Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виктор Витенский 14 страница




177 Неизвестное лицо.

178 Клавдиан Мамерт (ум. между 470 и 474 гг.). Он был сначала монахом, потом священником и деятельным помощником своего брата Мамерта. Получив хорошее классическое образование, Клавдиан стал известен как поэт, философ, богослов. Занимался он также благотворительностью и был руководителем клира своего брата в деле изучения Писания, церковного пения и богослужения. Его труд «О природе души», написанный в 470 г., направлен против Фауста, епископа Реца, отрицавшего бестелесность ангелов и человеческой души и признававшего только бестелесность Бога. Клавдиан доказывал бестелесность души тем, что она не является величиной лишь постольку, поскольку обладает добродетелью и умом.

179 Мамерт (ум. ок. 475 г.), епископ Вьенна со времени ок. 473 г. Он известен как первый организатор процессий «дней молебствования», которые были приняты для всей Галлии на соборе 511 г. в Орлеане. «Дни молебствования» — специальные дни покаянной молитвы; формально именовались литаниями, поскольку литании (молитвы) пелись во время процессии.

180Проспер (ум. ок. 465 г.). Жил в Массалии, возможно, как монах, когда ок. 426 г. начался спор вокруг полупелаги-анства. В 428 г. он написал Августину, чтобы информировать того об оппозиции его учению о благодати и предопределении, которая возникла в монастырях Южной Галлии. В 431 г., после смерти Августина, Проспер отправился в Рим, чтобы подать иск об осуждении оппонентов Августина. В течение нескольких последующих лет он с энтузиазмом защищал доктрину Августина. В конце жизни он служил секретарем у папы Льва Великого.

Труды Проспера в основном посвящены проблемам благодати и защите Августина (например, поэма «О неблагодарных»). В начале своего пребывания в Риме Проспер написал трактаты против Винцентия Леринского и Кассиана. Также он опубликовал толкование псалмов, базируясь на

«Объяснениях» Августина. В последующий период работы Проспера были в основном компиляциями.

181 Оба события имели место в 455 г.

182Фауст (ум. ок. 495 г.), полупелагианец. Родился в 400 г. в Британии. С 424 г. — монах Леринского монастыря. В 433 г. он стал аббатом Лерина. С 458 г. — епископ Реца (Прованс). В 477—485 гг. Фауст был смещен со своей епархии королем визиготов Эуриком и находился в изгнании. Вернулся на свою кафедру Фауст лишь после смерти Эурика. Что касается упоминавшегося галльского Регия, то этот городок исчез в VI в., а находился рядом с современным городом Мустье в Провансе.

В ответ на радикальное учение о предопределении некоего священника Луцидия Фауст написал работу «О благодати», в которой отрицал бестелесность ангелов и человеческой души и признавал только лишь бестелесность Бога. В дополнение к этому он написал 2 книги о Св. Духе в 470 г. Сохранились также некоторые его письма и проповеди. Учение Фауста было одобрено соборами в Арле (473 г.) и Лионе (474 г.), но позднее было осуждено на втором соборе в Оранже (529 г.).

Упоминаемого ниже адресата послания Фауста, патриция и префекта претория Феликса, мужа религиозного, следует, по всей видимости, идентифицировать с Флавием Феликсом, государственным деятелем первой половины V в. Флавий Феликс женился на Падусии, вместе с которой он изображен на мозаике в апсиде Латеранской базилики. В 425 г., после разгрома узурпатора Иоанна и провозглашения императором Валентиниана III, Феликс был назначен магистром utriusque militiae. В 426 г. он повелел убить епископа Арля Патрокла и римского диакона Тита. Играя активную роль в политической жизни, Феликс подстрекал императора и его мать — императрицу Плацидию к войне против полководца Бонифация, восставшего в Африке. В 428 г. Феликс стал консулом, а в 429 г. — патрицием. В мае 430 г., когда полководец Аэций, ожидавший преследований со стороны императрицы Плацидии, подстроил солдатский бунт, Феликс со своей женой и диаконом Грунитом был убит перед воротами Урсианской церкви в Равенне.

'"Цезарий (ок. 470 — ок. 542 гг.). Был монахом Леринского монастыря, затем аббатом (возможно, Тринкелелль-ского монастыря). Ок. 502 г. он наследовал на посту епископа Арля своему родственнику Эонию, который и посвятил

его. Будучи викарием Галлии и Испании, он стал широко известен своей благотворительностью. Цезарий был первым запкцным прелатом, получившим в 513 г. pallium (паллий — широкий греческий плащ). За 40 лет епископства он собирал много соборов и синодов, для которых готовил постановления. Цезарий установил время «часов» (тройного чтения молитвы в определенное время) — 6 и 9 часов — и поощрял включение гимнов в службу. Кроме упомянутых у Геннадия сохранились его трактаты «О таинстве Святой Троицы», «Сокращенное изложение против еретиков», «Описание в Апокалипсисе», а также несколько диалогов.

184 Феликс III (483—492 гг.). Происходил из старинного римского рода, был сыном священника, женатым (папа Григорий Великий являлся его правнуком). Избрание Феликса было компромиссом между правящим большинством в Риме и королем Одоакром, который обеспечил за собой контроль над ходом выборов. Во время своего понтификата Феликс резко выступил против изданного императором Зеноном в 482 г. указа «генотикона», который был издан для примирения с монофизитами, осужденными на Халкидонском соборе, и согласно которому предписывалось всем держаться тех прежних вероопределений, в которых были согласны обе стороны — православные и монофизиты, т.е. определений первых трех Вселенских соборов. Всякие дальнейшие споры запрещались, чем фактически осуждался Халкидонский собор и его догматическое определение в отношении двух естеств. Феликс вызвал патриарха Константинополя Акакия, поддерживавшего указ Зенона, на синод в Рим, чтобы тот объяснил свое поведение. В 484 г. собравшиеся на синоде в Риме латинские епископы осудили отсутствовавшего Акакия, а папа Феликс провозгласил анафему Константинопольской церкви. Последующие патриархи Константинополя, соглашаясь на осуждение «генотикона», не желали, как того требовал папа, исключить имя Акакия из диптихов (поминаний). Эта схизма продолжалась 35 лет, до времени императора Юстина I (518—527 гг.) и папы Гормизда (514—523 гг.).

185 Анастасий I Дикор (491—518 гг.). Вступил на престол, женившись на вдове императора Зенона. В начале правления он усмирил восстание горного племени исавров в Малой Азии, поднятого братом Зенона Лонгином. Вел с переменным успехом войну с персами в 502—505 гг. Возвел укрепления вокруг Константинополя в 512 г. от Мраморного

до Черного морей. В 514-515 гг. Анастасий с большим трудом подавил восстание Виталиана, которое проходило иод знаменем защиты православия от покушений Анастасия.

186 Servus Dei — титул римских пап. Впервые так себя титуловал папа Дамас: beatissimorum martyrum cultor Damasus episcopus, servus Dei («почитатель блаженных мучеников, Дамас епископ, раб Божий»), Официально этот титул был закреплен папой Григорием Великим в VI в. в форме Servus Servorum Dei («раб рабов Божьих»). Таким образом, учитывая, что у Геннадия не содержится никаких биографических данных об этом епископе, следует предположить, что автор трактата — римский папа середины — второй половины V в., который опубликовал свой труд под псевдонимом Раб Божий.

'"Викторий, ученый, жил в сер. V в. Этот календарь принят на соборе в Орлеане в 541 г. и использовался в Галлии в VII — VIII вв. Этот Викторий является также автором «Пролога Пасхи».

188Хиларий, папа Римский (461—467/468 гг.). Происходил с острова Сардиния. Был Римским архидиаконом и выполнял функции папского легата в период понтификата папы Льва. В этом качестве он был на II Эфесском соборе («разбойничьем»). Сделавшись папой, Хиларий пошел по стопам Льва Великого, защищая права Римской церкви на верховный надзор за чистотой веры и за соблюдением правил. Он подчинил своему авторитету галльских и испанских епископов. Из его трудов сохранилось лишь его послание «О католической вере», в котором он защищал постановления Никейского, Эфесского и Халкидонского соборов и осуждал учения Евтихия, Нестория и Диоскора.

189 Ипполит составил пасхальный круг в виде таблицы, указывающий время для празднования Пасхи на 112 лет. Об Ипполите подробнее см. Иероним., LXI.

190 Феодорит (ок. 393 — ок. 457 гг.). Родился в Антиохии, где получил отличное образование. Рано поступил в монастырь св. Евпрепия и был там чтецом. В 423 г. он сделался преемником Исидора на посту епископа Кирры. На этом посту он приобрел громкую славу общественного деятеля, писателя и оратора. Еще в Антиохии он роздал часть своего имущества. Остальную часть он употребил на украшение города Кирры: построил мост, создал форум, выстроил собор, пр.

Феодорит вел борьбу с двумя деятелями Александрийской церкви, Кириллом и его преемником Диоскором. Ки-

рилл считал, что в Христе — ипостасное единство двух на-чал.\Против него выступил Феодорит, защищавший по форме учение Нестория, но по существу стоявший на почве Кирилла: Феодорит защищал учение о двух естествах в одном лице, причем центр тяжести доктрины полагал в различии этих двух естеств (Кирилл настаивал на ипостасном единстве). На Эфесском соборе 431 г. антиохийцы одержали вверх над Кириллом, который был осужден. Спор Фео-дорита с Кириллом продолжался до 436 г., когда произошло примирение враждующих партий и была принята формула осуждения Нестория, предложенная Феодоритом. Однако место Нестория занял Евтихий, сторонник монофизитства (Христос тождественен по природе Отцу, и по телу, и по душе он — божественная субстанция). Диоскор Александрийский, преемник Кирилла, встал на сторону Евтихия. Домна, епископ Антиохии, донес в Константинополь о ереси Евтихия: донос этот был написан по указанию Феодорита. В результате интриг Диоскора император Феодосии приказал Федо-риту безвыездно пребывать в Кире. Однако Евтихий желал соборного осуждения Феодорита, чего и добился на «разбойничьем» соборе в Эфесе в 441 г., на котором Феодорит был низложен. Феодорит удалился в Апамейский монастырь и обратился с апелляцией к папе Льву. В 450 г., после смерти Феодосия, император Маркиан восстановил Феодорита в его правах, а Халкидонский собор 451г. принял Феодорита как епископа и признал его христологическую формулу правильной. Самый важный труд Феодорита — «История церкви», написанная в 449 г. Второй по значению его труд, служащий дополнением к «Истории», — «Еретические басни». Сохранился и его апологетический трактат «Врачевание эллинских недугов» и диалог «Эранист».

191 Кирры, центральный город области Киррестика, которая находилась на северо-востоке от Антиохии, между ней и Коммагеной. Основание города приписывали персидскому царю Киру Старшему (558—529 гг. до н.э.).

192 Диоскор (ум. в 454 г.), патриарх Александрии в 444— 451 гг. Будучи архидиаконом Александрийским, он стал преемником Кирилла. Поддерживая все взгляды Кирилла, Диоскор сразу после вступления в должность начал преследования родственников Кирилла в плане смещения их с прибыльных и почетных должностей, а также притеснил клириков, к которым Кирилл благоволил. Уже в самом

начале своего понтификата Диоскор активно поддержал тенденцию Александрийской церкви к соперничеству с Константинопольской и Антиохийской. Так, он резко выступил против какого-то документа, изданного Проклом Константинопольским и Домном Антиохийским. Диоскор ни разу не писал к Флавиану Константинопольскому, так как не хотел признавать постановление II Вселенского собора, которое ставило Константинопольского епископа на второе место после римского — Диоскор считал, что второе место принадлежит Александрии; поэтому он не писал Флавиану, не признавая его самостоятельным епископом, а считая подчиненным гераклейскому митрополиту (что формально-канонически было верно). На II Эфесский («разбойничий») собор в 449 г. император Феодосии назначил Диоскора председателем. Диоскор явился на собор, окруженный свитой из параваланов и толпой монахов, приведенных из Сирии Бар-сумой. В ходе заседания Диоскор сформулировал приговор о лишении сана Флавиана Константинопольского и Евсевия Дорилейского, так как они вздумали дополнить никейский символ веры и подняли новые вопросы о вере. Против этого приговора выступил Хиларий, легат папы (сам будущий папа), и митрополиты Онисофор Иконийский, Мариниан Синнад-ский и Епифаний Пергский, которые просили Диоскора быть снисходительным, чтобы не допускать лишения епископа сана из-за его пресвитера (т.е. Евтихия, архимандрита Константинопольского). Вскрикнув: «Бунт против меня поднимаете? Давай сюда стражу», Диоскор вызвал солдат, приданных императором собору, которые затерроризировали отцов. В результате Флавиан и Евсевий были осуждены. Впоследствии на соборе по инициативе Диоскора были низложены Ива Эдесский, Феодорит Киррский и Домн Антиохийский (все — по обвинению в несторианстве). Феодосии утвердил решения собора и вообще поддерживал Диоскора. Однако после смерти Феодосия Диоскор пытался поднять Александрию против нового императора Маркиана, но настолько неудачно, так что даже не подвергся репрессиям. И на Халки-донский собор в 451 г. он явился, ожидая худшего. На соборе он сразу стал обвиняемым. От обвинений Диоскор отбивался, упирая на два основных пункта: 1) в Эфесе он действовал согласно воле императора Феодосия, 2) председательствовал он на соборе не единолично (на соборе 449 г. была создана комиссия председателей из 5 митрополитов и Диоскора).

Даже часть египетских епископов проголосовала против Диоскора (всего против было 186 епископов), и Диоскор был низложен (его поддержали лишь Константинопольские архимандриты — евтихиане и сирийцы во главе с Барсумой).

В Своих воззрениях Диоскор очень тесно примкнул к доктрине Евтихия (см. прим. 13). Не отвергая единосущия Сына Отцу в принципе, он отказывался признавать его в частностях. Так, он считал, что кровь Христову нельзя называть единосущной крови человека по природе. В принципе, Диоскор не был против и разделения на две категории фактов из земной жизни Христа: люди видели в нем живущего на земле человека и видели в нем Бога. Однако Диоскор решительно отказывался называть эти две стороны естествами.

193 Геннадий, патриарх Константинополя (458-471 гг.). В период своего понтификата резко боролся против симонии: в церкви утвердился обычай, что рукополагаемый (прежде всего в епископы) делает денежные приношения в пользу рукополагающей церкви. На Халкидонском соборе, по 28-му правилу, решили, что митрополиты будут получать рукоположение в Константинополе. Однако уже тогда остро встал вопрос, что если избранные в городе рукополагаются не в самом городе собором епархиальных епископов, то взимается разорительная плата. Однако этот вопрос не был урегулирован, и в 459 г. Геннадий созывает собор против симонии (название происходит от имени библейского персонажа Симона Волхва), прежде всего по поводу злоупотреблений этого рода в Галатии. К этой деятельности Геннадия относится и дошедшее до нас «Окружное послание против симониан». Что касается собственно Константинопольской епархии, то при Геннадии константинопольские приходы получили экономическую самостоятельность. В своей церковной политике Геннадий также боролся с распространением монофизит-ства и твердо поддерживал примат папы.

Комментарии Геннадия к Писанию демонстрируют его приверженность к антиохийской школе литературной интерпретации Библии. Он высупал против 12 анафематизмов Кирилла Александрийского в работе, написанной в 431 г., и вообще был в оппозиции к александрийской христологии. Свое собственное православие Геннадий представил в панегирике на «томос» Ad Flavianum Льва Великого.

194 Точно сказать, к приходу какого города принадлежал Феодул, невозможно. Келесирия — часть Сирии между

горными цепями Ливан и Антиливан, а впоследствии — общее наименование Южной Сирии и Палестины. Вероятно, Феодул был учеником Феодора Мопсуестского. Из его трудов сохранилось 2 фрагмента и трактата «О единстве Ветхого и Нового Заветов», причем именно антиеретические, а также 1 фрагмент комментариев на «Книгу Исайи»; 1 фрагмент комментариев на «Послание к Римлянам»; 1 фрагмент «Толкования псалмов». Умер в правление императора Зено-на (474-491 гг.), возможно, в конце 80-х гг.

195 Речь идет о манихеях (см. прим. 39) или маркионитах (см. прим. 80).

196 Сидоний Аполлинарий. Родился в 431 г. в знатной и знаменитой христианской семье в Галлии. Получил блестящее классическое образование в Лионе, Арле и Вьенне, где он был учеником и другом Клавдия Мамерта (см. прим. 178). Ок. 450 г. он женился и начал политическую карьеру, чему немало способствовало то, что отцом его жены Папианиллы был Авит, префект Галлии, а позднее император (см. прим. 140). Падение Авита не сказалось на карьере Сидония, и он занимал различные должности в системе управления в течение правления нескольких императоров. В 468 г. он посетил Рим. В 471 г. Сидоний был избран епископом города Арверна (совр. Клермон-Ферран), видимо, в надежде на его успешные действия против визиготов под предводительством короля Эурика. Однако в 475 г. Арверн пал, и Сидоний был отправлен в изгнание в местечко Ливия, рядом с Каркассоном. В конце 476 г. или в начале 477 г. он вернулся в свою епархию, которой руководил до своей смерти в 486/487 г. Во время своего понтификата он поощрял монастырскую жизнь и использовал свое имущество для помощи бедным. Что касается литературной деятельности Сидония, то еще до того, как стать епископом, он написал 24 поэмы, которые все сохранились. Также сохранились 147 его писем.

|97Зенон Исавр, византийский император (474—491 гг.). Родом из знатной семьи в Исаврии (области в Малой Азии). В 468 г. женился на Ариадне, дочери императора Льва I, и изменил свое первоначальное имя Траскалиссайос на Зе-нон. Лев хотел противопоставить Зенона могущественному полководцу Аспару, и Зенон был назначен патрицием, начальником императорской гвардии и верховным военачальником малоазииского войска. Аспар составил заговор с целью убить Зенона во время фракийской кампании, но неудачно,

и Зенон, вернувшись в Константинополь, обвинил Аспара в измене и велел убить вместе с сыном Ардабурием, которому раньше была обещана Ариадна. В 474 г. Лев I умер, назначив наследником сына Зенона и Ариадны, 4-летнего Льва. Зено-ну было поручено регентство, и, благодаря проискам его тещи Верины, на Зенона также была возложена корона. Через несколько месяцев маленький Лев умер, и Зенон провозгласил себя императором. Верина составила заговор с целью возвести на престол своего брата Василиска, и Зенон в 475 г. был вынужден бежать из Константинополя в Исаврию, куда его преследовали полководцы Василиска. Остатки армии Зенона потерпели поражение, и он вместе с Ариадной укрылся в одном из укрепленных мест Исаврии. Однако Василиск быстро потерял популярность, и в 477 г. Зенон, частью оружием, частью интригами, вновь добился престола. Василиск был сослан во Фригию и там вскоре умер. Из-за этих заговоров Зенон не мог воевать с вторгшимися варварами. Чтобы избавиться от поселившихся в Мезии остготов, Зенон разрешил их королю Теодориху занять Италию и свергнуть Одоакра. Что касается церковной политики, то в 482 г. Зенон издал указ — знаменитый «генотикон» (см. прим. 184): после осуждения Халкидонским собором монофизитства монофизиты продолжали сопротивляться православию, особенно в Египте; эти смуты побудили Зенона издать примирительный указ.

198 Иоанн Грамматик, пресвитер в Антиохии в 475—485 гг. В период нахождения в этом сане он прославился своими импровизированными речами. Еретики, о которых писал Иоанн, — аполлинаристы, последователи Аполлинария Ла-одикейского (см. прим. 34), который считал, что единение человеческой и божественной природы в Христе достигается замещением во Христе ума человеческого умом божественным или Словом. Учитывая то, что Иоанн был пресвитером Антиохии, можно понять актуальность его трудов. Вот что, например, пишет церковный историк Созомен: «Весь восток готов был принять сторону Аполлинария».

'"Геласий, папа римский (492—496 гг.). По происхождению испанец, но с юности воспитывался в Риме. В своей деятельности он отстаивал первенствующее положение Рима. Основываясь на «апостольском решении, поддерживаемом словами Христа, преданием древних и канонами», Геласий оспаривает право апеллировать от Рима к другим церквям. Папа — наследник Петра, скалы, на которой зиждется

церковь, и поэтому может осуждать, отлучать, кассировать приговоры других епископов собственной властью. Вслед за Римом стоят второй и третий «престолы Петра» — Антиохия и Александрия. Геласий не признает равенства Константинополя с Римом: об этом не знают каноны, а пребывание императора не может иметь значение. Светская и духовная власть действуют каждая в своей сфере: в мирских делах епископ должен повиноваться императору, а в духовных — император епископу. Но все же священство выше императорской власти: оно будет перед Богом держать ответ и за проступки царей на земле. Эти взгляды Геласий изложил в послании («послание Геласия» — Famuli vestrae pietatis, посланное в 494 г. Геласием императору Анастасию). В 495 г. собор в Риме впервые ссылается на папу как наместника Христа. В период своего понтификата Геласий боролся с Акакиевой схизмой (см. прим. 184), а также писал против пелагианизма и монофизитства. Вообще, он является автором множества посланий и трактатов. Однако, по мнению современных историков, приписываемые Геласию сборники литургических молитв, а также перечень дозволенных для чтения книг религиозного содержания не принадлежат ему. Похоронен папа Геласий в соборе св. Павла.

200 Речь идет, по-видимому, о Петре Монге (ум. в 489 г.). Он был монофизитом, соратником Тимофея Элура. После смерти Тимофея Элура в 477 г. Петр был избран монофизи-тами патриархом Александрии, но в том же году был смещен и бежал, а патриархом стал православный Тимофей Салофакиол. После смерти последнего в 482 г. монофизиты опять наметили Петра в патриархи, однако православные избрали патриархом Иоанна Талайю. Однако Иоанн, против которого было выдвинуто обвинение в бунте (он участвовал в заговоре против императора Зенона), при помиловании дал клятву не занимать александрийскую кафедру. Поэтому его избрание в Константинополе не признали законным. Поэтому патриархом был поставлен Петр Монг, признавший «генотикон» и занимавший этот пост до своей смерти. Но поскольку «генотикон» был все же компромиссом монофизитов и православных, то правление Петра было весьма затруднено, поскольку его умеренные настроения не удовлетворяли радикальному монофизитству александрийских монахов.

Что касается действий Геласия против Петра, то корни их лежат в политике папы Феликса III (см. прим. 184), кото-

рый принял в Риме бежавшего Иоанна Талайю и отлучил Акакия Константинопольского и Петра Монга. Геласий же, став папой, составил послания, в которых утверждал, что Акакий без позволения Рима не имел права вести дело о восстановлении Александрийского епископа Петра Монга, ранее (в 477 г.) низложенного, так как Акакий — всего лишь подчиненный (суффраган) митрополита гераклейского, а епископ Александрии, как епископ второй апостольской кафедры, подсуден только епископу первой апостольской кафедры, т.е. папе римскому.

201 Акакий (ум. в 489 г.), патриарх Константинополя с 472 г. Он был пресвитером в Константинополе и подерживал сношения с монофизитами. В начале своего понтификата Акакий демонстрировал свою лояльность Риму, отвергнув энциклику императора Василиска (476 г.), который осуждал учение Халкидонского собора. Однако когда Зенон восстановил свою власть, Акакий вернулся к некоторым своим взглядам: его считают автором «генотикона», изданного в 482 г. Тогда же он прилагает много усилий для усиления прерогатив Константинопольского патриархата. В частности, ярким примером такого усиления были события в Александрии — борьба Петра Монга и Иоанна Талайи за место патриарха (см. прим. 200). См. также прим. 184 об Акакиевой схизме.

202 Гонорат Антонин, жил во время правления короля вандалов Гизериха (429—477 гг.). Ок. 437 г. он написал Epistola cohortatoria испанцу Аркадию (причиной ссылки православного Аркадия можно назвать то, что вандалы были арианами, см. об этом у Виктора Витенского). Константина (бывш. Цирта), столица Нумидии, расположенная на берегу реки Ампсагас.

203 Цереалий, епископ Castellum Ripense в Африке. Он присутствовал на семинаре католиков и ариан, который состоялся в 484 г. по приказу короля вандалов Гунериха. Цереалий написал «Книгу против Максимина арианина». Мак-симин был епископом Наррагары в Проконсульской Африке.

204 Король вандалов Гунерих в 480/481 г. по просьбе императора Зенона разрешил выборы епископа Карфагена, пост которого оставался вакантным 24 года. Епископом был избран Евгений. В 484 г. король созвал в Карфагене конференцию африканских епископов, и Евгений вместе с епископами-католиками представили Гунериху «Книгу католической

веры», публично заявив о своем православии. Репрессии не замедлили: Евгений был сослан в Turns Tamalleni (совр. оазис Мансурах, рядом с Телмином, Тунис). В 487 г. он был возвращен из изгнания королем Трасамундом и вторично был изгнан в Альбу Гельвиорскую (город в Нарбоннской Галлии, недалеко от реки Роны), где и умер в 505 г. О его письме «За защиту католической веры» упоминает Григорий Турский.

205 Юлиан Померий (ум. после 498 г.), церковный писатель, сторонник аскетизма. Померий эмигрировал из Северной Африки в Южную Галлию, открыл школу риторики в Арле и стал священником (втор. пол. V в.). Кроме упомянутых у Геннадия Померий написал трактаты «О наставлении девственницам» и «О созерцательной жизни», который долго приписывали Просперу Аквитанскому и который завоевал большую популярность в Средние века.

206 Юлиан, по всей видимости, был епископом Арля. Более о нем ничего не известно. Вера же с определенной долей вероятности можно идентифицировать с Вером, ставшим епископом Тура в 495 г. Свое состояние Вер роздал церквям и своим приближенным. Однако король вестготов Аларих II заподозрил его в том, что он хочет отдаться под власть короля франков Хлодвига. Вследствие этого Вер в 506 г. был смещен с епископства и отправлен в изгнание, где и умер.

207 Гонорат, епископ Массилийский (ум. после 496 г.). Владел этой епархией во время понтификата папы Геласия. Кроме данных Геннадия, о нем практически больше ничего неизвестно.

208 Геннадий ум. ок. 500 г. «О церковных авторах» написал ок. 480 г. Кроме перечисленных трудов написал трактат «Против Евтихия». От 8 книг трактата «Против еретиков» до нас дошли лишь небольшие фрагменты. Геннадий также известен как автор канонического сборника, который сохранился под названием Statuta ecclesiae antiqua. Его «Послание о вере» часто называют «Книга о церковных догматах».

209 А. Эберт полагал, что последняя часть предложения является позднейшей интерполяцией. По его мнению, слова «и сей труд» надо связывать не с «я послал к блаженному Геласию», а с вышестоящим «я написал» (Ebert A. Allgemeine Geschichte der Literatur des Mittelalters im Abendlande. Bd.l. Leipzig, 1874. S.427, n 1).

Виктор Витенский

ИСТОРИЯ ГОНЕНИЙ В АФРИКАНСКОЙ ПРОВИНЦИИ

Сегодня известно 12 рукописей этой книги. Лучшей считается Бамбергская (IX в.). Долгое время (особенно в XVII-XVIII вв.) наиболее авторитетными считались манускрипты из Кольбертинской библиотеки (в ней было три рукописи «Истории», самая полная — Парижская 2015, датируется X в.) и экземпляр из клюнийского монастыря Святого Мартина в полях (XII в.).

Впервые это сочинение Виктора было издано в 1500 году Жаном Пти; второе издание (долгое время считавшееся первым) увидело свет в 1535 году в Базеле (Беат Ренан); далее последовали издания Рейнхарда Лориха (1537, Кельн; переиздано в 1541 году в Базеле), Фр. Бальдуини (1569, Париж; первое комментированное издание), М. де ла Биня в «Bibliotheca Patrum» (1576, Париж), Франсуа Шифле (1664, Дижон), Тьерри Руиньяра (1694, Париж; напечатано вместе с исследованием о преследованиях вандалов). Последнее издание было повторно воспроизведено в 1732 году в Венеции и (вместе с упомянутой монографией) в латинской серии знаменитой Патрологии аббата Ж. Миня (1862, Париж, т. 58, кол. 125-434). В 1879 году Карл Хальм опубликовал новое, хорошо подготовленное научное издание этого произведения Виктора, правда с несколько измененным заголовком — Victoris Vitensis historia persecutions Africanae provinciae sub Geiserico et Hunirico regibus Wandalorum (MGH. AA. T. Ill, pars II). Однако в нем не полностью были сверены все имеющиеся списки, поэтому буквально через два года последовала еще одна публикация текста в составе Венского корпуса церковных латинских писателей,

подготовленная Михаэлем Печенигом, — Victoris Episcopi Vitensis. Historia persecutionis africanae provinciae. Rec. M. Petschenig. Vindobonae, 1881 (Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum, vol. VII). Это издание до сего дня считается наиболее авторитетным.

Первый перевод сочинения Виктора Витенского был осуществлен во Франции в 1563 году (второй раз — в 1664 г.), на английский язык «История» переведена в 1605 году. Наиболее известные переводы на другие языки — немецкий (Zink М. Bischof Victors von Vita Geschichte der Glaubensverfolgung im Lande Afrika. Bamberg, 1883; Mally M. Des Bischofs Victor von Vita Verfolgung der afrikanischen Kirche durch die Vandalen. Wien, 1884), итальянский (Vittore di Vita. Storia della persecuzione vandalica in Africa. Traduzione introduzione e note a cura di Salvatore Costanza. Rom, 1981 (Testi patristici XXIX)). Есть и французский перевод, выполненный Анри Леклер-ком (Leclercq H. Les martyrs. Recueil des pieces authentiques sur les martyrs depuis les origines du christianisme jusqu'au XXе siecle III. Paris 1904. P. 348-407). Последний новый английский перевод был выполнен Дж.Мурхедом: Victor of Vita. History of Vandal Persecution. Liverpool, 1992.

На русский язык сочинение Виктора Витенского впервые было переведено С.А. Беляевым в качестве приложения к его диссертации «Города Римской Северной Африки во времена владычества вандалов (по данным Виктора из Виты)». (Диссертация на соискание ученой степени канд. ист. наук. Л., 1970. Сокращенный перевод труда Виктора Витенского см. на страницах 204-284, примечания стр. 285-438.) К сожалению, этот перевод нигде опубликован не был.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.