Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Массовые празднества, фестивали, театрализованные представления 50—60-х годов




 

Вероломное нападение немецко-фашистских захватчиков, Ве­ликая Отечественная война и трудные годы послевоенного восста­новительного периода надолго прервали активное развитие мас­совых празднеств и театрализованных представлений в нашей стране. В годы войны, особенно на фронтах, агитационно-пропа­гандистские функции выполняли главным образом профессио­нальные артисты театров и филармоний. Наибольшее распро­странение имели фронтовые концертные бригады.

Но это, конечно, не значит, что самодеятельность совсем свер­нула свою работу. Самодеятельные артисты выступали с концер­тами даже на временно оккупированной фашистами территории, стремясь поднять дух населения, помочь людям выстоять.

В последние годы войны и сразу же после нее самодеятель­ность снова начинает набирать силы и размах, создаются и от­дельные виды массовых театрализованных представлений. Этот размах достигает наибольших масштабов в середине 50-х годов. Непрерывный рост материального благосостояния советских лю­дей, сокращение- рабочего дня, строительство новых стадионов, Дворцов спорта, открытых сценических площадок — все это яви­лось объективной предпосылкой к возобновлению и расширению массовых представлений и народных празднеств как одной из важнейших форм идейно-политической организации и самоорга­низации масс. Театрализованные празднества и представления выявляют общественную энергию советских трудящихся, дают вы­ход массовой тяге к творчеству, служат распространению коллек­тивного опыта в построении социализма, являясь формой общест­венных встреч, где можно отметить передовиков производства, науки, культуры. Эти празднества и представления являются и массовой школой политического воспитания, они дают возмож­ность выразить коллективное общественное мнение, заклеймить врагов социализма и высказать солидарность с прогрессивными силами зарубежных стран.

В середине 50-х годов появляется новый вид массового празд­нества— театрализованное спортивное представление. Так, в 1957 году, в честь 250-летия Ленинграда, на только что построен­ном стадионе им. С. М. Кирова был организован большой теат­рально-спортивный праздник. Автором сценария и главным ре­жиссером был народный артист СССР Г. А. Товстоногов.

С лета 1958 года на стадионе им. С. М. Кирова ежегодно про­водились большие эстрадные представления, получившие на пер­вых порах название «Встреча с любимыми героями кино, театра, эстрады».

Но самым грандиозным и самым ярким празднеством 50-х го­дов был VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Моск­ве (август 1957 г.). За две недели фестиваля было проведено

семнадцать разнообразных массовых празднеств в разных местах столицы нашей Родины. Ежедневно проводилось от 350 до 400 концертных выступлений, встреч и спортивных состязаний, как во Дворцах культуры и клубах, так и на площадях и стадионах.

Открытие и закрытие фестиваля проходило на стадионе им. В. И. Ленина в Лужниках, праздник труда и сельской моло­дежи— на территории ВДНХ, праздники русского балета и цир­кового искусства — на стадионе «Динамо», праздник песни и танца — в зеленом театре Центрального парка культуры и отдыха им. А. М. Горького, праздник девушек — в Центральном театре Советской Армии, в парке и Доме культуры Советской Армии, водный праздник — на Москве-реке и т. д.

Многонациональный состав участников фестиваля, разнород­ность традиций, большое' количество исполнителей, представляю­щих как самодеятельное, так и профессиональное искусство всех континентов Земли, обусловили многожанровость представлений и празднеств, поиски выразительных и доходчивых форм вопло­щения.

В программу фестиваля были включены массовые гимнастиче­ские выступления в соответствии с традициями, восходящими к далеким временам: элементы спортивных состязаний были состав­ной частью и доисторических народных обрядовых празднеств, и древнегреческих массовых состязаний-представлений, и более поздних празднеств многих народов.

Организаторы фестивальных празднеств знали, что очень мно­гое в лроведении всего мероприятия зависит от первого его дня, прежде всего от торжественного открытия форума. Открытие должно было создать праздничное настроение, атмосферу взаим­ного доброго отношения и дружбы и тем самым определить на­правленность следующих дней. И это, безусловно, удалось сде­лать.

Грандиозный митинг-манифестация молодежи на Манежной площади, в котором приняли участие около полумиллиона чело­век, явился кульминационным моментом Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Это произошло на десятый день фестива­ля, когда отмечалась двенадцатая годовщина трагедии Хиросимы. Митинг стал могучей демонстрацией мирных устремлений моло­дежи планеты, ее решимости предотвратить угрозу атомной вой­ны. Кульминационным моментом митинга-манифестации была ми­нута молчания, которой участники фестиваля по предложению девушки из Хиросимы Хисако Нагаты почтили память ее сооте­чественников, павших от взрыва атомной бомбы.

Заключительным аккордом Международного фестивая и зна­чительным событием в жизни столицы стал Большой московский карнавал. В этот день Москва оделась в карнавальный наряд. Задолго до официального открытия празднества из разных кон­цов города двинулись к Манежной площади колонны ярко деко­рированных автомашин. Под звуки фанфар и бой барабанов, под звон серебряных бубенцов глашатаи-зазывалы напоминали о приближающемся торжестве, разбрасывали листовки с остроумными «Заповедями канавала».

На открытых грузовиках были установлены гигантские фигу­ры из папье-маше: Гулливер и лилипуты, вратарь с мячом, шах­матист, Дон Кихот на своем Россинанте, Конек-Горбунок, Жар-птица, Арлекин, Иванушка и многие другие литературные, ска­зочные, «спортивные» персонажи. По мере продвижения карна­вальных колонн по улицам города в них беспрерывно вливались все новые и новые группы участников карнавала.

На Манежной площади состоялось торжественное открытие Большого московского карнавала.

После выстрела «волшебной» карнавальной пушки на Манеж­ной площади по всей Москве чуть ли не до рассвета гремели ор­кестры. Песни и танцы сменялись массовыми играми, забавами, викторинами. На легких, специально для карнавала сооруженных эстрадах выступали столичные артисты, зарубежные гости, участ­ники художественной самодеятельности. Всем было весело, у всех было замечательное настроение — такое, какому и надлежит быть на карнавальном празднике.

Веселым, жизнерадостным, близким по своему оформлению и духу к карнавалу был водный праздник на Москве-реке. Декори­рованные суда, плавучие эстрады с оркестрами, эстрадными и цирковыми группами, остроумными масками, большая карнаваль­ная процессия, иллюминация, музыка, песни, шутки — все это бы­ло составными элементами празднества на набережных и на реке.

Финалом всего фестивального празднества стали грандиозный фейерверк и исполнение «Прощальной фестивальной песни».

По инициативе советских и общественных организаций в кон­це 50-х — начале 60-х годов к юбилейным датам ряда городов были созданы массовые инсценировки, например инсценировка к 950-летию Ярославля (1960). Наиболее удачными в ней были эпи­зоды «Александр Невский» и «1905 год», исполнявшиеся рабочими «Красного Перекопа» (1-й Ткацкий комбинат)—деть­ми и внуками участников подлинных событий первой русской ре­волюции. Одним из удачнейших в инсценировке был эпизод, по­священный Великой Отечественной войне.

Важно отметить, что почти вся работа, связанная с подобны­ми массовыми инсценировками, выполнялась на общественных на­чалах, при повседневной деловой помощи, которую оказывали постановщикам работники городских партийных, советских и об­щественных организаций.

В 60-х годах получил распространение и такой вид театрали­зованного представления, как Пролог. Он посвящался какому-ли­бо актуальному политическому событию, юбилею и состоял в по­казе историко-революционных эпизодов, прославлении трудовых

достижений, чествовании передовиков труда и т. д. Так, в Проло­ге, поставленном режиссером И. Рахлиным в Севастополе (1961), перед зрителями ожили картины легендарной обороны Севастопо­ля (1854—1855), возникли образы прославленных героев-адмира­лов Корнилова, Нахимова, матроса Кошки, хирурга Пирогова и других славных защитников Севастополя. Затем зрителям были показаны эпизоды героической защиты Севастополя во время Ве­ликой Отечественной войны: взятие Сапун-горы, уничтожение вражеских танков и другие эпизоды'.

В 1962 году праздникам искусств посвящались театрализован­ные Прологи, поставленные в Кишиневе и Краснодаре. Во Вла­димире темой Пролога была борьба за мир.

С начала 60-х годов в Кремлевском Дворце съездов регуляр­но организуются праздничные тематические театрализованные концерты. В 1961 году был организован грандиозный концерт-представление «Слава труду», показанный делегатам V Всемир­ного конгресса профсоюзов (режиссер— А. П. Конников). В 1962 го­ду состоялся торжественный концерт-представление участников художественной самодеятельности профсоюзов СССР для делега­тов Всемирного конгресса «За мир и всеобщее разоружение» (режиссер тот же).

Целый ряд таких тематических театрализованных концертов создают народный артист СССР И. М. Туманов, народный артист РСФСР Г. П. Анисимов и другие режиссеры.

Возобновление и успешное проведение на новом историческом этапе целого ряда ставших традиционными и новых массовых празднеств и театрализованных представлений, несомненно, обо­гащало советских людей новым опытом общения и проведения свободного времени, выполняло агитационно-пропагандистские функции, способствовало формированию коммунистического миро­воззрения, приобщало массы к высоким образцам культуры и ис­кусства.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 4149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.