Каждое богослужение начинается призывом священника прославить и воздать хвалу Богу. Таких призывных приглашений, или возгласов, три:
· “Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков” (перед началом большинства служб);
· “Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков” (перед началом Всенощной);
· “Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков” (перед началом Литургии).
После возгласа чтец от лица всех присутствующих выражает словом “аминь” (истинно) согласие на эту хвалу и тотчас начинает славить Бога: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.” Затем, для приготовления себя к достойной молитве, мы вслед за чтецом обращаемся с молитвой к Духу Святому (“Царю Небесный”), Который один может дать нам дар истинной молитвы (Римл. 8:26), чтобы Он вселился в нас, очистил от всякия скверны и спас нас. С молитвою об очищении обращаемся и ко всем трем Лицам Св. Троицы, читая: “Святый Боже,” “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,” “Пресвятая Троице, помилуй нас” и “Господи помилуй,” Слава… и ныне. Наконец читаем молитву Господню, т.е. “Отче наш” в знак того, что это лучший образец наших молитв. В заключение читаем трижды: “Приидите, поклонимся и припадем ко Христу,” и переходим к чтению других молитв, входящих в состав службы [51]).
Итак, общий смысл “обычного начала” тот, что мы входящими в его состав молитвами предварительно стараемся очиститься от духовной скверны и вспоминаем главнейшие христианские истины. Схема или порядок обычного начала таковы:
· Возглас священника.
· Чтение “Слава Тебе, Боже наш.”
· “Царю небесный.”
· “Святый Боже” (трижды).
· “Слава Отцу и Сыну” (малое славословие).
· “Пресвятая Троице.”
· “Господи помилуй” (3 р.). Слава и ныне.
· “Отче наш.”
· “Приидите поклонимся.”
За каждой службой слышится такая молитва, которая, будучи сама по себе пространной, разделяется на несколько меньших частей или отрывков, из которых каждый оканчивается со стороны лиц, совершающих богослужение, приглашением: “Господу помолимся,” “у Господа просим,” а со стороны лиц, поющих или читающих, ответными словами: “Господи помилуй,” “подай Господи.” Эти протяжные молитвы произносятся диаконом на амвоне и называются “Ектениями” [52]). В ряде христианских нужд и прошений ко Господу есть общие и необходимые прошения для всех людей, а в ряде лиц, о которых христиане должны молиться, есть лица первейшие и главнейшие. Постоянным напоминанием об этих главнейших прошениях и лицах являются за церковным богослужением ектении. В них прежде всего приводятся христианам на память такие истины и заботы, как “мир от Господа,” “спасение души,” “соединение всех людей в Церковь Христову,” болящие, умершие, отсутствующие, Государь, духовное начальство, “вся братия” и даже “весь мир.” От прочих молитв ектении отличаются тем, что в них по преимуществу имеются в виду земные лица и земная жизнь (“Церковь воинствующая”), тогда как в других молитвах — святые лица и небесные их обители (“Церковь торжествующая”). Ектении разделяются на несколько видов: Великая ектения; Сугубая ектения; Просительная ектения; Малая ектения, и ектения об умерших или Заупокойная.
Великая ектения состоит из 14 прошений или отделов. Диакон выходит на амвон и приглашает молящихся помолиться о следующем:
Славянское чтение и Русское пояснение.
1. Миром Господу помолимся.
Εν είρήνη τού Κυρίου δεήθώ μεν.
Эн ирини ту Кириу деифтомен.
Это значит: Призовем на наше молитвенное собрание мир Божий, или благословение Божие и под сенью лица Божия, с миром и любовью к нам обращенного, приступим к молениям о наших нуждах. Равным образом и молиться будем в мире, простивши взаимные обиды. (Матф. 5:23-24).
2. О свышнем мире и спасении душ наших. Господу помолимся.
Υπέρ τής άνωθεν έίρήνης χαί τής ςωτηρίας τών ψυχών ήμών!.. Κ. δ.
“Мир свышний” — это мир земли с небом, примирение человека с Богом или получение от Бога прощения в грехах чрез Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 5:1). Плодом же прощения грехов или примирения с Богом служит спасение наших душ, о чем мы также молимся в 2 прошении Великой ектении.
3. О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединения всех, Господу помолимся.
Υπέρ τής έίρήνης τού ςύμπαντος χόςμου, ευσταθείας τών αγίων τού θεού, Έχχλησιών, χαί τής τών πάντων ενώςεώς… Κ. θ.
Ипер тис иринис симпантос косму, эвстафиас тон агион ту Феу екклисион кэ тис тон пантон эносеос (см. Иоан. 17:20-21).
В третьем прошении мы молимся не только о согласной и дружной жизни между людьми на земле, не только о мире всей вселенной, но и мире, более широком и более глубоком. Это: мир и согласие (гармония) во всем мире, в полноте всех Божиих творений (неба и земли, моря и “вся яже в них,” ангелов и человек, живых и умерших). Второй предмет прошения: благостояние, т.е. спокойствие и благополучие святых Божиих Церквей или отдельных православных обществ, — Плодом и следствием процветания и благоденствия православных обществ на земле будет более обширное нравственное единение: согласное, дружное возвещение славы Богу от всех стихий мира, от всех одушевленных существ, будет такое проникновение “всего” высшим религиозным содержанием, когда будет Бог “совершенно во всем” (1 Кор. 15:28).
4. О святем храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.
(Благоговение и страх Божий выражаются в молитвенном настроении, в отложении житейских попечений, в очищении сердца от вражды и зависти. — С внешней стороны благоговение выражается в телесной чистоте, в приличной одежде и в воздержании от разговоров и озираний по сторонам).
Молиться о Святом Храме — значит просить Бога, чтобы не отступал никогда Он от храма своею благодатью; но сохранил от осквернения врагами веры, от пожаров, землетрясений, грабителей, чтобы в храме не оскудевали средства для поддержания его в цветущем состоянии. Храм именуется святым но святости священных действий, в нем совершаемых, и по благодатному присутствию в нем Бога, со времени освящения. Но не для всякого доступна благодать, в храме пребывающая, а только для вступающих в него с верою, благоговением и страхом Божиим.
5. О Святейшем Правительствующем Синоде, и (местном епископе нашем), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.
Здесь содержится приглашение: Помолимся за Св. Синод, (которому вверено попечение о правосл. греко-росс. Церкви), за епископов, пресвитеров (священников), диаконов и за весь церковный причт, за чтецов и поющих, (п. ч. все они помогают спасению нашей души).
6. О Благочестивейшем, Самодержавнейшем Великом Государе Нашем Императоре Николае Александровиче всея России: о Супруге Его, Благочестивейшей Государыне Императрице Александре Федоровне: о Матери Его, Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Федоровне, Господу помолимся.
Здесь молимся за Благочестивейшего Самодержца Русского, государя Императора, за Августейшую Супругу и Мать Его. Мы молимся и должны молиться за Государя, потому что Он — Помазанник Божий и Ему Богом вручена забота о благосостоянии нашего Отечества. Мы должны молить Господа, да “даст Он крепость Царю нашему” и да поможет ему проходить великое служение ко благу народа своего и церкви православной. (Ср. молитву за Государя на литургии).
7. О наследнике Его Благоверном Государе, Цесаревиче и Великом Князе Алексии Николаевиче и о всем Царствующем Доме, о всей Палате и Воинстве их, Господу помолимся.
Помолимся за Наследника Престола; кроме Наследника и всего Царствующего Дома, мы вспоминаем еще всю Палату, т.е. всех властей, и слуг Государя по управлению Отечеством, и войска, защищающие Родину. Палата эта вообще название царского Дворца; кроме того, “Палатными” (παλατίνοι), по исторической древности, называются чины придворной и гражданской службы.
8. О пособити и покорити под нозе их всякаго врага и супостата, Господу помолимся.
΄Ύπέρ τού ςυμπολεμήςαι, χαι ύποτάξαι ύπό τούς πόδας αύτών παντα ́εχθρόν χαι παλέμιον.
В этом прошении содержится моление о даровании победы Государю и подчинении Державе Его — всякого врага (скрытого противника) и супостата (“супротив стоящего”), открытого неприятеля — на поле брани.
9. О граде сем, (или о веси сей) всяком граде, стране, и верою живущих в них, Господу помолимся.
Мы молимся не только о своем городе, но о всяком другом городе и стране, и о жителях их (п. ч. по христианскому братолюбию мы должны молиться не только о себе, но и о всех людях).
10. О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.
В этом прошении мы просим Господа даровать нам хлеб насущный, т.е. все необходимое для нашего существования, для нашей земной жизни. Просим благоприятной погоды для произрастания хлебов, а также мирного времени.
11. О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и о спасении их, Господу помолимся.
В этом прошении Св. Церковь приглашает нас молиться не только о присутствующих, но и об отсутствующих: находящихся в дороге (плавающих, путешествующих), болящих, недугующих (т.е. хворых и слабых по телу вообще) и страждущих (т.е. прикованных к одру опасной болезни) и о находящихся в плену.
12. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
В этом прошении мы просим Господа избавить нас от всякой скорби, гнева и нужды, т.е. от горя, бедствий и невыносимого стеснения.
13. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею Благодатию.
В этом прошении мы молим Господа оградить нас, сохранить и помиловать через Его милость и благодать.
14. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу Нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, весь живот наш Христу Богу предадим.
Матерь Божию мы потому постоянно призываем в ектениях, что она служит нашей Заступницей и Ходатайницей перед Господом. После обращения за помощью к Матери Божией Св. Церковь советует себя, друг друга и всю жизнь нашу поручить Господу.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление