Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивационные конфликты по Курту Левину




Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону

Эпигенетическая теория Эрика Эриксона

Суть эпигенетической теории (от греч. epi — поверх, genesis — происхождение) Э. Эриксона (1902-1994) в том, что каждый возрастной период имеет свою точку напряжения, порожденную конфликтом развития Я-личности. Э. Эриксон выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности, на каждой из которых каждый человек переживает свой кризис. Но на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного преодоления. Во втором случае личность переходит в новый этап своей жизни с проблемами (комплексами) прошлого этапа. Все это создает неблагоприятные предпосылки развития личности и вызывает у нее внутренние переживания. Стадии психосоциального развития личности по Э. Эриксону приведены в таблице 6.1.

Таблица 6.1

№ п/п Стадия возраст Содержание кризиса Позитивное разрешение
1. 0-1год — новорожденный Доверие — недоверие доверие
2. 1-3 года — раннее детство Автономия — стыд, сомнение автономия
3. 3-6 лет — «возраст игры» Инициатива — чувство вины инициатива
4. 6-12 лет — младший школьный возраст Трудолюбие — чувство неполноценности трудолюбие
5. 12-19 лет — средний и старший школьный возраст Я-идентичность - смешение ролей идентичность
6. 20-25 лет — ранняя зрелость Близость — изоляция близость
7. 26-64 года — средняя зрелость Порождение, творчество-застой творчество
8. 65 лет — поздняя зрелость и смерть Интеграция — отчаяние интеграция; мудрость

 

Большую практическую ценность для выявления внутриличностных конфликтов и определения путей их разрешения представляет классификация внутренних конфликтов К. Левина (1890-1947), представленная в таблице 6.2.

Таблица 6.2

Классификация внутриличностных конфликтов по К. Левину

 

Тип конфликта Причина Модель разрешения
Эквивалентный (приближение — приближение) Выбор двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов Компромисс
Витальный (избегание — избегание) Выбор между двумя в равной мере непривлекательными объектами Компромисс
Амбивалентный (приближение — избегание) Выбор объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны Примирение

 

Знаменитый психолог К. Левин, опираясь на достижения психоаналитической концепции, выделил три основных типа психологического конфликта, в котором сталкиваются друг с другом личные влечения, стремления, установки личности. Они таковы:

1. Конфликт «приближение - приближение». В такой конфликтной ситуации индивид находится между двумя положительными возможностями примерно равной величины. Выбирать нужно одну из более приятных вещей. В предельном случае это напоминает позицию осла, который умирает от голода между двумя охапками сена, оказавшись не в состоянии выбрать ни одну из них.

2. Конфликт «избегание – избегание». Индивид в таком случае находится посредине между двумя приблизительно равными отрицательными валентностями, а выбирать приходится одно из двух зол.

3.Конфликт «приближение – избегание». В такой ситуации индивид оказывается, когда один и тот же объект одновременно притягивает и отталкивает.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 5463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.