КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рабочие гипотезы исследования
1. В условиях перехода к рыночной экономике происходит сокращение образовательного пространства на селе, уменьшаются возможности получения полноценного и конкурентоспособного уровня среднего образования сельских учащихся, усиливаются миграционные настроения как среди родителей учащихся сельских школ, так и среди учительства. Степень распространенности миграционных настроений среди родителей выше, чем среди учительства. 2. Рыночные реформы оказали резко отрицательное влияние на образ жизни и социальный статус сельского учительства и семей учащихся. 3. Уровень адаптированности сельских учителей, родителей и учащихся к новым условиям - высокий, а степень распространенности конформизма очень глубокая. Это обеспечивает определенную нейтрализацию социального недовольства населения. 4. Общественное мнение сельскихучителей по предстоящей реформе образования - отрицательное и в подавляющей своей части не поддерживает эту меру. 5. Степень доверительности отношений сельских учителей с учениками - невысокая, основная модель учительского поведения в жизненно важных ситуациях учащегося - гуманистическая. Однако степень участия и сопереживания за ребенка в трудных ситуациях зависит от силы угрозы безопасности жизни и здоровью ученика. 6. В представлениях большинства родителей иучеников сельских школ образ учителя не олицетворяется с духовным наставником, хотя авторитет учителя в оценках родителей и учеников довольно высокий. 7. За десятилетие реформ существенно изменились ценностные ориентации учителей и родителей учеников, но базовые ценности сохранили свою прочность среди большинства сельского учительства. Особенно изменились отношения к свободе вероисповедания, к свободе слова и ценности труда. Большинство учителей положительно относятся к вере в Бога, в значительной мере доверяют президенту и СМИ. Уровень внушаемости и доверчивости среди учителей и родителей учеников сельских школ высокий. 8. Миграционные настроения довольно широко распространены среди сельского учительства и родителей учеников. Однако резко настроенных на категоричный отъезд из села в образовательном сельском социуме мало.
□ Эмпирическая база социологе—педагогического исследования Учитывая низкий уровень предварительной научной разработанности проблемы и слабую обеспеченность ее эмпирической базы, социологическое исследование носило поисковый характер- Методы сбора первичной эмпирической информации. Основной - метод опроса, проводимый в форме раздаточного анкетирования. При этом для учащихся-старшеклассников - по месту обучения (в школах), для учительства - по месту работы (в сельских школах), для родителей -комбинированный опрос по месту трудовой занятости и месту жительства. (Методика проведения опроса и его методическое обеспечение прилагаются). Инструментарий социологического исследования» состоял из трех анкет: □ Анкета № 1 - для учителей - «Ценностные ориентации и социальные установки сельского учителя». □ Анкета № 2 - для родителей учеников - «Жизненные ценности сельской семьи». □ Анкета № 3 - для учащихся старших классов - «Социальные ценности и жизненные планы сельских школьников». А также содержит: □ Памятку анкетеру и ответорганизатору по методике и технике проведения социологического опроса методом раздаточного анкетирования. □ Расчетные модели выборочной совокупности для опроса в каждом районе (учащихся, родителей и учителей). Помимо раздаточного анкетирования использовались также методы: □ традиционного анализа документов и контент-анализа ответов на открытые вопросы анкет; метод вторичного анализа эмпирических массивов, полученных ранее в ходе всероссийских опросов общественного мнения (ВЦИОМ) за 1999-2002 гг. Выборка - районированная по методу квот и гнездовая - для опроса учащихся. Объем выборки: квоты для опроса учащихся - старшеклассников 1000 ед.; родителей - 1000 ед.; педагогов - 1000 ед. Квоты на опрос учащихся, родителей и учителей по 55 единиц респондентов из каждого региона,являющегося опытно-экспериментальными районами ВНИК «Сельская школа и социум». Общий выборочный массив составил 3106 респондентов (модели региональных микровыборок приводятся в приложениях методического обеспечения проведения исследования). Территориально-географическая структура выборки включала 17 сельский районов из 9 социально-экономических зон России: Костромская область (Нерехтский район), Республика Карелия (Олонецкий район), Пензенская область (Каменский район), Московская область (Коломенский район), Республика Марий Эл (Советский район), Тамбовская область (Моршанский район), Калужская область (Боровский район), Республика Саха (Якутия) (Верх-невилюйский район), Самарская область (Красноярский район), Пермская область (Чердынский район), Омская область (Больше-реченский район), Псковская область (Псковский район), Ярославская область (Тутаевский район), Нижегородская область (Пере-возский район), Астраханская область (Черноярский район), Республика Коми (Троицко-Печорский район). Все указанные территории являются лабораторными площадками Института педагогики социальной работы Российской Академии образования. Руководитель социологического исследования, автор и разработчик программы, научного инструментария, методического сопровождения и научного отчета - профессор, доктор философских наук Галина Силласте, действительный член Нью-Йоркской академии наук и академик Международной академии информатизации при
Обработка анкетного массива проведена в социологической лаборатории кафедры социологии Финансовой академии при Правительстве РФ кандидатом социологических наук З.С. Ануфриевой при участии ведущих специалистов Н.Д. Канцеровой и А.И. Кузнецова. Время проведения исследования - 2000-2002 гг.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |