Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Признаки и виды сопротивления

Сопротивление клиента.

Сопротивление – форма проявления психозащитных механизмов, проявляется в избегании, отказе исследовать болезненные чувства, конфликтный материал, прорабатывать отдельные стороны личности. Наличие сопротивления не является патологией. Сопротивление выражает стремление человека защитить себя от ситуаций, вызывающих тревогу.

 

Активное сопротивление («нападение») Пассивное сопротивление (избегание, «уход»)
· отказывается принять на себя ответственность за свои действия и обвиняет окружающих, · открыто выражает сомнения в компетентности психолога, · сомневается в эффективности помощи, · стремится контролировать консультирование · использует различные средства манипуляции, · критикует консультанта, · невербально демонстрирует недоверие, · клиент говорит, что психотерапевту нужно делать; · переходит от одного консультанта к другому; · ведет себя вызывающе, провоцирует конфликт. · активно сопротивляющиеся клиенты не видят причины - зачем идти на консультирование · говорит о безопасных для себя вещах или о вещах второстепенных; · ведет себя так, будто не знает, чего хочет, · саботирует консультирование, показывая псевдоготовность, · ставит нереальные цели и находит массу оправданий своей неуспешности · не выполняет домашние задания · члены семьи отказываются разговаривать друг с другом на сессии · ведет себя пассивно (молчит, уклоняется от ответов) · засыпает на сессии, перестает слышать · реагирует физически (психосоматика) · не приходит на консультирование или опаздывает. · отказывается о принятия помощи, находя отговорки, переносит дни встречи · говорит комплименты консультанту при очевидном отсутствии изменений · манипулирует финансовыми договоренностями · уходит из процесса консультирования, не разрешив своих затруднений

Барьеры, препятствующие самораскрытию (причины сопротивления)

  Страх перед интенсивной работой - недостаточная готовность к самоизменению - неуверенность в собственных ресурсах
  Страх дезорганизации - боязнь посмотреть на себя со стороны, потерять привычный «образ Я»
  Страх изменений - боязнь не справиться с новообразованиями в личности - боязнь ответственности, - страх перед неизвестностью (последствиями изменений).
  Стыд - непринятие своих особенностей и ограничений - страх быть отвергнутым при выражении чувств
  Страх близости в отношениях - отношение к близким отношениям как небезопасным, неумение сказать «нет», установить границы.
  Отсутствие доверия к консультанту - страх предательства со стороны значимых людей - общая негативная установка по отношению к консультированию.
  Социокультурные различия - ограничения, связанные с культурой семьи - фокусирование на различии, а не на общности
  Статусное различие между клиентом и психотерапевтом - ощущение себя как «слабого», «недостаточного», «неуспешного» - убеждение, что обращение за помощью - это проявление слабости
  Ценностное различие - различная система ценностей и приоритеты - наличие своей цели, отличной от той, которую предлагает консультант.
  Недобровольное посещение консультанта. Личные интересы клиента находятся в другой области, нет актуальной потребности в решении проблемы.
  Чувство вины - низкая самооценка, страх ответственности за себя - желание быть "хорошими клиентами" и непонимание, как это сделать
  Образ «Я-жертва» - Убеждение, что активная роль в процессе работы принадлежит консультанту («Спасателю») - убеждение, что любое вмешательство консультанта - насилие.
  Антипатия к консультанту - субъективная реакция на консультанта - негативная проекция
  Образ «Я-борец» - генерализованное правило взаимодействия "Я всегда в оппозиции, я всегда должен бороться".

Как не стоит реагировать на сопротивление клиентов:

1. Услышав самообвинения клиента, снимать с него вину.

2. Становиться враждебным, нетерпеливым к клиенту и выражать это вербально или невербально.

3. Вообще ничего не делать, считая, что сопротивление уйдет.

4. Снизить ожидание от консультирования, используя полумеры.

5. Становиться очень теплым, заботливым, любящим, надеясь, что любовь снимет сопротивление.

6. Обвинять клиента и бороться с ним.

7. Позволять манипулировать собой, становясь "козлом отпущения".

8. Передавать бразды правления в руки клиента.

 

Мифы, которые мешают эффективной работе:

 

Раз клиент пришел, значит, он должен быть готов к консультированию и изменению.

Каждый клиент должен меня любить и доверять.

3. Я не должен предъявлять требования к клиенту, или помогать ему в предъявлении требований к себе.

4. Можно помочь любому клиенту, даже не желающему этого.

5. Ни одному клиенту, не готовому к изменениям, нельзя помочь.

6. Я полностью в ответе за все, что происходит с моим клиентом.

7. Я должен быть совершенно успешным с каждым клиентом.

 

Феномены, которые мешают эффективной работе:

Перенос - феномен, когда свои установки, отношения, формы поведения, которые он демонстрирует в реальной жизни к значимым или проблемным людям, клиент переносит на психотерапевта.

Контрперенос - та же реакция, но со стороны психотерапевта.

Факторы, которые также влияют на сопротивление: пол, возраст, религиозные установки, социокультурные и этнические различия, предрассудки.

 

Этапы работы с сопротивлением:

1. Переживание проблемы.

2. Понимание своей роли в неэффективном решении проблемы.

3. Осознание возможностей альтернативных способов решения проблемы.

4. Овладение новыми способами решения проблемы внутри группы.

5. Применение новых способов решения проблемы внутри группы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Измерение сопротивления изоляции с помощью мегомметра | Энергетический метод определения перемещений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1205; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.