Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень провинций и городов Африки 4 страница




53 Евстафий был сослан в 330 г. В это время и Павлин и Флавиан был еще пресвитерами, если не рядовыми членами клира. Поэтому версия об их низложении сомнительна. Хотя, безусловно, оба они были православными, как и Евстафий, в отличие от арианина Леонтия. Что же касается причин низложения Евстафия, то об этом см. кн. II, прим. 23.

54 Упоминаемый здесь Секунд — это Секунд Птолема-идский. Серра был епископом, сторонником Аэция. Он принимал участие в соборе 360 г. в Константинополе, на котором критиковал Аэция за утверждение, что Бог открыл ему то, что скрывал со времен апостольских. Однако сам Серра отказался подписать осуждение и отлучение Аэция в числе четырех сторонников последнего. За это Серра и три других епископа-аномия были низложены (Theodoret., II, 28).

55 О Евномии см. комментарии к Геннадию, прим. 35.

56 Аэций, а вместе с ним и Евномий, жил в Александрии у арианского епископа Георгия.

57 Констант не пользовался популярностью в войске, и его комиты Хрестий, Марцеллин и Магненций составили заговор. В галльском городе Августодуне (Отене) Марцеллин устроил пир в честь дня рождения своего сына и пригласил на него всех знатных и влиятельных людей. Констант же в это время охотился в окрестных лесах. На пиру Маг-ненция провозгласили императором. Констант, услышав об этом, обратился в бегство в сторону Испании, но был настигнут в городе Гелерне отрядом отборных солдат под командованием Гаизона и убит 18 января 350 г.

Магненций был родом варвар из Галлии и в рядах римской армии прошел путь до комита. К 350 г. он был командиром отборных полков, носивших имя Юпитера и Геркулеса. По всей видимости, Гаизон, убивший Константа, был его непосредственным подчиненным.

58 Речь идет о войне 338—350 гг., которую вел Констанций против войск персидского шаханшаха Шапура II (309— 379 гг.). Еще в 335 г. Шапур ввязался в столкновения между армянами и другими племенами Кавказа. В этой ситуации Констанций активно интриговал против Шапура. В результате стычки переросли в войну: в 338 г. персы вторглись в Месопотамию и осадили Нисиб. Военные действия с перерывами продолжаются в последующие годы, в частности в 340—341 гг., когда в Иране началось гонение на христиан. В 341 г. он находился с войском в Карха да Лейдан, а в 342 г. уже в Селевкии готовился к следующему походу. В 345 или 348 г. римские войска потерпели от персов жестокое поражение при Гилейе и Сингаре, причем персидские войска продвинулись далеко в глубь Месопотамии. В 350 г. Констанций прекратил войну из-за проблем на западе империи.

59 Константина была дочерью Константина Великого и Фаусты. В 335 г. она вышла замуж за Ганнибалиана Младшего, племянника Константина Великого (Ганнибалиан был сыном Далмация Старшего, сводного брата Константина). После убийства Ганнибалиана в 337 г. (см. кн. II, прим. 50) Константина жила в качестве вдовы в безвестности до 350 г.

60 Ветранион был уже в возрасте и пользовался большим уважение за долгую и удачную военную службу. Он командовал римскими войсками, стоявшими в Иллирии. Ветранион был родом из простой семьи, и по единодушному мнению источников, прост и необразован, хотя безусловно был

опытным военачальником. В 350 г. солдаты провозгласили его императором.

61 Муж Константины, Ганнибалиан Младший, носил титул rex nobilissimus и управлял провинцией Понт. Поэтому, выйдя замуж за него, Константина в 335 г. получила от отца титул августы и право носить корону.

62 События, связанные с отречением Ветраниона, другими источниками излагаются более витиевато. Констанций признал Ветраниона императором, чтобы отвлечь от союза с Магненцием, который вроде бы наметился. Затем в том же 350 г. около города Сердики (р-н современной Софии в Болгарии) было назначено официальное свидание двух императоров, на которое оба явились со своими войсками, причем войска Ветраниона (ок. 40 тыс.) намного превосходили армию Констанция. Однако Констанций, видимо, заранее привлек на свою сторону часть военачальников и воинов Ветраниона. Войска выстроились на равнине, в середине был сооружен помост с двумя тронами, куда взошли оба императора и начали переговоры. Первым взял слово Констанций, и своей искусной речью склонил воинов на свою сторону. Солдаты поддержали Констанция. Ветранион был так обескуражен, что сорвал со своей головы корону и преклонил колени перед Констанцием. Констанций же поднял его и подал руку. Впоследствии Ветранион прожил 6 лет в спокойствии и роскоши в Прузе.

63 Речь идет об осаде Нисибиса в 338 г. Об Иакове см. подробнее комментарии к Геннадию, прим. 6.

64 Фермопилы — ущелье в Центральной Греции между горным отрогом Каллидором и южным болотистым побережьем Малийского залива длиной 7 км.

65 Юлиевы Альпы — горная цепь Альп, ограниченная на севере Истрией, завершающаяся горой Альбий.

66 В 350 г. персидские войска осадили Нисибис. Осада длилась ок. 70 дней, но персы не смогли взять города.

67 Во время истребления в 337 г. почти всех родственников Константина Галлу удалось спастись благодаря тому, что он был сильно болен. Впоследствии Галл пребывал в Эфесе, в окрестностях которого находились доставшиеся ему по наследству крупные имения. Он был провозглашен цезарем 15 марта 351 г.

68 Первоначально война Констанция с Магненцием шла на территории Паннонии. 28 сентября 351 г. в битве при

Мурсе (в совр. Хорватии) 100-тысячное войско Магненция потерпело поражение от 80-тысячного войска Констанция.

69 Отступив в Италию, Магненций в сражении у Тицина разбил войска Констанция, которые его преследовали (Aur.Vict., De vit. et mor., XLII). Это позволило ему получить передышку для укрепления своих сил.

70 Речь идет о сражении у горы Селевк в Коттийских Альпах, которое произошло 10 августа 353 г.

71 Магненций убил свою мать и брата, которого он провозгласил цезарем (Socr., II, 32). Другой его брат, Деценций, посланный для обороны галльской границы, узнав о смерти брата, кончает с собой.

72 У нас нет данных о смерти приближенных Магненция в этот период. Однако известно о многочисленных репрессиях (казнях, ссылках, конфискациях) против приближенных и сторонников Магненция в Галлии и Британии со стороны Констанция вскоре после смерти Магненция (Amm. Marc, XIV, 5).

73 Аммиан упоминает поход Галла против персов в 353/ 354 г., который был начат от города Гиераполь, — населенного пункта, расположенного вблизи от переправы через Евфрат (XIV, 7, 5). Кроме того, примерно в это же время он удачно отразил вылазку персидского полководца Ногодареса (XIV, 3, 2—4). Информацию об удачной войне Галла против персов до 355 г. подтверждает и Зосим (III, 1).

74 Известно, что против Галла интриговал префект претория Востока Талассий (Amm. Marc, XIV, 1, 10; 7, 9). Видимо, речь действительно идет о клевете, раз Аммиан, относившийся к Галлу крайне отрицательно, тем не менее сообщает, что Талассий «в частых донесениях Августу описывал с преувеличениями поступки Галла» (пер. Ю. Кула-ковского). В принципе, это неудивительно, поскольку Талассий, находившийся в этой должности в 351—354 гг., происходил из знатной и богатой антиохииской семьи и был родственником знаменитого оратора Либания. А Галл, как мы видим из текста Аммиана, сильно притеснял антиохий-скую знать (см., например, попытку казнить всех сенаторов Антиохии — XIV, 7, 2). Другим «клеветавшим» на Галла был Урзицин, магистр конницы Востока, который в своих секретных донесениях Констанцию просил «помощи, чтобы можно было внушить страх зазнавшемуся, как то всем было ясно, цезарю» (XIV, 9, 1). Еще один — комит Барбацион,

командир доместиков (телохранителей в чине офицера) Галла, который давно возводил на Галла ложные обвинения (XIV, 11, 24). В Италии при дворе Констанция против Галла интриговали императорский агент Аподемий (XV, 2) и пре-позит императорской опочивальни Евсевий (XIV, 10, 2). Кроме того, известно, что в 354 г. в Галлию к Констанцию прибыл протектор-доместик (телохранитель в офицерском звании) Геркулан и представил отчет о действиях Галла, причем отчет негативный (XIV, 10, 2). Зосим (II, 55) в качестве активных членов заговора против Галла называет Пицентия и Динамия (последний занимал пост актуария (интенданта) императорских вьючных лошадей), а также префекта претория Лампадия (К. Цейония Руфа Волузиана, именуемого Лампадием, который был префектом претория в Галлии в 355 г.).

75 Констанций удалил все войска в Месопотамию, поближе к границе, опасаясь заговора среди солдат в пользу Галла (Amm. Marc, XIV, 7, 9).

76 Домициан, видимо, был префектом претория Италии, поскольку был послан, когда Констанций находился в Италии. До назначения префектом Домициан был comes sacrarum largitionum и заведовал финансами (Amm. Marc, XIV, 7, 9).

77 По сообщению Аммиана, Домициан, наоборот, был послан для того, чтобы уговорить Галла спешно прибыть в Италию к императору. Версия Аммиана, безусловно, заслуживает больше доверия, поскольку он сам находился в то время в Сирии и Месопотамии и был непосредственным свидетелем описываемых событий (XIV, 9, 1).

78 Как. сообщает Марцеллин, Домициан, единственный раз явившись к Галлу, в дерзком тоне сказал ему, чтобы он ехал к императору, а в противном случае он, Домициан, прекратит отпуск денег на содержание Галла и его дворца (XIV, 7, 11).

79 Аммиан, подробно излагающий ход событий, подчеркивает, что Галл лишь приказал своим телохранителям держать Домициана под стражей (XIV, 7, 11).

80 Он был пожилым человеком, квестором, причем довольно влиятельным, раз собрал к себе на совещание начальников отрядов дворцовой охраны (XIV, 7, 12; 15).

81 Аммиан рассказывает, что Монций фактически обвинил Галла в заговоре против Констанция. Испуганный и воз-

мущенный Галл собрал воинскую сходку (солдат дворцовой охраны и расквартированные в Антиохии отряды), на которой пожаловался на обвинения Монция. Солдаты тотчас же напали на дом Монция и схватили его, а затем, уже по своей инициативе, схватили и Домициана (XIV, 7, 12-16).

КНИГА IV

1 Первой Констанций вызвал к себе сестру Констанцию под тем предлогом, что хочет с ней повидаться (Amm. Marc., XIV, 11,6).

2 Она умерла на станции Кен Галликанский от лихорадки.

3 После смерти Констанции император направил Галлу несколько писем, увещевая его приехать в Италию. Однако Галл колебался, и только трибун скутариев Скуди-лон, прибывший в Антиохию с очередным посланием Констанция, смог уговорить Галла отправиться в путь, обещая, что император даст ему в управление северные провинции (XIV, 11,9-11).

4 Петавион, город в провинции Норик.

5 Барбацион к 354 г. был комитом доместиков Галла. После казни Галла он был вскоре (в 354/355 г.) назначен магистром пехоты вместо убитого по приказу Констанция Силь-вана. В 357 г. он во главе 25-тысячной армии действует против алеманнов. В 358 г. войска под его руководством разбили в Реции алеманнское племя ютунгов. В это же время Барбацион пытался интриговать против Юлиана, младшего брата Галла (Юлиан вместе с Барбационом возглавлял поход против алеманнов в 357 г., и у них сложились неприязненные отношения). В 359 г. Барбацион был арестован по доносу Арбециона, магистра конницы, его врага и сторонника Юлиана. Барбациона обвинили в заговоре против императора и казнили вместе с женой.

Кроме Барбациона в Петавион прибыл императорский агент Аподемий, враг Галла, с отрядом отборных солдат (XIV, 11,19).

6 Аммиан сообщает, что Галл был направлен в Истрию, область в Северной Италии, в окрестности североиталийского города Полы (XIV, 11, 20). Возможно, Филосторгий перепутал эту область с областью реки Истр (Дунай) в Далмации.

7 Евсевий, человек незнатного происхождения, к 354 г. был препозитом царской опочивальни. Он прославился своим искусством интриг и стал весьма влиятельным человеком

при дворе, выполняя щекотливые приказы императора. Так, в том же 354 г. он сумел погасить бунт войск в городе Кабиллоне в Галлии, приехав туда с большой суммой денег. В 354/355 г. он производил следствие и суд над сторонниками цезаря Галла, причем выказал при этом большую жестокость. В 360 г. он бьш членом следственного комитета по делу о сдаче персам крепости Амида в Месопотамии. Но с приходом Юлиана ситуация изменилась, и в 361 г. Евсевий был казнен по приговору судебной комиссии в Халкедоне.

8 Должность Евсевия именовалась praepositus sacri cubiculi. Обладатель этой должности руководил всеми чиновниками, служащими во внутренних покоях дворца.

9 Для казни Галла были направлены Серениан, бывший дукс (командующий войсками) в Финикии, нотарий Пен-тадий и императорский агент Аподемий (XIV, 11, 23).

10 Юлиан был провозглашен цезарем в 355 г.

" Практически сразу после церемонии коронации было получено известие о том, что главный город провинции Вторая Германия, Колония Агриппина, захвачен огромным войском варваров и разрушен (XV, 8, 18—19).

12 См. комментарии к Иерониму, прим. 318.

13 Сократ придерживается версии, что Либерии был сослан после Ариминского собора 359 г. и вскоре освобожден (II, 37). Созомен (IV, 11; 15) и Феодорит (И, 15; 17) относят ссылку Либерия к Медиоланскому собору 355 г., а возвращение из нее — к 356 г. Последняя версия подтверждается и данными Аммиана Марцеллина (XV, 7, 6-10). Однако Созомен (IV, 19) упоминает также и о вторичной ссылке Либерия после Ариминского собора 359 г.

14 На Медиоланском соборе 355 г. Осия отказался осудить Афанасия и требовал свободного собора, без влияния императора. За это он был задержан в Сирмии. В 357 г. в Сирмии в виде трактата была издана т.н. II сирмийская формула (арианская), которую Осия подписал. Только после этого он смог уехать в Кордову.

15 Феликс (II) считается антипапой, поэтому о нем практически ничего не известно. До избрания епископом Рима он был одним из диаконов при Либерии. Феодорит (II, 17) подтверждает информацию Филосторгия о том, что Феликс уехал из Рима и стал жить в другом городе. Будучи папой, Феликс не пользовался популярностью у жителей города (Socr., II, 37; Theodoret., II, 17).

16 Город Германикия лежал на границе Каппадокии, Ки-ликии и Сирии.

17 О сочинении Астерия см. кн. II, прим. 45. Термин oteriav оцоюу характерен для догматических воззрений арианской партии омиев, признававших, что Сын подобен Отцу, но либо не указывавших основные моменты подобия, либо прямо отрицавших подобие по существу. Лидерами этой партии были Акакий, епископ Кесарии Палестинской, и Евдоксий.

18 Термин то ётероошюу является краеугольным для догматической доктрины сторонников Аэция, считавших, что Отец и Сын имеют разные существа, поскольку один нерожденный, а другой рожденный. Феодорит сообщает, что Ев-доксию приписывали изложение веры, написанное Аэцием (II, 27). Основным «проводником» влияния идей аномиев на Евдоксия был ученик Аэция Евномий, который одно время (до воцарения Евдоксия в Антиохии и некоторое время после) бьш одни из самых приближенных к Евдоксию людей (Theodoret., II, 27; Socr., IV, 7; 13). Однако Евдоксий проявил осторожность и не ввел столь одиозную фигуру, как Аэций, в состав клира Антиохии (Socr., IV, 13). Так что вполне возможно, что данная информация о переходе Евдоксия в стан сторонников Аэция является отражением широко распространенных в свое время врагами Евдоксия слухов (о его врагах см. ниже, прим. 20).

19 Мы не имеем сведений о предоставлении Евномию этого сана. Однако, учитывая то, что впоследствии Евдоксий возвел Евномия в сан епископа Кизика, вполне можно допустить, что сначала Евдоксий возвел его в сан диакона.

20 Известно, что Василий Анкирский первым откликнулся на призыв епископа Лаодикеи Георгия противодействовать арианину Евдоксию в Антиохии. В 358 г. Василий собрал собор в Анкире, в результате которого Евдоксий был предан анафеме. Сам Василий возглавил посольство от имени собора к Констанцию с целью убедить последнего сместить и сослать Евдоксия, что им и удалось.

21 Речь идет о Евсевий, которая, по свидетельству Аммиана (XXI, 6, 4), выделялась красотой и нравственными качествами. В то же время Аврелий Виктор в «Извлечениях о жизни и нравах римских императоров» (XLII, 20) сообщает, что Евсевия была известна своим пристрастием к гаданию и этим вредила славе императора. Косвенно это подтверждает и Аммиан, сообщая, что Евсевия хитростью

заставила Елену, сестру Констанция и жену цезаря Юлиана, выпить снадобье, провоцирующее выкидыш (XVI, 10,18). Евсевия была дочерью Флавия Евсевия, консула 347 г. Она стала второй женой Констанция и вышла за него замуж зимой 352/353 г. Став императрицей, Евсевия добилась консульства для обоих своих братьев в 359 г., а в 360 г., уже после ее смерти, была освобождена от налогообложения вся ее фамильная собственность (Cod. Theod., XI, 1, 1). Церковные источники единодушно сообщают об ее арианском исповедании (Socr., II, 2; Soz., Ill, 8).

22 Тем не менее ок. 360 г. Евсевия умерла (Amm. Marc, XXI, 6, 4).

23 Речь идет о событиях, происшедших после Анкирско-го собора, собранного Василием Анкирским в 358 г. против Евдоксия. После собора к Констанцию были направлены депутаты — епископы различных городов Галатии, подчиненные Анкире, а также, возможно, и других епархий Востока, к которым была обращена энциклика Анкирского собора, например епископы Финикии. Кроме того, среди них мог быть епископ Лаодикеи Георгий, который первый обратился с окружным посланием к епископам Востока с предложением осудить Евдоксия.

24 Среди этих женщин могла быть Фаустина, ставшая женой Констанция в 360 г., либо умершая в 359/360 г. Евсевия. Кроме того, это были те женщины, к которым Констанций «благоволил», как сообщает Аврелий Виктор в «Извлечениях о жизни и нравах римских императоров» (XLII, 19).

25 Речь идет о соборе в Анкире 358 г., который созвал Василий в связи с окружным посланием епископа Лаодикеи Георгия против Евдоксия. Материалы этого собора заканчиваются 18 анафемами, среди которых есть анафема против аномиев, сторонников Аэция, и против православных,

СТОРОННИКОВ 6|IOOl)CTLOV.

26 Термин ojioouaiov характерен для догматических воззрений православных, в то время как для догматических воззрений Василия и его сторонников, являвших собой одно из направлений арианской доктрины, характерен термин 6|iOLoi«TLov. Однако уже современники видели, что эта разница между воззрениями православных и сторонников Василия весьма размыта, и зачастую причисляли доктрину василиан к православной. Так, Хиларий Пиктавийский, решительно выступая против любых форм арианства, тем не

менее оценил близость воззрений василиан (именуемых омиусианами) к православию, а их отклонение от никей-ского символа веры объяснял обстоятельствами времени. А Афанасий Великий в своем сочинении «Об Ариминском и Селевкидском соборах» писал, что он смотрит на василиан как на братьев, поскольку они по существу согласны с решениями Никейского собора и постулатами православной церкви.

27 О Македонии см. комментарии к Геннадию, прим. 48.

28 О Евномии см. подробнее комментарии к Геннадию, прим. 35.

29 Патрофил был епископом Скифополиса, города в Самарии (в Центральной Палестине). Он являлся одним из соратников Евсевия Кесарийского и написал вместе с ним толкования Священного Писания. Будучи одним из старейших ариан (он находился среди ариан еще на Никейском соборе 325 г.), Патрофил был в числе влиятельнейших епископов Палестины и, в частности, ему приписывают одну из главных ролей в возведении на пост епископа Иерусалима Кирилла. В 335 г. Патрофил находился среди вождей ариан на Тирском соборе, а в 336 г. он вместе с другими видными арианами был послан в Константинополь к императору Константину. Во время Селевкидского собора 359 г. Патрофил поддерживал Акакия Кесарийского, хотя сам на собор не явился, ссылаясь на глазную болезнь (он прибыл в Селев-кию, но жил в пригороде, не являясь на заседания). Решением собора Патрофил был низложен, однако он не подчинился и, отправившись сразу в свою епархию, занял выжидательную позицию. И по результатам Константинопольского собора 360 г. Патрофил остался на своем посту.

30 Нарцисс был епископом города Неронии в Киликии, переименованного в Иринополис. Он — один из первых сторонников Ария, еще до Никейского собора 325 г. Как и Патрофил, он являлся одним из уважаемых ариан. Так, он находился среди вождей ариан на Тирском соборе 335 г., а также на Антиохийском соборе 341 г., и даже был среди послов от собора к императору Константу. В 343 г. он был низложен как арианин по решению собора в Сердике, но проигнорировал это решение и остался на своем посту.

31 Речь идет о событиях 359 г. Аммиан сообщает (XVIII, 4,1), что в этом году императорский двор находился в Сирмии (в Паннонии).

32 Т.е. к православию.

33 Перед заседанием в Селевкии была составлена так называемая «датированная вера» (датирована 22 мая 359 г.) — новая формула, в которой в том числе сказано: «А так как слово ovaia, по простоте введенное отцами, но неизвестное народу, производит соблазн, потому что оно не встречается в Священном Писании, то благоугодно изъять это слово из употребления и не упоминать впредь об oucria в применении к Богу, так как Священное Писание нигде не упоминает об oiKria Отца и Сына. А Сына мы называем подобным Отцу во всем, как говорит и учит Священное Писание» (пер. В.В. Болотова). Эта формула была подписана всеми епископами Селевкидского собора. Однако епископы Ари-минского собора, получив эту формулу, отказались ее подписать, считая арианской. Император Констанций не разрешал распуститься собору в Аримине до тех пор, пока они не подпишут данную формулу. В конце концов они согласились, убежденные к тому же посланцами Селевкидского собора, что в этой формуле нет ничего арианского.

34 Во главе партии акакиан стояли Акакий Кесарийский, Георгий Александрийский, Урсакий Тирский и Евдоксий Антиохийский. К ним примкнули 32 епископа. Во главе партии василиан стояли Георгия Лаодикийский из Сирии, Софроний Помпеопольский из Пафлагонии и Элевсий Ки-зикский. К ним примкнуло большинство епископов собора.

35 См. выше прим. 26.

36 Василиане 9 главных акакиан низложили (Акакия Ке-сарийского, Георгия Александрийского, Урсакия Тирского, Феодула Керетанского из Фригии, Феодосия Филадельфийского из Лидии, Евагрия из Митилены, Леонтия Три-полисского из Лидии, Патрофила Скифопольского, Евдок-сия Антиохийского) и 9 отлучили (епископов Астерия, Евсевия, Авгаря, Василиска, Фива, Фидилия, Евтихия, Магна, Евстафия).

37 На место низложенного Евдоксия василиане избрали антиохийского пресвитера Аниана. Однако акакиане передали его комиту Леоне, представлявшему императора на соборе, и Лаврикию, командующему войсками в Исаврии, а они отправили Аниана в ссылку.

38 В декабре 359 г. в Константинополе, после всех соборов, состоялись прения между василианами и акакианами перед лицом императора.

I

39 Кроме Василия и Евстафия среди членов делегации Селевкийкого собора известны Сильван Тарский и Элевсий Кизикский. Вообще же делегация василиан состояла из 10 епископов (Theodoret., II, 27).

40 Имеется в виду будущий Василий Великий, епископ Кесарии Каппадокийской.

41 На диспуте (формально это собрание не являлось собором) сторонники Акакия под давлением императора произнесли анафему на аномиев, сторонников доктрины Аэция. Фактически аномийская доктрина впервые была признана ересью. После диспута ариминским делегатам на Запад было направлено послание, в котором они извещались о появлении ереси аномиев.

42 О нем см. комментарии к Иерониму, прим. 319.

43 Василиане изначально поддерживали Кирилла, а Сильван Тарсский, у которого Кирилл жил после низложения, даже разрешил ему служить в церкви. Поэтому Кирилл присутствовал также и на Селевкийском соборе вместе с василианами. Прибывший Акакий потребовал удаления Кирилла, как лишенного архиерейского сана, однако Кирилл этого не сделал.

44 О Кирилле подробнее см. комментарии к Иерониму, прим. 340. Кирилл стал епископом Иерусалима в 351 г. Его рукоположил Акакий Кесарийский. Кафедра Кесарии Палестинской считалась митрополичьей, и Акакий был митрополитом Палестины. Однако Кирилл вскоре после рукоположения, видимо, отказался подчиняться Акакию, и Акакий, воспользовавшись каким-то незначительным предлогом, низложил Кирилла. Кирилл уехал в Таре к Сильвану, где и находился до 359 г. (см. Theodoret., II, 26). Но он не сидел в бездействии: Кирилл направил апелляцию низложившим его и первым в церковной истории потребовал высшего суда по своему делу (т.е. на Вселенском соборе), по аналогии со светским судопроизводством. Это его требование поддержал император Констанций, и в Селевкии Кирилл главным образом ожидал суда (Soct, II, 40).

45 Феодорит (II, 27), подробно описавший события этого диспута, сообщает, что Василий начал с обвинений Евдоксия в отступлении от апостольского учения, однако Констанций, ранее приказавший рассмотреть сначала догматические вопросы, а уже затем преступления конкретных лиц, сильно разгневался на Василия и приказал

ему замолчать. В дальнейшем прения со стороны васили-ан вели главным образом Евстафий Севастийский и Силь-ван Тарсский.

46 Феодорит приводит цитату из сочинения Аэция, которая стала основанием для его изгнания: «Неподобное по проявлению неподобно и по существу; един Бог-Отец, из него же вся — и един Господь Иисус Христос, им же вся (1 Кор. 8, 6): но "из него же" не подобно тому или не то значит, что "им же"; следовательно, Сын неподобен Богу-Отцу». Император Констанций, ознакомивший по наущению Евстафия Сева-стийского с этим изложением, признал его еретическим. И когда вызванный к императору Аэций признался, что это его сочинение, он тут же был отправлен в ссылку во Фригию по приказу императора (см. II, 27).

47 Имеется в виду прежде всего Евдоксий, которому часто приписывали взгляды аномиев. Евдоксий по прямому приказу Констанция был вынужден произнести анафему на сочинение Аэция. Под другими единомышленниками Аэция подразумеваются сторонники Евдоксия и Акакия.

48 Речь идет о т.н. «датированной вере» (см. выше, прим. 33). Депутаты собора в Аримине, прибывшие к Констанцию, подписали эту формулу еще 10 октября 359 г. А вскоре и весь собор, истомленный долгим ожиданием роспуска, примирился со свершившимся фактом, и епископы Запада утвердили подписание этой формулы. Поэтому к началу диспута в Константинополе епископы Запада поддержали эту формулу, а епископы Востока (на Селевкийском соборе) нет. Однако в результате прений депутаты Селевкийского собора подписали эту формулу 1 января 360 г.

КНИГА V

1 Описываемые события относятся к началу 360 г. В Константинополе была отстроена церковь св. Софии. 15 февраля 360 г. планировалось освятить ее. По этому случаю в Константинополе был созван собор, на который прибыли 72 епископа.

2 Василий был обвинен в том, что кого-то несправедливо заключил в тюрьму, за то, что клеветал на каких-то лиц (по всей видимости, духовных, т.е. акакиан), и зато, что «через послания возмущал африканские церкви» (Socr., II, 42), т.е., вероятно, призвал деятелей африканской церкви выступить против сторонников Акакия и Евдоксия.

3 Евстафий был еще ранее низложен своим отцом, епископом Кесарии Каппадокийской Евлалием, за то, что носил неприличные священному сану одежды, и на Константинопольском соборе лишь утвердили это низложение (Socr., II, 43).

4 Кроме Василия были низложены следующие его сторонники-епископы: Элевсий Кизикский, Драконтий Пер-гамский, Неона Селевкийский, Кирилл Иерусалимский, Софроний Помпеопольский из Пафлагонии, Элпидий Са-талийский из Македонии, Евстафий Севастийский, Евсе-вий Самосатский, Сильван Тарсский.

5 О Македонии подробнее см. комментарии к Геннадию, прим. 48. Против Македония, на которого император Констанций уже давно гневался, были выдвинуты следующие обвинения: во-первых, он принял в общение одного диакона, уличенного в прелюбодеянии; во-вторых, он был виновником многих убийств (Socr., II, 42). В последнем обвинении речь идет, видимо, о событиях 343/344 г., когда во время борьбы за пост константинопольского епископа между православным Павлом и Македонием погибло много народу (Socr., II, 12; Soz., II, 17): в частности, были убиты Марти-рий и Маркиан, нотарии Павла, впоследствии канонизированные, и взбунтовавшейся чернью даже был убит magister militum Гермоген, а затем при интронизации Македония в церкви погибли до 3150 человек от меча и давки. В 359 г. эта история почти повторилась: храм, в котором стояла гробница императора Константина, пришел в ветхость и грозил обвалом. Македонии решил перенести гробницу в другой храм. Население Константинополя разделилось на две партии: одни считали, что надо перенести, другие — что нельзя трогать останки. Когда гробницу все-таки перенесли, у церкви, где было новое захоронение Константина, произошло столкновение между сторонниками обеих партий и многие погибли (Socr, II, 38).

6 Прежде всего это намек на Евдоксия, которому часто приписывалось сочувствие взглядам Аэция.

7 Афанасий находился на этом посту как минимум до 363 г., когда его представители присутствовали на соборе в Антиохии.

8 Основные репрессии против сторонников Василия в клире Антиохии Евдоксий провел еще в 357 г., вскоре после своего воцарения там.

9 Мелетий стал епископом Севастии в Армении после низложения Евстафия. Однако он был недоволен «необузданностью своей паствы» (Thedoret., II, 31), вскоре удалился на покой и пребывал в городе Берии в Сирии. В 360 г. он стал епископом Антиохии. Возведен он был по инициативе Акакия, но Мелетий и сам пользовался поддержкой населения Антиохии (Socr, II, 44). Но в 361 г. он уже был низложен по приказу Констанция. В том же году, после смерти Констанция, Мелетий был возвращен из ссылки в Антиохию по декрету Юлиана о возвращении сосланных епископов. После воцарения императора Валента в 364 г. Мелетий вновь был низложен и сослан в Армению. Вернулся из ссылки он лишь в 378 г., после смерти Валента, когда император Гра-циан объявил амнистию всем сосланным епископам. Умер Мелетий в 381 г. в Константинополе во время II Вселенского собора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.