Великая ектения иначе называется “мирною” (потому что в ней часто испрашивается людям мир) и “совокупною” (потому что в ней соединяются в одно и Царь, и правители, и воинство, и духовенство, и миряне) [53]).
Вторая ектения называется “сугубою,” т.е. усиленною, потому что на каждое прошение, произносимое дьяконом, певчие отвечают тройным “Господи помилуй.” Сугубая ектения состоит из следующих прошений:
1. Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.
Скажем Господу от всей души и от всего помышления нашего: (далее и поясняется, что именно скажем).
2. Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.
“Господи Вседержитель, Боже отец наших, молимся Тебе, услыши и помилуй.”
3. Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.
“Помилуй нас, Господи, по Твоей великой благости. Молимся Тебе: услыши и помилуй.”
4. Еще молимся о Благочестивейшем, Самодержавнейшем Великом Государе Нашем Императоре Николае Александровиче Всея России: о державе, победе, пребывании, мире, здравии, спасении Его, и Господу Богу нашему наипаче поспешити и пособити Ему во всех, и покорити под нозе Его всякаго врага и супостата.
Еще молимся о нашем Государе и его Державе, о победе, долголетии жизни, о мире и здоровье, о Его спасении, и особенно об успехе Государя во всех Царских делах и о торжестве Его над всеми врагами и противниками.
5. Еще молимся о Супруге Его, Благочестивейшей Государыне Императрице Александре Федоровне, о Матери Его, Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Федоровне, о Наследнике Его, Благоверном Государе Цесаревиче и великом Князе Алексии Николаевиче, и о всем Царствующем Доме.
Еще молимся о Государыне — Супруге и о Государыне — Матери Его, Государе Наследнике и о всем Царствующем Доме. (Прошения за Государя Императора, за Его Семейство, за Весь Царствующий Дом воссылаются по тем же мотивам, что и в великой ектении).
6. Еще молимся о Святейшем Правительствующем Синоде, о Преосвященнейшем митрополите (или Архиепископе, или Епископе) нашем и всей во Христе Братии нашей.
Еще молимся о Св. Синоде, о Епископе и о всей нашей братии. (Прошения за Св. Синод и за всю братию возносятся по тем же побуждениям, что и на Великой ектении).
7. Еще молимся о всем Их Христолюбивом воинстве.
Еще молимся за всех воинов, как защитников Веры, Царя и Отечества.
8. Еще молимся о братьях наших, священниках, священномонасех, и всем во Христе братстве нашем.
Еще молимся о братьях наших по службе и по Христу.
9. Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриарсех православных, и благочестивых царех, и благоверных царицах, и создателех святаго храма сего, и о всех преждепочивших отцех и
Еще молимся о прочих православных Патриархах, о других православных царях и царицах; — о всегда памятных создателях Св. храма; о всех наших умерших родителях и братьях, погребенных здесь и в других местах.
братьях, зде лежащих и повсюду, православных.
10. Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих братии Святаго храма сего.
В этом прошении мы просим у Господа телесных и духовных благ прихожанам того храма, где совершается служба.
11. Еще молимся о плодоносящих и добродеющих (ύπέρ τών χαρποφορούντων χαι χαλλιεργούνων) во святем и всечестнем храме сем, труждающихся[54]) (χοπίούντων), поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.
Еще молимся о людях: “плодоносящих” (т.е. приносящих вещественные и денежные пожертвования на богослужебные потребности в храме: вино, елей, фимиам, свечи) и “добродеющих” (т.е. производящих украшения в храме или жертвующих на поддержание благолепия в храме), а также о делающих какую-нибудь работу в храме, напр. читающих, поющих, и о всех людях, находящихся в храме в ожидании великой и богатой милости.
При большом сходстве в общем смысле и частностях сугубой и великой эктении, сугубая эктения отличается от великой тем, что: на сугубой эктении после каждого прошения поется “Господи помилуй” трижды, а на великой — по одному разу; приглашение помолиться Господу (“Господу помолимся”) на сугубой эктении стоит в начале каждого прошения, а на великой — в конце; на сугубой эктении прошение за Государя и Его семейство находится ранее прошения за Св. Синод, а на Великой эктении наоборот — сначала за Св. Синод, а затем за Государя и Его семейство.
Просительная эктения состоит из ряда прошений, оканчивающихся словами “у Господа просим,” на которые певчие отвечают словами: “подай Господи.” Читается просительная эктения так:
1. Исполним (πληρώςωμεν) (вечернюю или утреннюю) молитву нашу Господеви.
Совершим (или дополним) нашу молитву к Господу.
2. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.
3. Дне (или вечера) всего совершенна (τελείαν), свята, мирна и безгрешна, у Господа просим.
Испросим у Господа, чтобы нам этот день (или вечер) провести целесообразно, свято, мирно и безгрешно.
4. Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.
Испросим у Господа Св. Ангела, который является верным наставником и хранителем души нашей и тела.
5. Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим.
Испросим у Господа прощения и оставления грехов (тяжких) и прегрешений (легких) наших.
6. Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим.
Испросим у Господа всего полезного и доброго нашим душам, спокойствия всем людям и всему миру.
7. Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим.
Испросим у Господа, чтобы оставшееся время нашей жизни мы прожили в мире и спокойной совести.
8. Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа
на страшнем судищи Христове, просим.
Испросим у Господа, чтобы кончина наша была бы христианской, т.е. с исповедью и Причащением Св. Тайн, безболезненной, непостыдной (непозорной смерти, напр. от пьянства, самоубийства) и мирной, т.е. чтобы мы перед кончиной помирились со своими близкими. Испросим доброго и безбоязненного ответа на Страшном Суде.
9. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление