КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы получения данных в социологическом исследовании
1. Наблюдение – визуальная систематическая регистрация фактов, представл. Социологический интерес. Особенность наблюдения как вида исследования и как метода сбора первичной информации - способность анализировать и воспроизводить жизненный процесс. Здесь могут фиксироваться характер поведения, жесты, мимика лица, выражение эмоций отдельных людей и целых коллективов (групп). 2. Опрос: - анкетирование - интервьюирование Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. Две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование» При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. Анкета имеет как правило три части: 1.Основные цели – задачи, обращение (с какой целью проводиться), как заполнять…ФИО или анономно 2.Благодарность и обратные координаты 3.Паспортичка?? Вопросы могут быть: -открытые (пишутся самостоятельно) -закрытые (все варианты даны) -полузакрытые (ряд альтернатив + можно написать самим) 1.Фильтр – вопрос об осведомленности 2.открытый вопр – как человек относиться к проблеме 3.закрытый 4.Выявление причин взглядов –полузакрытый 5.выявл. силы взглядов Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу» и опосредованным, например, по телефону. 3. Работа с документацией (статичные док, фотодокументы) Этот метод позволяет получать сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Изучение документов нередко позволяет выявить тенденции и динамику их изменений и развития.
4. Эксперимент – имеет довольно ограниченный характер – воспороизводство под наблюдение социолога некую ситуацию 5. Метод анализа документов в социологическом следовании. Классификация документов. Проблема надежности документов. Контент – анализ. Документ – специально созданный человеком предмет, предназначенный для сбора, хранения и передачи инф. Виды документов различаются: 1. По способу хранения информации 2. По характеру источника (официальные, неофициальные) 3. Подлинники и копии По способу хранения инф., различают такие виды документов: -письменные документы (гос. архивы, архивы организаций и предприятий, отчеты, науч. публикации) -архивы эмпирических данных в машиночитаемых формах - иконографическая документация –видео (картины, мозаика, фотографии, видео) -фонетические документы (звуковые) - переписи Виды анализа: Методы анализа документов: 1. Традиционный - это цепочка умственных, логических построений, направленных на выявление сути анализируемого материала. (каков контекст; какое содержание; Кто автор; С какой целью документ создан; какова надежность и достоверность, на кого рассчитан, оценка внешнего внутреннего вида, типологический анализ). Информация заложенная в документе присутствует там в скрытом виде, поэтому исследователь должен произвести интерпретацию информации (цепочка умственно-логических построений) - внешний анализ – анализ документа, цель установить вид документа, его форму, время, автора… - внутренний анализ – это исследование содержания документа. - юридический – применяется для юрид. Документов - психологический – анализ личных документов 2.Формализованный метод – контент анализа - это техника выведения заключения, производимого благодаря объективному и систематическому выявлению соответствующих задачам исследования характеристик текста (набор слов, стиль мышления, изложение часто встречающихся фраз).
Содержание делается измеримым. Контент - анализ применяют когда: -требуется высокая степень точности или объективности -при наличии обширного по объему материала При контен-анализе можно отвечать на такие вопросы: кому передается сообщение (выявление стилистических особенностей текста), как построено сообщение, кто и почему передает сообщение, насколько эффективным было воздействие (можно установить только в лабораторных условиях). Категории анализа – понятия, в соответствии с которыми будут сортироваться единицы анализа (единицы содержания). Категории должны охватывать все части содержания, должны быть надежными. При проведении крнтен-анализа нужно четко указать признаки, по которым определенные единицы относятся к определенным категориям. Единицей анализа – смысловой или качественной – является та часть содержания, которая выделяется как элемент, подводимый под ту или иную категорию. Социальной единицей контен-анализа должна быть социальная идея, социально значимая тема. Выбрав смысловую единицу и ее показатели, исследователь должен определить также единицу счета, которая станет основанием для количественного анализа материала. Она может совпадать или не совпадать с единицей анализа или ее показателем. Чтобы прийти к определенным выводам относительно надежности содержания, необходимо сопоставить все данные содержания с какими то другими данными. Здесь возможно несколько вариантов проверки: сравнение содержания документов, исходящих из одного источника, метод независимых источников, сопоставление данных со стандартами. Первая проблема с которой встречается исследователь при оценке достоверности документа – проблема подлинности. Установив достоверность, исследователь прежде чем использовать в своей работе, должен проверить достоверность зафиксированной в нем информации. Первичные документы более достоверные чем вторичные. Оценку достоверности зафиксированных в документе данных лучше всего производить путем последовательного перебора источников встречающихся в документах «ошибок». Источники ошибок: случайные и систематические. Случайные – имеют меньшее влияние на результаты исследования. Систематические имеют большее влияние и подразделяются на сознательные и несознательные.
При оценке достоверности фактов, содержащихся в неофициальных личных документах, важно принимать во внимание отношения между автором и излагаемыми фактами. Наибольшую опасность представляют неосознанные методические ошибки.
6. Метод наблюдения и его роль в социологии. Виды наблюдения. Социальное наблюдение – это метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте, путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения исследования. Особенности наблюдения: связь наблюдателя с объектом наблюдения, эмоциональность восприятия наблюдателя, сложность повторного наблюдения. Метод наблюдения применяется в социологии только если никакой другой применить нельзя – строиться на восприятии индивидуальной соц. действительности. Виды наблюдений: По степени формализации процедуры (структурализированные и неструктурализованные) В неструктурализированном исследователь не определяет заранее какие именно элементы изучаемого процесса он будет наблюдать. Оно не имеет строгого плана, заранее определен лишь сам непосредственный объект наблюдения. Структурализованный – социолог заранее определяет, какие из элементов изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для его исследования, и сосредотачивает на них свое внимание, составляя специальный план записи наблюдений до начала сбора информацию. В зависимости от степени участия наблюдателя (включенные и невключенные) Невключенное (внешнее) наблюдение: исследователь или его помощники находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдают происходящие процессы, не вмешиваясь в их ход, не задавая никаких вопросов – они просто регистрируют ход происходящих событий.
Исп. Для набл. За массовыми процессами, когда наблюдатель для ТОО чтобы полнее оценить ситуацию должен находится на некотором отдалении. Включенные набл. – наблюдатель в той или иной степени включен в изучаемы процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. Выделяют разные типы такого участия (включения): 1.Полное включение – набл. Проводится скрытно, изнутри. «Участник», его истинное лицо и цели как исследователя не известны наблюдаемым. Он вступает в исследуемы коллектив и принимает участие в его деятельности наравне с другими. 2. «Участник-наблюдатель» - форма набл, при которой исследователь не скрывает своей роли и с согласия коллектива наблюдает его жизнь в течении определенного времени, имеет возможность беседовать с его членами, принимать участие в обсуждении проблем коллектива. 3, «Наблюдатель-участник» набл. Носит более формальный хар-тер. Контакт наблюдателя с членами коллектива минимален. 4. «Наблюдатель» похоже на невключенное наблюдение
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |