КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Балаганные и другие представления XIX века
Театрализованные представления XVIII века. Городские массовые гулянья,
Социальная жизнь России конца XVII —начала XVIII века отмечается усилением роли придворной аристократии и дворянства. Именно эти социальные группы создают и организуют своеобразные празднества, шествия и театрализованные действования — потехи. Начало потешному действу было положено при Димитрии Самозванце. Потехи чередовались иногда с «ломанием копий», т. е. с турнирами типа рыцарских. Потехи Самозванца были затем овторены и продолжены Петром I. «Потехой» в дореволюционной России называли и пляску, и гимнастические забавы, и сказывание сказок, и проделки ученых животных. Потехами называли и всевозможные диковинки, при-, возившиеся иностранцами. С детского возраста Петра начинаются воинские потехи, которые, как известно, положили начало регулярному войску, Петровская эпоха характерна, как мы сказали бы сегодня, театрализацией быта. Здесь и общественные собрания — ассамблеи, и куртаги, и гулянья в Летнем саду, и празднества по поводу закладки корабля, и вереница всевозможных торжественных шествий, катаний на лодках. Одно из наиболее распространенных празднеств этого времени— маскарады. Маскарады времен Петра I отличались своими масштабами и антирелигиозным характером. Независимо от времени года они справлялись под открытым небом. Главной частью их были маскарадные процессии: сухопутные (пешие и ездовые) и водные. Основных участников было до тысячи человек и сотни сопровождающих этот «поезд». Участники распределялись по группам (или номерам) в зависимости от задания. Впереди номера шла подгруппа мужская, позади — женская. В каждой из них была своя центральная фигура, окружение или свиту которой и составляла группа. Центральными фигурами были Бахус, Нептун, Сатир и другие греческие и римские божества. Священнические маски были представлены князем, папой, кардиналами, аббатами. Певчие выступали в «халдейских» костюмах. Сам Петр и царица всегда одевались либо в крестьянские, либо в солдатские костюмы. Так, в 1715 году был устроен грандиозный свадебный маскарад, на котором пародийно венчали «князя-папу». Все комические фигуры были снабжены музыкальными инструментами: гудками, балалайками, скрипками, колокольцами, трещотками и пр. Гостей на маскарад приглашали отборные заики. «Молодые» (только по роли, а не по возрасту) были обвенчаны девяностолетним священником. В церковь и обратно процессия шла с шутовской музыкой под колокольный звон всей Москвы. «Патриарх женится, да здравствуют патриарх с партриархшей!» — кричал народ. «Так издевалась над патриархом толпа, еще недавно глубоко его чтившая»,— замечает один из историков. Князя-папу (его роль исполнял князь Бутурлин) венчали в полном папском облачении. Молодым было устроено брачное ложе в большой деревянной пирамиде, изнутри освещенной свечами. Ложе было убрано хмелем, а по сторонам стояли бочки с вином, пивом и водкой. К этому же раздряду явлений можно отнести и маскарадную свадьбу шута Анны Иоанновны Голицына. Был выстроен особый ледяной дом и организован знаменитый «всешутейший, всепьянейший собор», на котором читался специальный указ князя-папы. Затем были устроены пародийные похороны, обряд «шествия на осляти» и многое другое. При Петре I и его преемниках сочинялись все новые шутовские обряды. Сценарий одного из них — обряда избрания и «доставления» в папы — был составлен во всех подробностях и написан самим царем. Чин избрания состоял в комическом свидетельствовании кандидатов «крепким осязанием», «аще совершенное естество имеют». После этого происходила баллотировка с помощью «козловых яиц». Избранного одевали в папскую мантию, и плешивые несли его на головах на папский престол при пении «Многая лета...». Наконец его сажали в ковш и опускали в чан с пивом и вином. «Поставляющий», участвуя в одном из диалогов, говорил: «Пьянство Бахусово да будет с тобою. Како со-держиши закон Бахусов и во оном подвизаешься? Тако да будет кружиться ум твой, и такие круги разными видами предстанут очесам твоим от сего во все дни живота твоего... Тако да будет дрожати руце твои во вся дни жизни твоей...» Такого рода обряды-пародии, маскарады и шествия, безусловно, преследовали и серьезную общественно-политическую цель. В них выражались широко развивавшееся в ту пору вольнодумство и борьба с церковной властью, которую осуществлял Петр I в своей внутренней политике. Но в целом, по сути своей, эти празднества-представления, обряды и потехи никак не отражали коренных интересов народа, который и участвовал-то в них пассивно, лишь как зритель. Драматургия рассмотренных потех основывалась на тех же принципах, что и народные обрядовые игры и театрализованные представления. И пародирование похорон, посвящений в сан, и разыгрывание свадебных эпизодов —все это испокон веков игралось во время календарных празднеств. И тем не менее петровские празднества, устраиваемые «под народные», не были таковыми. Народ России жил другой жизнью, другими интересами и мыслями. Дворянство крепло и все более закрепощало народ, в среде которого нарастал протест. В то время когда еще продолжались начатые Петром дворянские потехи и празднества —при его преемниках, в народной среде создается своя группа представлений, свой народный театр. Игрища, интермедии, кукольный театр продолжают развиваться и в XVIII—XIX веках, но наибольшее распространение в народном искусстве получают героические действия. В них ярко проявлялись симпатии народа к активным выразителям его стихийного протеста против экономического и социального угнетения. К этой группе представлений относятся: «Лодка» (в различных ее вариантах), «Стенька Разин», «Женитьба Пугачева на Устине Кузнецовой», «Кутузов и Наполеон», «Как француз Москву брал». «Лодка» принадлежит к числу наиболее крупных явлений народного репертуара. Фольклористы XIX века отнесли ее к «разбойничьему фольклору». Однако разбойничество и являлось в то время одной из форм неорганизованного, стихийного протеста народа против крепостнического гнета. В этом плане характерна сцена расправы «разбойников» с помещиком: она близка к народному игрищу о воеводе-боярине. Э с а у л. Дома ли хозяин? Кто здесь живет? Помещик. Богатый помещик. Эсаул. Тебя-то нам и надо! Рад ли ты нам, дорогим гостям? Помещик. Рад. Эсаул. А как рад? Помещик. Как чертям! Эсаул (грозно). Как, как? Повтори! Помещик (дрожащим голосом). Как милым друзьям. Эсаул. Ну, то-то же!.. Затем разговор продолжатся с атаманом: Атаман. Деньги есть? Помещик. Нет. Атаман. Врешь, есть! Помещик. Тебе говорю — нет. Атаман. Эй, молодцы, жги, пали Богатого помещика!1 Стремление к созданию представлений героического плана, которые отвечали бы нараставшей революционности масс, проявилось в пополнении репертуара народного театра пьесами героико-патриотического содержания на исторические темы. Так, после окончания войны 1812 года долгое время игралась народная драма «Как француз Москву брал». Позднее она была записана исследователем со слов старого крестьянина, бывшего солдата. Французы изображены в этом представлении резко отрицательно. И «Царь Наполеон», и «Генерал Коленкур» показаны в нем как жестокие и коварные люди. На этом фоне выделяется героизм и патриотизм русского народа. В представлении действовали генерал Потемкин, старик-гробокопатель и его жена и другие персонажи, народной драмы. О подвигах русских людей рассказывали «Царю Наполеону» его приближенные. Хотя исторические события, составляющие содержание драмы «Как француз Москву брал», были очень близки ко времени ее создания, тем не менее стилистически представление полностью примыкает к традиции фольклорных игрищ XVIII века. Оно состоит из сменяющихся диалогов, в большинстве случаев с участием Наполеона. Основной конфликт заключается в том, что Наполеон принуждает генерала Потемкина изменить родине, но Потемкин отказывается и гибнет из-за верности своим убеждениям. Эта ситуация тождественна конфликту многих представлений народного репертуара, в частности «Комедии о царе Максимилиане и его непокорном сыне Адольфе». Сближает действо «Как француз Москву брал» с народными пьесами XVIII века и наличие интермедий с гробокопателями и Доктором. «Царь Наполеон», как и все цари народного репертуара—царь Ирод, Царь Максимилиан, царь Мамай и король Саксонский («Комедия о Индрике и Меленде»), является воплощением различных пороков: злости, гордости, коварства. Но наиболее популярным и любимым представлением народа была «Комедия о царе Максимилиане». В состав «Царя Максимилиана» вошли как игрища («Барин и слуга»), так и интермедии («Голландский лекарь иславный аптекарь» и др.), а также антицерковные пародийные сценки в духе «Службы кабаку» и кощунственных отпеваний. Ко всему этому присоединяется использование шуток, прибауток, метких и соленых словечек, народных песен, «жестоких» романсов и т. п. Вот как описаны «обстановка и принадлежности», необходимые для разыгрывания народной комедии «Царь Максимилиан»: Обыкновенная комната, где какая есть, даже простая крестьянская изба. Посреди ее становят разукрашенный в виде кресел трон царя Максимилиана. Для него же корона, скипетр и держава на золотом блюдце, оклеенные золотой и серебряной бумагой. Железные кандалы для Адольфа. Молот для кузнеца. Табакерка для гробокопателя. А вот начало самого представления: Явление 1-е В центр комнаты выходит Скороход и, запыхавшись от быстрой ходьбы, говорит. Скороход: Здравствуйте, господа сенаторы, Не сам я к вам прибыл сюда, А прислан из царской конторы. Уберите все с этого места вон, А здесь постановится царский трон. Прощайте, господа. Сейчас сам царь будет сюда. Уходит. На круг выходят сенаторы: царская стража и воины. Явление 2-е Входит царь Максимилиан и обращается к публике. Царь Максимилиан: Здравствуйте, господа сенаторы, Я пришел из царской конторы, За кого вы меня считаете: За императора русского Или короля французского? Я не император русский, Не король французский, Я есть грозный царь ваш Максимилиан, Силен и по всем землям славен И многою милостью своею явен. Взглядывает на приготовленный для него трон и обращается ко всем окружающим, указывая на него рукою. Воззрите на сие предивное сооружение, Воззрите на сие великолепное украшение, Для кого сия Грановита палата воздвигнута И для кого сей царский трон На превышнем месте сооружен? Не иначе, что для меня, царя вашего. Сяду я на оное место И буду судить своего непокорного сына Адольфа. Садится на трон, грозно оглядывает всех вокруг и кричит что есть мочи. Верные мои нелицемерные пажи, Представьте скоро перед троном своего монарха!.. В этой динамичной, полной озорства и народного лукавства экспозиции нельзя сегодня не увидеть того, что называется «очуждением», помогающим и драматургу и актеру более определенно и социально остро выражать свое отношение к реальным явлениям, отраженным в театральном действии. Идейная и тематическая направленность народной анонимной драмы в многочисленных ее вариантах, выразительность отдельных ее сцен и элементов позволяют проследить процесс формирования, «вызревания» в недрах самодеятельного народного искусства основных черт самобытной национальной драматургии. С развитием капитализма в России в конце XVIII — начале XIX века изменяются экономические и социальные условия. Большая производительность вольнонаемного труда приводит в конце концов к законодательной отмене крепостного права. Этот момент стал началом роста пролетариата. Передовая, революционно настроенная интеллигенция стала вооружать рабочий класс для борьбы. А «благонамеренная» часть интеллигенции вместе с правительством стала насаждать старый лозунг «самодержавия, православия и народности». Во второй половине XIX века дело «воспитания» рабочей массы, народных «низов», дело внедрения благонамеренности правительство и буржуазия взяли в свои руки через такие организации, как «Общество грамотности», «Попечительство о народной трезвости», и многие другие. Конец XIX века характеризуется быстрым и почти повсеместным умиранием так называемого «низового» (народного) театра и появлением театра псевдонародного. Строя «народные дома» и помещения для любительских театральных коллективов, власти добивались того, чтобы рабочие, посещающие эти дома, меньше думали о политике и больше ценили заботу о них «дирекции». Объединяющей формой обрядовых, церковных и государственных праздников со второй четверти XIX века становятся массовые гулянья и ярмарки. Массовые гулянья были для народа своеобразной отдушиной, реакцией на жестокость и нелепость господствующих порядков. Главными народными элементами этих гуляний были веселье и смех, дававшие людям возможность сообща высмеивать социальное зло. Традиционная основа народных представлений— сатира — была направлена на те условия, в которых повседневно жили и трудились участники гулянья. Массовое гулянье в ярмарочные или праздничные дни представляло собой большое игровое действие, одну из разновидностей театрализованного празднества, и вместе с тем оно являлось средоточием всевозможных цирковых, балаганных и театральных представлений. Массовость и масштабность гуляний обеспечивались особой их организацией и спецификой построения. Обычно они состояли из трех элементов, трех линий: первая линия — па-норамщики (зазывалы), вторая — балаганы (т. е. зрелищные помещения), третья — аттракционы. Живость гуляний усиливалась деятельностью заводил, благодаря всевозможным затеям и играм. Из традиционных развлечений на гуляньях и ярмарках устраивались ледяные горы, качели, кулачные бои. Здесь же находили себе место великаны, карлы, монстры, «бородатые женщины», безрукие, умевшие действовать ногами, эквилибристы и другие мастера, удивлявшие народ своими «фокусами-покусами», цирковыми номерами. Параллельно с основным представлением — будь то механическая смесь номеров разного характера, как в цирке, или целая пьеса в балаганном театре в виде своеобразных интермедий — в XIX веке получили распространение выступления клоунов и балаганных дедов. «Балаганные деды» (продолжатели "мастерства скоморохов)—один из немногих, но зато очень ярких элементов народного театра в балаганных ярмарочных представлениях. Сатирическим в своей основе был также репертуар раешников, обязательных участников народных гуляний. Еще в середине XVIII века райки (или панорамы, косморамы) приобрели на гуляньях под качельными горами широкое распространение. Показ картинок, вставленных в глубине ящика с увеличительными стеклами, сопровождался забавными пояснениями, излагавшимися рифмованной прозой. Среди раешников большой известностью пользовался бывший крепостной одного из орловских помещиков Иван Рябов. Старейший устроитель русских народных гуляний. А. Я. Алексеев-Яковлев записал фрагмент райка Рябова на нижнегородской ярмарке: А вот, извольте видеть, город Рим, Дворец Ватикан — Всем дворцам великан! А живет в нем римский папа, Загрёбистая лапа! А вот город Париж, Как туда поедешь — тотчас угоришь... Наша именитая знать Ездит туда денежки мотать: Туда-то едет с полным золота мешком, А оттуда возвращается без сапог пешком... Большое значение на ярмарочных гуляньях имела праздничная необычность обстановки, яркость, красочность. Приходя на гулянье, человек как бы окунался в другой мир, сказочный, сверкающий обилием красок, в мир, и эстетически отличающийся от обычной обстановки. Однако власти оказывали постоянное давление на традиционные народные празднества. В результате массовые народные гулянья и ярмарочные представления постепенно утрачивают традиционно вольнолюбивый характер, превращаются в типичные мелкобуржуазные городские празднества развлекательного характера. Множество шествий, «потех», маскарадов, «новых обрядов» и празднеств, организуемых духовенством и дворянством, не отражают мыслей и чаяний народа. В этих празднествах и представлениях городское население принимает лишь пассивное участие. В то же время следует подчеркнуть, что народные игрища, интермедии и другие виды представлений продолжают развиваться, несмотря на давление церкви и царской власти, отражая симпатии народа к активным выразителям его стихийного протеста против экономического и социального угнетения, а также патриотические чувства народа. Театрализованные празднества французской буржуазной революции (1789-1794)
В первые же дни французской буржуазной революции поднимается волна массовых празднеств, которые сопровождают все главные этапы развития революционной борьбы буржуазии и народа с остатками феодального строя. Сначала процессии устраиваются в Версале по традиционному церемониалу старого режима. Накануне открытия Учредительного собрания (4 мая 1789 г.) депутаты приглашались герольдами. По традиции они извещали о предстоящем событии на всех площадях и перекрестках, призывая принять участие в общей процессии, присутствовать при торжественной обедне и т. д. Но уже 15 июля 1789 года депутаты третьего сословия открывают первый поистине всенародный праздник, совершая свой торжественный вход в Париж в сопровождении народа-победителя. Сдержанное поведение народа сменяется теперь приветственными, ликующими криками, к которым присоединяются грохот барабанов и звуки музыки. Музыка (уже не церковная, а военная) и барабанная дробь сливаются с грохотом пушечных выстрелов, сопровождающих церемонию торжественной присяги депутатов. Так начинается новая эра празднеств. 27 декабря 1789 года победивший народ Франции празднует «День знамен» вновь сформированной Национальной гвардии. 14 июля 1790 года устраивается «Празднество Федерации», посвященное годовщине взятия Бастилии. На Марсовом поле были сооружены трибуны, триумфальные арки в античном стиле, через Сену перекинули понтонный мост, а посредине поля был воздвигнут «Алтарь Отечества» с широкими лестницами и античными барельефами, имевшими надписи: «Нация», «Отечество», «Закон», «Конституция». Перед «Алтарем Отечества», во время произнесения присяги, войска потрясали оружием, знамена поднимались вверх, звучали трубы и барабаны, гремели пушки. Торжественное пение также сопровождалось планомерной пушечной стрельбой, «музыкой пушечных выстрелов», созданной революцией. Это празднество, по свидетельству историков, особенно содействовало сближению солдат с парижскими революционерами. Каждый полк послал на праздник своих делегатов, которые разнесли потом, как говорили враги революции, «якобинскую заразу» по своим частям. Значение «Празднества Федерации» в том, что Париж впервые созерцал себя в небывалом праздничном обличье, созданном революционным энтузиазмом представителей 83 департаментов, собравшихся на Марсовом поле. За «Празднеством Федерации» следует ряд других дней, отмеченных гражданскими массовыми торжествами, в том числе и траурными. Таковы похороны Мирабо, день жертв Нанси, перенесение праха Вольтера в Пантеон и др. На этих торжествах вырабатывается тип гражданских похорон, а перезахоронение Вольтера превращается в триумфальную церемонию. С 1793 года празднества революции носят ярко выраженный антирелигиозный характер. Так, в Париже отмечается «Праздник Разума», в честь которого собор Парижской богоматери был переименован в Храм Разума. В Храме Разума в присутствии членов Конвента происходила церемония, целью которой являлось, по терминологии того времени, «принесение в жертву свободе всех последних предрассудков фанатизма». В соборе была установлена театральная декорация, изображающая греческий храм, с надписью «Философия», а на маленьком алтаре горел факел «Истины». К алтарю сходились с двух сторон женщины в белых одеждах и преклонялись перед факелом. Свобода в образе женщины в белом одеянии и в красной шапочке также преклонялась перед алтарем, в то время как звучал «Гимн Свободе» композитора Франсуа Госсека и поэта Мари Шенье. «Празднества Разума» происходили и в других городах Франции. Объявление «Отечество в опасности!», необходимость защиты революционной Франции от внешних врагов и гражданская война внутри страны на время отвлекают население от празднеств. Но как только обозначилась победа революционных войск, тотчас же было устроено «Празднество торжества Революции» на Марсовом поле (30 декабря 1793 г.). Знаменитый художник Жак Луи Давид оформил шествие во время этого празднества в виде четырнадцати колесниц, заполненных солдатами и ранеными, двигавшимися в сопровождении девушек, одетых в белые одежды, с пальмами в руках. Колесница— аллегория Победы — замыкала собой шествие, в котором принимали участие все члены Конвента. Но самым ярким и вместе с тем самым организованным торжеством явилось празднество «Высшего Существа» (8 июня 1793 г.). Море цветов покрывало Париж, все дома были завешаны зелеными ветвями, цветами и трехцветными лентами. В пять часов утра барабанщики начали созывать население Парижа на празднество. После барабанщиков зазвонили колокола во всех церквах, а в восемь часов прогремела пушка — сигнал к началу шествия. Вся масса участников празднества располагалась вдоль аллеи сада Тюильри, а место, окружающее бассейн сада, было отведено для 2400 районных делегатов, которые образовали хор, разбившись на отдельные группы — матерей, стариков, юношей, девушек и детей. Посредине бассейна стояла статуя Мудрости, воздвигнутая по рисунку Давида и временно закрытая покрывалом. После речи Робеспьера народ запел гимн Высшему Существу, и тысячи голосов, повинуясь знакам руководителей, стройно слились со звуками оркестра и хора. После сожжения покрывала среди пламени появилась белая статуя Мудрости, и Робеспьер произнес вторую часть своей речи. За этим прологом последовала центральная часть праздника— шествие на Марсово поле и торжественный митинг-клятва. Под звуки барабанов все колонны двинулись из сада Тюильри к Марсову полю. Посреди процессии, состоявшей из сорока восьми колонн, шли члены Конвента, окружая красную колесницу, на которой помещались предметы, необходимые «для питания тела и духа»,— плуг со снопом ржи и типографский станок. На Марсовом поле возвышалось громадное сооружение, на вершину которого взошли члены Конвента. Ниже расположились грандиозный оркестр из духовых инструментов и певческие хоры всех театров Франции. По бокам разместились 2400 человек общегородского хора, который был составлен из районных хоров: справа — мужчины, слева — женщины. Колонны мужчин и колонны женщин развернулись по всему полю, и таким образом все население Парижа образовало собой огромный хор. Этот хор, руководимый с помощью световых и звуковых сигналов М. Госсеком, пропел гимн, в который были включены слова клятвы. Трижды повторялась клятва «Уничтожить тиранов», и трижды сотни тысяч голосов сливались воедино в ликующих звуках гимна, впервые за многие тысячи лет воспевающего Свободу, Равенство и Братство. Такого гражданского подъема последующие празднества французской революции — после падения Робеспьера, в дни термидора и снижения революционной энергии —уже не достигают. Празднества периода французской революции дали возможность развернуться и революционному зодчеству народа, воздвигавшему «Алтари Отечества» и триумфальные арки. Простота и четкая геометрическая правильность характеризуют эти сооружения и общую композицию празднеств. Революционная музыка сопровождает все театрализованные торжества тех лет. О том, какое значение театрализованным народным празднествам придавали вожди революции, свидетельствует, например, следующее высказывание Дантона: «Весь народ должен праздновать славные дела, которые приносят честь нашей Революции... Я прошу Конвент посвятить Марсово поле национальным играм и распорядиться воздвигнуть на нем храм, в котором французы могли бы собираться в большом числе вместе. Такие собрания будут питать священную любовь к свободе и усиливать мощь народной энергии; именно такими установлениями мы победим весь мир». Значение празднеств французской революции заключается в том, что они носили ярко выраженный демократический характер и объединяли народ в его горячем стремлении к новой жизни. Проводившиеся с подлинно революционным размахом, они положили начало праздникам нового типа, где главным действующим лицом был народ, а содержанием — его борьба за счастливую жизнь. Даже такое краткое описание театрализованных гражданских ритуалов и празднеств Великой французской революции свидетельствует, что в постановочном замысле организаторов лучших революционных представлений отразилось понимание сущности театра в широком смысле этого слова — театра, который справедливо принято называть высоким словом народный. Революция в этом театре запечатлена в главных своих чертах конгениально. Талантливо, умело организованные, вылившиеся в стройные выступления и шествия, массовые действия (действования) искусно воссоздавали, моделировали революционную эпоху с ее пафосом борьбы за всеобщую справедливость. В этих празднествах органично соединялись все виды искусств, а над созданием и организацией их вместе с революционным народом с энтузиазмом и вдохновением работали лучшие художники, поэты и композиторы Франции.
Глава II.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 2777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |