КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическая значимость исследования
Результаты исследования могут быть широко использованы в управлении системой образования на селе; в совершенствовании деятельности сельской школы как социокультурного и духовного центра села на основе реализации постановления Правительства РФ от 17 декабря 2001 г. «0 реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности». Результаты социолого-педагогического исследования представля ют теоретический и практический интерес для повседневной образовательной, педагогической и социальной работы среди учащихся и педагогов сельских школ, культурно-просветительной работы среди родителей -сельских жителей. По результатам исследования могут быть проведены методические и методико-консультативные семинары на местах с привлечением педагогов и руководителей сельского образования, направленные на повышение уровня компетентности и профессионализма специалистов, имеющих отношение к организации и проведению социально-педагогической работы в сельской местности. Итоги социологического проекта полезно представить педагогической и научной общественности в форме научной презентации полученных результатов, осуществить которую целесообразно в рамках научно-практической конференции или Круглого стола с привлечением заинтересованных ученых, руководителей, органов власти и образовательных учреждений, научного коллектива - исполнителя исследования, журналистов. По мере завершения отдельных этапов исследовательского проекта Институт педагогики социальной работы РАО опубликовал серию брошюр (составные части настоящей монографии) по результатам социологического анализа эволюции социальных установок и ценностных ориентации сельского учительства и сельской семьи (родителей учащихся) как представителей среднего и старшего поколений.
Памятка анкетеру и ответорганизатору по методике и технике проведения социологического опроса методом раздаточного анкетирования
1. Методика опроса, расчет выборочной совокупности (Каждый опрос сопровождается заполнением «Карточки анкетера» по Форме 1, см. Приложение) Для того чтобы правильно провести опрос в различных социальных социумах (учителей, родителей, учеников), необходимо прежде всего провести расчет выборочной совокупности для каждого объекта опроса. Для этого ответим вначале на вопросы: 1. Кого необходимо опросить в ходе исследования? Объекты исследования:учителя,ученики старш их классов и их родители. Среди учеников опрашиваются юноши и девушки, обучающиеся: ... в средних школах - в старших классах (9-10-11); ...в основной школе - в последнем классе (9-ом). Если имеется лицей -анкетирование проводится среди учеников самого старшего класса. Среди учителей опрашиваются педагоги разных классов, разных школ, преподающих разные учебные предметы, работающие в разных сменах обучения (если они в школе имеются). Среди родителей учеников опрашиваются прежде всего родители тех юношей и девушек, которые участвовали в опросе в школе. Однако в случае возникновения сложностей с опросом этой категории родителей, можно по классному журналу отобрать фамилии учеников, родителям которых необходимо предложить участие в опросе. Анкеты можно оставить родителям для заполнения на дому. В микровыборку должны включаться родители не только успешно обучающихся учеников, но и учеников с посредственной и плохой успеваемостью. 2. Сколько человек (респондентов - учеников, преподавателей и □ В опросе применяется квотная выборка. Это значит, что в каждом из планируемых 18 районов необходимо опросить: по 100 респондентов-учеников; по 50 учителей; по 100 родителей учеников. □ В опрос старшеклассников включаются ученики 9-х, 10-х и 11-х классов из двух групп школ: основных и средних. Не допускается включать в опрос всю квоту -100 единиц учеников одной школы. Исследование должно включать учеников 40 - 50% школ, имеющихся в районе. При этом квота на группу девятиклассников основной школы составляет 10 единиц, на когорты школьников 9-10-11 классов средних школ - по 30 единиц на каждую группу. Это значит, что среди учащихся 9-х классов, которые имеются и в основных, и в средних школах, всего должно быть опрошено в районе 40 человек (10 - среди учащихся основных школ, 30 - среди средних). □ Что касается выбора школ - основных и средних, входящих в исследование, то их отбор может осуществляться ответорганизато-ром произвольно. Главное условие: не ограничиваться одной-тремя школами (тем более образцово-показательными), а стремиться включить в опрос учеников 40-50% школ, имеющихся в районе (Таблица распределения основных и средних школ в районах, входящих в исследование, дана в приложении). 2. Методика проведения опроса в школах Теперь ответим на вопрос: КАК провести опрос объектов исследования? Прежде всего, обращаю внимание анкетеров и ответорганизато-ров на то, что: опрос среди учеников не должен проводить учитель того же класса, а среди учителей - учитель той же школы! Анкетный опрос и сбор анкет целесообразно осуществлять АНКЕТЕРУ -специальному человеку, нейтральному по отношению к школе и назначенному ответорганизатором. Проведение анкетного опроса учителем (тем более классным руководителем или лицом из администрации школы) неизбежно ведет к потере объективности оценок, высказываемых опрашиваемыми школьниками и, как следствие, - к искажению результатов социологического исследования. Подобные анкеты относятся к категории «социологического брака» и в ОБРАБОТКЕ ВСЕГО МАССИВА НЕ УЧАСТВУЮТ. Когоответорганизатор можетпригласитьдляучастия в исследовании в качестве анкетера? - Учителя из другой школы, пользующихся авторитетом родителей учеников, школьного библиотекаря, социального педагога или психолога, руководителей творческими кружками, студентов. Предварительно, прежде чем анкетер пойдет проводить социологический опрос, ответорганизатору следует провести инструктаж анкетера, в ходе которого объяснить цели исследования, методы работы с группами респондентов, порядок заполнения Формы 1 и сдачи анкет после проведения опроса. Для проведения опроса анкетерам необходимо иметь при себе: анкеты (количество которых равно расчетной выборочной совокупности), Памятку анкетерам и ответорганизаторам, Форму 1.
Как вести анкетный опрос учащихся? 1. Одну анкету анкетеру и ответорганизатору рекомендуется запол- Для успешного проведения исследования анкетер должен прежде всего сам тщательно ознакомиться с содержанием анкеты, обратить внимание на наиболее сложные для ее заполнения вопросы, выписать для себя номера тех вопросов, которые могут вызывать у опрашиваемых школьников наибольшие трудности при ответах или нуждаются в дополнительных комментариях и разъяснениях. 2. При заполнении анкеты наиболее сложными для респондента оказываются табличные вопросы, которые оформлены в виде таблицы (вопросы и варианты ответов). Как правило, табличные вопросы заканчиваются напоминанием типа: «будьте внимательны: ответы даются по каждой строке». При проведении опроса рекомендуется обратить особое внимание респондента на тщательность заполнения именно таких вопросов. Дело в том, что при ответах на эти вопросы чаще всего встречаются ошибки, пропуски в заполнении, сводящие работу респондента с анкетой на «нет»,так каканкета с незаполненными ответами «уходит в брак» и обработке не подлежит. Иначе говоря, проведенная респондентом работа может оказаться никому ненужной. 3. Анкетер договаривается о встрече с директором сельской школы и оговаривает с ним дату, время и место проведения опроса среди старшеклассников. При этом следует предупредить директора (или другое ответственное лицо школьной администрации) о нежелательности их присутствия в аудитории (помещении), где будет осуществляться опрос. 4.Для отбора учеников для участия в опросе необходимо воспользоваться классным журналом. По нему в алфавитном порядке отбирают нужное количество учеников, закладывая в основу отбора не субъективные личностные характеристики ученика, а выбранную заранее букву алфавита. Другой путь: провести механический отбор фамилий учеников, задавшись так называемым «шагом отбора», который может составить 5,10,20 (и т.д.) единиц фамилий в алфавитном списке класса. При этом важно учитывать, что среди попавших в группу опроса, НЕ должны быть представлены учащиеся, «только хорошо или отлично» успевающие. В социологическом анкетировании участвуют ученики, независимо от уровня их школьной успеваемости. 5. Для проведения социологического опроса в сельской школе целе- Ответы на анкету должны быть самостоятельными и не обсуждаться с присутствующими сверстниками. Если у респондентов возникают какие-либо вопросы, с ними надо обратиться к анкетеру. Обо всем этом (т.е. технике заполнения анкеты) анкетеру следует рассказать приглашенным участникам опроса в своем вступительном слове, после чего респонденты приступают к работе над анкетой. 6. Когда заполненные анкеты начинают сдаваться анкетеру, ему необходимо в присутствии респондента бегло просмотреть правильность заполнения анкеты, особенно по тем заранее выделенным номерам вопросов, которые требуют особой внимательности при заполнении и могут содержать погрешности в технике заполнения. Если в ходе просмотра сдаваемой анкеты анкетер обнаруживает ее некачественное заполнение, он должен помочь респонденту своими рекомендациями. После внесения поправок и сдачи анкеты респондент может быть свободным. 7. Собранные анкеты вместе с заполненной отчетной карточкой (см. форму 1) сдаются анкетером ответственному организатору (ответорганизатору) -лицу, координирующему проведение исследования в районе. 8. Ответорганизатор, послетого как будет собран отанкетеров весь массив выданных им анкет, передает (направляет) собранный материал вместе с сопроводительной запиской в Институт социальной педагогики РАО в Москву. Научный руководитель исследования профессор Галина Силласте
Форма 1 Отчетная карточка анкетера и ответорганизатора 1............................................................... Фамилия, имя, отчество анкетера, проводившего опрос........................................ □ Категории опрошенных: Их количество 2. учащиеся.............................................. 3. педагоги............................................... 4. родители............................................. □ Место проведения опроса: 5. В районе: (дописать).......................... 6. В школе: основной-.......................... средней-.............................. 7. В классах: 9-м - основной школы - 1 9-м - средней школы -........... 2 10-м -..................................... 3 11-м -..................................... 4 8. Среди участников опроса: мужчин женщин 9. Общее количество учащихся, обучающихся в опрошенных классах: чел. (данные получить в школе) 10.Какие трудности возникали у Вас при проведении опроса? (допишите) 1 НИКАКИХ ТРУДНОСТЕЙ НЕ БЫЛО 2 11. Сталкивались ли Вы с трудностями при общении со школьной Сталкивался. Они проявились в (допишите) ............................................................... 1 НИКАКИХ ТРУДНОСТЕЙ НЕ БЫЛО 2 12............................................................ Если у Вас имеются какие-либо пожелания научному коллективу 13.Общее количество прилагаемых заполненных анкет... единиц 14.Дата проведения опроса.................... 15.Дата передачи заполненных анкет ответорганизатору Подпись анкетера..............................., ВНИМАНИЕ: Анкетер заполняет Карточку на каждый проведенный опрос, Ответорганизатор - на весь сдающийся массив заполненных анкет.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |