Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по изучению темы. Изучив данную тему, студент должен:




Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление о процессе национально - освободительной борьбы балканских славянских народов и создании независимых государств у южных славян;

знать:

· Особенности положения южнославянских земель в составе Османской империи, характер политики османского государства в отношении славянских народов;

· Основные предпосылки национально - освободительного движения славянских народов в конце XVIII – XIX вв.

· Основные этапы, программы и движущие силы освободительного движения;

· Характер и результаты освободительной борьбы;

· Специфику национально – освободительного движения в отдельных южнославянских землях.

· Характер взаимоотношений южнославянских народов с Османской, Австро – Венгерской, Российской империями;

· Последствия русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. и Балканских войн 1912-1913 гг. для южнославянских народов.

уметь:

· работать с исторической картой;

· анализировать исторические источники;

· умение логически мыслить, вести научные дискуссии.

владеть навыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в истории южных и западных славян и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.

При освоении темы необходимо:

· изучить учебный материал в учебнике, ознакомиться с историческими источниками и дополнительной литературой;

· законспектировать одну статью по теме;

· выполнить задания по теме;

· подготовиться к «круглому столу» по вопросам семинара;

· выполнить тест по теме;

· акцентировать внимание по вопросам:

1. Выделите основные этапы османской экспансии на полуострове. Каковы последствия османского завоевания для южнославянских народов. Изучая положение южнославянских земель под властью Турции, следует выделить два взаимосвязанных направления политики Порты на Балканах: организация управления в славянском регионе империи и политика турецкой колонизации полуострова. Разберитесь в основных элементах административного деления империи и османской системы управления (бейлербейство-пашалык-санджак), в соотношении административной, военной и судебной властей на местах. Охарактеризуйте статус Румелийского бейлербейства в Османской империи. Когда и при каких обстоятельствах получила статус отдельного бейлербейства Босния и Герцоговина? Разберите категории «спахий» (“сипах») и «вакуф». Обратите внимание на термины «тимар», «зеамет», «хасс», «мюльк», «райя». Помимо военно-ленной системы, среди элементов турецкой колонизации следует изучить насильственную исламизацию населения, массовое переселение турок на Балканы и депортацию славян, физическое уничтожение славянской знати, полное подчинение константинопольской патриархии, различные роявления национального гнета и ассимиляторской политики властей и др. Раскройте содержание понятий «джизье», «потурченцы», «янычары», «фанариоты».

2. Можно выделить два основных направления национально - освободительного движения: вооруженная борьба и пассивное сопротивление. Определите содержание, масштабы и динамику гайдучества, его особенности на землях Болгарии и Сербии. Сгруппируйте материал о локальных восстаниях. Проанализируйте взаимосвязь с антитурецкими войнами европейских государств, участие славян в армиях последних. Проанализируйте общий ход и значение военных действий Габсбургской империи, Речи Посполитой, России и др. с Османской империей для освободительной борьбы южных славян.

Каковы были стратегические планы Австрии и папского престола в регионе? Почему с конца ХVII в. славяне Османской империи все более связывают свое освобождение с Россией? Каковы программы и движущие силы движения? Выделите важнейшие формы пассивного сопротивления славян, очагами и распространителями которого являлись семья, сельская и городская община, церковный приход и монастырь, Обратите внимание на сохранение «чистоты крови», христианской веры, национальной самобытности и национальной культуры.

3. Охарактеризуйте балканский кризис как предпосылку для начала русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. Расскажите об участии южнославянских народов в борьбе против Османской империи в ходе войны. Каковы итоги и последствия войны для южных славян? Какие независимые славянские государства были образованы по её итогам? Определите их границы.

4. Историю Балканских войнможно разделить на несколько этапов. Первый – оформление второго Балканского союза, территориальные притязания Болгарии, Сербии и Черногории, отношение к ним великих держав. Второй – начало, ход и основные результаты первой Балканской войны, неоднозначное толкование Лондонского мирного договора и вариантов раздела македонских земель. Третий – принципиальные отличия второй (“межсоюзнической») Балканской войны от первой, ее результаты как «национальная катастрофа» для Болгарии. Четвертый – основные последствия войн (превращение Балкан в «пороховой погреб» Европы, столкновение интересов великих держав в регионе, назревание мировой войны и др.). Соберите материал по каждому периоду.

Доклады:

1. Россия и освободительная борьба славянских народов Балкан против Османского владычества.

2. Войны государств Центральной Европы против Османской империи (ХVI- начало ХVIII в.).

3. Гайдучество.

Задание 1: На контурной карте нанесите границы славянских государств, образованных в 1878 г. (Сербия, Черногория, Княжество Болгария, Восточная Румелия).

Задание 2: Заполните таблицу «Южно – славянские земли (Сербия, Черногория, Македония, Босния и Герцеговина) в эпоху «национального возрождения».

 

  Сербия Черногория Македония Босния и Герцеговина
Социально - экономическое развитие        
Политическое развитие        
Предпосылки, формы, движущие силы, идеология, итоги «национального возрождения»        

 

Тесты:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.