Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эсэсовец и вопрос крови. 12 страница




 

 

В первые века христианства священные лица изображались не прямо, т.е. не в своем виде, а сокровенно, образно и символически. Поэтому при рассмотрении священных изображений, находящихся в катакомбах, в первую группу выделяются символические изображения (рис. № 137—153 на л. 35—37).

Символические изображения катакомб такие: якорь — знак или образ христианской надежды. Как в морскую бурю якорь служит опорой корабля, так и в жизни христианская надежда является опорой души; голубь — символ Св. Духа и невинности, незлобия христианской души; феникс, по древнему верованию, неумирающая птица, символ воскресения; павлин — символ бессмертия, так как, по мнению древних, тело его не подвергается разложению; петух — символ воскресения, потому что петух пробуждает от сна, а самое пробуждение напоминает о Страшном Суде и воскресении мертвых; агнец — символизирует Иисуса Христа, который в Евангелии называется Агнцем, “вземлющим грехи мира”; лев — символ силы и могущества; оливковая ветвь — символ вечного мира; лилия — символ чистоты; рыба — указывающая с одной стороны на то, что христиане улавливаются подобно рыбе неводом для Царствия Божия проповедниками христианства. С другой стороны, по греческому своему написанию (ιχθύς = ихтис) заключает в себе начальные буквы слов И(исус), Х(ристос), θεού Б(ожий), ύιός (Сын), Σώτερ С(паситель); лоза виноградная, напоминавшая о таинстве Причащения, и корзина с хлебом, напоминавшая о том же Таинстве.

К числу тех же символов нужно отнести языческого поэта Орфея с лирою в руках. Сущность символа: как Орфей своей лирой укротил диких зверей, так Спаситель Своим учением привлек к Себе диких людей (рис. № 155, л. 37).

Причин, почему христианские художники вначале прибегали к символам, было, главным образом, две: вообще у древних народов (у евреев и греков) была привычка выражаться образно, замысловато (притчами); в трудные для христиан времена, под покровом символа, удобнее было сохранить знаки своей веры и тем спастись от обвинения в христианстве. Христианский символ был понятен только христианам и неясен для язычников.

 

 

Кроме отдельных священных мыслей, в катакомбах встречаются изображения притчей и целых событий. Сюда относятся изображения: сеятеля; десяти дев и Доброго Пастыря, напоминающие об известных притчах Спасителя. Из изображений событий отметим: Ной в ковчеге; причем Ной является то бородатым мужчиной, то молодым человеком без бороды. Он строит ковчег, имеющий форму небольшого ящика с откинутою назад крышкою, в руках у него изображена птица с веткою в клюве; пророк Иона — в отдельных моментах своей истории, или в соединении их вместе; пророк Даниил между львами; пророк Моисей — в различные моменты своей жизни: напр. призвание его, истечение воды из камня в пустыне, получение скрижалей; поклонение волхвов; воскресение Лазаря (см. рис. на л. 36).

 

 

Изображая целые события из жизни Спасителя и Божией Матери, христианские художники останавливались на самостоятельных изображениях первых священных Лиц христианской веры: Спасителя и Божией Матери. Священные изображения Спасителя были троякого рода: символические изображения; изображения в античном и в византийском типе. Византийский тип удержан и до сего времени. О символических изображениях было замечено выше: это изображения Доброго Пастыря, Агнца, Орфея, напоминавших об Иисусе Христе. Вторые изображения — античного типа — рисуют Спасителя в молодых летах, без бороды, с короткими или длинными волосами, в плаще, с жезлом в руке, или со свитком, знаком учительства, с мягкими добрыми чертами лица и стройного телосложения. Тип этот встречается до 4 века, а затем начинается поворот к византийскому типу. Черты византийского типа такие: лик Спасителя принимает строгий и выразительный характер, волосы непременно длинные с пробором посредине головы, прибавляется борода, иногда разделенная на две части. Крещатый нимб (сияние лучей в виде полукружия) украшает голову Спасителя (см. рис. на л. 19, 27, 37, 41, 44) [27]).

Изображения Божией матери (делавшиеся изредка на стенах и сводах катакомб, а чаще на расписных стеклянных сосудах) так же, как и Спасителя, сначала заключают в себе античные черты, а затем с 5—6 века переходят в византийский тип. На рисунках античного типа Матерь Божия представлена сидящею, с покрытой головой в обычной одежде римской женщины; выражение Ее лика кроткое, черты правильные и классические, взгляд несколько задумчивый, сосредоточенный. На руках Ее изображен Младенец с лицом, обращенным назад (к зрителю), без всякого одеяния. Иногда Матерь Божия изображалась с покрывалом на голове, с ожерельем на шее и в роскошной мантии (см. рис. на л. 27, 37, 42).

На изображениях византийского типа Матерь Божия рисуется в таких чертах: строгая величественная красота запечатлена на лице Богоматери; черты лица правильные, большие глаза, прямой нос, довольно большой подбородок, тонкое очертание губ. Замечается полная соразмерность во всех линиях изображения. На голове Богоматери обычный покров с изображением креста. По сторонам надпись — МР. θУ. [28]). Но отдельные черты и общий колорит (общие впечатления) рисунка дают повод усматривать разнообразие в изображениях византийского стиля.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.