Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лингвогносеологические предпосылки адекватного познания объективного мира




Предпосылкой существования человеческого общества является освоение окружающей природы и обеспечение таким образом жизнедеятельности человека и общества. Освоение мира есть не что иное, как познание его закономерностей и использование их в трудовом процессе для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.

…Практическое освоение мира с момента создания орудий производства есть одновременно и его осмысление, т.е. закрепление в познании обнаруженных и успешно используемых тех или иных свойств предметов, явлений природы и процессов.

Абстрактное мышление есть прежде всего этап образования таких обобщенных образов и явлений, которые удерживают в своей форме существенные черты и свойства, что позволяет этим формам существовать не в виде разовых отпечатков или следов восприятия мира, как это свойственно животным, включая и высших, а фиксировать в сознании отраженные фрагменты объективного мира в виде идеальных сущностейпонятий и их связей …Умение выделить существенные свойства какого-либо предмета, обнаруживаемое прежде всего в практической деятельности человека, обозначает переход к удержанию в сознании не индивидуального образа этого предмета (независимо от степени его обобщенности), а лишь важнейших или существенных на данном этапе познания свойств. Это неизбежно приводит к необходимости возникновения особой человеческой формы закрепления в сознании человека результатов успешного овладения в трудовом процессе каким-либо предметом или явлением в виде особых сущностей, а именно, понятий (с. 8-9)

 

Бондарко А.В.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАММАТИКА

 

Специфика м. б. выявлена на основе принципа единства системно-структурного (системно-категориального) и функционального аспектов грамматики как целого.

Первый аспект- система грамматических единиц, классов и категорий (а также связанных с ними лексико-грамматических и словообразовательных явлений). Речь идет о потенциале средств (вместе с из значениями), находящихся в распоряжении говорящих на данном языке, об определенном механизме, лежащем в основе функционирования грамматических и связанных с ними элементов, об устройстве этого механизма, его структуре.

Второй аспект – это система закономерностей и правил функционирования грамматических единиц во взаимодействии с элементами разных уровней, участвующих в выражении смысла высказывания. Этот аспект связывает систему языка и систему речи, парадигматику и синтагматику, статику и динамику. Он имеет непосредственный выход в конкретную ситуацию речи, в процесс коммуникации.

…Функциональная грамматика представляет собой не отрицание грамматики, строящейся на основе описания системы грамматических единиц, классов и категорий, и не абсолютно новую и обособленную научную дисциплину, а специальное развитие функционального аспекта грамматики как целого. Задачей функциональной грамматики как одного из типов и направлений грамматики в широком смысле является разработка динамического аспекта функционирования грамматических единиц во взаимодействии с элементами разных уровней языка, участвующими в выражении смысла высказывания.

…В этой работе системно-структурный (системно-категориальный) аспект грамматического описания реализован в форме анализа структуры ФСП (функционально-семантического поля).

…Система языковых средств рассматривается на основе семантического принципа их группировки. На этой объективно существующей основе группировки яз. Ср-в …базируется характерная для функциональной грамматики возможность описания не только по принципу «от формы к значению» (от средств к функциям), но и по принципу «от значения к форме» («от функции к средствам»).

…Необходимо рассмотреть возможность использования и таких понятий и терминов, которые были бы направлены на анализ семантических функций на уровне высказывания, с учетом всех взаимодействующих формальных средств...Для этой цели предназначается понятие «категориальная ситуация», связанное с вычленением в общей ситуации, передаваемой высказыванием, того или иного аспекта, соответствующего определенному функционально-семантическому полю.

Итак, функциональная грамматика может быть определена как грамматика,

1) ориентированная на изучение и описание закономерностей функционирования грамматических единиц во взаимодействии с элементами разных языковых уровней, участвующими в передаче смысла высказывания;

2) предполагающая возможность анализа не только в направлении от формы к значению (от средств к функциям), но и в направлении от значения к форме (от функций к средствам). Грамматика данного типа должна включать (в той или иной форме):

А) анализ системы языковых средств, участвующих в реализации изучаемых функций;

Б) анализ семантических функций, реализуемых в высказывании, в речи.

…Этим целям служат два компонента: а) описание структуры ФСП в составе системы полей данного языка (полевое структурирование); б) описание типовых категориальных ситуаций (аспектуальных, казуальных, кондициональных и т.п.), базирующихся на определенном ФСП и репрезентирующих элементы его содержания и выражения в высказывании.

Возможность анализа …от значения к форме (от функций к средствам)…характерна именно именно для функциональной, но не для формальной (структурной) грамматики.

Описание соотношения «средство-функция» с наибольшей полнотой осуществляется при синтезе подходов со стороны средств и со стороны функций.

Целесообразность двустороннего подхода к описанию функций языковых средств обусловлена принципом «асимметрического дуализма языкового знака (по С.О. Карцевкому), предполагающим отсутствие изоморфизма между единицами плана выражения и плана содержания (смысла), т.е. возможность соответствия одной единицы плана выражения нескольким единицам плана содержания (смысла) и наоборот – одной единицы плана содержания нескольким единицам плана выражения.

Отсюда вытекает необходимость учета, с одной стороны

- многообразия языковых значений (возможно при анализе со стороны средств); а с другой,

- многообразия языковых средств (при анализе со стороны функций).

…Направление от функций к средствам соответствует точке зрения ГОВОРЯЩЕГО,

- …от средств к функциям – точке зрения СЛУШАЮЩЕГО.

Отсюда вытекает необходимость синтеза аспектов грамматики для слушающего (пассивной) и для говорящего (активной).

На данную область грамматических исследований распространяется общая проблематика по ведения (функционирования) системы, типов ее взаимодействия с другими, лежащими вне ее объектами, т.е. со средой, общие тенденции взаимосвязи функционального и системно- структурного подходов.

…В центре внимания…закономерности и типы функционирования грамматических единиц во взаимодействии с единицами других уровней и аспектов языка, а в этих закономерностях языки разных типов обнаруживают существенное своеобразие. Основным предметом анализа являются не универсальные понятия, а собственно языковые семантические функции, заключающие в себе как универсальные, так и неуниверсальные элементы… Даже сходные по своей структуре формы и категории родственных языков могут обнаруживать существенные различия именно с точки зрения правил функционирования.

ФСП – это система разноуровневых средств данного языка (морфологических, синтаксических, словообразовательных, лексических, а также комбинированных – лексико-синтаксических и т.п.), объединенных на основе общности и взаимодействия их семантических функций.

ФСП как модель связывается с условным представлением о некотором пространстве, в котором намечается конфигурация центральных и периферийных компонентов поля, выделяются зоны пересечения с другими полями (под пересечением имеются в виду отражения отражения в данной модели взаимодействия семантических элементов разных полей)

Для структуры поля характерно соотношение центра образуемого оптимальной концентрацией всех совмещающихся в данном явлении признаков, и периферии, состоящей из образований с некомплектным числом этих признаков, при возможном изменении их интенсивности…

Когда исследователь ставит перед собой задачу определить структуру фсп, УСТАНОВИТЬ ЕГО ЦЕНТРАЛЬНЫЕ И ПЕРИФЕРИЙНЫЕ КОМПОНЕНТЫ, СВЯЗИ МЕЖДУ НИМИ, ПЕРЕСЕЧЕНИЯ С ДРУГИМИ ПОЛЯМИ, ТО ОН ИМЕЕТ ДЕЛО НЕ С АБСТРАКТНОЙ СХЕМОЙ СЕМАНТИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ И Т.П., А С НЕКОТОРОЙ СОВОКУПНОСТЬЮ ДВУСТОРОННИХ СРЕДСТВ ДАННОГО ЯЗЫКА.

…Изучение репрезентаций элементов данного поля в высказываниях является своего рода экспериментов, который либо подтверждает, либо изменяет, корректирует, уточняет построенную модель данного ФСП…

За основу выделения ФСП берется система языковых средств с взаимосвязанными функциями. Среди этих средств основным, центральным не обязательно является грамматическая категория: таким средством (комплексом средств) может быть определенная синтаксическая конструкция, группировка лексико-граматических разрядов ит.п. Ставится вопрос: есть ли другие средства в данном языке, которые взаимодействуют с данным средством на основе общности (хотя и не тождественности) семантических функций. Определяется полный состав таких средств, очерчиваются границы данного функционально-семантического единства, определяется структура поля.

Исследование ФСП включает тот тип анализа, который можно назвать моделированием структуры поля, или «полевым структурированием». Предполагается определение

А) состава компонентов ФСП в данном языке на основе общего для них инвариантного семантического признака;

Б) состава центральныз и периферийных компонентов поля (на основании определенных критериев);

В) связей между компонентами ФСП;

Д) связей между данным полем и другими ФСП (места данного поля в системе ФСП) (с. 73)

Важнейшим элементом исследования ФСП, имеющим отношение к моделированию структуры поля, но выходящим за пределы этого понятия, является анализ семантики поля (см. Лингвистика текста, модальность)

…Особого внимания заслуживает взаимодействие морфологических, синтаксических, словообразовательных и лексических средств. Вопрос «как это выражено?» становится особенно актуальным на том этапе анализа, который связан с изучением наиболее сложных комбинированных средств выражения изучаемой семантики.

…Принцип систематизации описываемого языкового материала…: выделяются определенные группировки ФСП в системе данного языка и отдельные поля в пределах этих группировок; на этой основе определяется структура описания – последовательность разделов, посвященных каждой из выделяемых группировок ФСП (а также более частных разделов, посвященных описанию отдельных полей).

 

О ПОНЯТИИ «ФУНКЦИЯ» и «ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ»

 

…Применительно к языковым единицам (в частности, грамматическим формам и синтаксическим конструкциям) могут быть выделены два аспекта: ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ И ЦЕЛЕВОЙ (соответствует широко распространенному пониманию функции как цели/назначения/предназначения того или иного языкового средства.

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ аспект заключается в способности данной единицы к реализации определенных целей…Достигнутая цель предполагает у соответствующих средств определенную потенцию, способность служить данной цели…постоянно отражается в практике лингвистических (в частности грамматических) исследований и описаний.

Отмечается, что 1) форма или конструкция может употребляться для выражения тех или иных значений, а с другой,2) при анализе конкретных высказываний констатируется реализация определенных назначений (предназначений) языковых форм.

…Общее понимание потенциальной стороны функций языковых единиц…д.б. дополнено более специальной интерпретацией потенциального аспекта. Речь идет о понимании функции языковой единицы как потенциала ее функционирования. Имеется в виду «свернутый» потенциал, т.е. комплекс основных правил функционирования (поведения), входящих в функциональную характеристику данной единицы…Понятие потенциала функционирования значительно шире, чем понятие семантического потенциала.

1) Оно включает не только определенный комплекс функций-потенций, но (и в «свернутом виде») комплекс основных правил функционирования, связанных с данной единицей и входящих в ее характеристику.

2) «Потенциал функционирования» охватывает не только семантические, но и структурные функции (ср., напр., функции согласования, структурные функции средств связи в сложном предложении и т.п.)

Почему о «свернутом»потенциале…Понятие функционирования в полном его объеме включает целый ряд процессов (таких, как внутреннее программирование формирующегося высказывания, выбор тех или иных средств из ряда возможных и т.д.)…Имеется в виду не функционирование в полном его объеме, а комплекс основных тенденций, закономерностей и правил функционирования, входящих в характеристику потенций данной единицы и существенных для общей системы функций в данной подсистеме языковых единиц. Иначе говоря, речь идет о своего рода «формуле функционирования», включающей его системно релевантные признаки (с. 75).

К понятию КОМПЕТЕНЦИИ

Личностно-ориентированное образование в своей качественной характеристике – это в первую очередь результат присвоения личностью всех тех ценностей, которые рождаются в процессе образовательной деятельности и которые важны для интеллектуального, нравственного, экономического состояния как самой личности, так и государства, общества, всей цивилизации в целом. Именно этот результат присвоения знаний школьниками и будет определять их компетентность.

Компетенция – особый результат образования, который связывает знания и умения с действиями, т.е. со способностью мобилизовать умения в конкретной ситуации. Компетентным является тот, чья деятельность, поведение являются адекватными появляющимся проблемам конкретных жизненных ситуаций.

Компетенции проявляются, по сути, в овладении (присвоении) субъективно новой деятельностью.

Так же, как знания, умения и навыки являются результатами обучения, ценности и отношения – результатами воспитания, а определенное состояние интеллектуальных качеств личности – результатом развития, ключевые компетенции являются результатом образования в широком смысле.

Классификация компетенций не может быть жесткой и непротиворечивой, поскольку в реальной деятельности одновременно активны несколько сложных умений, вычленить которые в чистом виде невозможно. Например, невозможно однозначно определить, что является залогом успешной коммуникации6 правильно построенная на основе анализа ситуации цель коммуникации (проблемная компетенция), адекватно подобранная информация (информационная компетенция) или корректно примененные техники устранения разрывов в коммуникации (собственно коммуникативная компетенция).

Группа исследователей (Самарского ОИПКРО)выделяет:

  1. Проблемная компетенция выражается в следующих умениях:

а) постановка проблемы;

б) целеполагание и планирование;

в) оценка результата и рефлексия.

2. Информационная компетенция включает в себя умения

а) поиска информации;

б) обработки информации (группировка, интерпретация и пр.);

в) использования для принятия решений.

Необходимо дополнить: умением презентовать информацию.

Коммуникативная компетенция содержит в своей структуре умения:

А) письменная коммуникация;

Б) конструктивный диалог;

В) продуктивная коммуникация (работа в группе – сложное комплексное умение, включающее в себя умения коллективного целеполагания, рефлексии и оценки, готовность быть лидером и исполнителем и ряд других).

В связи с этим выделяют особую 4. компетенцию – кооперативную (работа в сотрудничестве).

Отдельно 5. ключевую компетенцию – образовательную (иногда наз. самообразовательной) – готовность к качственному освоению содержания образования (определяется нормами и требованиями к подготовке выпускника).

Второй подход (по В.В. Гузееву).

Образовательная компетенция – готовность прогнозировать свое развитие в рамках заданной социально позитивной цели, ориентироваться на постоянное обновление знаний, быть конкурентоспособным за счет развития собственного потенциала в профессиональной деятельности.

Проблемная компетенция – готовность принимать решения на уровне включения в деятельность, определять алгоритм деятельности, отношение к самому себе как к инструменту обеспечения собственной деятельности, предотвращать и преодолевать ситуацию «обученной беспомощности» за счет адаптации и включения полученных знаний в практическую деятельность.

Коммуникативная компетенция – готовность презентовать обществу свои цели и деятельность как социально полезные, мотивировать других лиц на поддержку и участие в реализации собственных целей.

Третий подход, наиболее распространенный.

Основан на ведущей роли самооценки собственных компетенций самих учащихся (предварительно обученных этому). Ключевые компетенции предполагают оценивание, которое состоит как из внутренней, так и внешней оценки. Каждый учащийся собирает портфолио (папка достижений), пишет резюме, проводит самоанализ и самодиагностику. Внешняя самооценка задается и оценивается внешним органом. Используются метод тестирования, метод рецензирования, метод диалога учащегося и оценивающего и т.д.

Интегрирующий метод – метод портфолио.

ПРОБЛЕМЫ ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.