КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации по изучению темы. Изучив данную тему, студент должен:
Изучив данную тему, студент должен: иметь представление об основных тенденциях развития Чехословакии в межвоенный период; знать: · Последствия первой мировой войны, ключевые проблемы и задачи межвоенного периода; · Особенности социально – экономического и политического развития; · Характер и специфику развития политической системы и общества; · Основные аспекты участия государства в системе международных отношений; · Итоги межвоенного двадцатилетия. уметь: · работать с исторической картой; · анализировать исторические источники; · умение логически мыслить, вести научные дискуссии. владеть навыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в истории южных и западных славян и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма. При освоении темы необходимо: · изучить учебный материал в учебнике, ознакомиться с историческими источниками и дополнительной литературой; · законспектировать одну статью по теме; · выполнить тест по теме; · акцентировать внимание по вопросам: 1. Основные задачи социально – экономического развития страны в межвоенный период. Диспропорции в уровне экономического развития регионов. Аграрная реформа: содержание, итоги. Развитие сельского хозяйства и промышленности. Своеобразие интеграции в мировую экономическую систему. Экономический кризис конца 20-х - начала 30-х годов и его последствия. Социальная политика. Социальная напряжённость в обществе. Внешнеэкономические связи страны. Итоги социально – экономического развития страны в межвоенный период. 2. Образование Чехословацкой Республики. Подъем национально-освободительного движения осенью 1918 г. Революция 28 октября 1918 г. в Чехии. Декларация Словацкого национального совета. Позиция немецкого и венгерского населения. Складывание государственных границ. Национальный состав ЧСР. Теория чехословакизма. Политическая жизнь в 1918-1938 гг. Конституционное устройство республики. Система административного управления. Первый опыт коалиционной системы власти. Формирование политической системы ЧСР. Перегруппировка сил в рабочем движении и образование КПЧ. Неформальные властные структуры. "Пятерка". Словацкая народная партия. Партии чешских немцев. Закон о защите республики. Парламентские выборы 1925 г. Правление буржуазной коалиции. Движение словаков за автономию. Внутренняя политика правительства в годы мирового экономического кризиса начала 30-х годов. Активизация правых сил и словацких автономистов. Президентские выборы 1935 г. Судетонемецкое движение. Меры по защите территориальной целостности республики в 1938 г. Вторая республика. Автономные Словакия и Закарпатская Украина. Провозглашение независимости Словакии в марте 1939 г. Оккупация Чехии и Закарпатской Украины. Протекторат Богемия и Моравия. 3. Чехословакия в системе международных отношений в межвоенное двадцатилетие. Чехословакия - активный элемент Версальской системы послевоенного устройства Европы. Оформление системы национальной безопасности в 20-е годы. Отношения с соседями. Союз с Францией. Малая Антанта. Советско-чехословацкое сближение 30-х годов. Каковы причины заключения и основные положения чехословацко-советского договора о взаимной помощи (май 1935г.)? Соберите материл о миссии лорда Ренсимена в Чехословакию (август- сентябрь 1938 г.) и попытке вооруженного путча в Судетах (12 сентября 1938 г.). Проиллюстрируйте предательский по отношению к Чехословакии характер англо - французской ноты от 18 сентября 1938 г. Проанализируйте положения мюнхенского соглашенияВеликобритании, Франции, Германии и Италии, территориальные и иные потери Чехословакии в результате его реализации. Почему соглашение означало полный крах Версальской системы? Что представляла собой т.н. «вторая республика»? Какой статус имели в ней Словакия и Подкарпатская Русь? В чем выразилась полная ликвидация чехословацкой государственности 15 марта 1939 г.? Какова была реакция на это Советского Союза и западных держав? ЧСР и кризис версальской системы в 1938 г. Итоги и причины поражения внешнеполитической стратегии страны в межвоенный период. Доклад: Т. Масарик: учёный, просветитель, президент. Тесты: 1. Аграрная реформа, проводимая в Чехословакии с 1919 г., предполагала а) изъятие помещичьей земли сверх установленной нормы, передачу ее за выкуп малоземельным крестьянам б) полную конфискацию помещичьей земли и передачу ее крестьянам в) создание коллективных крестьянских хозяйств г) отмену личной зависимости крестьян 2. Что не являлось задачами экономического развития Чехословакии в межвоенный период? а) интеграция отдельных районов б) создание емкого внутреннего и поиск внешних рынков сбыта в) реструктуризация и модернизация промышленности г) создание сектора тяжелой промышленности 3. Что не было характерно для социально – экономического развития Чехословакии в межвоенный период? а) экспорт капитала б) привлечение иностранного капитала в) повышение урожайности в сельском хозяйстве г) национализация промышленности 4. Что характеризовало для социально – экономического развития Чехословакии в межвоенный период? а) скачкообразное развитие, региональные различия, более высокий уровень экономического развития, чем в других странах региона б) самый низкий уровень экономического развития, чем в других странах региона в) постепенное снижение экономических показателей г) региональные различия, постепенное снижение экономических показателей 5. Что стало предпосылками образования независимого Чехословацкого государства? а) радикализация антигабсбургских движений, обострение кризиса империи б) поддержка России в) поддержка Германии г) достижение различными территориями чешских земель единого уровня социально – экономического развития 6. Парламентом независимой Чехословацкой республики в межвоенный период было а) Национальное собрание б) сейм в) сенат г) Народное собрание 7. Что объединяем имена К. Крамарж, А. Швегла, Ф. Удржал? а) они были премьер – министрами в межвоенной Польше б) они были премьер – министрами в межвоенной Чехословакии в) они являлись лидерами движения сопротивления в Польше в годы Второй мировой войны г) они являлись лидерами движения сопротивления в Чехословакии в годы Второй мировой войны 8. Первая конституция независимой Чехословацкой республики была принята в а) 1920 г. б) 1921 г. в) 1918 г. г) 1925 г. 9. Что не являлось положением конституции Чехословакии 1920 г.? а) президент избирается парламентом б) президент формирует правительство, созывает и распускает парламент в) двухпалатный парламент избирается всеобщим равным и тайным голосованием г) президент избирается всенародным голосованием 10. Какая форма правления была установлена в Чехословакии после Первой мировой войны? а) парламентская демократическая республика б) президентская демократическая республика в) конституционная монархия г) президентско – парламенская демократическая республика 11. Какие права получали национальные меньшинства в Чехословакии по конституции 1920 г.? а) культурная автономия, ведение делопроизводства на двух языках в районах, где национальные меньшинства составляли 20 % населения б) право на государственное самоопределение в) культурная автономия, признание государственным языком чешского и не допущение использовать в государственных учреждениях языки национальных меньшинств г) права национальных меньшинств в конституции не были прописаны 12. Политическая жизнь Чехословакии в межвоенный период характеризовалась а) устойчивостью демократии, формированием коалиционных правительств б) слабостью демократии в) установлением авторитарного режима г) однопартийностью 13. Соотнесите фамилии премьер – министров Чехословакии в межвоенный период и возглавляемые ими правительства 1) В. Тусар а) правительство «общенациональной коалиции» 2) А. Швегла б) правительство «красно – зеленой коалиции» 3) Я. Малипетр в) правительство широкой коалиции 4) Ф. Удржал г) правительство «сильной руки» 14. Что объединяет имена Т. Масарик, Э. Бенеш? а) они были президентами Чехословакии в межвоенный период б) они были президентами Польши в межвоенный период в) они возглавляли правительство Чехословакии в межвоенный период г) они возглавляли правительство Польши в межвоенный период 15. Что не являлось внешнеполитическими принципами Чехословакии в межвоенный период? а) политика «равного удаления» от СССР и Германии б) упрочение Версальской системы в) упрочение демократических принципов и ценностей в регионе г) превращение Чехословакии в форпост борьбы с большевиками Литература: 1. Джабара, К.М. Только СССР имеет чистые руки: Советский Союз, коллективная безопасность в Европе и судьба Чехословакии (1934-1938) / К.М. Джабара // Новая и новейшая история. – 2012. - №1. С. 44 – 81. 3. История стран Центральной и Юго-Восточной Европы XX века / под ред. А. В. Фадеева. - М.: Профиздат, 1997. - 349 с. 4. Краткая история Чехословакии. – М.: Наука, 1988. – 576 с. 5. Маслов, В.П. Томаш Масарик и роль личности в истории / В.П. Маслов // Вопросы философии. - 2005. - №2. - С. 88 – 98. 6. Матвеев, Г.Ф. «Третий путь»: идеология аграризма в Чехословакии и Польше в межвоенный период / Г.Ф. Матвеев. - М.: Издательство МГУ, 1992. – 53 с. 7. Морозов, С.В. Изменение внешнеполитического курса Польши и польско-чехословацкие отношения в начале 1934 г. / С. В. Морозов // Вестник МГУ. Серия 8. История. - 2003. - №3. - С. 44. 8. Нарбут, Н.П. Философ на троне. (Штрихи к портрету Т.Г.Масарика – мыслителя и политика) / Н.П. Нарбут // Личность. Культура. Общество. - 2001. - №4. – С. 61 – 84. 9. Ненашева, З.С. Исследование истории Чехии и Словакии в XX в. / З.С. Ненашева // Новая и новейшая история. – 2006. - №4. – С. 106 – 113. 10. Серапионова, Е.П. Российские эмигранты в Чехословакии в межвоенные годы / Е.П. Серапионова // Вопросы истории. - 1997. - №5. - С. 124 – 133. 11. Серапионова, Е.П. Чехословакия 1918 – 1938 гг. / Е.П. Серапионова // Новая и новейшая история. - 2001. - №5. – С. 232 – 234. 12. Фирсов, Е.Ф. Парламентские выборы 1929г. в Чехословацкой республике (в свете новых архивных материалов) / Е.Ф. Фирсов // Вестник МГУ.- 1995- № 6. - С. 43 – 48.
Тема 3. Польша в межвоенный период. (2.ч) Учебные вопросы: 1. Социально – экономическое развитие. 2. Политическое развитие: от попыток утверждения демократии к авторитарному правлению. 3. Польша в системе международных отношениях.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |