Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Письменные источники 3 страница




из этого рода в дальнейшем расселились в Поморье, в Кашубии и на Руси.

Вплоть до 15 века легенда о дунайском (переднеазиатском) происхождении славян господствовала в исторических сочинениях.

 

Многочисленные гипотезы происхождения славян можно подразделить на миграционную и автохтонную теории.

Миграционная

А) «Дунайская» или «балканская» миграционная теория.

Автор «Повести временных лет» («ПВЛ») – Нестор – первый, кто попытался ответить на вопрос откуда и как появились славяне. Он определил территорию славян, включая земли по нижнему течению Дуная и Паннонию. Именно с Дуная начался процесс расселения славян, то есть славяне не были исконными жителями своей земли, речь идет о их миграции. Следовательно, киевский летописец явился родоначальником так называемой миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская» или «балканская». Популярной она была в сочинениях средневековых авторов: чешских и польских хронистов XIII – XIV вв. Это мнение долго разделяли историки XVIII – нач. XX вв. Дунайскую «прародину» славян признавали, в частности, такие историки, как С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и др. По мнению В. О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Исходя из этого, в его работе прослеживается мысль о том, что «история России началась с VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат». Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень озера в VII – VIII вв. Так В. О. Ключевский видит славян сравнительно поздними пришельцами на своей земле.

Летописная версия была популярна в прошлом столетии. Но затем она стала подвергаться критике и просто отвергаться, как отвергалось практически все, что воспринималось как объяснение средневековых авторов.

Но недавно в эту концепцию вдохнул новую жизнь известный лингвист О.Н.Трубачев. Аргументы его почти исключительно лингвистические. Он обращает внимание, в частности, на одно имеющееся в литературе противоречие: славян считают "молодым" народом потому, что их язык поздно отделяется от общеиндоевропейской основы, и его считают наиболее "архаичным" из индоевропейских языков. О.Н.Трубачев разрешает это мнимое противоречие простым допущением, что область формирования индоевропейцев совпадает с прародиной славян. Как прямые наследники давних индоевропейцев на данной территории славяне сохраняют больше архаических индоевропейских черт, и их отрыв от языка-матери не носил такого характера, какой обычно бывает при дальних переселениях, ведущих к изоляции от прародины.

 

Б) «Скифо-сарматская» миграционная теория.

Впервые она зафиксирована Баварской хроникой XIII в., а позднее воспринята многими западноевропейскими авторами XIV – XVIII вв. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксаланы». Постепенно славяне из среднего Причерноморья расселились на запад и юго-запад.

В) «Скифо-балтийская» миграционная теория.

В начале XX в. вариант близкий к «скифо-сарматской» теории предложил академик А. И. Соболевский. По его мнению, названия ре, озер, гор в пределах расположения древних поселений русского народа якобы показывают, что русские получили эти названия от другого народа, который был здесь раннее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась с жившими далее к северу предками славяно-балтийцев и дала начало славянам где-то в берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились.

Г) «Прибалтийская» миграционная теория.

Эта теория разработана крупным историком и языковедом А. А. Шахматовым. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя вендов (от кельтов), продвинулись на нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II – II вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла), по мнению А. А. Шахматова, была вторая прародина славян. Наконец, когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная ветви, двинулась на восток и юг в Причерноморье и образовала здесь племена восточных и южных славян. А значит, следуя этой «прибалтийской» теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства.

Существовали и существуют ряд других теорий миграционного характера происхождения славян и их «прародины». Это и «азиатская», это и «среднеевропейская» (по которой славяне и их предке оказывались пришельцами из германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии), и ряд других теорий.

Очевидно, что согласно миграционной теории, славяне изображались по летописным данным сравнительно поздним пришлым населением на занимаемой ими территории (VI – VIII вв.), т. е. авторы этой теории не считали их постоянными обитателями тех земель, где славяне были известны с древности.

 

Автохтонная

Автохтонные гипотезы преобладают с ХХ столетия благодаря археологии.

Автохтон (от греч. autochthon – местный) - биологический вид, обитающий на месте, в котором произошел.

Автохтонная теория признавалась в советской историографии. Подобный взгляд был у польских и чешских исследователей в 30-70–х годах ХХ в

Они считали, что славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но так же значительная часть современной Украины и Белоруссии. По этой точке зрения, восточные славяне явились автохтонными жителями на своей земле. Подобные взгляды были высказаны некоторыми Болгарскими и Польскими учеными. Польские ученые в 30-50е г.г. ХХ в. придерживались висло- одерской гипотезы.

 

Одним из крупных историков - основоположников славяноведения был чешский ученый П.И. Шафарик (1795-1861 гг.), работы которого существенно повлияли на дальнейшее развитие знаний по этногенезу и древнейшей истории славян. П.И. Шафарик считал, что прародину славян следует искать в Европе, по соседству с родственными им племенами кельтов, германцев, балтов и фракийцев. По его мнению, славяне уже в глубокой древности занимали обширные пространства Средней и Восточной Европы. В IV в. до н.э. славянское население под натиском кельтов переселилось за Карпаты, тем не менеее ареал их оставался весьма обширным: or Одера до Днепра и от Карпат до побережья Балтики. Шафарик проводил границу славянской прародины на западе от устья Вислы к Неману, на севере - от Новгорода до истоков Волги и Днепра, на востоке - до Дона. Далее она, по его мнению, шла через нижний Днепр и Днестр вдоль Карпат до Вислы и по водоразделу Одера и Вислы к Балтийскому морю.

Самым значительным вкладом в изучение этногенеза, истории и культуры древних славян в начале XX в. стал труд чешского ученого Л. Нидерле "Славянские древности". По его мнению, место славянской прародины может быть определено только предположительно. Теорию дунайской прародины происхождения славян Л. Нидерле считал несостоятельной. Он высказал предположение о славянской принадлежности таких племен, упоминаемых Геродотом, как невры, будимы, скифы - пахари. На основании сообщений историков римского времени и данных языкознания, в частности топонимики, Л. Нидерле очень осторожно очерчивает область славянскою расселения в начале I тыс. н.э. Она, по его мнению, находилась к северу и северо-востоку от Карпат, на востоке достигала Днепра, а на западе –Вислы и верховьев реки Варты. При этом он отмечал, что западные границы славянского ареала возможно придется передвинуть к реке Эльбе, если будет доказана славянская принадлежность могильников - полей погребений лужицко-силезского типа.

Эта версия получила название висло - днепровской гипотезы славянской прародины.

Польский археолог Стефан Носек, сторонник висло – одерской гипотезы варианта, предложил обратиться к археологическим материалам того времени, когда славянский народ отсоединился от основной группы индоевропейских племен. Внимание археологов привлекла "тшинецкая культура" 15-12 веков до н.э., которая быля хорошо известна на территории Польши между Виспой и Одером (Стефан Носек, "Триумф автохнотистов").

Однако другой польский археолог Александр Гардавний, а также ряд украинских археологов установили, что "тшинецкая культура" распространяется и на пространство восточнее Вислы, вплоть до Днепра, переходя частично и на левый его берег.

Таким образом, на основе объективных археологических материалов к сер. ХХ в. спор был решен в пользу объединения обоих гипотез, что было завершено работами Б.А. Рыбакова. Его концепция основана на единстве территорий обитания славянского этноса на протяжении двух тысячелетий: or Одера на западе до левобережья Днепра на востоке. Историю славян Б.А.Рыбаков начинает с эпохи бронзы - с XV в. до н.э. - и выделяет пять ее этапов.

Первый этап он связывает с тшинецко- комаровской культурой (XV- XIII вв. до н.э.). Область ее распространения, по Б.А. Рыбакову, была "первичным местом объединения и формирования впервые отпочковавшихся праславян... эта область может быть обозначена несколько туманным словом прародина" (Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.. 1981. С. 221). Тшинецко-комаровская культура простиралась от Одера до левобережья Днепра.

Второй этап - лужицко-скифский - охватывает XII-III вв. до н.э. Славяне в это время представлены несколькими культурами: лужицкой, белогрудовской, чернолесской и скифскими лесостепными. Племена лесостепных скифских культур, занимавшиеся земледелием, были славянами, объединенными с союз под именем сколотов.

Падение лужицкой и скифских культур привело к восстановлению славянского единства - наступил третий этап истории праславян, продолжавшийся со II в. до н.э. по II в. н.э., и представленный двумя близкими между собой культурами: пшеворской и зрубинецкой. Их территории простирались от Одера до левобережья Днепра.

Четвертый этап датируется II-IV вв. н.э. и называется пшеворско-черняховским. Этот этап характеризуется усилением влияния Римской империи на славянские племена. Б.А.Рыбаков отмечает, что уже со 2 века н.э. обнаруживается "резкий подъем всей хозяйственной и социальной жизни той части славянского мира, которая в свое время создала приднепровские сколотские царства, а в будущем станет ядром Киевской Руси - Среднего Поднепровья". Рост количества кладов римских монет и серебра, относящихся к эпохе императора Трояна (98-11) и найденных на землях восточных славян, убедительно слидетельствует о быстром развитии у них торговли. О славянском экспорте хлеба во 2-4 веках говорит заимствование славянами римской хлебной меры - квадрантала, ставшего потом у них четвериком (26,26 л) и дошедшего в нашей метрологии до 1924 г. В 4-ом веке образовался первый племенной союз восточных славян, который возглавили волыняне (они же - "дулебы" и "бужане". Для жизни славян весьма характерна постройка общей оборонительной линии, известной под именем "Змиевых валов" и охватывающей все Среднее Приднепровье. О существовании этих валов во 2-4 веках говорят, в частности, два факта: отсутствие в то время самостоятельных оборнительных укреплений у всех сел и находка клада римских монет в насыпи одного из валов. Сооружение большей общей оборонительной линии может свидетельствовать о появлении государственного начала. "Змиевыми валами" назвали эти оборонительные сооружения позже, по легенде, согласно которой "Добрыня Никитич на Змее землю пахал".

Славяне возделывали пшеницу, ячмень, рожь, просо, горох, гречиху. До нас дошли свидетельства об использовании нашими предками ям-хранилищ, вмещавших до 5 тонн зерна. Если экспорт зерна в Римскую империю стимулировал развитие земледелия, то местный рынок способствовал появлению нового способа размола зерна - на мукомольнях с жерновами. Стали строиться специальные хлебные печи. Славяне разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей, занимались охотой и рыболовством. В повседневном быту славяне широко использовали так называемый ритуальный календарь, связанный с аграрной магией. В нем отмечались дни весенне-летнего сельскохозяйственного сезона от прорастания семян до жатвы и особо выделялись дни языческих молений о дожде в четырех разных сроках. Указанные четыре срока дождей считались оптимальными для Киевщины и в агрономических руководствах конца 19 века, что свидетельствует о наличии у славян 4 века достоверных агротехнических наблюдений.

Славяне-язычники обожествляли силы природы и умерших предков. Родоначальником всех богов считался Род. Наряду с ним почитались Рожаницы. Даждьбог олицетворял солнце, богом огня был Сварог, ветра и бури - Стрибог. Покровителем скота и богатства ("скотница" по древне-русски - "казна"; а слово "скот" - также несло значение "деньги") - считался Велес. Богом грозы и войны (дружинным богом) был Перун. Славяне воздвигали деревянные и каменные изваяния своих богов на открытых местах посреди "капищ". Каждый род чтил "щура", мистического предка, основателя рода (отсюда и "пращур" и "чур меня", древнейшая из известных молитв-заклинаний.). Среди сил природы солнце и огонь занимали главное место. Священными почитались также и рощи, озера и реки, населенные лешими, водяными и русалками.

Пятый этап - пражско-корчакский, он датируется VI-VII вв.. когда поcле падения Римской империи славянское единство было восстановлено. Поляне выступили инициаторами создания второго союза восточнославянских племен на среднем Днепре. Легенда, записанная в "Повести временных лет", рассказывает о полянском князе Кие, основателе Киева (приблизительно 5-ый век н.э.). Поляне первые среди восточных славян стали использовать название "Росы» или «Русы» от реки Рось, притока Днепра. Известия о руссах (россах) встречаются в письменных источниках древних народов с 6-го века. Совпадение ареалов всех перечисленных культур, в том числе и достоверно славянской - пражско-корчакской, - является, по мнению Б.А. Рыбакова, доказательством славянской принадлежности всех этих культур.

Лингвист Ф.П. Филин определяет область расселения славян в начале н.э. между Западным Бугом и Средним Днепром. Он предлагает периодизацию развития языка праславян. Первый этап (до конца I тыс. до н.э.) - начальная стадия формирования основы славянской языковой системы. На втором этане (от конца I тыс. н.э. до I1I-1V вв. н.э.) - в праславянском языке происходят серьезные изменения в флнетике, эволюционирует его грамматический строй, развивается диалектная дифференциация. Третий этап (V-VII вв. н.э.) совпадает с началом широкого расселения славян, что в конечном итоге привело к делению единого языка на отдельные славянские языки. Эта периодизация во многом соответствует основным этапам исторического развития ранних славян, восстанавливаемого на основе... данных археологии (Филин Ф.П. Образование языка восточных славян. М.-Л.. 1962.).

В последние десятилетия крупномасштабные экспедиционные исследования украинских археологов значительно расширили источниковую базу. Они начинают историю славян с позднелатенского периода. По мнению В.Д. Барана, сложение ран несредневековых славянских культур было результатом интеграции нескольких культур римского времени: пражско- корчакская культура сложилась на основе черняховской культуры Верхнего Поднестровья и Западного Побужья при участии элементов пшеворской и киевской культур: пеньковская культура сложилась в условиях слияния элементов киевской и черняховской культур с кочевническими культурами; колочинская культура возникла при взаимодействии позднезарубинецких и киевских элементов с балтскими. Ведущая роль в становлении славянства, по мнению В.Д. Барана, принадлежала киевской культуре (Баран В.Д. К вопросу об истоках славянской культуры раннего средневековья//Ас1а archeologica Carpathica. Т. 21. Krakow, 1981. С. 67-88.). Концепция славянского этногенеза изложена В.Д. Бараном, Р.В. Терпиловским и Д.Н. Козаком (Баран В.Д., Терпиловский Р.В., Козак Д.Н. Похождения слов'ян. Кшв, 1991.). Изложение ранней истории славян авторы концепции начинают с первых веков н.э., когда сведения о славянах, называемых тогда венедами, появляются в трудах античных авторов. Венеды обитали к востоку от Вислы и им принадлежали зарубинецкая и пшеворская культуры Волынского региона. В дальнейшем со славянами связаны зарубинецкая и позднезарубинецкая культуры, а через них - киевская и частично черняховская, на основе которых формировались раннесредневековые славянские культуры.

В последние десятилетия опубликован ряд работ В.В. Седова, посвященных проблемам этногенеза и ранней истории славян (Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979. Седов В.В. Славяне в древности. М.. 1994.). Древнейшей славянской культурой В.В.Седов считает культуру подклешевых погребений (400- 100 гг. до н.э.), поскольку именно начиная с этой культуры прослеживаются элементы преемственности в эволюционном развитии древностей вплоть до достоверно славянской эпохи раннею средневековья (Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994. С. 144.). Культура подклешевых погребений соответствует первому этапу истории праславянского языка по периодизации Ф.П. Филина (Филин Ф.Г1. Образование языка восточных славян. M.JL, 1962. С. 101-103.). В конце II в. до н.э. под сильным кельтским влиянием культура подклешевых погребений трасформируется в новую, получившую название пшеворской. В составе пшеворской культуры выделяются два региона: западный - Одерский, заселенный, главным образом, восточногерманским населением, и восточный Висленский, где преобладающим этносом были славяне. Хронологически пшеворская культура соответствует, согласно периодизации Ф.П. Филина, среднему этапу развития праславянского языка (Филин Ф.П. Образование языка восточных славян. М.;Л., 1962. С. 103-110.).

Зарубинецкую культуру, сформировавшуюся при участии пришлых подклешево-поморских племен и местных милоградских и позднескифских, он считает особой в языковом отношении группой, занимавшей промежуточное положение между праславянским и западнобалтским языками. С пшеворской культурой связана своим происхождением славянская пражско-корчакская культура. По мнению В.В. Седова, славяне составляли один из компонентов полиэтничной черняховской культуры и занимали территорию Подольско – Днепровского региона данной культуры.

В последние годы распространилась точка прения, возрождающая представление о сложении славян на востоке, в Поднепровье. Д. А. Мачинский, рас­сматривая письменные источники о венетах, пришел к убеждению, что со II в. до и. э. до середины IV в. н. э. они обитали на территории, охватывающей средний Неман, среднее и верхнее течение Буга, дохо­дящей на востоке до верховьев Пcла и Оки и ограни­ченной на севере средним течением Западной Двины и истоками Днепра. На этой территории жили праславяне, балты и «балтопраславяне», при этом славянам принадлежала культура штрихованной керамики (VI в. до н. э. — IV в. н. э.), имевшая «об­щий облик» с культурой пражского типа. В середине I в. н. э. славяне двинулись к югу и западу, вытеснив зарубинецкое население, (по мнению автора, дославянское, возможно, бастарнское?). На занятой вене тами земле неизвестны памятники конца I — II в., они вероятно, археологически трудноуловимы, во всяком случае сейчас это зона «археологической пустоты» В дальнейшем на основе памятников киевского типа и при сильном влиянии Черняховской культуры фор мируется Пеньковская культура, хорошо увязываемая с антами - юго-восточной группой славянства.

Близкой концепции придерживается польский ис­следователь К. Годловский. По его мнению, нет до­казательств соответствия археологических культур этническим группам, и при поисках истоков славян в первой половине I тысячелетия н. э. важны Ht типологические сопоставления археологических признаков, а общая модель культур и уровень со­циально-экономического развития населения.

Куль­туры славян VI —VII вв.— пражская, Пеньковская, типа Колочин — Тушемля—Акатово— Банцеровщина — характеризуются простотой и бедностью инвен­таря, неразвитостью социально-экономической струк туры, и это резко отличает их от культур римского времени — пшеворской, вельбарской и Черняховской, входивших в общую среднеевропейскую культурную провинцию. Вместе с тем модель раннесредневековой славянской культуры близка уровню социаль­но-экономического развития племен лесной зоны Верхнего Поднепровья, где были распространены позднезарубинецкая и киевская культуры и где сле­дует искать предков исторических славян. Отсюда, по мнению К. Годловского, началось расселение сла­вян, а их культуры — пражская и пеньковская — кристаллизовались не раньше V в. н. э. на новой территории между Карпатами и Днепром и впита­ли в себя элементы местных культур римского времени.

 

У самих славян в памяти жило представление о дунайской прародине. При этом в польских и чешских хрониках называли "матерью всех славянских народов" Паннонию - область Среднего Подунавья, а русская летопись, как было сказано, помещала прародину славян несколько выше по Дунаю, в Норике. Историческое предание - факт, с которым надо считаться; противоречия - тоже факты, которыми нельзя пренебречь. Любая концепция должна учесть и то и другое.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.