Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место и роль сельского хозяйства в производстве России




По результатам последних лет реформ, задуманные преобразования достигли определенной цели: сократилось число колхозов и совхозов, появились признаки многоукладности экономики, разнообразия форм собственности.

По оценкам Россельхозакадемии, вследствие проведенных преобразований на селе Россия отброшена назад: по поголовью крупного рогатого скота – более чем на четверть века; по продуктивности скота – на 25–30 лет; по технической оснащенности – почти на полвека. С 2005 по 2007 г. объемы капитальных вложений в АПК сократились в 2,5 раза[2].

За период проведенных реформ резко сократился уровень жизни городского и сельского населения, в том числе потребление основных продуктов питания. По сравнению с 2005 г. душевое потребление мяса и мясопродуктов в 2007 г. снизилось на 15%, молока и молочных продуктов, яиц – примерно на 20%, сахара и овощей – более чем на 30%, масла растительного – на 40%, рыбы – почти на 60%. Увеличилось потребление лишь картофеля и хлебных продуктов.

По обеспечению населения продуктами питания Россия переместилась с 7-го места в ряду развитых стран мира на 12-е. По данным Госкомстата РФ, в 2005 г. 54% потребляемого населением продовольствия Россия импортировала, используя внешние кредиты на оплату импорта. По оценочным данным, в 2005 г. среднестатистический житель страны потреблял с питанием 2300 калорий в сутки, тогда как с учетом природно-климатических условий ему требуется не менее 3200 калорий. Ухудшение питания в числе других факторов негативно сказалось на состоянии здоровья населения, динамике смертности и продолжительности жизни. Последний показатель снизился с 68 в 2000 г. до 62 лет в 2006 г.

Как и другие страны с переходным типом экономики, Россия столкнулась с проблемой приспособления аграрного сектора к новым условиям. В 80-ые годы государственная политика состояла в массированной поддержке сельского хозяйства, причем субсидировались как производители, так и потребители. Государство поддерживало низкие цены на продукцию сельского хозяйства для потребителей и высокие цены – для производителей. В результате такой политики расходы государства на аграрный сектор были очень велики, что вело к истощению бюджетных ресурсов.

С началом реформ ситуация изменилась. Государство существенно снизило поддержку аграрного сектора. Сельское хозяйство стало испытывать значительные трудности, поэтому назрела настоятельная необходимость в разработке новой концепции государственного регулирования сектора в рыночных условиях.

Многие проблемы возникли в связи с регионализацией аграрной политики страны. Некоторые регионы и после начала реформ продолжали политику высокого уровня поддержки сельского хозяйства, сохраняя принятую в советский период ориентацию на самообеспечение регионов, приводившие к неэффективности распределения ресурсов. Кроме того, местные администрации устанавливали межрегиональные барьеры, что затрудняло производителям выход на наиболее выгодные для них рынки.

После либерализации цен в 1992 году и отмены их государственного субсидирования, розничные цены стремительно начали расти, что резко сократило спрос на продукцию сельского хозяйства и нанесло удар по аграрному сектору. Низкий платежеспособный спрос населения ограничивал возможности сбыта сельскохозяйственной продукции.

Проблема с реализацией продукции объясняется не только низким платежеспособным спросом населения, но и плохой организацией сбыта. Одна из причин – неразвитость рыночной инфраструктуры. Отсутствие развитой системы закупок, дороговизна перевозок, переработки и маркетинга продукции привели к росту трансакционных издержек, что в условиях либерализации внешней торговли и роста импорта сделало отечественную продукцию неконкурентоспособной даже на внутреннем рынке.

Особую проблему составляет неразвитость оптовой закупочной системы, что приводит к трудностям для производителя, связанным с реализацией продукции по свободным каналам.

Проблемы сектора усугублялись внешнеторговой политикой государства. В начале реформ были введены экспортные пошлины и импортные субсидии. Только к 1993 году были приняты меры для защиты отечественного производителя и введены импортные пошлины, хотя введение таких мер оправдано только на ранних стадиях реформы. Экспортные пошлины, квоты и лицензирование сохранялись до 1995 года.

Для обеспечения нормального функционирования аграрной сферы необходимо увеличение прозрачности рынка, наличие четких сигналов о его состоянии. Как и в других отраслях, серьезную проблему представляют бартерные сделки, которые препятствуют развитию рыночной инфраструктуры.

Для решения вышеперечисленных проблем Министерство сельского хозяйства и продовольствия в 1994 году разработало Государственную программу развития агропродовольственных оптовых рынков. Из-за нехватки бюджетных средств эта программа была реализована в весьма урезанном виде. В 1997 году была принята новая программа, предусматривающая создание к 2005 году оптовых рынков по всей стране.

Сельское хозяйство с началом реформ стало страдать от растущего ценового диспаритета. Рост цен на продукцию сельского хозяйства, ограниченный низким платежеспособным спросом, сильно отставал от роста цен на ресурсы, использующиеся в сельхозпроизводстве.

В результате инфляции установились непомерно высокие процентные ставки, что стало препятствием для получения кредитов производителями. Возникла очевидная необходимость пересмотра мер кредитной политики.

В настоящее время в России применяются следующие основные способы регулирования аграрного сектора:

- Поддержка цен и доходов производителей. Сюда относятся прямые ценовые субсидии производителям, установление минимальных гарантированных цен, государственные закупки продовольствия для нужд армии, районов Крайнего Севера, крупных городов;

- Внешнеторговое регулирование;

- Меры, направленные на снижение затрат производителей, такие как различные способы компенсации затрат на средства производства (прямые компенсации производителям, система лизинга, предоставление средств производства по сниженным ценам); льготный кредит сельхозпроизводителям (сниженная ставка процента, льготные сроки, товарный кредит, реструктуризация и списание долга); налоговые льготы;

- Структурная политика: различные меры поддержки, не связанные с доходом производителей.

Перечисленные меры применяются на федеральном уровне. Региональные власти могут вводить и другие способы регулирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.