Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Основные идеологии современности 2 страница




Анархизм делает последний шаг по пути к освобождению личности: он добивается уничтожения власти во всех ее видах, уничтожения государства, хотя бы в виде демократии. Его идеал не жандарм, охраняющий рабочего, а полное уничтожение самого института жандармерии, уничтожение всех организаций насилия, превращение буржуазного государства не в социальную республику, а в рабочее общество, в свободный союз свободных рабочих ассоциаций.

Важную часть политических идеологий современности составляют идеологии, развивающиеся в русле радикальных традиций. Радикальные идеологии находят необходимые изменения политического и общественного строя коренным образом. Различают правый и левый радикализм. Праворадикальная идеология проявила себя в различных формах и главным образом в виде фашистского движения.

В настоящее время сложилось двойственное восприятие фашизма. Одни понимают под ним конкретную форму политической идеологии, сформировавшуюся в Германии, Италии, Испании в 20-е годы XX в. и сложившие средством выхода этих стран из послевоенного кризиса. Другие считают, что фашизм – это идеология, не имеющая определенного содержания и возникающая там, где политические силы ставят цель подавления демократии, захвата и использования власти.

Политическая основа фашизма везде выражала интересы кругов общества, оказывавших финансовую и политическую поддержку и стремившихся подавить демократию.

Исторической родиной фашизма считается Италия и Германия, а родоначальником фашизма является лидер итальянских социалистов Бенито Муссолини.

В центре фашистской идеологии находятся идеи военной экспансии воинствующего антикоммунизма, расизма, шовинизма, а также применение крайних форм насилия против рабочего класса и всех трудящихся, широкое распространение государственно-монополистических методов регулирования политики и экономики, демагогия с целью создания массовой базы для фашистских партий и организаций.

Классической формой фашизма являлся национал-социализм А.Гитлера. Немецкая версия фашизма отличалась особым реакционным иррационализмом, высоким уровнем тоталитарной организации власти и крайним расизмом. В концепции германского фашизма основным являлось сохранение чистоты крови и расы. Теоретики германского национал-социализма выстроили свою идеологию, отдав приоритетное место в ней некоему выдуманному народу – «арии». Следовательно, к настоящим «ариям» были отнесены немцы, англичане и ряд североевропейских народов. Государству отводилась второстепенная роль, первостепенным же стояло сохранение чистоты расы.

Фашизм сыграл решающую роль в развязывании Второй мировой войны, но потерпел военное и моральное поражение. Однако вскоре он возродился в форме неофашизма. Неофашистские силы применяют т.н. «стратегию напряженности», организуя террористические и другие акции, чтобы создать у политически неустойчивой части населения мнение о неспособности действующего правительства обеспечить общественный порядок, таким образом, толкая группы избирателей в «объятия» неофашистов. Действия «неофашистских» групп и движений ставили под угрозу демократические институты в различных странах, служили и служат возбудителем политических кризисов и напряженности.

Таким образом, наиболее предпочтительной идейной основой фашизма (правого радикализма) явились доктрины, содержащие признание превосходства тех или иных расовых, социальных, классовых, этнических групп общества. Поэтому от фашистского перерождения не застрахованы ни национальные, ни коммунистическая, ни социалистическая идеология, основанные на принципе социального переустройства общества, сохраняя привилегированное положение для какой-либо социальной группы, слоя и предлагающие радикальные методы и средства для обеспечения этим группам соответствующего социального статуса.

Вместе с вышеуказанными идеологиями в мире большую роль играют национальные идеологии, особенно в странах, где идет процесс становления национальных общностей. Национализм трактует «нацию» как высшую внеисторическую и надклассовую форму общественного единства. Для национализма характерны идеи национального единства и исключительности, получающие развитие в зависимости от исторической обстановки и межнационального общения.

В целом, идеологии этого типа выражают политические требования граждан, чьи интересы в повышении своего социального статуса связаны с национальной принадлежностью. В соответствии с внешними условиями и уровнем национального самосознания населения политические силы могут выдвигать требования защиты культурной самобытности, увеличения геополитического пространства или защиты собственных территорий суверенитета от внешних посягательств.

В постсоветских республиках в настоящее время национализм часто трактуется как принцип, требующий, чтобы совпадали политические и этнические единицы, а также, чтобы управляющие и управляемые силы внутри этих политических единиц принадлежали к одному этносу. При таком подходе национализм может выступать как поле творческого раскрытия нации, средство ее очищения и саморазвития. В этом качестве национализм выступает не только на постсоветских территориях, но и в Беларуси.

Национальная идеология – политическая идеология, которая ориентируется на общественно-политическую и духовную значимость этноса, народа, нации и реализацию их интересов в социально-политической жизни. Вырастая из этнического, национальное мышление сохраняет его структуру: представления народа об истории, о национальной территории – Родине; чувство национальной принадлежности к нации, этносу, чувство национальной гордости; национальные идеи, лозунги, программы и т.д.

Сила и притягательность национальной идеологии состоит в том, что она:

– обращается к глубинным, природным началам человека, его стремлению разделить мир на «своих» и «чужих»;

– имеет выраженный комплексный чувственно-рациональный характер, выступает и духовным, и культурным, и эмоциональным феноменом;

– тесно связана с религиозными чувствами и идеологией.

Национальное сознание возникает в недрах этнического, когда в обществе преодолеваются сословные, кастовые, племенные барьеры. В Европе это время приходится на XVII – XVIII в. Национальная идеология начинает формироваться с переходом от Божьей милости к воле народа, от династического к народному суверенитету. Причем идея народного суверенитета лежит в основе двух истолкований понятия «нации»» «вертикального» и «горизонтального». В первом случае третье сословие предстает в качестве «отдельной нации», противостоящей господствующему меньшинству (первому и второму сословиям). Отсюда идет гражданская составляющая национального самосознания. Во втором случае народные массы как бы провозглашают: мы – отдельная, особая нация, народ среди других народов и государств. Здесь – корни государственного определения национальности.

Национальные идеологии, опираясь на свою значительную мобилизующую силу, играют большую роль в современной общественно-политической жизни многих стран, причем эта роль достаточно часто бывает и отрицательной, питающей агрессивный национализм и сепаратизм.

Привлекательность национально-патриотических идей в последнее время заметно усилилась. На них устойчиво ориентируется значительная часть населения. Вместе с тем патриотические ценности не стали и вряд ли будут исключительной монополией национал-патриотической идеологии. Они нашли отражение в идейно-политических платформах коммунистов, либералов, других объединений и движений.

На рубеже XX – XXI вв. активно и крупномасштабно начала развиваться и интенсивно функционировать еще одна идеологическая доктрина всемирного масштаба – идеология глобализма. Объективные предпосылки и реальные возможности возникновения такого идеологического феномена созданы всемирным процессом глобализации, охватившим экономическую, политическую, социальную, психологическую, социокультурную и иные сферы современного, преимущественно постиндустриального общества (либо общества, быстро продвигающегося по пути к постиндустриальной, информационной цивилизации). Глобализация представляет собой постепенное преобразование разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, стандарты поведения и моды, видоизменяя миропредставление, деятельность социальных институтов, общностей и индивидов, механизмы их взаимодействия.

Мощными двигателями и ускорителями развертывания глобализации стали: а) создание и стремительное усиление экономической и политической мощи транснациональных корпораций (ТНК), осуществляющих более 1/5 общемирового промышленного и сельскохозяйственного производства; б) быстрое развитие и баснословное обогащение международных банков, страховых и других финансовых организаций; в) формирование и активная деятельность глобальных торговых сетей, проникающих сквозь всякие межгосударственные, таможенные и иные границы; г) компьютерная революция, вызвавшая возникновение новейших коммуникационных технологий и мощных информационных потоков, охватывающих все регионы мира и видоизменяющих образ жизни людей.

В таких условиях сильнейшим ускорителем общемировых трансформаций становится глобальная переориентация культуры, а процессе которой становятся все более распространенными понятия «мировая культура», «глобальная культура», «трансформационные культурные потоки», за которыми нередко скрываются претензии на создание новоявленной культуры «транснационального структурного капитализма», ориентированной на формирование американоподобной среды в мировом масштабе для бизнеса и продуктов массовой культуры, тиражируемой миллионами и миллиардами копий при помощи кинематографа, телевидения, видеопроката, Интернета.

Большинство западных социологов и политологов трактуют процесс глобализации однозначно позитивно и оптимистически, полагая, что этот процесс приведет к консолидации мира и преодолению конфликтов, подъему уровня жизни народов, социальной стабильности, всеобщему равноправию. Однако социальная реальность оказывается гораздо более сложной, чем теоретические построения, более противоречивой и непредсказуемой. Нельзя не замечать, что интенсификация транснациональных отношений, неизбежно снижающая статус национальных государств, их социально-политическую значимость, оборачивается противоположной тенденций – усилением националистических ориентаций, подчеркнутым регионализмом многих слаборазвитых стран и возмущенных своим бедственным положением народов.

Столь подавляющее превосходство мирового гегемона позволяет США навязывать многим регионам планеты свою систему ценностей, брать на себя претензии защищать демократию «без границ», выраженные в доктринах «ограниченного суверенитета и регионального права». Причем эти обязательства США берут на себя от имени евроатлантической военно-политической организации НАТО, расширение которой на Восток (вместе со стремлением действовать в любой точке мира) следует рассматривать как целенаправленную стратегию навязывания политических и культурных ценностей одного государства всему миру.

Глобализация информационных процессов создает новые угрозы сохранению, воспроизводству и развитию культуры многих народов, особенно в слаборазвитых странах.

Становящийся все более масштабным новый «культурный интервенционизм», основанный на информационных новинках и стремящийся к насаждению во всех регионах мира американизированных вариантов культуры и потребительской системы ценностей, наталкивается на возрастающее неприятие, а нередко и сопротивление национальных и региональных культурных элит и не только в развивающихся странах Азии и Африки, но и в такой высококультурной и преуспевающей стране, как Франция. Именно Франция, бережно сохраняющая и преумножающая традиции своей национальной культуры, стала первой в мире страной, специальным законом квотирующей количество транслируемых американских фильмов, радио- и телепрограмм. А это означает, что усиливающаяся глобализация, вопреки ее самым активным приверженцам и собирателям ее плодов, не ведет к исчезновению национальных интересов ни в экономике, ни в политике, ни тем более в культуре. Глобально взаимосвязанный мир отнюдь не является безнациональным, а широко распространяемые в нем стандарты вестернизированной, преимущественно американизированной, культуры не в состоянии стать эталоном единой, скроенной по одному образцу «мировой культуры».

Разумеется, следует иметь в виду, что распространяемые через средства массовой информации, включая Интернет, программы американизированных радио- и телепередач, видеороликов т.п. всеми возможными способами декларируют свою идеологическую нейтральность, отрекаясь как от правых (за излишний консерватизм), так и от левых (за чрезмерный либерализм или даже социал-демократизм). И все-таки во всех случаях их «центристская», «объективная» позиция оказывается скроенной по модифицированным и умело лакированным образцом пресловутой «американской мечты».

Итак, круг замыкается: объективно необходимые продукты глобализации современного мирового сообщества порождают стремление сконструировать глобальную идеологию, преимущественно проамериканской направленности, а видимые или умело законспирированные в кино-, теле-, радио-, Интернет-продукции идеологические клише подталкивают потребляющих эти товары людей в разных странах к ощущению того, что мы становимся единым миром.

В многогранной и многообразной по средствам воздействиям на людей системе идеологии глобализма особенно важное значение в начале XXI в. придается Интернету. Его специфическая особенность, отличающая эту «мировую паутину» от других интерактивных кибернетических средств, заключается в том, что пользователь сайтов психологически уверен в свободе своего информационного выбора в гораздо большей степени, чем телезритель, радиослушатель или читатель газеты. К тому же Интернет включает в орбиту воздействия на пользователя сети более широкий спектр информационной стимуляции сознания индивида, его чувств, эмоций, воображения и других психологических компонентов личности, чем печать, радио или телевидение. В его распоряжении не только звук, текстовый материал, набор быстро меняющихся видовых картинок, но и многообразие красок, геометрических фигур, разнообразнейших схем, причем меняющих свои конфигурации прямо на глазах потребителя этой информации, что создает у последнего чувство сопричастности избирательной, активной, сопровождаемой обратной связью реципиента с источником информации.

Таким образом, Интернет как кибернетическая информационная система может выступать (как показатели события последних лет в Ираке, Грузии и ряде других регионов мира) в качестве мощного информационного психологического оружия, используемого в определенных идеологических целях. В качестве объекта для использования такого оружия выступают национальное самосознание, социально-политические настроения, ценностные и мировоззренческие установки различных социальных групп и общностей. А основной целью его применения становятся достижение успеха в идеологическом противоборстве, дезинформация, расшатывание политической и оборонной устойчивости соперничающего государства.

 


Тема 4. Государственные институты и функционирование идеологии белорусского государства.

4.1 Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства

4.2 Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь как субъект осуществления идеологической политики государства

4.3 Формы и методы осуществления идеологической политики Правительством – советом Министров Республики Беларусь

4.1 Президент республики Беларусь является Главой государства, поэтому от его решений могут зависеть многие, в том числе и идеологические элементы белорусской политики. Статус и полномочия Президента позволяют ему реально и эффективно влиять на формирование государственной идеологии и проведение в жизнь идеологических проектов. Основные принципы, на которых базируется белорусская государственная идеология заложены в Конституции, однако реализацию этих принципов должны проводить государственные институты. Институт президентства в данном случае является одним из важнейших, так как собственно Президент выполняет, кроме всего прочего, функцию гаранта Конституции.

Собственно термин «президент» происходит от латинского слова «praesidens», т.е. «сидящий впереди». В Древней Греции Риме этим термином называли председательствующих на различных собраниях. В отношении главы государства термин «президент» начал употребляться только с конца XVIII века, когда в США был впервые учрежден президентский пост.

Институт белорусского президентства появился позже, чем аналогичные должности в соседних странах – бывших союзных республиках. Белорусский президентский институт напоминает российскую и французскую модели. Это не случайно, потому что при рассмотрении того, какими функциями должен обладать белорусский президент и какова должна быть его роль в общественных процессах, не исключая их идеологической составляющей, учитывался опыт как соседних стран, так и государств Западной Европы. В ряде западноевропейских стран существовали устойчивые и длительные традиции президентской власти. Также стоило учесть массовые представления белорусских граждан о том, какими полномочиями должен обладать президент и каково должно быть его реальное влияние на политические и идеологические процессы, происходящие в трансформируемом молодом белорусском обществе.

Белорусские общественные представления традиционно склонны наделять руководителя государства возможностью влияния на общественные процессы, то есть традиционно в обществе существовало представление о сильной верховной власти, которая по Конституции должна была выражаться в фигуре Президента Республики Беларусь. Французская модель президентства, которую, по-видимому, брали за образец при формировании представлений о политическом влиянии и функциях российского президента, оказалась наиболее естественна для представлений простых белорусских граждан о Главе государства.

Представления об идеологических полномочиях и функциях, связанных с отправлением идеологии, находящихся у Президента, различны в разных странах. Это зависит и от того парламентская или президентская республика существует в стране, от традиционных представлений общества, общего уровня политической культуры населения и уровня политической культуры тех слоев общества, которые ответственны за формирование, проведение в жизнь и корректирование государственных идеологий.

Белорусский Президент как Глава государства имеет все возможности формировать государственную идеологическую доктрину. Его полномочия позволяют ему это делать. Президент обеспечивает взаимодействие ветвей власти, а его статус может быть использован для принятия арбитражных решений в случае конфликтов между ветвями власти. Так же Президент может решить проблему неэффективности работы правительства или парламента. Так как белорусское правительство назначается президентом и подотчётно ему, именно Глава государства может принимать решения по смене отдельных министров или всего кабинета. По отношению к парламенту Президент также может распустить его, назначив досрочные выборы, в случае, если парламент перестаёт по каким-то причинам выполнять свои функции, нарушая тем самым белорусское законодательство вплоть до Конституции. Таким образом, при эффективной деятельности Президента, не выходящей за рамки государственного законодательства, обеспечивается необходимый уровень стабильности в работе других ветвей власти. В белорусской идеологической доктрине представление о стабильности, в том числе и стабильности политической системы, занимает одно из центральных представлений. Кроме того, белорусский Президент уполномочен представлять свою страну за рубежом. Его заявления могут восприниматься иностранными элитами как защита государственных интересов, ценностей и приоритетов идеологии, а президентская оценка тех или иных событий однозначно приобретает идеологическую окраску, потому что гражданин, находящийся на должности Главы государства, вынужден давать оценки с точки зрения не собственных интересов, а интересов нации.

Белорусский Президент также имеет большое влияние и на внутреннюю жизнь страны. Он может не только отдавать распоряжения, но и интересоваться их выполнением, подвергать критике эффективность тех или иных органов, занимающихся трансляцией идеологии, предлагать свое видение ситуации и свои решения преодоления проблем в сфере идеологии, если таковые возникают, предлагать ценностные идеологические установки и приоритетные направления идеологической политики.

Эти функции относятся не только к Президенту Республики Беларусь, но и к главам других государств. Так, для примера можно проанализировать деятельность Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в идеологической сфере. Например, осенью 2009 года казахстанский лидер заявил, что на данный момент «в сфере общественного сознания в Казахстане чувствуется некоторый мировоззренческий вакуум, недостаток качества идеологической работы, направленной на воспитание патриотизма, формирование положительных социально значимых ценностей». То есть казахстанский Президент поднял проблему не совсем качественной идеологической работы, которую ведет ряд органов и учреждений. Так же Назарбаев дал понять, какие организации должны быть ответственны за идеологическое воспитание казахстанских граждан. Заявление о недостаточном качестве идеологической работы было сделано в ходе заседания совета по науке и научной политике в городе Аккорде. То есть обращение Президента было направлено именно ученым. На этом же заседании были перечислены учреждения, которые должны быть ответственны за проведения качественной идеологии. Этими учреждениями оказались научно-исследовательские институты гуманитарного профиля и учреждения, занимающиеся политической аналитикой. Таким образом, Президент оценил уровень идеологической работы в Казахстане и определил ответственных за выполнение этой работы. Более того, Назарбаев определил государственные институты, которые должны стать ответственными за контролирование ситуации с идеологической работой. Такими ответственными стали министерства и аппарат президента, которые должны были разобраться с ситуацией. Говоря об отходе от идеологической работы в институтах общественно-гуманитарного профиля, Назарбаев, в частности, заявил: «Мы что, финансируем их для того, чтобы они занимались тем, чем хотят?». Таким образом, вопрос распространения идеологических знаний был увязан Президентом с вопросом финансовой поддержки той или иной структуры. По мнению Назарбаева, если научные учреждения получают государственную поддержку, тогда «пусть они служат своей стране».

Также казахстанский Президент влияет на идеологию и путем предложений обращать внимание идеологической пропаганды на тот или иной аспект жизни, ту или иную историческую эпоху, то или иное приоритетное направление. Одним словом, Глава государства старается актуализировать некоторые существенные явления исторического или политического процесса в качестве элементов идеологической доктрины государства. Например, Назарбаев предположил, что в условиях существенных социально-экономических изменений в стране следует сместить акцент внимания с историко-культурного наследия на развитие современной культуры и ценностей Казахстана. «Институты должны заняться изучением и всесторонним освещением новейшей истории, становления и развития независимости Казахстана, новой международной роли, статусе нашего государства, а также культивированием идеологии патриотизма, гордости за успехи нашего государства, пропагандой нашей независимости». Так же однозначно Назарбаев высказался об учреждениях, стремящихся дистанцироваться от распространения идеологии: «Если какие-нибудь институты предлагают то, что не нужно, надо говорить о том, что этот институт тоже не нужен». То, что государственная идеология является важной составляющей политической жизни суверенного государства, казахстанский лидер выразил достаточно определенно: «Без этого общество не может полноценно развиваться, мы можем упустить молодое поколение».

На данном казахстанском примере можно проследить, что механизмы идеологической работы глав различных государств так или иначе схожи. Различия заключаются, пожалуй, в степени четкости проговаривания государственных требований к развитию идеологии или распределения нагрузки по выработке и внедрению государственной идеологии между различными учреждениями и организациями.

Если вернуться к белорусским реалиям, у Президента Республики Беларусь есть подобные возможности настаивать на необходимости активизации идеологической работы, требовать контроля за ее исполнением, назначать организации ответственные за разработку идеологической доктрины.

Белорусский Президент с 1996 года по Конституции занимает особое место в системе разделения властей. Он не включен Основным законом ни в одну из традиционных ветвей власти, поэтому имеет возможность высказывать свое мнение, не заботясь о реакции на него парламента или правительства. Это позволяет Президенту иметь определенную самостоятельность, в том числе и в вопросах идеологической политики. Кроме того, Президент в Республике Беларусь избирается прямым голосованием, поэтому он ответственен в первую очередь перед избирателями. В данных условиях Президент потенциально должен опираться на интересы избирателей, а не ветвей власти. Прямые выборы позволяют Главе государства в случае конфликтов с ветвями власти напрямую апеллировать к гражданам.

Глава государства оказывает инициирующее влияние на формирование идеологии белорусского государства и определяет структуру идеологической сферы общества. Обладая широким кругом прерогатив высшей исполнительной власти, он определяет основные направления идеологии во внутренней и внешней политике государства. Для более эффективной работы Президента на местах была выстроена так называемая вертикаль власти, которая позволяет наиболее эффективно реализовывать некоторые проекты и предложения Главы государства. Однако в случае работы президентской вертикали остается опасность того, что ее работа вступит в противоречие с деятельностью парламента. Тем не менее, аналог президентской вертикали создан в России в виде института полпредов Президента Российской Федерации в округах, на которые разделена страна. Попытки создания подобного механизма на Украине предпринимались Президентом Л.М. Кучмой, однако из-за резкой критики этой инициативе парламентариями, Кучма так и не решился на создание вертикали. Указы и Декреты Президента содержат идеологические положения, определяющие конкретные действия правительства. Нормативные акты Главы государства определяют идеологию формирования социально ориентированной экономики, реализации общественных интересов и потребностей, прочих ценностей и приоритетов идеологии.

Несмотря на то, что при создании поста белорусского президента использовался зарубежный опыт функционирования этого института государственной власти, глава белорусского государства имеет ряд специфических особенностей. Это выражается в наличии полномочий особого института президентской власти во всех сферах государственного управления, возможности объединения всех властей для согласованного и эффективного функционирования. Кроме того, по причине «надвластного», если можно так выразиться, статуса Президента, он имеет возможность гасить конфликты между ветвями власти, в случае их возникновения. Причем президентское посредничество выведено за сферу публичных властей. Таким образом, поскольку президент по белорусской Конституции не принадлежит к классическим ветвям власти, у него в идеале не должно быть предпочтений ни к одной из них. Это, опять же в идеале, позволяет думать, что конфликты между ветвями власти при их возникновении будут разрешаться без президентских предпочтений. Этот механизм имеет возможность работать без сбоев, так президентские полномочия с точки зрения разделения властей не вписываются в классическую триаду власти и в Конституции выделены в отдельную главу.

Президентские полномочия, по существу, охватывают все направления организации и осуществления государственной власти и, тем самым, обеспечивают прямое влияние на формирование идеологии законодательной, судебной и, в особенности, исполнительной власти и госаппарата.

Выделение президентского института из трех классических ветвей власти не ново. Оно не является белорусским изобретением. Впервые идею о необходимости создать нечто подобное заявил французский политический деятель Б. Констан (1767-1830), который разработал учение о четырех властях для пересмотра и развития представлений о разделении властей в конституционной монархии. Суть концепции в том, что три классические ветви власти следует дополнить еще одной, которая заботилась бы о бесконфликтном, согласованном функционировании других властей.

Наделение Президента Республики Беларусь таким «вневластным» статусом и объемом полномочий позволяет осуществлять конституционные функции по формированию идеологии основных направлений внутренней и внешней политики, защиты суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности, поддержки стабильности в государстве, гражданского мира, а также обеспечения единства государственной власти, устойчивого управления и согласованного функционирования ветвей власти.

Однако президентская деятельность не бесконтрольна. В Конституции закреплена система сдержек и противовесов. Назначения на ключевые посты производятся с согласия Парламента, нормотворческая – может быть проведена на соответствие Конституции. Парламент обладает правом преодоления вето Президента, ратификации подписанных им международных договоров, указов и декретов. В случае совершения государственной измены или иного тяжкого преступления Президент может быть смещен с должности в порядке импичмента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.