Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Болгария




Принятие Христианства и становление церковной жизни в средневековых славянских странах Балканского п-ова.

 

В среднем все славянские народы принимают христианство в 9-11 веках.

 

Первые контакты балканских славян с христианским миром. На Балканах, признавая власть империи и втягиваясь в жизнь ее общества, славяне со временем начинали открывать для себя и ценить те перспективы, которые были связаны с имперским подданством,а особое значение имело принятие христианство. Выходцам из славян христианство открывало доступ к государственной службе.

767 г. – этнический славянин Ермох Никита, сторонник иконоборчества, был возведен на кафедру главы Византийской церкви, стал Константинопольским патриархом.

799 г. – князь одной из балканских славиний Акамир оказался вовлечен в заговор против императрицы Ирины.

820-823 гг. – почти всю империю потряс мятеж с целью захвата власти провинциальным малоазиатским военачальником Фомой Славинином.

Примерно тогда же в первой половине IX в. широкую известность приобрел выдающийся иконопочитатель монах-отшельник с Вифинского Олимпа святой Иоаникий Великий, который происходил из вифинских славян.

Славяне, поглощенные Византией, в русле неизбежных контактов с властями, нарастающей христианизацией и взаимодействии с греческими соседями, эллинизировались по языку. Овладевали хотя бы азами его, начинали использовать в повседневной жизни. В итоге это привело к полной утрате византийскими славянами славянской этноязыковой идентичности и к превращению в обычных грекоязычных ромеев. Произошло в основном не позднее конца X в., хотя отдельные группы византийских славян продолжали сохранять свою самобытность и дальше. Потомки Ливингов на юге Пелопоннеса в XIII и XIV вв. сохраняли память о своем вневизантийском происхождении, но это исключение.

 

Вместе с христианством распространялась эллинизация и вне Византийских владений. К северу от Балканских гор, в придунайских районах и на побережье Адриатики утвердилась латынь в повседневной речи, на побережье Черного моря и к югу от Балканских гор – греческий язык. В самых глухих, особенно горных районах Балкан, жители сохраняли свою индивидуальность, включая остатки язычества.

Причины введения христианства. Попытка стать равноправным партнером Византии и христианских стран Европы. Ряд военных неудач в 855-856 – против Людовика Немецкого, затем против Византии.

Введение христианства. Официально принято от Византии в 864-865 гг. в правление хана Бориса (в крещении – Михаил).

 

 

Борьба с тюркской знатью. Введение новой веры сопровождалось репрессиями в отношении тюркско-протоболгарской знати, сохранявшей свою обособленность. Именно она более всего противилась принятию христианства, так как рассматривала ее как веру своего противника – Византии.

866 г. – подавление мятежа. По приказу Бориса было уничтожено 52 знатных протоболгарских рода, связанных с мятежниками.

893 г. – через несколько лет после ухода в монастырь и передачи власти сыну Борис вернулся, отстранил от власти своего старшего сына Владимира Россада и ослепил его за измену христианству.

В итоге взаимодействие определялось не только единством государственного подданства, но и церковного подданства.

Не позднее середины X в. остатки протоболгар должны были быть окончательно ассимилированы болгарскими славянами, которые приняли на себя и удержали за собой тюркское происхождение имени болгар. Формирование в рамках Болгарского государства и Болгарской церкви отдельной славянской народности, болгарской по подданству и самоназванию, праславянской (славяно-болгарской) по языку и византийско-христианской.

 

Церковная организация. Нужно было решать вопрос о статусе церковной организации Болгарии. Прямое подчинение КП грозило обернуться установлением политической зависимости. Болгарский князь Борис решил вступить в союз также и с Римом, тем более, что папа разъяснил его народу догматику намного проще и обстоятельнее, чем патриарх Фотий. В результате в Болгарию по желанию Бориса послали двух епископов римских, и Болгария оказалась в церковно-административном ведении папы, что привело к конфликту папы Николая и патриарха Фотия. Борис просил утвердить в Риме архиепископа, но папа предлагал свою кандидатуру. Тогда Борис вернулся к Константинополю. В марте 870 г. после Константинопольского собора был разрешен болгарский вопрос: болгары снова обратились к Византийской Церкви, несмотря на протесты римских легатов, и патриархом Игнатием был послан архиепископ для управления их делами. Образовалась архиепископия с центром в Приске. Формально она была связана с КП, организована по Византийскому образцу, но обладала автономией.

Из полуязыческой Приски в затем перенесли в Пряслав, который с самого начала замышлялся и строился как столица по образцу Константинополя. Конец IX в. – политической и церковной столицей Болгарии (после 893 г.) стала Беренезина.

Патриархия. При внуке Бориса 1 Петре в 919 году на Соборе в Преславе была провозглашена автокефалия Болгарской Церкви. Собор также заявил о возведении ее в ранг Патриархата. Константинополь признал эти решения лишь в 927 году. Первоначально патриарший престол находился в Доростоле, но в конце концов переехал в Охрид

Кирилл и Мефодий. 885-886 гг после изгнания учеников Кирилла и Мефодия из Великой Моравии многие (Климент и Наум Охридские, Константин (епископ Приславский)) бежали в Болгарию, заняли церковные должности там, и началось проникновение кирилло-мефодиевской традиции: глаголица, старославянский книжный богослужебный язык, церковно-богослужебные тексты, навыки ведения церковной жизни.

 

В Болгарии славяноязычное богослужение, книжность и письменность были введены в практику и в местных государственных канцеляриях, где раньше использовали греческий язык и греческое письмо.

Сама кирилло-мефодиевская традиция была дополнена новыми составляющими: кириллицей, новые славяноязычные тексты. Для христианской Болгарии эта традиция – одна из главных опор их идентичности после византийского завоевания начала XI в.

Богомильское движение. В 10 веке поп Богомил основал еретическое течение. Оно распростанилось, так как войны царя Симеона привели к ухудшению жизни крестьян. Учение: влияние павликианства и манихейства и остатков язычества, т.е. дуалистическое. Все земное считается созданием дьявола, против социального неравенства, против церковной иерархии. Источник для изучения – сочинение пресвитера Козьмы «Беседа против богомилов». Борьба с богомилами велась, но сил у Болгарской церкви было немного и оно распространилось и за пределами Болгарии.

Церковь в 11-15 веках.В 1018 император Василий покорил Болгарию и церковь была низведена до архиепископии (в Охриде центр), впрочем, император подтвердил автокефалию. В 80-е 12 века царь Калоян добился восстановления патриаршества и при этом заключил унию с Римской церковью (1204). Но эта уния распалась, когда после 4 крестового похода крестоносцы начали борьбу с болгарами (1205). Только в 1235 после разрыва с Римом и союзу с Никейской империей была признана Тырновская патриархия, она существовала до появления турок.

Особенности: широкие права царей по отношению к церкви, по их приказу созывались соборы; соперничество с Византией и стремление к независимости.

Сербия (и там же и Черногория тогда)

Про утверждение христианства известно в основном от Константина Багрянородного, но мало сведений. Христианство утвердилось в основном в 870 – ые годы, хотя единичные случаи принятия христианства верхушками известны еще в VII веке при императоре Ираклии. Епископы были приглашены из Рима, и при этом здесь не было внутреннего раскола после 1054, вероятно, потому что процесс христианизации очень затянулся. Оплот православия – Рашка, которая и стала в 13 веке центром объединения земель.

Церковная организация. В Сербских землях не было единой церковной организации – церковный полицентризм. С конца IX века духовное попечение о народе вели несколько епископатов, причем связанных не только с восточной, но и с западной церквами. Это была своеобразная промежуточная зона влияния католиков и православных. Но это не помешало проникновению Кирилло-Мефодиевской традиции в Сербию (этому способствовало славянское духовенство). Эта традиция пришла из Болгарии, которой как архиепископии подчинялись несколько сербских епархий, включая Рашскую.

Развитие до османов. В 1219 году Сербия получила своего архиепископа, а не греческого. Им стал св. Савва 1. Период архиепископии в Сербии охватывает 1219-1346. Резиденция архиепископа – Жичский монастырь, затем Печ.

В 1346 году король Стефан Душан созвал в Скопье церковный Собор, на котором Сербская Церковь была возведена в ранг Патриархии. Печская Патриархия была признана Тырновским патриархом и Охридским архиепископом. Константинопольский же 25 патриарх Каллист в 1352 году наложил на нее анафему, которая была снята лишь в 1374 году.

Босния, Герцеговина.

Проблемы истории боснийской церкви (на тот момент туда же входят и земли Герцеговины). Формально боснийские земли подчинялись одному из архиепископов-католиков Далмации, но постоянно шла борьба восточной церкви за влияние в Боснии. В результате богослужение велось на славянском, по восточному обряду, а католическое духовенство не получало десятины. Видимо, из-за такого подвешенного положения церкви в 13 веке в правление бана Кулина здесь распространилось богомильство. Сам бан был богомилом, но принес покаяние перед смертью в 1203. Однако в дальнейшем до до 15 века, когда Босния оказалась во внутреннем кризисе, папская политика на этих землях не дала особых успехов по приобщению Боснии к католической церкви полностью. В 15 веке гонения на еретиков с подачи Рима.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.