КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Драматический конфликт
Как мы видели, драматическое действие отражает движение действительности в ее противоречиях. Но мы не можем отождествлять это движение с драматическим действием — отражение здесь специфично. Поэтому и появилась в современном театроведении и литературоведении категория, которая вбирает в себя и понятие «драматическое действие», и специфику отражения в этом действии противоречивой действительности. Имя этой категории — драматический конфликт. Конфликт в драматическом произведении, отражая реальные жизненные противоречия, имеет не просто сюжетно-конструктив-ное назначение, но и является идейно-эстетической основой драмы, служит раскрытию ее содержания. Иными словами, драматический конфликт выступает и как средство, и как способ моделирования процесса действительности одновременно, т. е. является более широкой и более объемной категорией, нежели действие. В своем конкретно-художественном осуществлении, развертывании драматический конфликт позволяет наиболее глубоко раскрывать сущность изображаемого явления, создавать законченную и целостную картину жизни. Вот почему большинство современных теоретиков и практиков драматургии и театра с определенностью утверждают, что драматический конфликт является основой драмы. Именно конфликт драмы свидетельствует об умении автора наблюдать жизнь и глубоко ее осмысливать. Конфликт в художественном произведении в конечном счете является отражением идейной борьбы того или иного этапа развития общества. Марксистско-ленинская эстетика, в отличие от эстетики вульгарно-материалистической, не отождествляет принципиально различные понятия жизненные противоречия и драматический конфликт. Ленинская теория отражения констатирует сложный диалектически противоречивый характер самого процесса отражения. Реальные жизненные противоречия не непосредственно, «зеркально» проецируются в сознании художника — они воспринимаются и осмысливаются каждым художником по-своему, в соответствии с его мировоззрением, с целым комплексом индивидуальных психических особенностей, а также с предшествующим опытом искусства. Классовая и идейная позиция автора определяется прежде всего тем, какие жизненные противоречия отражают рисуемые им драматические конфликты и как он их разрешает. Каждой эпохе, каждому периоду в жизни общества свойственны свои противоречия. Комплекс представлений об этих противоречиях определяется уровнем общественного сознания. Некоторые теоретики прошлого называли этот комплекс представлений, этот обобщающий важные стороны действительности взгляд драматической концепцией или драматизмом жизни. Безусловно, в наиболее прямой, непосредственной форме эта концепция, этот драматизм жизни отображаются в драматических произведениях. Само по себе возникновение драматургии как рода искусства — свидетельство того, что человечество достигло определенного уровня исторического развития и соответствующего ему осмысления мира. Иными словами, драма рождается в «гражданском» обществе, с развитым разделением труда и оформившейся социальной структурой. Только при этих условиях и может возникнуть социально-нравственная коллизия, ставящая героя перед необходимостью выбирать из ряда возможностей какую-то одну. Античная драма возникает как художественная модель подлинных, сущностных, глубинных противоречий бытия, связанных с кризисом основанного на рабстве античного полиса. Архаический период, с вековыми обычаями, с патриархальными традициями героического века, заканчивался. «Власть этой первобытной общности,— отмечает Ф. Энгельс,— должна была быть сломлена,— и она была сломлена. Но она была сломлена под такими влияниями, которые прямо представляются нам упадком, грехопадением по сравнению с высоким нравственным уровнем старого родового общества. Самые низменные побуждения —вульгарная жадность, грубая страсть к наслаждениям, грязная скаредность, корыстное стремление к грабежу общего достояния — являются воспреемниками нового, цивилизованного, классового общества». Античная драма придавала противоречиям той конкретной исторической действительности абсолютный смысл. Драматическая концепция действительности, которая постепенно формировалась в античной Греции, ограничена представлением о всеобщем «космосе» («должном порядке»). По мнению древних греков, миром управляет высшая необходимость, равнозначная правде, справедливости. Но в пределах этого «должного порядка» происходит непрерывное изменение и развитие, которое осуществляется через борьбу противоположностей. Социально-исторические предпосылки шекспировской трагедии, так же как и античного театра,— смена формаций, гибель целого уклада жизни. Сословный строй сменяли буржуазные порядки. Личность освобождается от феодальных предрассудков, но ей грозят более утонченные формы закабаления. Драматизм общественных противоречий повторился на новом этапе. Возникновение нового классового общества открывало, как пишет Энгельс, «ту продолжающуюся до сих пор эпоху, когда всякий прогресс в то же время означает и относительный регресс, когда благосостояние и развитие одних осуществляется ценой страданий и подавления других». Современный исследователь пишет об эпохе Шекспира: «Для целой эпохи в развитии искусства трагический эффект сопротивления и гибели старого, взятого в своем идеальном и высоком содержании, составлял генеральный источник конфликта... В мире утверждались буржуазные отношения. И отчуждение человеческого от человека прямо входило в коллизии трагедий Шекспира. Но не к этому историческому подтексту сводится их содержание, не на нем замыкается ток действия». Свободная воля человека Ренессанса приходит в трагическое противоречие с нравственными нормами нового, «упорядоченного» общества — абсолютистского государства. В недрах абсолютистского государства зреет буржуазный порядок. Это противоречие в различных коллизиях явилось основой многих конфликтов ренессансной драмы и трагедий Шекспира. Противоречия исторического развития приобретают особенно острый характер в буржуазном обществе, где отчуждение личности обусловлено многообразными силами, воплощенными в государственном аппарате, отраженными в буржуазных нормах права и морали, в сложнейших сплетениях человеческих взаимоотношений, входящих в противоречие с социальными процессами. В буржуазном обществе, достигшем зрелости, принцип «каждый за себя, один против всех» становится очевидностью. История является как бы равнодействующей разнонаправленных воль. Рассмотрение сущности этой новой общественно-исторической коллизии помогает понять указание Ф. Энгельса по поводу «отчуждения» общественных сил: «Социальная сила, т. е. умно- женная производительная сила, возникающая благодаря обусловленной разделением труда совместной деятельности различных индивидов,— эта социальная сила, вследствие того, что сама совместная деятельность возникает не добровольно, а стихийно, представляется данным индивидам не как их собственная объединенная сила, а как некая чуждая, вне их стоящая власть, о происхождении и тенденциях развития которой они ничего не знают...». Враждебная человеку буржуазная действительность, отраженная в драматургии XIX — начала XX века, словно не принимает вызова героя на поединок. Воевать как будто не с кем — отчужденность социальной силы здесь достигает крайних пределов. И только в советской драматургии мощный прогрессивный ход истории и воля героя — человека из народа — предстали в единстве. Осознание движения истории как результата борьбы классов сделало классовые противоречия жизненной первоосновой драматического конфликта многих произведений советской драматургии, со времен «Мистерии-буфф» и вплоть до наших дней. Однако к этому не сводится все богатство и многообразие жизненных противоречий, рассказываемых советской драматургией. Она отобразила и новые общественные противоречия, порождаемые уже не борьбой классов, но различием уровней общественного сознания, различием понимания весомости и первоочередности той или иной задачи — политической, экономической, морально-этической. Эти задачи и проблемы, связанные с их решением, возникали и неизбежно возникают в процессе социалистического преобразования действительности. Наконец, нельзя забывать ошибок и заблуждений на этом пути. Таким образом, драматургическая концепция действительности в опосредованной форме, в драматическом конфликте (а еще конкретнее — через борьбу индивидов или социальных групп) дает картину социальной борьбы, развертывая в действии движущие силы времени. Исходя из семантики слова, конфликт, некоторые теоретики считают, что конфликт драматический — это прежде всего конкретное столкновение характеров, действующих лиц, мнений и пр. И приходят к выводу о том, что драма может состоять из двух или нескольких конфликтов (социального и психологического), из главных и побочных конфликтов и т. д. Другие отождествляют противоречия самой действительности с конфликтом как эстетической категорией, обнаруживая тем самым непонимание сущности искусства. Работы ведущих современных исследователей и практиков театра опровергают эти ошибочные положения. Лучшие пьесы советских драматургов никогда не были оторваны от самых важных явлений действительности. Неизменно сохраняя классовый подход к явлениям действительности, партий- ную определенность в их оценке, советские драматурги брали и берут в основу своих произведений главенствующие вопросы современности. Строительство коммунистического общества идет поэтапно, один этап обеспечивает другой, высший, и эта преемственность должна быть понята, осознана обществом. Театр, как одно из средств идеологического обеспечения строительства коммунизма, должен глубоко осмысливать происходящие в жизни процессы, чтобы способствовать развитию, движению общества вперед. Таким образом, драматический конфликт — более широкая и объемная категория, нежели действие. Эта категория сосредоточивает в себе все специфические особенности драматургии как самостоятельного рода искусства. Все элементы драмы служат наилучшему развертыванию конфликта, что позволяет наиболее глубоко раскрыть изображаемое явление, создать законченную и целостную картину жизни. Иными словами, драматический конфликт служит более глубокому и наглядному раскрытию противоречий действительности, играет главную роль в донесении идейного смысла произведения. А конкретно-художественная специфика отражения противоречий действительности и есть то, что принято называть природой драматического конфликта. Разный жизненный материал, положенный в основу пьес, порождает и различные по своей природе конфликты.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 10027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |