Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рабочие гипотезы исследования




1. В условиях перехода к рыночной экономике происходит сокра­щение образовательного пространства на селе, уменьшаются возможности получения полноценного и конкурентоспособного уровня среднего образования сельских учащихся, усиливаются миграционные настроения как среди родителей учащихся сель­ских школ, так и среди учительства. Степень распространенно­сти миграционных настроений среди родителей выше, чем сре­ди учительства.

2. Рыночные реформы оказали резко отрицательное влияние на об­раз жизни и социальный статус сельского учительства и семей учащихся.

3. Уровень адаптированности сельских учителей, родителей и уча­щихся к новым условиям - высокий, а степень распространенно­сти конформизма очень глубокая. Это обеспечивает определен­ную нейтрализацию социального недовольства населения.

4. Общественное мнение сельскихучителей по предстоящей рефор­ме образования - отрицательное и в подавляющей своей части не поддерживает эту меру.

5. Степень доверительности отношений сельских учителей с уче­никами - невысокая, основная модель учительского поведения в жизненно важных ситуациях учащегося - гуманистическая. Однако степень участия и сопереживания за ребенка в трудных ситуациях зависит от силы угрозы безопасности жизни и здо­ровью ученика.


6. В представлениях большинства родителей иучеников сельских школ образ учителя не олицетворяется с духовным наставником, хотя ав­торитет учителя в оценках родителей и учеников довольно высокий.

7. За десятилетие реформ существенно изменились ценностные ори­ентации учителей и родителей учеников, но базовые ценности сохранили свою прочность среди большинства сельского учитель­ства. Особенно изменились отношения к свободе вероисповеда­ния, к свободе слова и ценности труда. Большинство учителей по­ложительно относятся к вере в Бога, в значительной мере доверя­ют президенту и СМИ. Уровень внушаемости и доверчивости сре­ди учителей и родителей учеников сельских школ высокий.

8. Миграционные настроения довольно широко распространены среди сельского учительства и родителей учеников. Однако рез­ко настроенных на категоричный отъезд из села в образователь­ном сельском социуме мало.

 

□ Эмпирическая база социологе—педагогического исследования

Учитывая низкий уровень предварительной научной разработанно­сти проблемы и слабую обеспеченность ее эмпирической базы, социо­логическое исследование носило поисковый характер- Методы сбора первичной эмпирической информации. Основной - ме­тод опроса, проводимый в форме раздаточного анкетирования. При этом для учащихся-старшеклассников - по месту обучения (в школах), для учи­тельства - по месту работы (в сельских школах), для родителей -комбини­рованный опрос по месту трудовой занятости и месту жительства. (Мето­дика проведения опроса и его методическое обеспечение прилагаются).

Инструментарий социологического исследования» состоял из трех анкет:

□ Анкета № 1 - для учителей - «Ценностные ориентации и соци­альные установки сельского учителя».

□ Анкета № 2 - для родителей учеников - «Жизненные ценности сельской семьи».

□ Анкета № 3 - для учащихся старших классов - «Социальные цен­ности и жизненные планы сельских школьников».

А также содержит:

□ Памятку анкетеру и ответорганизатору по методике и технике проведения социологического опроса методом раздаточного ан­кетирования.

□ Расчетные модели выборочной совокупности для опроса в каж­дом районе (учащихся, родителей и учителей).

Помимо раздаточного анкетирования использовались также методы:

□ традиционного анализа документов и контент-анализа от­ветов на открытые вопросы анкет; метод вторичного ана­лиза эмпирических массивов, полученных ранее в ходе все­российских опросов общественного мнения (ВЦИОМ) за 1999-2002 гг.

Выборка - районированная по методу квот и гнездовая - для опро­са учащихся.

Объем выборки: квоты для опроса учащихся - старшеклассников 1000 ед.; родителей - 1000 ед.; педагогов - 1000 ед. Квоты на опрос учащихся, родителей и учителей по 55 единиц респондентов из каждо­го региона,являющегося опытно-экспериментальными районами ВНИК «Сельская школа и социум».

Общий выборочный массив составил 3106 респондентов (модели ре­гиональных микровыборок приводятся в приложениях методического обеспечения проведения исследования).

Территориально-географическая структура выборки включала 17 сельский районов из 9 социально-экономических зон России: Костромская область (Нерехтский район), Республика Карелия (Олонецкий район), Пензенская область (Каменский район), Мос­ковская область (Коломенский район), Республика Марий Эл (Со­ветский район), Тамбовская область (Моршанский район), Калужс­кая область (Боровский район), Республика Саха (Якутия) (Верх-невилюйский район), Самарская область (Красноярский район), Пермская область (Чердынский район), Омская область (Больше-реченский район), Псковская область (Псковский район), Ярослав­ская область (Тутаевский район), Нижегородская область (Пере-возский район), Астраханская область (Черноярский район), Рес­публика Коми (Троицко-Печорский район).

Все указанные территории являются лабораторными площадка­ми Института педагогики социальной работы Российской Академии образования.

Руководитель социологического исследования, автор и раз­работчик программы, научного инструментария, методического со­провождения и научного отчета - профессор, доктор философских наук Галина Силласте, действительный член Нью-Йоркской акаде­мии наук и академик Международной академии информатизации при



 


ООН, зав. кафедрой социологии Финансовой академии при Прави­тельстве Российской Федерации, Президент Международной ассо­циации «Женщины и развитие».

Обработка анкетного массива проведена в социологической лабо­ратории кафедры социологии Финансовой академии при Правитель­стве РФ кандидатом социологических наук З.С. Ануфриевой при учас­тии ведущих специалистов Н.Д. Канцеровой и А.И. Кузнецова.

Время проведения исследования - 2000-2002 гг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.