Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая значимость исследования




Результаты исследования могут быть широко использованы в управ­лении системой образования на селе; в совершенствовании деятель­ности сельской школы как социокультурного и духовного центра села на основе реализации постановления Правительства РФ от 17 декабря 2001 г. «0 реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности».

Результаты социолого-педагогического исследования представля ют те­оретический и практический интерес для повседневной образователь­ной, педагогической и социальной работы среди учащихся и педагогов сельских школ, культурно-просветительной работы среди родителей -сельских жителей.

По результатам исследования могут быть проведены методические и методико-консультативные семинары на местах с привлечением педагогов и руководителей сельского образования, направленные на повышение уровня компетентности и профессионализма специалистов, имеющих отношение к организации и проведению социально-педаго­гической работы в сельской местности.

Итоги социологического проекта полезно представить педагогичес­кой и научной общественности в форме научной презентации полу­ченных результатов, осуществить которую целесообразно в рамках на­учно-практической конференции или Круглого стола с привлечени­ем заинтересованных ученых, руководителей, органов власти и обра­зовательных учреждений, научного коллектива - исполнителя исследо­вания, журналистов.

По мере завершения отдельных этапов исследовательского проекта Институт педагогики социальной работы РАО опубликовал серию бро­шюр (составные части настоящей монографии) по результатам социо­логического анализа эволюции социальных установок и ценностных ори­ентации сельского учительства и сельской семьи (родителей учащихся) как представителей среднего и старшего поколений.

 

 

Памятка анкетеру и ответорганизатору

по методике и технике проведения социологического опроса методом раздаточного анкетирования

 

1. Методика опроса, расчет выборочной совокупности

(Каждый опрос сопровождается заполнением «Карточки анке­тера» по Форме 1, см. Приложение)

Для того чтобы правильно провести опрос в различных социальных социумах (учителей, родителей, учеников), необходимо прежде всего провести расчет выборочной совокупности для каждого объекта опро­са. Для этого ответим вначале на вопросы:

1. Кого необходимо опросить в ходе исследования?

Объекты исследования:учителя,ученики старш их классов и их родители.

Среди учеников опрашиваются юноши и девушки, обучающиеся:

... в средних школах - в старших классах (9-10-11);

...в основной школе - в последнем классе (9-ом).

Если имеется лицей -анкетирование проводится среди учеников са­мого старшего класса.

Среди учителей опрашиваются педагоги разных классов, разных школ, преподающих разные учебные предметы, работающие в разных сменах обучения (если они в школе имеются).

Среди родителей учеников опрашиваются прежде всего родите­ли тех юношей и девушек, которые участвовали в опросе в школе. Однако в случае возникновения сложностей с опросом этой катего­рии родителей, можно по классному журналу отобрать фамилии уче­ников, родителям которых необходимо предложить участие в опросе. Анкеты можно оставить родителям для заполнения на дому. В микро­выборку должны включаться родители не только успешно обучающихся учеников, но и учеников с посредственной и плохой успеваемостью.

2. Сколько человек (респондентов - учеников, преподавателей и
родителей) предстоит опросить? Распределение опрашиваемых по так
называемым микровыборкам осуществляет ответорганизатор, руковод-
ствуясь следующими критериями.

□ В опросе применяется квотная выборка. Это значит, что в каж­дом из планируемых 18 районов необходимо опросить: по 100 респондентов-учеников;


по 50 учителей;

по 100 родителей учеников.

□ В опрос старшеклассников включаются ученики 9-х, 10-х и 11-х классов из двух групп школ: основных и средних. Не допускает­ся включать в опрос всю квоту -100 единиц учеников одной шко­лы. Исследование должно включать учеников 40 - 50% школ, име­ющихся в районе. При этом квота на группу девятиклассников основной школы составляет 10 единиц, на когорты школьников 9-10-11 классов средних школ - по 30 единиц на каждую группу.

Это значит, что среди учащихся 9-х классов, которые имеются и в основных, и в средних школах, всего должно быть опрошено в районе 40 человек (10 - среди учащихся основных школ, 30 - среди средних).

□ Что касается выбора школ - основных и средних, входящих в ис­следование, то их отбор может осуществляться ответорганизато-ром произвольно. Главное условие: не ограничиваться одной-тремя школами (тем более образцово-показательными), а стремиться включить в опрос учеников 40-50% школ, име­ющихся в районе (Таблица распределения основных и средних школ в районах, входящих в исследование, дана в приложении).

2. Методика проведения опроса в школах

Теперь ответим на вопрос: КАК провести опрос объектов исследования?

Прежде всего, обращаю внимание анкетеров и ответорганизато-ров на то, что: опрос среди учеников не должен проводить учитель того же класса, а среди учителей - учитель той же школы! Анкет­ный опрос и сбор анкет целесообразно осуществлять АНКЕТЕРУ -специальному человеку, нейтральному по отношению к школе и назначенному ответорганизатором.

Проведение анкетного опроса учителем (тем более классным ру­ководителем или лицом из администрации школы) неизбежно ведет к потере объективности оценок, высказываемых опрашиваемыми школь­никами и, как следствие, - к искажению результатов социологическо­го исследования. Подобные анкеты относятся к категории «социоло­гического брака» и в ОБРАБОТКЕ ВСЕГО МАССИВА НЕ УЧАСТВУЮТ.

Когоответорганизатор можетпригласитьдляучастия в исследовании в качестве анкетера? - Учителя из другой школы, пользующихся авторите­том родителей учеников, школьного библиотекаря, социального педагога или психолога, руководителей творческими кружками, студентов. Предва­рительно, прежде чем анкетер пойдет проводить социологический опрос, ответорганизатору следует провести инструктаж анкетера, в ходе которого объяснить цели исследования, методы работы с группами респондентов, порядок заполнения Формы 1 и сдачи анкет после проведения опроса.

Для проведения опроса анкетерам необходимо иметь при себе: анкеты (количество которых равно расчетной выборочной совокупно­сти), Памятку анкетерам и ответорганизаторам, Форму 1.

 

Как вести анкетный опрос учащихся?

1. Одну анкету анкетеру и ответорганизатору рекомендуется запол-
нить самим в соответствии со своим статусом (родитель, учитель) и
одновременно замерить контрольное время заполнения анкеты. Для
этого засекается время от начала до конца заполнения анкеты (в мину-
тах). Это время и будет расчетной продолжительностью работы анкете-
ра с группами респондентов при проведении опросов в школах (или
время работы родителей по заполнению «родительских анкет»).

Для успешного проведения исследования анкетер должен прежде всего сам тщательно ознакомиться с содержанием анкеты, обратить вни­мание на наиболее сложные для ее заполнения вопросы, выписать для себя номера тех вопросов, которые могут вызывать у опрашиваемых школьников наибольшие трудности при ответах или нуждаются в до­полнительных комментариях и разъяснениях.

2. При заполнении анкеты наиболее сложными для респондента оказыва­ются табличные вопросы, которые оформлены в виде таблицы (вопросы и варианты ответов). Как правило, табличные вопросы заканчиваются напоми­нанием типа: «будьте внимательны: ответы даются по каждой строке». При проведении опроса рекомендуется обратить особое внимание респондента на тщательность заполнения именно таких вопросов. Дело в том, что при отве­тах на эти вопросы чаще всего встречаются ошибки, пропуски в заполнении, сводящие работу респондента с анкетой на «нет»,так каканкета с незаполнен­ными ответами «уходит в брак» и обработке не подлежит. Иначе говоря, про­веденная респондентом работа может оказаться никому ненужной.

3. Анкетер договаривается о встрече с директором сельской шко­лы и оговаривает с ним дату, время и место проведения опроса среди старшеклассников. При этом следует предупредить директора (или дру­гое ответственное лицо школьной администрации) о нежелательности их присутствия в аудитории (помещении), где будет осуществляться опрос.

4.Для отбора учеников для участия в опросе необходимо вос­пользоваться классным журналом. По нему в алфавитном порядке отбирают нужное количество учеников, закладывая в основу отбора не субъективные личностные характеристики ученика, а выбранную зара­нее букву алфавита. Другой путь: провести механический отбор фами­лий учеников, задавшись так называемым «шагом отбора», который может составить 5,10,20 (и т.д.) единиц фамилий в алфавитном списке класса. При этом важно учитывать, что среди попавших в группу опро­са, НЕ должны быть представлены учащиеся, «только хорошо или от­лично» успевающие. В социологическом анкетировании участвуют ученики, независимо от уровня их школьной успеваемости.

5. Для проведения социологического опроса в сельской школе целе-
сообразно собрать в одной аудитории (желательно после занятий) всех уча-
щихся, «попавших в выборку» опроса. Анкетер, представившись, объясняет
респондентам технику заполнения анкеты, обратив внимание на наиболее слож-
ные по форме вопросы, и гарантирует анонимность опроса. При этом следует
особо подчеркнуть, что ответы на вопросы анкеты даются только обведением
кружком кода той позиции, которая совпадает с точкой зрения респондента
(никаких подчеркиваний, крестиков, ноликов и тому подобного).

Ответы на анкету должны быть самостоятельными и не обсуждаться с присутствующими сверстниками. Если у респондентов возникают ка­кие-либо вопросы, с ними надо обратиться к анкетеру. Обо всем этом (т.е. технике заполнения анкеты) анкетеру следует рассказать приглашенным участникам опроса в своем вступительном слове, после чего респонденты приступают к работе над анкетой.

6. Когда заполненные анкеты начинают сдаваться анкетеру, ему необходимо в присутствии респондента бегло просмотреть правильность заполнения анкеты, особенно по тем заранее выделенным номерам воп­росов, которые требуют особой внимательности при заполнении и мо­гут содержать погрешности в технике заполнения. Если в ходе просмотра сдаваемой анкеты анкетер обнаруживает ее некачественное заполне­ние, он должен помочь респонденту своими рекомендациями. После внесения поправок и сдачи анкеты респондент может быть свободным.

7. Собранные анкеты вместе с заполненной отчетной карточкой (см. форму 1) сдаются анкетером ответственному организатору (ответорганиза­тору) -лицу, координирующему проведение исследования в районе.

8. Ответорганизатор, послетого как будет собран отанкетеров весь мас­сив выданных им анкет, передает (направляет) собранный материал вместе с сопроводительной запиской в Институт социальной педагогики РАО в Москву.

Научный руководитель исследова­ния профессор Галина Силласте

 

 

Форма 1

Отчетная карточка анкетера и ответорганизатора

1............................................................... Фамилия, имя, отчество анкетера, проводившего опрос........................................

□ Категории опрошенных: Их количество

2. учащиеся..............................................

3. педагоги...............................................

4. родители.............................................

□ Место проведения опроса:

5. В районе: (дописать)..........................

6. В школе: основной-..........................

средней-..............................

7. В классах: 9-м - основной школы - 1

9-м - средней школы -........... 2

10-м -..................................... 3

11-м -..................................... 4

8. Среди участников опроса: мужчин женщин

9. Общее количество учащихся, обучающихся в опрошенных клас­сах: чел. (данные получить в школе)

10.Какие трудности возникали у Вас при проведении опроса? (до­пишите) 1

НИКАКИХ ТРУДНОСТЕЙ НЕ БЫЛО 2

11. Сталкивались ли Вы с трудностями при общении со школьной
администрацией, договариваясь о проведении опроса среди сель-
ских школьников или учителей?

Сталкивался. Они проявились в (допишите)

............................................................... 1

НИКАКИХ ТРУДНОСТЕЙ НЕ БЫЛО 2

12............................................................ Если у Вас имеются какие-либо пожелания научному коллективу
социолого-педагогического исследования, изложите их, пожа-
луйста, ниже....................................................

13.Общее количество прилагаемых заполненных анкет... единиц

14.Дата проведения опроса....................

15.Дата передачи заполненных анкет ответорганизатору

Подпись анкетера...............................,

ВНИМАНИЕ: Анкетер заполняет Карточку на каждый проведен­ный опрос, Ответорганизатор - на весь сдающийся массив запол­ненных анкет.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.