Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Османское правление на Балканах




В чем состояла цена османского мира для славянских балканских народов? В чем состояли перемены, которые произошли в их положении в результате османского завоевания?

Для славянских и других народов Балкан османское завоевание обернулось утратой их прежней государственности, не только политические институты, но и опыт взаимодействия с ними. На смену пришли османские порядки – военно-административные, религиозно-судебные, налоговые. Они отчетливо пересекались между собой, составляли систему османского провинциального правления.

Государственное управление. Санджаки ---каза----доосманские территориальные деления

Центральное звено – санджаки, военно-административные округа, сопряженные системой военно-служебного землевладения. Во главе стоял правитель санджак-дей. Эти санджаки объединялись в еще более крупные военно-административные образования (бейлер-бейства/эйялеты). Бейлер-бейство Ромелия – самое первое из таких образований – было образовано именно на Балканах в конце 1360-х гг., в самом начале османского наступления. К началу XVII в. в Османской империи порядко 30 бейлер-бейств.

Санджаки создавались по мере завоевания тех или иных территорий, по своим границам нередко отчетливо воспроизводили прежнее доосманское государственное деление. В болгарских землях – Никопольский санджак, Виденский и др. примерно соответствовали владениям Тырновского и Виденского царств.

На менее высоком уровне, чем санджаки, имело действие каза (ка-дилык). Это религиозно-судебный округ с центром в каком-либо городе и во главе с исламским судьей кади.

На самом низшем уровне управленческой структуры непосредственно на местах существовали остатки прежней доосманской правленческой структуры, в той или иной степени видоизмененные. В городах – мах-аллы (квартальные общины), определялись принадлежностью к одному вероисповеданию, группировались вокруг соответственных культовых центров. Эснафы – постоянные объединения городских жителей по производственно-профессиональному принципу, чем-то похожи на византийские торгово-ремесленные корпорации или европейские цехи. Как правило были смешаны по своему конфессиональному облику, но тоже взаимодействовали с местными властями.

В сельской местности – сельские общины. Традиционно территориально-соседские сельские общины, сохраняли внутреннее самоуправление, взаимодействовали с вышестоящими османскими властями через своих представителей. Роли таких представителей доставались не только главам общинного самоуправления, но и низшему приходскому духовенству, поскольку сами общины часто совпадали с представителями определенного вероисповедания.

Последствия этого шага со стороны османов были двоякими. С одной стороны, это значительно облегчало бремя контроля над завоеванными территориями, так как избавляло от необходимости вмешиваться во все тонкости повседневной жизни, снижало уровень напряженности. С другой стороны, это создавало предпосылки для появления в будущем более или менее автономных образований в труднодоступных районах, прежде всего, в горных. В условиях исчезновения доосманских государственных структур политика невмешательства во внутренние дела местных общин влекла за собой архаизацию социальных отношений в рамках этих общин, которая сопровождалась возрождений многих реалий племенного прошлого, как, например, кровная месть.

Феодализм в Османской империи. Тимарная система – один из самых ярких примеров преемственности между османскими порядками и наследием предшествующих государств. Практика условных пожалований по системе икта – предшественник тимарной системы. Учитывался опыт и византийской пронии. Тимарная система отсутствовала в арабских владениях, была введена в действие только в МА, на Балканах и в центральной Европе. Большая часть пригодного для обработки земельного фонда считалось завоеванной мечом, и потому считалась собственностью самого османского государства в лице султана. Земли мири (государственные). Мирийская земля регулярно подвергалась описанию с точки зрения доходности, облагалась налогами и повинностями, величину которых определяли султанские власти. Потом описанный фонд делился на участки разной величины и разной доходности. Налоговые поступления передавались в пользование не только должностным лицам государственного управления (бейлер-беи), но и конным воинам султанского войска (сипахи). Бейлер-беи обладали правом только на срок исполнения своей должности. Сипахи могли передавать это право своим наследникам. (типа кормления в России при Иване 3)

Основная военная разновидность таких служебных пожалований обозначалась термином тимар.

В XIV-XV вв. первоначально держателями тимаров могли становиться даже христиане по вероисповеданию, несшие служебные обязательства по отношению к султану.

Земледельческое население было распределено между отдельными тимарами и другими земельными пожалованиями, продолжало пользоваться своими наделами. Крестьянское население – лично-свободные наследственные держатели. Обязаны налогами и повинностями перед государством.

Культурно-этническая ситуация в Империи. Османы сознательно отказывались от унификации подданных по какому-либо одному общеобязательному шаблону. Они предпочитали брать на себя роль регулятора в отношении между разными группами подданных. Главные признаки дифференциации подданных:

- место и образ жизни. Кочевники или оседлые (горожане, сельские жители)

- место в системе государственного управления с точки зрения участия в уплате налогов или в их распределении и присвоении (налоговый статус)

- религиозно-конфессиональная принадлежность

За кочевниками допускали широкую внутреннюю автономию. Мусульманские власти поощряли оседание кочевников на земли. Старались минимизировать давление кочевников на оседлое население. Все это было актуально и для Балкан. На Балканах кочевники – тюрко-язычные кочевые группы, переселившиеся из МА. Туда же попадали отдельные группы местных скотоводов-горцев.

Оседлые земледельцы неизбежно включались в поле действия османского аграрно-правового режима. Он был связан с системой военно-служебного (тимарного) землевладения.

Социальное устройство. Место завоеванных народов в империи. Османские подданные очень четко делились на два класса: аскерии (военные) и райят (паства). Класс военных включал в себя не только воинов султанского войска и глав военно-административного управления, но и всех, кто по милости султана был избавлен от производственной деятельности и осуществлял государственное или религиозное правление (управляющий класс). Служащие султанского двора, духовенство, должностные лица центральных и провинциальных ведомств и канцелярий. Члены этого класса не платили налогов, сами имели право на сбор в свою пользу определенной части налогов. Могли ездить верхом и опоясываться мечом. Ко второму классу принадлежали все, кто занимался производительным трудом. Первоначально в период восхода и расцвета Османской империи понятие и статус райят охватывали соответствующие группы населения не только мусульманского вероисповедания, но и других. Только к XVIII в. понятие райят было сужено до не мусульман. Причем, только на практике, а не в теории.

Сословия. В Османской империи отсутствовало сословное деление общество в том виде, в котором оно существовало в тогдашней христианской Европе. В ведении властей были жизнь и имущество абсолютно всех подданных.

Единственная группа османского населения, статус которой напоминал сословный, были султанские рабы (капы-кулу), рабы врат. Первоначально их набирали из числа военнопленных, поскольку султан имел право на пятую часть всей военной добычи. С начала XV в. (на Балканах завоевание еще продолжается) главную роль в пополнении рядов стала играть система девшерме (сбор, набор). Иногда ее называют «налогом кровью». В некоторых районах империи каждые 3, 5 или более лет среди сельского крестьянского населения христианского вероисповедания (преимущественно православного) производился набор наиболее крепких и способных мальчиков от 8 до 18 лет. Предпочитали возраст от 14 до 18 лет. Отбирали в определенной пропорции, которая могла меняться в зависимости от потребности. Как правило, выбирали из расчета 1 новобранец на 40 домохозяйств. Набору не подлежали сыновья городских ремесленников и торговцев, те, кто успел жениться, те, кто знал турецкий язык. Из 2 сыновей брали 1, единственных сыновей и сирот не брали вообще. Новобранцев доставляли в Стамбул, обращали в ислам и передавали для воспитания в турецкие крестьянские семьи. Потом для новобранцев начиналась подготовка к будущей султанской службе, которая могла быть и дворцовой, и военной. В последнем случае выпускников зачисляли в состав элитных военных корпусов, главным из них был корпус янычаром. Духовную опеку над янычарами осуществляли последователи суфийского ордена. Он допускал синкретизм двух исповеданий. Среднегодовое число новобранцев – от 1000 до 3000 человек.

Эта практика помогала восполнить недостаток находившихся в их распоряжении воинских сил. Христианское население уже завоеванных территорий лишалась своего рода биологической элиты. Капы-кулу, вырванные из своего прежнего окружения и лишенные его поддержки, всецело зависели от султанов из османской династии, по необходимости становились надежным оплотом его власти.

С правления Мехмеда II Фатиха (сер. XV в.) капы-кулу составляли основу правящей элиты османской империи. Они составляли основу для визиров, санджа-беев, бейлер-беев, в результате верхушка в Империи по большей части славянская или греческая (при Сулеймане 1 8 из 9 великих визиров, например).

Религиозная политика султанов. Исламская традиция не предполагала какого-либо принципиального разделения между религиозными и светскими властями. Султаны – сунниты хинифитской разновидности, а это самое гибкое в плане толерантности направление. На самом привилегированном положении из захваченных – христиане, хуже к иудеям, а язычников истребляли.

Христиане и иудеи жили в общинах с широкой автономией. Таких религиозно-правовых общин возникло в империи несколько, в османской империи со временем они образовали целостную систему, получив название милетов. Община правоверных мусульман-суннитов – господствующая. Немусульманские милеты в качестве подчиненных сохраняли право на свободное исповедание своей веры, на поддержание своих религиозных учреждений и школ, совершение своего богослужения. Управлялись своим собственным духовенством, которое выступало в роли их уполномоченных представителей. То же самое духовенство несло на себе (своей головой) ответственность за соблюдение членами своих милетов возложенными на них налоговых и других обязательств. Среди немусульманских милетов самый многочисленный, влиятельный и уважаемый – римский милет (греко-православный). Глава – православный Константинопольский патриарх. Ему жаловали достоинство визира и почетный эскорт из янычар. Как таковой милет оформился во второй половине XV в. на основе специального соглашения.

Постепенно централизовалась церковная власть в империи. В первые века османского правления православные верующие болгарского происхождения были раздроблены между КП, сербской печской патриархией и Охридской архиепископией. В 60-е гг. XVIII в. болгарская паства в полной мере собралась под КП. В 1766 г. – упразднена сербская патриархия. 1557 г. – она была восстановлена. 1767 г. – утратила свою независимость в пользу КП Охридская архиепископия (болгарская). Болгарская Тырновская патриархия была упразднена в самом начале XV в.

Условия веротерпимости: исправное несение повинностей, запрет на проповедь, запрет на колокола и некоторую одежду, запрет на ношение оружия и военную службу. Христиане, как правило, переводчики в столичных ведомствах.

Суд и налоги.Всякие споры между мусульманами и не мусульманами должны были решаться только у исламского судьи кадия. Показания 1 мусульманина приравнивались к показаниям 3 не мусульман. Все не мусульмане были неравноправны с точки зрения налоговых обязательств перед государством. Все мужчины не мусульмане, способные носить оружие, от 15 до 75 лет должны были платить налог – джизью, т.е. компенсацию за освобождение от тягот военной службы. Все домохозяева не мусульмане должны были платить харадж (дополнительный поземельный налог), трактовался как плата за пользование земельными наделами, собственниками которых считалось само государство. На практике джизья и харадж смешивались, отождествлялись с одним, в XIX в. их объединили в один налог.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.