Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мысль духовная в лингвометодике




 

Люди пришли в храм. У каждого свои привычки, разумение. Храм – это дом молитвы. И люди соблюдают закон этого храма. Пусть не все и не всегда знают, что и как надо делать, но не проявляют своеволия, не стараются изменить, переделать что-либо по-своему. Это нормальное поведение. Так же человек должен вести себя в доме природы, или, сказать точнее, в доме Земли, в этом мире… Воспитание создает характер человека, но, чтобы воспитать характер детей в нужном направлении, необходимо большое усилие воспитателей (Игумен Августин, 5).

Сама формулировка темы «Экология детства» вынуждает нас обратиться к вопросу отношения человека к природе, т.е. к окружающему миру природы, а также к внутренней природе самого человека, его развития как явления, двуединого по своей биологической и социальной сущности. (Панов, с. 3) Слова о бесправии природы относятся не только к природе как «внешней среде» обитания человека, но и к природной «внутренней», т.е. все чаще говорят о том, что по своей природе человек является существом триединым, в котором в неразрывной связи воплощаются сущности биологическая, социальная и духовная (Т.,Ф. Столярова). «Понятия «дух, душа, духовность» робко входят в педагогический тузаурус. В основе своей они развиваются,опираясь на мысли и суждения классиков педагогики, которые не противоречат существующим определениям, толкованиям, подходам, традиционно связывающим духовность с единством трех основополагающих ценностей человеческого бытия (Истины, Добра, Красоты), соответственно выделяя три сферы духовной деятельности – познание, искусство, нравственность (Александрова, с.10)

По мысли Маклюэна, окружение человека, его среда, напоминают гигантскую обучающую машину. Однако человек не видит окружающую его среду. То, «что отчетливо видно и громко слышно – это старая среда, ее отображение в зеркале заднего обзора». Предшествующие человеческие поколения не замечали, как меняются они сами и их среда, и обнаруживали воздействие человека на среду только в прошлом. История утопических идей – это история «различных зеркал заднего обзора». Любая утопия – это картина прошлого, опрокинутая в будущее; ни одна утопия не отражает современности. Человек как бы боится взглянуть на окружающую среду и смотрит через зеркало назад. Только художники способны осознавать присутствие нового в настоящем. Внешний мир, созданный радио и телевидением (а теперь еще и Интернетом), Маклюэн именует «глобальной деревней», внутренний же – это, по его выражению, «Африка внутри нас».

Идеология и культура (макросоциальные феномены) как коллективные репрезентации действительности воспроизводятся в дискурсе не напрямую и смысл, заключенный в них, не до конца определен, неоднозначен) свойства текста и речи позволяют нам формулировать и выражать абстрактные идеологические верования самым непосредственным образом (Ван Дейк). В языке – с различной степенью строгости закреплены лишь правила комбинирования грамматических категорий внутри фразы, фонологические правила, общепринятые значения слов. Между совокупностью этих правил, свойственных всем без исключения высказываниям, и конкретными характеристиками конкретного высказывания пролегает пропасть неопределенности (Тодоров 1983, 366). Специфика преобладающих ориентиров (и соответственно параметров) современного школьного лингвометодического дискурса (невзирая на инновационные лозунги) -правилонаправленность, с традиционным императивным аккомпанементом (без особой смыслоконструктивной мотивации): образуйте степени сравнения («если возможно»-этикет?); ответьте на вопросы, подкрепляя ответы примерами, найдите прилагательные, подчеркните как члены предложения; сделайте морфологический разбор выделенных слов; запишите предложения, поставив глаголы в форме прошедшего времени, а прилагательные – в нужной форме и пр. Заполнить все же пропасть, по Тодорову, помогают правила, присущие каждому дискурсу в отдельности и ограничения, которые накладывает ситуация высказывания/коммуникации (Прохоров: Коммуникативное пространство)

. Трудности реализации личностно-ориентированного подхода к обучению русской словесности, возможно, связаны с неготовностью преподавателей относиться к технологиям речемыслительного развития не просто как к здоровьесберегающим, но и здоровьеразвивающим. По мнению специалистов, «Объектное отношение к школьнику в условиях «массовой педагогики» не может быть здоровьесберегающим (Н.К. Смирнов 2005, с.29). Скажем, человек окончил педагогический институт, но если он не положил себе основание, то педагогом он никогда не будет хорошим. Во всем должно быть основание. Это очень важно (Игумен Августин, с.95)…Какой ЧЕЛОВЕК, такой и президент. Какой ЧЕЛОВЕК, такой и преподаватель, какой ЧЕЛОВЕК, такой и родитель. Человек. И на сегодня мы столкнулись с такой трагедией, что человеком никто не занимается. (там же, с. 95)

Интересным представляется опыт учебно-воспитательного сотрудничества Нижегородской епархии и методистов и учителей словесности средних школ. В честь знаменательных в области национально-духовной жизни событий: дни памяти Серафима Соровского, Козьмы Минина – объявлялись конкурсы на разные типы научно-методических, научно-исследовательских, творческих работ как преподавателей, так и школьников.

Последняя инициатива связана с Днем памяти святого Георгия, Георгия Всеволодовича, основателя Нижнего Новгорода, отмечавшимся 17 февраля 2006 года. Реконструкция духовно-нравственного дискурса разными преподавателями совместно с заинтересованными учениками, учеными, родителями открыла новые перспективы в переориентации методики словесности с постижения знаковых систем филологии на освоение человековедческого смыслоконструирования.

Самые значительные результаты подтвердили предположение о том, что в центре исследовательского учебно-научного сотворчества должно стать исследование знаков, маркеров (в том числе, и в первую очередь, естественноязыковых) – носителей смыслов, моделирующих переживания (интеллектуальные, эмоциональные, волевые и пр.). В центре внимания – переживания (мироощущение, мировосприятие, миропонимание, мирооценка), сопровождающие становление культуротворческой личности. «Компьютерная технология может и, без всякого сомнения, будет программировать эмоциональные состояния в интересах наций и сообществ. Содержание этих программ зависит от природы этих будущих сообществ, но это в наших собственных руках», заявляет философ…он высоко ценил критику современного общества, в котором, по выражению Элиста, наблюдается «распад чувственной картины мира», характеризующее современную бездуховность и безрелигиозность.

Литература

1. Александрова В.Г. Христианское учение и развитие педагогической мысли. М., МГУ,2003

2. Игумен Августин (Анисимов) Не пропустите встречу с Богом. Н.Новгород, 2004.

3. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии М. Наука, 2004

 

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КЛИМАТ

До того, как было изобретено письмо, человек жил в акустическом пространстве: лишенный границ, направления, горизонта, в умственном мраке, в мире эмоций, при посредстве первобытной интуиции, ужаса. В этом болоте речь являлась социальным путеводителем…Гусиное перо положило конец господству языка: оно уничтожило тайну; оно породило архитектуру и города, дороги и армии, бюрократию. Это была коренная метафора, с которой начался цикл цивилизации, шаг из темноты в свет ума. Рука, которая заполняла пергаментную страницу, строила город…Моментальный мир электроинформационных средств включает нас целиком и сразу…»Время» прекратилось, «пространство» исчезло. Мы теперь живем во всемирной деревне…в единовременном пространстве. Мы переместились обратно в акустическое пространство. Мы начали снова испытывать первобытные чувства, племенные эмоции, от которых нас отдалили несколько веков грамотности.

Нам надо переместить центр внимания с действия на реакцию. Теперь мы должны заранее знать последствия любой политики или поступка, поскольку результаты проявляются без промедления…При высоких скоростях электронных коммуникаций более невозможны чисто визуальные средства постижения мира; они слишком медленны, чтобы быть своевременными или эффективными.

Средства коммуникаций, изменяя среду, вызывают в нас необычные соотношения чувственных восприятий. Расширение любого чувства изменяет образ нашего мышления и деятельности – нашего восприятия мира. Когда изменяются эти соотношения, изменяются и люди.

Понятие «глобальная деревня» - это телеологическое понятие. Это не только констатация того, что уже произошло, но и того, что во все возрастающей степени происходит и будет происходить…По мере информатизации общества понятие «глобальная деревня» все более соответствует его природе…Повседневно переплетаются и выставляются на всеобщее рассмотрение «все времена и пространства сразу»…

У. Эко: «Глобальная сетевая деревня» Маклюэна - такой же миф, как и всемирное коммунистическое братство. «Мы движемся к обществу с более значительным уровнем свободы. В нем свободное творчество будет сосуществовать с интерпретацией текстов…Совершенно незачем вытеснять старое новым. У нас есть и то и другое, слава Богу».

…Пришел конец публики – в значении великой согласованности отдельных и отличных точек зрения. Сегодня массовая аудитория (преемница «публики») может быть использована в качестве творческой, причастной силы. Вместо этого ей просто дают пачки пассивных развлечений. Политика предлагает вчерашние ответы на сегодняшние вопросы…

…Мы уже достигли той точки, когда должен осуществляться корректирующий контроль, рожденный знанием средств информации и их общего воздействия на всех нас. Как новая среда будет программироваться – сейчас, когда мы столь связаны друг с другом, когда все мы невольно стали движущей силой общественных перемен?

 

Решению задач социального воспитания, приобретению опыта в построении социальных отношений, преодолению организационных трудностей способствует социально-педагогическое сопровождение (по концепции Рожкова).

 

Идеология и культура (макросоциальные феномены) как коллективные репрезентации действительности воспроизводятся в дискурсе…, который в отличие от большинства социальных практик и семиотических кодов (визуальные образы, знаки, фото, невербальные артефакты и т.д.), делают это не напрямую и смысл, заключенный в них, не до конца определен, неоднозначен) свойства текста и речи позволяют нам формулировать и выражать абстрактные идеологические верования самым непосредственным образом (Ван Дейк). В языке – с различной степенью строгости закреплены лишь правила комбинирования грамматических категорий внутри фразы, фонологические правила, общепринятые значения слов. Между совокупностью этих правил, свойственных всем без исключения высказываниям, и конкретными характеристиками конкретного высказывания пролегает пропасть неопределенности (Тодоров 1983, 366). Заполнить все же пропасть, по Тодорову, помогают правила, присущие каждому дискурсу в отдельности и ограничения, которые накладывает ситуация высказывания/коммуникации.

Трудности реализации личностно-ориентированного подхода к обучению русской словесности, возможно, связаны с неготовностью преподавателей относиться к технологиям речемыслительного развития как к технологиям психологической поддержки. По мнению специалистов, «Объектное отношение к школьнику в условиях «массовой педагогики» не может быть здоровьесберегающим (Н.К. Смирнов 2005, с.29).

Интерес представляет анализ возможностей образовательного дискурса (школьной словесности) как системы и совокупности информационно - дидактических структур, по-разному концептуально (гуманитарно- образовательно, культурологически, воспитательно, методически, аксиологически и пр.) и прагматически (компетенции: языковая, коммуникативная, проблемная, методологическая, информационная, социокультурная и пр.) ориентированных и дидактически (учебно-научно) адаптированных.

Образовательные ориентиры:

Общая установка: подготовка к осознанной социализации (самомониторингу, самореализации) через целесообразное освоение социокультурной информации. В частности, формирование готовностей к оценке, отбору, группировке, интерпретации дискурсивно-прагматической информации и каналам, стратегиям и тактикам ее формирования, а также механизмам (экологическим фильтрам) ее дешифровки, группировки, классификации, категоризации и т.п.

Достижения и проблемы образовательной теории и практики в области обучения русской словесности

В педагогике: Создание эмоциональной среды как цель социально-педагогического сопровождения учебного процесса (О.А. Сергеева Ярославль, с. 125, Арзамас. Вахтеров. 2009)

Опора на концепцию Рожкова: социально-педагогическое сопровождение направлено на поддержку групп детей и каждого ребенка в отдельности в построении ими своих социальных отношений, на преодоление организационных трудностей, что способствует решению задач социального воспитания.

 

Вся десятилетняя переписка писателя и актера сосредоточена вокруг пьесы. Начинается она в 1836 году с совместных забот о ее московской постановке и заканчивается в 1847 году спором о смысле комедии…Ее прочтения (авторское и актерское), как лакмусовая бумажка, проявляют творческие схождения и расхождения двух художников, помогают отчетливее понять способы их эстетического мышления…

Степень творческого доверия писателя к актеру: еще в 1835 Гоголь в письме к Погодину просит передать «милому Щепкину», что в «Ревизоре» «ему десять ролей в одной комедии; какую захочет, пусть такую и берет, даже может разом все играть»…Писатель просит Щепкина взять заботу о постановке «Ревизора» на московской сцене на себя, т.е. благословляет его на режиссерскую деятельность, и актер с радостью берется за поручение…Щепкин выступает как подлинный соавтор драматурга: его волнует не только создание образа Городничего, но и сценическое воплощение пьесы в целом, общий результат. Для Щепкина спектакль «Ревизор» - родное, выпестованное дитя, как для автора его пьеса. Отсюда и вскрик актера в письме к Гоголю о том, что все персонажи пьесы ему бесконечно дороги, даже Держиморда (с. 211).

Ключевые высказывания актера и писателя по этому поводу (вера в просветительскую миссию театра – М.З.)(гоголевское сравнение театра с кафедрой, с которой «можно много сказать миру добра» и щепкинский призыв «священнодействовать на сцене или уйти») в равной степени выразительны и дидактичны (с.212)

Как правило, учитель практически не демонстрирует ученикам образцов творческого поведения: не ищет (с ними, в согласии или в противоречии) ответа на вопрос, не заблуждается, не пробует необычные способы размышления. Это наносит огромный вред формирующейся личности, лишает ее возможности идентифицировать и совершенствовать процесс культуротворчества (в том числе смыслоразличение и смыслоконструирование), а ограниченный репертуар учительских методов и приемов деквалифицирует его. Просматриваются две главные тенденции в отборе предметного содержания образования, организации образовательной среды и способе взаимодействия. Их условно и приблизительно называют «личностно-отчужденное» (отчуждение личности от собственного образования) и «личностно-центрированное» образование: личностно-ориентированным может называться обучение, при котором ученик является не субъектом образовательного взаимодействия, а объектом более или менее изощренного педагогического воздействия. В противоположность этому, личностно-центрированное (вокруг личности) образование (а не направленное, ориентированное на нее) основывается на предположении, что человек познан пока еще крайне неудовлетворительно и только он может пробовать строить свое образование, самостоятельно рисковать и потом отвечать за результаты своего движения в плохо предсказуемой среде.

 

 

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (сб. Красноярск. 2006)

 

Араева Л.А. Культура речи с позиций пропозиционально-дискурсивного подхода (к постановке проблемы)

 

В конце 20 века во все сферы человеческого бытия бурным потоком устремилась устная речь. Нация начала осознавать значимость коммуникативной компетентности, не только письменной, но и устной. В учебные программы образовательных заведений введена ритороика и культура речевого общения. Вернулся в жизнь тезис Гумбольдта о том, что язык есть форма мысли, ее материальное воплощение. Лингвистические исследования приобретают иной характер, язык изучается через человека. Выявлены ментальные структуры знания, основными из которых являются фреймы и пропозиции. В центре внимания оказываются работы лингвистов, философов, психологов начала (20 века): Шпета, Кассирера, Лосева, Лотмана, Выготского. Объясняется с когнитивных позиций структурно-системное описание языка. При этом дисциплины языковедческого цикла преподаются с позиций традиционной лингвистики. Культура речи придерживается по-прежнему постулатов структурно-системной парадигмы, с центром в ортологии, изучение норм ориентировано на механистичное запоминание. При разбалансированности норм в настоящее время регламентируется жесткая кодификация норм.

Человек изначально мыслит латерально, но в школе преобладает обучение в рамках вертикального мышления, проявляющегося в границах жестких логических категорий Аристотеля….Язык характеризуется определенной степенью алогичности (сено косить, на самом деле косят траву). Язык отражает работу мозга, а мозг работает по ассоциациям. Выделение признака при наименовании предмета, фиксация этого признака в слове может препятствовать открытию новых и порой более значимых признаков. «Рыжик» - отражение только цвета шляпки гриба, метка внешнего отличия от других грибов. Данный гриб в качестве продукта питания – отличие от поганок, особенности приготовления, места частого произрастания и пр. Познание мира осуществляется не механическим запоминанием, а постоянным сравнением по какому-либо признаку одного предмета с другими – целая сеть ассоциаций. Возможны многие ошибки в идентификации (слон в темной комнате).

Если ошибка допущена при написании диктанта, на дом дается работа над ошибками. Алгоритм: ученик читает правило и исправляет допущенную ошибку. Чаще всего ученик знает то или иное правило, и тем не менее, совершает ошибку. В чем дело? Ошибки могут быть запланированы особенностью работы мозга. Мозг посредством языка моделирует действительность, и это языковое моделирование протекает по принципу естественной категоризации мира, которая имеет полевую организацию. В любой естественной категории, в любом естественно выделяемом естественно-языковом пространстве есть нечто центральное и нечто периферийное. Центральные категории – прототипичны для языкового сознания. Например, известно правило: после определяемого слова перед причастным и деепричастным оборотом необходимо ставить запятую. В случае, если эти обороты находятся в середине предложения, запятую необходимо ставить также после причастных и деепричастных оборотов. Практика показывает, что запятая после определяемого слова всегда ставится, на постановку запятой в этом случае указывает и пауза. Этот знак прототипичен для сознания русскоязычного. После причастных оборотов и деепричастных оборотов запятая, как правило, не ставится.

Человек видит и познает мир посредством языка, являющегося продуктом культурного развития общества и одновременно – хранителем тех ценностей, которые сложились в обществе. В нем заложены общественные стереотипы, благодаря которым мы понимаем друг друга. Длительное время эти стереотипы были неприкасаемыми в плане их модификации. Цитирование – наиболее яркий показатель бережного отношения к авторитетам. Этот константный культурный пласт вобрал в себя столько энергии, что настало время ее творческого использования в речи, ее творческой модификации. Мы вступили в эпоху языковой игры. Прецеденты превратились в энергетически вибрирующую массу, которая в соответствии с запросами общества расцветила язык новыми образами.

Латеральность мыслительной деятельности человека, долгое время сковываемая вертикальным мышлением, которое господствовало в школе и вузе, как джин, вырвалось наружу. Подтверждением тому является построение рекламного текста, с которым человек сталкивается постоянно. Рекламодатели, отталкиваясь от прецедентного текста, играют с ним. Эта языковая игра становится достоянием всего общества.

Размытость границ ментально-языковых пространств обусловливает синергетические процессы в языке. Сами частеречные категории при употреблении составляющих их слов в речи связываются между собой в рамках пропозиций. Все эти знания закладываются в подсознание человека. Пропозиционально-дискурсивный подход к нормативным явлениям позволит не запоминать различного рода языковые нормы, а понимать процесс возникновения этих норм, столь необходимых для эффективного общения.

В частности в курсе по культуре речи дается набор норм: языковые, стилистические, коммуникативные. Иногда приводятся нормы этические, реже ассоциативные. Представляется, основными нормами являются нормы ассоциативные. Именно они проявляют особенности ментальности той или иной нации (ножницы у французов ассоциируются с пошивом одежды, у киргизов – со стрижкой овец. У киргизов слово «свинья» - ругательное, как называние ребенка «поросенком», у русских «поросенок» может быть связан с отражением признаков здоровья крепенького розовощекого ребенка).

Ассоциирует человек посредством метонимии и метафоры, реализующихся в границах пропозиций. Пропозиции едины для всех наций. Их наполнение оказывается специфичным. Специфичными оказываются и фреймы, являющиеся по сути социабельными. Ассоциации могут быть соотнесены с именуемыми явлениями действительности, но могут иметь и внутриязыковой характер (и характеризовать языковые, формационные нормы).

Наиболее частотны в речи производные слова. Они построены по определенным моделям, они моделируемы, категориальны, то есть удобны в употреблении, т.к. их образование согласуется с работой мозга по аналогии. Значимо показать, что собой представляют словообразовательные типы, в рамках которых зарождаются, производятся производные слова. Рассмотрение типа как особого ментально-языкового пространства, которое постоянно находится в движении, в динамике и при этом не рассыпается, остается самим собой в постоянном развитии, дает ключ к пониманию словотворчества, которое может проявляться не только у мастера слова, но у каждого владеющего языком. Структурно-системная лингвистика дала прототипическую характеристику словообразовательного типа.

подход выявляет многомерность семантического пространства как типа, так и составляющих его мотивированных и сопряженных с ними мотивирующих слов. Осознание деривационных процессов, выведение бессознательного на уровень осознанного позволяет понять механизм словотворчества, речевой нестандартности, яркости, образности употребляемого в речи производного слова, неологизма, детерминированного спецификой деривационной системы, деривационной категоризации. Мотивация, отталкивание от стереотипов, прототипов – это то, что человек совершает ежедневно. В речи рождаются новые смыслы, но основаны они на том, что является прототипичным для человека. Это прототипичное составляет культурные приоритеты нации, представлены в толковых словарях в виде укоренившихся в сознании нации лексических значений (с. 9-14).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.