делает глупый, на первый взгляд, выбор в сфере работы или человеческих отношений. Мы обязаны задаваться ими даже тогда, когда презираемый нами человек действует явно достойным презрения образом. Социально-психологическая точка зрения требует от нас не только задавать конкретные и зачастую непопулярные вопросы, но и рассматривать предварительные, часто противоречащие друг другу “рабочие гипотезы”. Столкнувшись с информацией о том, что отдельные индивиды или группы людей не реагируют на побуждения или другие, мощные, на первый взгляд, ситуационные факторы, мы всякий раз обязаны всерьез заподозрить, что имеющаяся у нас информация о той или иной ситуации ошибочна или неполна либо что нам не удалось адекватно оценить расхождение между нашим собственным видением ситуации и тем, какой она предстает в глазах участвующих в ней людей. Когда же (что случается слишком часто) люди оказываются не в состоянии изменить старым привычкам перед лицом более чем убедительной необходимости это сделать, мы обязаны всеми силами противиться искушению отнести их неспособность измениться на счет свойственной им косности, глупости либо темных, низ-, менных побуждений. Вместо этого мы обязаны более глубоко задуматься о динамике сил, служащих поддержанию статус кво. Мы должны рассмотреть неявные функции, выполняемые существующими способами поведения, равно как и препятствующие изменениям незримые силы. И наоборот, когда внешне незначительные события порождают значительные изменения в поведении, мы не должны чересчур поспешно или бездумно прибегать к характерологическим объяснениям подобной изменчивости. Вместо этого нам следует вновь обратиться к уже знакомым нам трем китам: к ускользающим из поля зрения деталям ситуации, к недооцененным различиям в интерпретации или субъективном смысле, и к нарушениям динамического равновесия социальных сил, которые, не будучи вполне нами осознаны, помогали до сих пор поддерживать статус кво. Описанные нами более конкретные исследовательские результаты и теории могут служить дальнейшим руководством к действию. Последователи Курта Левина не перестают напоминать нам, что если добиться позитивных изменений индивидуального или коллективного поведения оказывается трудно, то мы должны задуматься о той роли, которую играют уже существующие групповые стандарты и другие сдерживающие силы, а также и о канальных факторах, которые можно было бы использовать для фасилита-ции и облегчения связи между позитивными аттитюдами или ценностями, с одной стороны, и позитивными поступками — с другой. Приверженцы теории диссонанса и самовосприятия продолжают напоминать нам о том, что если нашей целью является “интернализация”, а не “внешнее подчинение”, то, пытаясь осуществлять социальный контроль, мы должны быть сдержанны и умны, а иногда даже и непрямолинейны. Они открывают нам глаза на то, что отдавать ребенка в музыкальную школу лучше после, а не до того, как он сам попросит об этом, а для того, чтобы обеспечить выполнение работы, требуется не более чем “достаточное количество” угроз и побуждений. Они также учат нас не требовать от людей изменения стиля своего поведения, побуждая их вместо этого поступать в соответствии с наиболее позитивными аспектами их же собственных убеждений, ценностей и представлений о себе. Теоретики социального научения напоминают нам о потенциальной ценности (или об издержках) демонстрации людям, на которых мы хотим повлиять, конкретных социальных моделей. И что, возможно, наиболее важно, теоретики атрибуции призывают нас создавать ощущение владения ситуацией у тех, кто 25* 388 Глава 8 нуждается в нашем содействии, т.е. предлагать им помощь так, чтобы их ощущение собственной эффективности и самооценка не притуплялись, а наоборот, возрастали, придавая им мужества принять на себя ответственность за собственную судьбу. Те принципы, которые были преподаны нам социальной психологией на протяжении последних 60 лет, имеют широчайшие социальные, политические, равно как и личностные следствия. Экономист и политолог Томас Сауэлл (Thomas Sowell, 1987) утверждал, что на протяжении столетий друг другу противостояли два противоположных взгляда на природу человека и общество. Он определяет эти взгляды как “ограниченный” и “неограниченный”. “Ограниченный” взгляд предполагает, что человеческая природа и основные направления общественной жизни относительно фиксированы и с трудом поддаются изменению, что результаты намеренного вмешательства с целью достичь подобных изменений непредсказуемы и обычно включают непредвиденные негативные последствия, сводящие на нет либо перевешивающие эффект позитивных результатов. “Неограниченный” взгляд означает, что природа человека в высшей мере пластична и податлива и что мы знаем законы индивидуальной психики и социальных систем достаточно хорошо для того, чтобы быть в состоянии планировать социальные программы, способные привести к надежному улучшению условий человеческого существования. Нам представляется, что социальная психология достаточно ясно определяет свою позицию в данном вопросе, частично разделяя позицию приверженцев ограниченного, а частично — неограниченного взгляда на социальную реальность. Приверженцы “ограниченного” взгляда, безусловно, правы в своем утверждении, что результаты целенаправленных социальных воздействий трудно предсказать. Правы они также и в определении причины этого, т.е. в том, что сегодняшнее состояние общественных наук не отвечает (мы пошли бы дальше, заявив, что, возможно, и никогда не будет отвечать) задаче предвидения последствий новых социальных проектов. Сейчас социальные психологи регулярно сталкиваются с тем, что было чрезвычайно редким явлением в течение всего XX в. — с возможностью систематически обнаруживать, что их предсказания о последствиях той или иной социальной ситуации были ошибочны. Занимаясь лабораторными исследованиями, в своих гипотезах мы гораздо чаще бываем безнадежно неправы, чем бесспорно правы, и быть правыми наполовину уже представляется нам неким достижением. Когда же Применение социальной психологии на практике 389 мы перемещаемся'из лабораторий в условия прикладного исследования, список наших достижений отнюдь не пополняется, а если вообще претерпевает изменения, то в худшую сторону. Вместе с тем к настоящему времени накоплено достаточно свидетельств, чтобы присоединиться к “неограниченному” взгляду на вопрос о достижимости благотворных последствий социальных программ. В данной главе мы привели лишь небольшую выборку из множества успешных социальных проектов, предпринятых социальными исследователями. И хотя мы не можем быть заранее уверены ни в успехе любой отдельно взятой программы, ни даже в том направлении, которое она может принять, к настоящему времени мы знаем, что вмешательство в чью-либо несчастную жизнь или в нарушенные социальные процессы зачастую может увенчаться счастливым исходом. Давшиеся с трудом выводы социальной психологии — о значении канальных факторов, референтных групп, атрибуции собственной эффективности и ответственности, а также тонкой динамики взаимно уравновешенных сил, действующих в когнитивных и социальных системах — составляют репертуар стратегий, которые можно использовать в дополнение к здравому смыслу при планировании подобных проектов. Как красноречиво заявлял Доналд Кэмпбелл (Donald Campbell, 1969) в своей работе, весьма уместно озаглавленной “Реформы как эксперименты”, до тех пор, пока новые социальные программы будут осуществляться в духе эксперимента, пока будут сохраняться серьезные намерения систематически оценивать их эффективность, выполняемая нами роль социальных инженеров будет постоянно необходима. Маятник общественного мнения, несомненно, качнулся слишком далеко в сторону противления подобным экспериментам. На самом деле в силу того, что сегодня перед нами стоят проблемы последнего десятилетия XX в. и следующего тысячелетия, общество испытывает беспрецедентную потребность в социальных исследователях. Пройдя должное очищение опытом, не спешащая высказывать самоуверенные предсказания или давать необдуманные обещания, наша наука оснащена теоретическим и методологическим инструментарием, способным сделать жизнь богаче и полнее.
Литература --------------$-------------- Abbey, A. (1982). Sex differences in attributions for friendly behavior: Do males mis-perceive females' friendliness? Journal of Personality and Social Psychology, 42, 830—838. Abelson, R. P. (1981).The psychological status of the script concept. American Psychologist, 36, 715-729. Abelson, R. P. (1985). A variance explanation paradox: When a little is a lot. Psychological Bulletin, 97, 129-133. Abramson, L. Y., Garber, J., & Seligman, M. E. P. (1980). Learned helplessness in humans: An attributional analysis. In J. Garber & M. E. P. Seligman (Eds.), Human helplessness: Theory and applications. New York: Academic. Abt, С. С (Ed.). (1976). The evaluation of social programs. Beverly Hills, CA: Sage. Academic. Ader, R. (1981). Psychoneuroimmunology. New York: Academic. Adorno, T. W., Frenkel-Brunswik, E., Levinson, D., & Sanford, R. N. (1950). The authoritarian personality. New York: Harper. Albright, L., Kenny, D. A., & Malloy, Т. Е. (1988). Consensus in personality judgments at zero acquaintance. Journal of Personality and Social Psychology, 55, 337-348. Alker, H. A. (1972). Is personality situationally consistent or intrapsychically consistent? Journal of Personality, 40, 1 — 16. Allport, G. W. (1937). Personality: A psychological interpretation. New York: Holt. Allport, G. W. (1954). The historical background of modern social psychology. In G. Lindzey (Ed.), Handbook of social psychology (Vol. 1). Cambridge, MA: Addison-Wesley. Allport, G. W., & Odbert, H. S. (1936). Trait-names: A psycholexical study. Psychological Monographs, 27(Whole No. 211). Andersen, S. M. (1984). Self-knowledge and social inference: II. The diagnosticity of cognitive/affective and behavioral data. Journal of Person- ality and Social Psychology, 46, 294-307. Andersen, S. M., & Ross, L. (1984). Self-knowledge and social inference: 1. The impact of cognitive/affective and behavioral data. Journal of Personality and Social Psychology, 46, 280-293. Anderson, С. А. (1987). Temperature and aggression: Effects on quarterly, yearly, and city rates of violent and nonviolent crime, Journal of Personality and Social Psychology, 52, 1161-1173. Anderson, C. A., & Anderson, D. С (1984). Ambient temperature and violent crime: Tests of the linear and curvilinear hypotheses, Journal of Personality and Social Psychology, 46, 91-97. Anderson, N. H. (1965). Averaging versus adding as a stimulus combination rule in impression formation. Journal of Experimental Psychology, 70, 394-400. Anderson, N. H. Литература 391 (1974). Cognitive algebra: Integration theory applied to social attribution. In L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology (Vol. 7). New York: Academic. Anthropology, 82, 759-781. Ares, С. Е., Rankin, A., & Sturz, H. (1963). The Manhattan bail project: An interim report on the use of pretrial parole. New York University Law Review, 38, 67-95. Arkin, R., & Duval, S. (1975). Focus of attention and causal attributions of actors and observers. Journal of Experimental Social Psychology, 11, 427-438. Aronson, E. (1969). The theory of cognitive dissonance: A current perspective. In L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology (Vol. 4). New York: Academic. Aronson, E., & Carlsmith, J. M. (1963). Effect of the severity of threat on the devaluation of forbidden behavior. Journal of Abnormal and Social Psychology, 66, 584—588. Aronson, E., & O'Leary, M. (1983). The relative effectiveness of models and prompts on energy conservation: A field experiment in a shower room. Journal of Environmental Systems, 12, 219-224. Asch, S.E. (1940). Studies in the principles of judgments and attitudes: II. Determination of judgments by group and by ego standards. Journal of Social Psychology. 12, 433-465. Asch, S. E. (1948). The doctrine of suggestion, prestige, and imitation in social psychology. Psychological Review, 55, 250-277. Asch, S. E. (1951). Effects of group pressures upon the modification and distortion of judgment.In H.Guetzkow (Ed.), Groups,leadership,and men. Pittsburgh: Carnegie Press. Asch, S. E. (1952). Social psychology. New York: Prentice-Hall. Asch, S. E. (1955, November). Opinions and social pressure. Scientific American, 31-35. Asch, S. E. (1956). Studies of independence and conformity: A minority of one against a unanimous majority. Psychological Monographs, 70 (9, Whole No. 416). Back, K. (1951). The exertion of influence through social communication. Journal of Abnormal and Social Psychology, 46, 9-23. Back, K. (1972). Beyond words: The story of sensitivity training and the encounter movement. Russell Sage Foundation. Bahr, H. M, & Harvey, C. D. (1979). The social psychology of religion. London: Routledge & Kegan Paul. Ball, D. W. (1972). The definition of the situation: Some theoretical and methodological consequences of taking W. I. Thomas seriously. Journal of Theory in Social Behavior, 2, 61-82. Bandura, A. (1973). Aggression: A social learning analysis. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. Bandura, A. (1977a). Self-efficacy mechanism in human agency. American Psychologist, 37, 122-147. Bandura, A. (1977b). Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change. Psychological Review, 84, 191—215. Bandura, A. (1986). Social foundations of thought and action: A social cognitive theoiy. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. Bandura, A. (1989). Self-efficacy mechanisms in psychological activation and health promoting behavior. In J. Madden, IV, S. Matthysse, & J. Barchas (Eds.), Adaptation, learning, and affect. New York: Raven. Bandura, A., & Schunk, D. H. (1981). Cultivating competence, self-efficacy, and intrinsic interest through proximal self-instruction. Journal of Personality and Social Psychology, 41, 586-598. Barker, R. G. (1968). Ecological psychology. Stanford. CA: Stanford. 392 Литература Barry, H., Child, 1., & Bacon, M. (1959). Relation of child training to subsistence economy. American Anthropologist, 61, 51—63. Barsalou, L. W. (1987). The instability of graded structure: Implications for the nature of concepts. In U. Neisser (Ed.), Concepts and conceptual development: Ecological and intellectual factors in categorization. New York: Cam- bridge. Bartlett, F. C. (1932). Remembering. Cambridge: Cambridge. Beecher, H. K. (1959). Measurement of subjective responses. New York: Oxford. Bellah, R.N., Madsen, R., Sullivan, N.M Swidler, A., & Tipton, S. M.(1985). Habits of the heart. Individualism and commitment in American life. Berkeley, CA: University of California Press. Bern, D. J. (1967). Self-perception: An alternative interpretation of cognitive dissonance phenomena. Psychological Review, 74, 183—200. Bern, D. J. (1972). Self-perception theory. In L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology (Vol. 6). New York: Academic. Bern, D. J., & Alien, A. (1974). On predicting some of the people some of the time: The search for cross-situational consistencies in behavior. Psychological Review, 81, 506—520. Bern, D. J., & Funder, D. C. (1978). Predicting more of the people more of the time: Assessing the personality of situations. Psychological Review, 85, 485—501. Bern, S. L. (1981). Gender schema theory: A cognitive account of sex typing. Psychological Review, 88, 354-364. Bern, S. L. (1985). Androgyny and gender schema theory: A conceptual and empirical integration. In Т. В. Sonderegger (Ed.), Nebraska symposium on motivation: Psychology and gender (Vol. 32). Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press. Bennett, E. (1955). Discussion, decision, commitment and consensus in «group decision». Human relations, 21, 251—273. Berelson, B. R., Lazarsfeld, P. R., & McPhee, W. N. (1954). Voting. Chicago: University of Chicago Press. Berkowitz, L., & Frodi, A. (1979). Reactions to a child's mistakes as affected by her/ his looks and speech. Social Psychology Quarterly, 42, 420—425. Block, J. H. (1971). Lives through time. Berkley, CA: Bankroft Books. Block, J. H. (1977). Advancing the psychology of personality: Paradigmic shift or improving the quality of research? In D. Magnusson & N. S. Endier (Eds.), Personality at the crossroads: Current issues in international psychology. Hillsdale, NJ: Erlbaum. Borgida, E., & Nisbett, R. E. (1977). The differential impact of abstract versus concrete information on decisions. Journal of Applied Social Psychology, 7, 258—271. Bornstein, P. E., Clayton, P. J., Hlikas, J. A., Maurice, W. L., & Robins, E. (1973). The depression of widowhood after thirteen months. British Journal of Psychiatry, 12, 561-566. Boykin, W.A.(1986).The triple quandary and the schooling of Afro-American children. In U. Neisser (Ed.), The school achievement of minority children. Hillsdale, NJ: Erlbaum. Bramel, D., & Friend, R. (1981). Hawthorne, the myth of the docile worker, and class bias in psychology. American Psychologist, 36, 867—878. Brandon, E., Lawrence, A., Griffin, D. W., & Ross, L. (1991). Lay views of cross-situational consistency and predictability for «simple» versus «aggregated» measures. Unpublished manuscript. Stanford University. Brickman, P., Coates, D., & Janoff-Bulman, R. J. (1978). Lottery winners and accident victims: Is happiness relative? Journal of Personality and Social Psychology. 36, 917—927. Brockner, J., & Swap, W.C.(1983). Resolving the relationships between placebos, misattribution, and insomnia: An individual-differences perspective. Journal of Personality and Social Psychology, 45, 32—42. Литература 393 Brooks, С. (1985). Language of the American South. Athens, GA: University of Georgia. Brophy, J. E., & Good, T. L. (1974). Teacher-student relationships: Causes and consequences. NY: Holt. Brown, R. (1965). Social psychology. Glencoe, IL: Free Press. Brown, R. (1986). Social psychology: The second edition. New York: Free Press. Bruner, J. (1957). Contemporary approaches to cognition. Cambridge, MA: Harvard. Brunswik, E. (1956). Perception and the representative design of psychological experiments (2nd ed.). Berkeley: University of California Press. Bryan, J. H., & Test, M. A. (1967). Models and helping: Naturalistic studies in aiding behavior. Journal of Personality and Social Psychology, 6, 400—407. Buss, D. M., & Craik, К. Н. (1983). The act frequency approach to personality. Psychological Review, 90, 105-126. Buss, D. M., & Craik, К. Н. (1984). Acts, dispositions, and personality. Progress in Experimental Personality Research, 13, 241-301. Calder, B. J., Ross, M., & Insko, С. А. (1973). Attitude change and attitude attribution: Effects of incentive, choice, and consequences. Journal of Personality and Social Psychology, 25, 84-99. Campbell, D. T. (1969). Reforms as experiments. American Psychologist, 24, 409-429. Campbell, D. Т., & Stanley, J. C. (1963). Experimental and quasi-experimental designs for research on teaching. In N. 1. Gage (Ed.), Handbook of research on teaching. Chicago: Rand McNally. Campbell, D. Т., & Stanley, J. С (1966). Experimental and quasi-experimental designs for research. Chicago: Rand McNally. Рус. пер.: Эксперименты и квази-эксперименты//Аэл<и5елл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. Сост. и общая ред. М.И. Бобневой. М., 1980. С. 34—191. Cann, A., Sherman, S. J., & Elkes, R. (1975). Effects of initial request size and timing of a second request on compliance: The foot in the door and the door in the face. Journal of Personality and Social Psychology, 22, 774—782. Cantor, N., & Kihistrom, J. F. (1987). Personality and social intelligence. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. Cantor, N., & Mischel, W. (1979). Prototypes in person perception. In L. Berkovvitz (Ed.), Advances in experimental social psychology (Vol. 12). New York: Academic. Cantor, N., Mischel, W., & Schwartz, J. (1982). A prototype analysis of psychological situations. Cognitive Psychology, 14, 45—77. Cantor, N., Norem, J. K., Niedenthal, P. M., Langston, C. A., & Brower, A. M. (1987). Life tasks, self-concept ideals, and cognitive strategies in a life transition. Journal of Personality and Social Psychology, S3, 1178—1191. Carlsmith, J. M., & Gross, A. E. (1968). Some effects of guilt on compliance. Journal of Personality and Social Psychology, 11, 232—239. Cartwright, D.(1949).Some principles of mass persuasion: Selected findings of research on the sale of U.S. War Bonds. Human Relations, 2, 253—267. Cartwright, D. (Ed.). (1951). Field theory in social science, by Kurt Lewin. New York: Harper. Cartwright, D., & Zander, A. (1953). Group dynamics. (First Edition). Evanston, IL: Row, Peterson and Company. Caspi, A., Bern, D. J., & Elder, G. H., Jr. (1989). Continuities and consequences of interactional styles across the life course. Journal of Personality. 57, 375—406. Caspi, A., Elder, G. H., Jr„ & Bern. D. J. (1988). Moving away from the world: Life-course patterns of shy children. Developmental Psychology, 24, 824—831. Литература Caspi, A., Elder, G. H., Jr., & Bern, D. J. (1987). Moving against the world: Life-course patterns of explosive children. Developmental Psychology, 22, 303—308. Chaiken, S. (1979). Communicator physical attractiveness and persuasion. Journal of Personality and Social Psychology, 37, 1387—1397. Champagne, А. В., Klopfer, L. E., & Anderson, J. H. (1980). Factors influencing the learning of classical mechanics. American Journal of Physics, 8, 1074—1079. Chaplin, W. F., & Goldberg, L. R. (1985). A failure to replicate the Bern and Alien study of individual differences in cross-situational consistency. Journal of Personality and Social Psychology, 47, 1074-1090. Chapman, L. J., & Chapman, J. P. (1967). Genesis of popular but erroneous diagnostic observations. Journal of Abnormal Psychology, 72, 193-204. Chapman, L. J., & Chapman, J. P. (1969). Illusory correlation as an obstacle to the use of valid psychodiagnostic signs. Journal of Abnormal Psychology, 74, 271—280. Cialdini, R. B. (1988). Influence: Science and practice, (2nd Edition). Glenview, IL: Scott, Foresman/Little, Brown. Рус. пер.: Чалдини Р. Психология влияния. СПб. 1999. Cialdini, R. В., Vincent, J. E., Lewis, S. K., Catalan, J., Wheeler, D., & Darby, B. L.(1975).A reciprocal concessions procedure for inducing compliance: The door-in-the-face technique. Journal of Personality and Social Psychology, 21, 206—215. Citation World Atlas. (1980). Maplewood, NJ: Hammond. Clifford, M. M., & Walster, E. H. (1973). The effect of physical attractiveness on teacher expectations. Sociology of Education, 46, 248—258. Coch, L, & French, J. R. P., Jr. (1948). Overcoming resistance to change. Human Relations, 1, 512-532. Cohen, J. (1965). Some statistical issues in psychological research. In B. B. Wolman (Ed.), Handbook of clinical psychology. New York: McCraw-Hill. Cohen, J. (1977). Statistical power analysis for the behavioral sciences. (Rev. ed). New York: Academic. Cohen, S., & McKay, G. (1984). Social support, stress, and the buffering hypothesis: A theoretical analysis. In A. Baum, J. E. Singer, & S. E. Taylor (Eds.), Handbook of psychology and health (Vol. 4). Hillsdale, NJ: Erlbaum. Cohen, S., & Williamson, G. M. (1991). Stress and infectious diseases in humans. Psychological Bulletin, 109, 5-24. Collins, В. Е. (1974). Four components of the Rotter internal-external scale: Belief in a difficult world, a just world, a predictable world, and a politi- cally responsive world. Journal of Personality and Social Psychology, 29, 381—391. Condry, J. (1977). Enemies of exploration: Self-initiated versus other-initiated learning. Journal of Personality and Social Psychology, 35, 459—477. Conley, J. J. (1984). Relation of temporal stability and cross situational consistency in personality: Comment on the Mischel-Epstein debate. Psychological Review, 9, 491—496. Consortium for Longitudinal Studies. (1978). Lasting effects after preschool. Washington, D.C.: Department of Health, Education, and Welfare. Cook, S. W. (1957). Desegregation: A psychological analysis. American Psychologist, 12, 1-13. Cook, S. W. (1979). Social science and school desegregation: Did we mislead the Supreme Court? Personality and Social Psychology Bulletin, 5, 420—437. Cook, S. W. (1985). Experimenting on social issues: The case of school desegregation. American Psychologist, 40, 452—460. Cook, T. D., & Campbell, D. T. (1979). Quasi-experimentation: Design and analysis issues for field settings. Chicago: Rand McNally. Литература Cooper, J., & Fazio, R. H. (1979). The formation and persistence of attitudes that support intergroup conflict. In W. G. Austin & S. Worchel (Eds.), The psychology of intergroup relations. Monterey, CA: Brooks/Cole. Cooper, J., Zanna, M. P., & Taves, P. A. (1978). Arousal as a necessary condition for attitude change following induced compliance. Journal of Personality and Social Psychology, 36, 1101-1106. Cordova, D., & Lepper, M. R. (1991). The effects of intrinsic versus extrinsic rewards on the concept attainment process: An attributional approach. Unpublished manuscript, Stanford University. Cousins, S. D. (1989). Culture and self-perception in Japan and the U. S. Journal of Personality and Social Psychology', 56, 124-131. Crandall, V. С Katkovsky, W., & Crandall, V. G. (1965). Children's beliefs in their own control of reinforcements in intellectual-academic achievement situations. Child Development, 36, 91-109.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |