Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трюфели подобны манне, а (выделяемая ими) жидкость является лекарством для глаз»




 

Глава 1198: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «И (вспомните, как) Мы сказали: “Войдите в этот город1 и ешьте из (плодов) его вдоволь, когда (и где) пожелаете”» (“Корова”, 58).

1 Имеется в виду веление Аллаха иудеям войти в Иерусалим.

 

 

1633 (4479). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Израильтянам было сказано: «И входите через врата, склонившись, и говорите: “Прости! /Хиттатун!/ 1» 2, однако они вошли ползком на своих ягодицах3, и заменили4, и стали говорить: «“Хыттатун” — это зерно (пшеницы) /хынтатун/ в колосе».

1 В своём тафсире Ибн Касир пишет: «Здесь речь идёт о вратах Иерусалима, через которые в город должны были войти иудеи, склонившись, в знак благодарности Аллаху Всевышнему за то, что Он оказал им благодеяние, ибо Он даровал им победу, оказал помощь и положил предел их скитаниям».

2 ‘‘Корова’’, 58.

3 Ибн Касир пишет: «Однако вместо того, чтобы пройти через ворота Иерусалима, склонившись и выражая благодарность Аллаху, они, глумясь, проникли туда ползком на своих ягодицах…»

4 То есть заменили слова, которые им было велено произносить, на другие.

 

Глава 1199: 1 Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «(Если) Мы отменяем или заставляем забыть какой-нибудь айат, (то неизменно) приводим (другой,) лучший или подобный ему» (“Корова”, 106).

1 См. хадис № 1153.

 

 

1634 (4481). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Лучшим чтецом (Корана) среди нас является Убайй (бин Ка‘б), а лучшим судьёй — ‘Али (бин Абу Талиб), но тем не менее мы оставляем (без внимания некоторые) слова1 Убаййа, поскольку Убайй говорит: “Я не оставляю ничего из того, что слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ”, 2 а Аллах Всевышний сказал: “(Если) Мы отменяем или заставляем забыть какой-нибудь айат…”».

1 Речь идёт либо о способе чтения Корана, которым пользовался Убайй, либо о его взглядах.

2 Это значит, что Убайй бин Ка‘б, да будет доволен им Аллах, считал, что не был отменён ни один из айатов Корана.

 

Глава 1200: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «Они1 говорят: “Аллах обзавёлся сыном”. Преславен Он!2» (“Корова”, 116).

1 Имеется в виду часть иудеев, христиане, а также арабы-многобожники.

2 “Субхана-ху” — это выражение следует понимать как указание на то, что Аллах намного выше этого.

 

 

1635 (4482). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах сказал: “Сын Адама возводит на Меня ложь, не имея права на это, и он оскорбляет Меня1, не имея права на это. Возведение им на Меня лжи выражается в том, что он утверждает, будто Я не в состоянии воссоздать его таким, каким он был, что же касается оскорбления им Меня, то (оскорблением) является его утверждение, будто у Меня есть сын2. Преславен Я (и слишком далёк от того,) чтобы заводить Себе жену или сына!”»

1 См. хадис № 1288 и примечание к нему.

2 Аллах Всевышний называет подобное оскорблением или же поношением ввиду того, что это связано с умалением Его достоинства.

 

Глава 1201: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «…сделайте же место стояния Ибрахима местом совершения молитвы1» (“Корова”, 125).

1 Имеется в виду молитва в два раката после совершения обхода Каабы.

 

 

1636 (4483). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Моё мнение) совпало с (тем, что впоследствии повелел) Аллах в трёх (случаях1. Однажды) я сказал: “О посланник Аллаха, (было бы хорошо,) если бы ты избрал место стояния Ибрахима местом для молитв”. И я сказал: “О посланник Аллаха, к тебе приходят и благочестивые, и нечестивые, (и было бы хорошо,) если бы ты велел матерям правоверных (говорить с посторонними из-за) занавески”, после чего Аллах ниспослал айат о преграде2. (Как-то раз,) узнав о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, порицал некоторых из своих жён, я пришёл к ним и сказал: “Либо вы прекратите (досаждать пророку, да благословит его Аллах и приветствует), либо Аллах дарует Своему посланнику (жён), которые будут лучше вас!” А потом я пришёл к одной из его жён, и она сказала: “О ‘Умар, разве посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сам не в состоянии увещевать своих жён, что их увещеваешь ты?” — и после этого Аллах ниспослал (айат, в котором сказано): “Если он разведётся со (всеми) вами, то может быть так, что Господь его даст ему взамен жён, которые будут лучше вас, исповедующих ислам…” 3»

1 Или: Господь мой (велел делать то, о чём говорил) я, в трёх (случаях).

2 См.: “Сонмы”, 53.

3 “Запрещение”, 5.

 

Глава 1202: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «Скажите: “Мы уверовали в Аллаха, и в то, что Он ниспослал нам…”» (“Корова”, 136).

1637 (4485). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

Люди Писания1 читали Тору по-древнееврейски и толковали её по-арабски мусульманам, (в связи с чем) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не верьте людям Писания и не обвиняйте их во лжи, а говорите: “Мы уверовали в Аллаха и в то, что Он ниспослал нам…” »

1 Здесь имеются в виду иудеи.

 

Глава 1203: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «И так сделали Мы вас общиной срединной1, чтобы стали вы свидетелями о людях2, а посланник стал свидетелем о вас3» (“Корова”, 143).

1 То есть лучшей или же придерживающейся умеренности.

2 Речь идёт о том, что в День воскресения члены этой общины буду свидетельствовать, что пророки довели до сведения своих народов всё то, что им было велено донести Аллахом.

3 Это значит: а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, засвидетельствует, что он довёл до вас всё, что ему свыше было велено довести до людей.

 

 

1638 (4487). Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«В День воскресения будет призван Нух, и он скажет: “Я здесь, о Господь мой, и готов служить Тебе!” (Аллах) спросит: “Довёл ли ты?”1 — и он скажет: “Да!” Тогда его соплеменников спросят: “Довёл ли он до вас?” Они ответят: “Не являлся к нам увещатель!” (Аллах) спросит (Нуха): “Кто засвидетельствует твою (правоту)?” Он скажет: “Мухаммад и (члены) его общины”, и (мусульмане) засвидетельствуют, что он (действительно) довёл (послание Аллаха). Что же касается посланника, то он станет свидетелем о вас, и в этом смысл слов (Всевышнего), да будет велика слава Его: “И так сделали Мы вас общиной срединной, чтобы стали вы свидетелями о людях, а посланник стал свидетелем о вас” ».

1 То есть довёл ли ты до своего народа Наше послание?

 

Глава 1204: Слова Всемогущего и Великого Аллаха “и кто-нибудь захочет после умры совершить хаджж1 (“Корова”, 196).

1 Имеется в виду “хаджж ат-таматту‘”, иначе говоря, совершение умры, выход из состояния ихрама и повторное облачение в ихрам в восьмой день месяца зу-ль-хиджжа для совершения хаджжа. См. хадисы под №№ 736 и 753.

 

 

1639 (4518). Сообщается, что ‘Имран бин Хусайн, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Айат о (допустимости) совершения хаджжа после умры был ниспослан в Книге Аллаха, и мы делали это вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и в Коране не было ниспослано (айатов), запрещающих (подобное, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) не запрещал этого до самой своей смерти, а (потом один) человек высказал об этом то мнение, которое пожелал».1

1 См. хадис № 757 и примечание к нему.

 

Глава 1205: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «Потом уходите оттуда, откуда ушли (другие) люди»1 (“Корова”, 199).

1 То есть покидайте долину Муздалифа утром в день праздника. Здесь обращение к курайшитам и представителям некоторых других племён, живших вокруг Мекки, которые оставались в Муздалифе и не отправлялись к ‘Арафату.

 

 

1640 (4520). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (раньше) курайшиты и те, кто исповедовал их религию1 и кого называли истовыми2, (во время хаджжа) оставались в Муздалифе, тогда как все остальные арабы стояли на ‘Арафате, однако с возникновением ислама Аллах велел Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, приходить к ‘Арафату и стоять там, а потом уходить оттуда, и на это (указывают) слова Всевышнего: «Потом уходите оттуда, откуда ушли (другие) люди…»

1 Имеются в виду племена хуза‘а, амир бин са‘са‘а и кинана.

2 Подразумевается истовость в вере (“аль-хумс”, ед. число — “аль-ахмас”). См. хадис № 790.

 

Глава 1206: Слова Всевышнего: «И среди них (есть такие), которые говорят: “Господь наш, даруй нам в мире этом добро…”» (“Корова”, 201).

1641 (4522). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил: «О Аллах, Господь наш, даруй нам в мире этом добро и в мире вечном добро и защити нас от мук огня! /Аллахумма, Рабба-на, ати-на фи-д-дунйа хасанатан ва фи-ль-ахырати хасанатан, ва кы-на ‘азаба-н-нар!/».

 

Глава 1207: Слова Всемогущего и Великого Аллаха “они не просят людей, приставая (к ним)” (“Корова”, 273).

1642 (4539). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не тот беден, кому (довольно) одного-двух фиников или куска-другого еды1, лишь тот беден, кто воздерживается2, читайте же, если хотите», имея в виду (тот айат, в котором есть) слова Всевышнего “они не просят людей, приставая (к ним)”».

1 Речь идёт о таком человеке, который обращается с просьбой об оказании помощи, удовлетворяясь тем малым, что ему дают.

2 См. примечание к хадису № 712.

 

Глава 1208: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «Есть в ней ясные айаты1» (“Семейство ‘Имрана”, 7).

1 Имеются в виду такие айаты, которые не допускают различных толкований.

 

 

1643 (4547). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал айат (, в котором говорится): «Он — Тот, кто ниспослал тебе Книгу. Есть в ней ясные айаты, составляющие собой основу (этой) Книги, другие же (вполне) ясными не являются. Что касается тех (людей), в сердцах которых есть отклонение (от истины), то они следуют тому, что (вполне) ясным не является, стремясь ввергнуть (других) в соблазн1 и желая дать этому (своё) толкование, тогда как (истинное) толкование этого известно лишь Аллаху. Что же касается утвердившихся в знании, то они говорят: “Мы уверовали в это (, ибо) всё это — от нашего Господа”, а внимают увещаниям только обладающие разумом» 2, а потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если увидишь тех, которые следуют из (Корана) тому, что (вполне) ясным не является, (знай, что) это и есть те, которых назвал Аллах3, так остерегайтесь же их!»

1 То есть отвратить людей от религии и ввести их в заблуждение.

2 “Семейство ‘Имрана”, 7.

3 Имеются в виду те люди, в сердцах которых есть отклонение от истины.

 

Глава 1209: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «Поистине, для тех, которые продают завет Аллаха и свои клятвы за ничтожную цену, нет удела в мире ином» (“Семейство ‘Имрана”, 77).

1644 (4552). Передают со слов Ибн Абу Муляйки, да помилует его Аллах Всевышний, что в одном доме (или: в одной комнате) две женщины занимались прокалыванием (кожи для пошивки обуви. Случайно) поранив руку шилом, одна из них вышла наружу, а потом обвинила в этом другую, и их дело было представлено на рассмотрение Ибн ‘Аббасу, да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если бы людям давали (то, на что они претендуют,) на основании (одних лишь) их притязаний, то пропали бы жизни и имущество (многих других) людей”. Напомните ей1 об Аллахе и прочтите (айат, где сказано): “Поистине, для тех, которые продают завет Аллаха…” »

(Передатчик этого хадиса сказал):

И когда ей напомнили, она призналась, а Ибн ‘Аббас сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ответчику следует приносить клятву”».2

1 Имеется в виду женщина, обратившаяся с вышеупомянутой жалобой.

2 Речь идёт о таких случаях, когда истец не может привести доказательства своей правоты. В подобных обстоятельствах ответчику достаточно только поклясться в своей невиновности.

 

Глава 1210: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «…тем, которым люди говорили: “Поистине, собрались против вас люди, бойтесь же их!”» (“Семейство ‘Имрана”,173).

1645 (4563). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

« “Достаточно нам Аллаха, прекрасный Он Покровитель!” 1 — такие слова произнёс Ибрахим, да благословит его Аллах и приветствует, когда его бросили в огонь2, и их же произнёс Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, когда (ему) сказали: “Поистине, собрались против вас люди, бойтесь же их!” — (однако) это (лишь) прибавило им веры, и они сказали: “Достаточно нам Аллаха, прекрасный Он Покровитель!” »

1 “Семейство ‘Имрана”, 173.

2 Ибрахима, мир ему, хотели сжечь люди его народа за то, что он призывал их к единобожию и отказу от поклонения идолам (см.: “Пророки”, 68; “Выстроившиеся в ряды”, 97).

 

Глава 1211: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «…и обязательно услышите от тех, кому Писание было дано раньше вас, и от многобожников много неприятного» (“Семейство ‘Имрана”, 186).

1646 (4566). Сообщается, что Усама бин Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(Как-то раз) ещё до битвы при Бадре посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который (хотел) навестить Са‘да бин ‘Убаду, (жившего в домах племени) бану аль-харис бин аль-хазрадж, сел верхом на осла, покрытого сделанной в Фадаке1 накидкой из плотной ткани, и посадил позади себя Усаму бин Зайда. (Направляясь туда,) он проехал мимо собравшихся людей, среди которых находился ‘Абдуллах бин Убайй Ибн Салюль, а было это ещё до того, как ‘Абдуллах бин Убайй принял ислам. Оказалось, что среди этих собравшихся были и мусульмане, и многобожники, поклонявшиеся идолам, и иудеи; находился там и ‘Абдуллах бин Раваха. Когда пыль (, поднятая ослом,) достигла собравшихся, ‘Абдуллах бин Убайй прикрыл нос своей накидкой и сказал: “Не пылите на нас”. Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он поприветствовал (собравшихся), остановился, спешился, призвал их к Аллаху2 и стал читать им Коран. ‘Абдуллах бин Убайй Ибн Салюль сказал: “О человек, нет ничего лучше того, что ты говоришь, если это правда, но не беспокой нас этим в наших собраниях. Возвращайся к себе и рассказывай это тому, кто сам придёт к тебе”. Тогда ‘Абдуллах бин Раваха воскликнул: “Да, о посланник Аллаха, рассказывай нам об этом в наших собраниях, ибо мы это любим!” — а после этого мусульмане, многобожники и иудеи стали поносить друг друга, и в конце концов дело чуть было не дошло до драки. Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, успокаивал их, пока страсти не улеглись, а потом сел на своего осла и двинулся в путь. Войдя к Са‘ду бин ‘Убаде, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: “О Са‘д, не слышал ли ты, что сказал Абу Хубаб3?” — имея в виду, что ‘Абдуллах бин Убайй сказал то-то и то-то. (На это) Са‘д бин ‘Убада сказал: “О посланник Аллаха, прости его и будь к нему снисходителен! Клянусь Тем, Кто ниспослал тебе Книгу, Аллах даровал (тебе) истину, которую Он ниспослал тебе, в то время, когда жители этого города4 договорились пойти к нему5 и повязать его голову повязкой6. Когда же Аллах отверг это посредством истины, которую Он даровал тебе, (‘Абдуллаху бин Убаййу) подобное не понравилось, и это заставило его делать то, что ты видел”, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, простил его. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники прощали многобожников и людей Писания, как и повелел им Аллах, и терпели (наносимые им) обиды, а Всемогущий и Великий Аллах сказал: “…и обязательно услышите от тех, кому Писание было дано раньше вас, и от многобожников много неприятного…” Аллах также сказал: “Многие из обладателей Писания хотели бы отвратить вас после (того, как вы пришли к) вере (, и сделать вас) неверными из-за присущей им зависти после того, как истина стала яснаим. Прощайте же и проявляйте великодушие,7 пока Аллах не отдаст Своё веление. Поистине, Аллах надо всем властен” .8 И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прощал им, когда так повелевал поступать Аллах, что продолжалось, пока Аллах не разрешил воевать с ними. А когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в поход на Бадр, и Аллах погубил через него знатных неверных курайшитов, Ибн Убайй Ибн Салюль, а также находившиеся с ним многобожники и идолопоклонники стали говорить: “Это дело9 стало победоносным”, после чего дали посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, клятву на верность исламу и приняли ислам».

1 Фадак — оазис, расположенный к северу от Медины.

2 То есть призвал их принять ислам.

3 Абу Хубаб — кунья ‘Абдуллаха бин Убаййа бин Салюля.

4 Речь идёт о Медине.

5 То есть к ‘Абдуллаху бин Убаййу.

6 Имеется в виду, что жители Медины решили предложить ‘Абдуллаху бин Убаййу стать их вождём.

7 Это значит: будьте снисходительны и не замечайте многое из того, что вам не по душе.

8 “ Корова”, 109.

9 Имеется в виду ислам.

 

Глава 1212: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «Никогда не думай, что радующиеся тому, что они совершили…» (“Семейство ‘Имрана”, 188).

1647 (4567). Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, некоторые из числа лицемеров обычно оставались (дома), когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступал (из Медины) в поход, и радовались тому, что они к нему не присоединялись. Когда же посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приезжал (обратно), они являлись к нему с оправданиями и клятвами, желая услышать похвалы за то, чего они не делали, и (о них) был ниспослан (нижеследующий айат): «Никогда не думай, что радующиеся тому, что они совершили, и любящие, чтобы их хвалили за то, чего они не делали, никогда не думай, что они спасутся от наказания: (уготовано) им наказание мучительное!»

 

1648 (4568). Сообщается, что (однажды) Ибн ‘Аббасу, да будет доволен Аллах ими обоими, сказали:

«Поистине, если подвергнется наказанию каждый радующийся тому, что он сделал, и желающий услышать похвалы за то, чего он не делал, тогда все мы неизбежно будем наказаны!»

(На это) Ибн ‘Аббас сказал:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.