Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чистые пруды в Москве и современность




В последние годы район Чистопрудного бульвара стал местом сбора рокеров и панков, металлистов и различных других неформальных групп. Обычно, местом их встречи является площадка у памятника А. Грибоедову. К сожалению, были случаи, когда сборища нетрезвой публики заканчивались драками. Также в этом районе проводятся политические митинги, празднуются победы в футбольных матчах.

Чистые пруды в Москве – информация для туристов

Кроме осмотра памятников и церкви Архангела Гавриила, гуляя по Чистопрудному бульвару можно увидеть старинные здания, построенные в 18, 19 и в начале 20-го столетий. Это дом купца Гусятникова и жилой дом с палатами П. В. Макулова - М. З. Шамзарова, Доходные дома и другие интересные исторические строения.

В последнее время появились говорящие о том, что пруды пора переименовать в грязные, что вода в них не такая уж и чистая. Юрий Нагибин писал о рыбалке в этих местах: «… мы продолжали удить, мы пили горстями холодную, ломившую зубы воду, а люди на берегу плевались и предрекали нам хворь. Но мы были уверены, что водоем наш чист, что рыбе в нем живется привольно и сытно…".

Несмотря на эти разговоры, и москвичам и гостям столицы нравится гулять по зеленому островку в центре столицы, где прекрасно сочетаются гладь воды, скверик и старинная архитектура домов. В зимний период Чистые пруды в Москве используются как стихийный ледовый каток.

  1. Общенаучная методологическая парадигма. Ее компоненты.

Методология в современной интеллектуальной культуре

 

Начиная со второй половины 20 века технологию стали понимать более широко: под ней подразумевали не только описание практик и деятельности, приемов и методов, но сложную реальность, которая в функциональном отношении обеспечивает те или иные цивилизационные завоевания (то есть является механизмом новаций и развития) и, что важно, существенно детерминируется рядом социокультурных факторов.

Технологический взгляд или подход не миновал и мышления, что, несомненно повлияло на формирование профессиональной методологии в разных сферах науки и философии. Будучи вначале всего лишь необходимым моментом интеллектуальной деятельности, профессиональная методология становится самостоятельной реальностью, поскольку в этот период складываются социокультурные условия воспроизводства технологии. Создаются дисциплины, в которых технология осознается и осмысляется (философия техники, праксиология, методология), формируются специалисты, практикующие в новой области интеллектуальной практики (технологи, системотехники, методологи), создаются специальные технологические теории и программы. Под влиянием этих социокультурных условий и складывается профессиональная методология как одна из областей современной технологии – технологии мыслительной работы (деятельности).

В.С Швырев: «Вместе с тем провал программы разработки универсальной нормативной методологии науки на основе так называемой стандартной концепции науки, сформулированной логическими позитивистами, стимулировал радикальный отказ от самой идеи методологии (характерен подзаголовок работы П. Фейерабенда «Против метода») Эта же «антиметодологическая» идеология активно развивается в настоящее время и в русле постмодернизма.

Г.П. Щедровицкий: «Методология – это не просто учение о методе и средствах нашего мышления и деятельности, а форма организации и в этом смысле «рамка» всей мыследеятельности и жизнедеятельности людей…» (с. 8).

Что же такое методология? Учение о методах (Лейбниц, Х.Вольф, Д.С. Милль, В. Вунд и др.) или что-то другое? Кант: часть логики и наукоучения; Б.Больцано: эвристика; Гербарт: часть метафизики; Виндельбанд: техническая дисциплина, использующая логические формы и нормы в методах различных наук. А. Огурцов: «Для неокантианцев вообще характерен панметодологизм, т.е. превращение методологии в универсальное философское учение, определяющее и форму, и содержание, и предмет научного познания и вообще своеобразие тех или иных научных дисциплин».

С конца 19 – нач. 20 вв. формируется «частнометодологический» подход, не претендующий на кардинальную перестройку существующих форм мышления и дисциплин и всеобщую нормативную роль. Свою роль они понимают как помощь представителям конкретной науки или дисциплины в плане уяснения последними трудных проблем, путей решения этих проблем, понимания особенностей дисциплинарного мышления. Рассматривая себя как специалиста в области философии и наукоучения (науковедения), частный методолог предлагает свои услуги специалист ам определенной науки. Подразумевается, что обсуждение трудных проблем и выработка путей их разрешения – совместная работа специалиста и частного методолога.

Когда методология возникает? – проблема частично касается выяснения сущности методологии. Большинство специалистов: появилась еще в античности, в самостоятельную дисциплину выделилась не раньше середины 20 столетия. Г. Щедровицкий: «На деле получилось так, что во всех переломных точках, характеризующих основные этапы становления науки, - в античности, в позднем средневековье и в 17-18 вв. – методология складывалась раньше. А наука появлялась и оформлялась внутри нее, по сути дела, как специфическая организация некоторых частей методологии». «Но дальше всегда происходила странная, на первых взгляд, вещь: научное мышление закреплялось в своих специфических организованностях и начинало развиваться по своим внутренним, имманентным законам, а методологическое мышление, породившее науку, наоборот, не закреплялось ни в каких специфических организованностях, пригодных для автономного и имманентного развертывания, начинало распадаться…»

Щедровицкий в статье «Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок» (1981) определяет признаки понятия методологии.

Это работа, предполагающая не только исследование, но создание новых форм организации деятельности и мышления; последнее, в свою очередь, предполагает критику, проблематизацию, исследование, проектирование, программирование, нормирование».

2 особенность методологии: она стремится соединить и соединяет знания о деятельности и мышлении со знаниями об объектах этой деятельности и мышления». Предполагается специальная реконструкция, где показывается, что объекты, как они представляются нам существующими, являются «подлинными лишь с исторически ограниченной точки зрения», а на самом деле – это организованности деятельности и мышления. Одно из следствий: «В методологии связывание и объединение разных знаний происходит прежде всего не по схемам объекта деятельности, а по схемам самой деятельности». 3 особенность методологии – «учет различия и множественности разных позиций деятеля в отношении к объекту» (с. 10)

Есть две проблемы, одна, касающиеся природы методологии, другая – этической значимости методологических норм.

Если подчеркивается примат практического разума и нормативность методологии, то возникает ряд вопросов:

- существуют ли различия между правильным применением методов рассуждения в науке и праведным следованием этическим нормам и регулятивам?

- В чем отличие этических норм от методологических норм?

- Каков статус такого методолого-практического применения разума?.. Аксиологическая нагруженность методологии науки выражена не только в совпадении нормативности методов и нормативности ряда наук (например, юриспруденции), но в том, что метод, выбранный в качестве приоритетного в той или иной методологической программе, становится универсальной нормой оценки работы исследователя и ее результатов, да и вообще нормой научности» (А. Огурцов). Щедровицкий отрицал аксиологическую нагруженность методологии: «Как правило, мы создаем знания, необходимые нам самим и всем тем, кто хочет работать, как мы».

А. Огурцов, в процессе обсуждения вопроса о механизме развития методологии говорит о необходимости различать разные уровни методологии, начиная с философского, кончая «здравым смыслом» мыслящего…Альтернативные методологические программы выявляют не только трудности и пределы предшествующих программ, но и новые проблемные ситуации, находят новые методы в качестве ядра исследовательской, а затем и методологической программы…изучение истории методологии науки не может ограничиваться только философским уровнем методологии…» (с. 13)

Принципы исследования методологии.

  1. Установка на современность.

Изучение интересующего явления в свете проблем и вызовов нашего времени.

2 и 3. Уместно и полезно говорить о взаимодействии гуманитарных реалий (политики, экономики, права, религии, искусства, идей без расчленения этих нераздельно взаимосвязанных сторон общественной жизни на «причины» и «следствия»

Следование установкам гуманитарного подхода (реализуя свои ценности и видение, предоставлять «голос» самим методологам, т.е. не только объяснять их работу, но и общаться с ними). Это не означает, что мы отрицаем тот факт, что какие-то цели и интересы важнее других. Нет необходимости отступать с позиций детерминизма на позиции релятивизма.

При изучении сложных социокультурных феноменов не действуют принципы естественнонаучного подхода, такие как выявление причинно-следственных отношений, описание механизмов явления, экспериментальное подтверждение и другие, что не означает отказа от рационального объяснения. Г. Берман выражает новый подход к изучению не только права, но всех подобных популяционных сложных объектов – одновременное рассмотрение взаимосвязанных сторон этих объектов (культуры, политики, права, экономики, искусства и других) – ПРИНЦИП СООТНОСИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА. В соответствии с ним 1) следуют установкам гуманитарного подхода (реализовать при изучении методологии свои ценности и видение и стараться предоставить «голос» методологам); 2) двигаться одновременно в нескольких предметах (культурологии, семиотике, теории деятельности, эпистемологии), стараясь избегать редукции представлений, полученных в одних предметах, переходя в другие предметы.

Не менее важный принцип – АНАЛИЗ ТРАДИЦИИ, которая представляет собой нечто большее, чем историческая преемственность, это смешение «осознанных и неосознанных элементов». Необходимо при изучении методологии анализировать как объективные деиндивидуальные процессы, так и субъективные, проявляющиеся в форме различных культурных представлений. При этом основной метод – рациональная реконструкция истории изучаемых явлений (в частности, и методологии). В рамках семиотического и деятельностного подхода КУЛЬТУРА – это семиотическое и деятельностное образование, а человек – субстрат деятельности и семиозиса. Развивается культура в результате разрешения ситуаций разрыва, т.е. снятия проблем, возникших в контексте воспроизводящейся деятельности. Разрешение ситуаций разрыва предполагает изобретение и формирование новых знаков и деятельности.

Позднее (в конце 90-х гг.) рассматривали культуру как форму социальной жизни. Это «социовитальный» подход позволял (используя метафоры «жизни», «рождения, «развития», и «смерти») объяснить устойчивость отдельных культур (см. Любимов Л.Л. «Культуроиммунные нации» и пр.) и переход от одних к другим, а также включить в анализ такие образования, как хозяйство, власть, общество, сообщества, личность и др. Конкретные культуры (архаическая, культуры древних царств, античная, средневековая, нового времени, российская и т.д.) удалось представить как социальные организмы, которые складываются в определенных исторических и социальных условиях, взаимодействуют с другими культурами, развиваются и усложняются, затем распадаются, уступая место другим культурам. Проблема понимания связи семиотико-деятельностной трактовки культуры с социовитальной привела к введению понятия базисного культурного сценария и схемы.. Семиотико-деятельностный подход позволил выделить в отдельной культуре базисные представления (например, о душе человека для архаической культуры, о богах для культуры древних царств), которые являются центральными и сохраняются в течение жизни культуры. Генезис культуры показывает, что под их влиянием складываются и другие основные составляющие культуры (социальные институты, хозяйство, власть, общество, личность, сообщества). В рамках базисных культурных сценариев формируются социальные институты, например, для культуры древних царств – это армия, жреческая и царская власть, хозяйство, образование, судопроизводство. Выполняя в социальном организме определенные функции (внешние или внутренние: защиты, управления, производства, воспроизводства, разрешения конфликтов), социальные институты строятся так, чтобы соответствовать базисным культурным сценариям. Например, армия в культуре древних царств возглавлялась не только полководцами, но прежде всего богами войны и народа, поэтому на нее распространялись все основные сакральные сценарии (необходимость жертвоприношения, уяснение воли и указаний богов, ориентировка в сложных отношениях между главными богами, по сути, в отношениях с другими институтами).

Общество и сообщества, а позднее (в античной культуре) личность тоже складывается в культуре под влиянием культурных сценариев.

В становящейся культуре схемы как семиотические образования выполняют две важные функции: обеспечивают организацию деятельности и задают новую социальную реальность. Но и обратно, социальная организация складывается именно

при изобретении схем. Она и есть необходимое условие становления культуры: в рамках социальной организации формируются социальные институты и другие социальные образования, например, власть, общество, сообщества, личность (20).

 

1. К вопросу ОБЩЕНАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА (ОМП) И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ

ОМП – совокупность и система устойчивых повторяющихся смыслообразующих характеристик, которые определяют сущностное содержательное единство схем теоретической и экспериментальной научной деятельности, независимо от степени рефлексии этих схем со стороны исследователя.

Общенаучная методология претерпевает в настоящее время поистине революционные изменения, суть которых: весь предшествующий этап развития науки проходил под знаком классического детерминизма, т.е. базовыми для каждого ученого являлись категории причины и следствия, каузальные связи, поиски ответа на вопрос «почему?» и понятия объективной истины было антонимично понятию неорганизованного хаоса, то с середины 20 века на авансцену выдвигается системный анализ и изучение процессов самоорганизации в системах разной природы, а случайность, нестабильность и неустойчивость осознаются как важные факторы развития. Порядок может самопроизвольно возникать из хаоса, и «понятие истины… постепенно уступает место понятию модели».

Системный анализ ведет к осознанию того, что сущность сложного объекта (системы) не может быть постигнута поэлементным и каузальным исследованием: система являет собой нечто большее, чем сумма ее составляющих, и поведение системы не укладывается в формулу: внешнее воздействие – следствие в функционировании системы; система обладает внутренней свободой функционирования. Объект, явление или процесс внешнего мира, являющиеся достаточно сложными системами, принципиально невозможно описать с помощью одной модели, и потому базовые принципы современной общенаучной методологии – многомодельное описание и междисциплинарный подход.

Специфика социокультурной ситуации, непосредственно определяющая структуру современного образовательного пространства, состоит

  1. в коренном преобразовании информационной картины мира, связанном не только с увеличением количества, но и с изменением качества информации, необходимой для успешной жизнедеятельности;
  2. в нестабильности социального и профессионального статуса личности, постоянно заставляющей названную личность осваивать новые информационные пласты и активизировать собственный творческий потенциал. Развитое теоретическое мышление, способность интегрировать разные виды и разные способы представления информации, наконец, методологическая компетентность (т.е.способность к рефлексии по отношению к собственной и чужой исследовательской деятельности) становятся необходимыми условиями успешной социализации, и сформировать перечисленные качества личности учащегося помогает активное освоение в ходе образовательного процесса общенаучной методологической парадигмы. ЕЕ основу составляет следующий категориальный аппарат, пришедший из кибернетики, семиотики и синергетики – трех наук, возникших в середине и второй половине 20 века.

1) цепочка понятий «система- сложная система – структура – иерархия – информация – сигнал – управление» обслуживает анализ взаимодействия сложных объектов, явлений и процессов реальной действительности с окружающей средой.

2) Совокупность семиотических категорий «информация – знак – знаковая система – парадигматика – синтагматика – текст» позволяет проанализировать знаковое структурирование и соответственную репрезентацию любого информационного пространства;

3) Понятия «модель- моделирование – «многомодельное описание» затрагивают основы научного освоения мира, поскольку понимание модели как аналога определенного фрагмента природной или социальной реальности позволяет оценить все результаты человеческого познания и опыта как сложнейшую иерархию моделей разной степени сложности, а само понятие – как построение бесконечного множества моделей.

 

 

Основу общенаучной методологической парадигмы составляют следующие цепочки понятий: СИСТЕМА – СТРУКТУРА – СЛОЖНАЯ СИСТЕМА – ИНФОРМАЦИЯ – СИГНАЛ – УПРАВЛЕНИЕ; ИНФОРМАЦИЯ – ЗНАК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА – ПАРАДИГМАТИКА – СИНТАГМАТИКА – ПРАГМАТИКА – ТЕКСТ; МОДЕЛЬ – МОДЕЛИРОВАНИЕ – МНОГОМОДЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ – ИЕРАРХИЯ – ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ – ИНТЕГРАЦИЯ.

ПАРАДИГМА – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и методов их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.

В знаковой системе ПАРАДИГМА – система форм одного и того же знака, обеспечивающая его системное функционирование и образующая единое правило.

 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ – разделение целого (содержания образования, учебного предмета, дидактического материала, образовательного процесса, технологической системы, цели образования и проч.) на различные части, формы и ступени. Дифференциация в образовании неразрывно связана с интеграцией.

 

ИНТЕГРАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ – объединение в одно целое каких-либо частей, ступеней, форм и элементов содержания образования, учебных предметов, дидактического материала, образовательного процесса, технологических систем, целей образования и проч. Интеграция в образовании неразрывно связана с дифференциацией.

 

ИЕРАРХИЯ – расположение частей или элементов в порядке от высшего к низшему (или наоборот); фундаментальный принцип классификации.

В современной общенаучной парадигме многозначная и полифункциональная категория культуры занимает одно из ведущих мест, и не

ПАРАДИГМАТИКА – в знаковой системе совокупность парадигм разных знаков и отношений между формами одного и того же знака в рамках его парадигмы. Другими словами, ПАРАДИГМАТИКА – система закономерного варьирования единиц и категорий знаковой системы в процессе их функционирования.

 

СИНТАГМАТИКА – система закономерного соединения (сцепления, сочетания) единиц и категорий знаковой системы в процессе их функционирования.

 

ПРАГМАТИКА – направление (раздел) семиотики, изучающее отношения между знаковыми системами и теми, кто ими пользуется. Другими словами, прагматика – это семантика в действии.

 

ГИПЕРТЕКСТ – текст, устроенный таким образом, что он превращен в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов. Простейший пример – словарь или энциклопедия, где каждая статья имеет отсылки к другим статьям этого же словаря. Гипертекст можно читать: подряд, начиная с разных мест, переходя от одной точки к другой, руководствуясь отсылками (Русова. Современные технологии в науке и образовании. Магистерский курс. Н.Новг. 2002)

 

 

В современной общенаучной парадигме многозначная и полифункциональная категория культуры занимает одно из ведущих мест, и не последней причиной этого является ее мощный интегрирующий потенциал. Благодаря наличию в структуре соответствующего термина трех семантических множителей, «культурой» можно обозначить и результат сверхприродной деятельности человека, и обретенное в ее процессе свойство объекта или субъекта, и характеристику самого процесса. Структурирование понятия «человек культуры» позволяет обнаружить в нем следующие семантические составляющие. Человек культуры это:

-а) человек, обладающий всесторонней культурой личности;

-б) человек, формирование которого осуществлялось в соответствующем культурном пространстве;

- в) человек, для которого культура является одной из высших жизненных ценностей.

 

Образовательный процесс и обеспечивающая его система в конкретно-исторической реализации обусловливают структуру соответствующего педагогического тезауруса и его динамику. Задача образования не столько в социализации личности, сколько в укоренении личности в культуре. Это должно обеспечить личности необходимую мобильность и компетентность в решении постоянно меняющихся проблем. Эти обстоятельства сделали интеграцию и гуманитаризацию образования знаменем современной методики.

ИНТЕГРАЦИЮ в образовании или дидактическую интеграцию, можно определить как объединение в одно целое каких-либо частей, ступеней, форм и элементов целей образования, содержания образования, образовательного процесса и технологических систем, его обслуживающих (интеграция целей, интеграция содержания, интеграция технологий)с.260.

Поворот образовательного вектора в современной России упрощенно характеризуется: «ребенок учится не для того, чтобы работать, а для того, чтобы жить»..

Методологическая культура отражает уровень освоения личностью собственных познавательных, аналитических, исследовательских процессов. Важнейшей частью методологической культуры является культура информационно-семиотическая, подразумевающая развитые навыки сбора, группировки и систематизации информации, а также единое, непротиворечивое и уместное использование знаковых элементов в рамках одной системы и установление однозначного соответствия между этими элементами и их вербальным описанием. Определяющий компонент семиотической культурыкультура понятийно-терминологическая, так как терминология являет собой языковую репрезентацию системы научных понятий.

Методологическая культура немыслима также вне культуры логической, т.е. умения подчинять собственные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию) логическим правилам, а также видеть и корректировать логические противоречия в формах своего мышления (понятиях, суждениях, умозаключениях).

Методическая культура (культура профессионального мышления) предполагает владение конкретными технологиями в разнообразных профессиональных ситуациях; культура предметного мышления свидетельствует об уровне освоения семантики соответствующей предметной области и интеллектуальных процессов, эту область обслуживающих.

Необходимо овладеть таким компонентом общей культуры, как культура религиозная. Плодотворна концепция об образовании как посреднике между Знанием и Верой (Б.С. Гершунский).

Становление культуры личности осуществляется перманентно в течение всей жизни, множество раз проходя через следующий цикл:

1) освоение необходимой информации;

2) практическая деятельность;

3) обратная связь с другими субъектами деятельности;

4) самоанализ и самосовершенствование.

С точки зрения компетентностного подхода человека культуры характеризуют следующие качества:

– он обладает общекультурной компетентностью;

- его личностная компетентность включает культуру межличностных отношений и культуру самовоспитания;

=- важнейшей компонентой его социальной компетентности является культура политического поведения;

- интеллектуальная компетентность включает методологическую, информационно-семиотическую и логико-понятийную культуру;

-коммуникативная компетентность предполагает обладание культурой общения в разных социокультурных сферах и культурой креативного высказывания.

Универсальные компетентностные навыки не могут быть сформированы только с помощью дидактики; важнейшим способом их формирования является и воспитание (Русова.ТКО. с.250-253).

Современная эдукологическая ситуация требует перестройки всей образовательной парадигмы; главной целью образования становится наряду с социализацией, культурная ориентация личности, для оценки образовательного результата применяется такая категория, как образованность – особое качество личности, несущей образ культуры своего времени и своего народа, образ, в котором приоритетны общечеловеческие, гуманистические ценности; это качество позволяет не только адекватно ориентироваться в социокультурной ситуации, но и воздействовать на нее собственным созиданием. Среди критериев уровня образованности называют такие, как грамотность и компетентность.

Условимся понимать под уровнем образованности «качество личности, характеризующее способность решать задачи различного характера (познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и преобразовательной деятельности), опираясь на освоенный социальный опыт».

Выделяют три уровня образованности: 1) грамотность – в узком смысле способность читать, писать и считать без ошибок; в широком – включает в себя также освоение основополагающих характеристик природы, общества, человека и его нравственных ориентиров; 2) функциональная грамотность - знакомство с основными социокультурными сферами общения и нав ыки функционирования в каждой из них; 3) компетентность – обладание определенной компетенцией, т.е. знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить суждения и принимать решения. В общей дидактике различают коммуникативную, общекультурную, методологическую, допрофессиональную и профессиональную компетентность.

В дидактике зафиксированы уровни интегративных процессов в содержании образования (по нарастанию взаимосвязей между структурными компонентами):

-1) суммарные и рядоположенные внутри и межпредметные связи;

-2) внутри и межпредметный дидактический синтез, в итоге дающий целостное образование;

-3) объединение двух или нескольких учебных предметов в макропредмет (напримр, русская словесность);

-4) цементация – возникновение объединяющей два или несколько предметов дисциплины (экология);

- 5) переплетение разных областей знания, рождающее новый предмет (валеология);

- 6) стержнезация – интегрирование с помощью одной науки (учебного предмета) ряда других;

- 7) комплексирование – возникновение новой дисциплины на базе слияниянескольких предметов (обществоведение, природоведение, мировая художественная культура);

- 8) амальгирование – потеря учебными предметами автономии и сведение образовательного процесса к знакомству с одним многосторонним предметом (мироведением).

Формирование общекультурной компетентности невозможно без обретения исторического сознания; точно так же воспитание исторического сознания – необходимое условие «выращивания» общекультурной компетентности. Перед нами единый двусторонний процесс, и один из наиболее благодарных приемов осуществления этого процесса – культурологический комментарий учебной информации.

В семантической поле категории «культура» выделяются следующие аспекты, наиболее актуальные для дидактики: герменевтический (культура как совокупность текстов и как база рождения этих текстов); информационный; деятельностный (культура как специфический человеческий роди способ деятельности); ценностный (культура как совокупность духовных и материальных ценностей, созданных и создаваемых человечеством). Чрезвычайно важным представляется понятие ключевых концептов культуры, т.е. культурно обусловленных базовых единиц картины мира, обладающих экзистенциальной значимостью как для отдельной личности, так и для народа в целом. Примеры универсальных культурных концептов: время, пространство, движение, социальных культурных концептов: свобода, право, справедливость; национальных культурных концептов (русского народа): воля, соборность, интеллигентность и т.п. (Русова. ТКО, с. 239-240).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.