Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Основные идеологии современности 3 страница




Тем не менее, Президент имеет заметное влияние на формирование идеологии белорусского государства. Это связано с тем, что Президент является носителем определенных функции, прописанных в Конституции.

Президент Беларуси является гарантом Конституции, суверенитета, независимости и территориальной целостности государства, прав и свобод человека и гражданина, экономической и политической стабильности. Данная формула в Конституции не имеет ни оговорок, ни ограничений. Поэтому общество вправе ожидать, что Президент предпримет все меры для защиты как Конституции в целом, так и каждой конституционной статьи в отдельности. Будучи вынесенной за пределы классических ветвей власти, должность Президента позволяет находящемуся на ней гражданину становиться не только арбитром в разрешении конфликтов на государственном уровне, но и предлагать различные идеологические установки. Также Президент обладает контролирующими функциями. По отношению к нему подотчетно правительство, кроме того существует прямое подчинение Президенту ряда министерств и ведомств. Президент может отменять нормативные акты Совета министров, в том числе и по идеологическим соображениям. А также контролировать работу правительственных структур в идеологической сфере. Также Глава государства может потребовать через Конституционный суд отставки парламента при условии систематического и грубого нарушения последним Конституции. Нарушение Конституции уже не согласовывается со следованием идеологии государства, потому что государственная идеология подразумевается соответствующей Конституции. Поэтому можно предположить, что любое подтвержденное нарушение Конституции является действием, связанным с идеологическими моментами развития общества. Всё это подтверждает реальный контроль Главы государства в идеологическом управлении обществом.

Таким образом, институт президентства в Беларуси является ведущим органом власти в формировании идеологии белорусского государства, а Президент – Глава государства является не только юридическим, но и фактическим идеологическим лидером белорусского государства.

4.2 Парламент является высшим законодательным органом практически в любом государстве, где он существует. Депутаты парламента представляют в первую очередь интересы граждан своего округа, так как любой депутат избирается не от всего населения страны, а от некоторой небольшой части. Это отличает депутатов от Президента, избираемого всеми гражданами и потенциально представляющего всю страну.

Слово «парламент» произошло от французского parler – говорить, но орган с таким названием впервые появился в Англии, хотя структуры, выполнявшие законодательные функции, существовали и до этого.

Уровень идеологической эффективности парламента зависит от того, в каком государстве парламент действует. Если это парламентская республика или парламентская монархия, тогда парламент имеет намного большее влияние на идеологическую жизнь общества, чем если бы парламент существовал в республике с сильной президентской властью. Однако в парламентских государствах идеология страны может меняться по причине прихода к власти после парламентских выборов оппозиционных сил. Чем более антагонистичны эти силы прежнему парламентскому большинству, тем более радикальная трансформация идеологии произойдет. Более устойчивой государственная идеология будет в том случае, если основные политические оппоненты, борющиеся за парламентские кресла, так или иначе близки по взглядам на дальнейшие перспективы, разделяют похожие ценности и приоритеты.

Парламенты в президентских республиках в проведении идеологической работы время от времени могут сталкиваться с мнением Главы государства или поддерживать его. В этом случае у парламента появляется оппонент в виде другого государственного института, который также избран народом, и также претендует на представление интересов всех граждан. Идеологическое противостояние двух институтов власти может закончиться и трагично, что показали события 1993 года в Москве. Если же парламент и президент имеют похожие идеологии, их работа более эффективна. Это в настоящее время наблюдается в Российской Федерации и Республике Беларусь. И хотя в России часть парламентариев находится в явной оппозиции Президенту и правительству, но их общая численность в депутатском корпусе не дает им возможности влиять на идеологические доктрины, совместно разрабатываемые Президентом и парламентским большинством.

Белорусский парламентаризм в последние годы существования СССР был достаточно заидеологизирован. Так называемая перестройка вызвала серьезную политизацию граждан, в том числе и депутатов. «Парад суверенитетов» прошел и с Верховном Совете БССР, когда при существовании единого Советского Союза была принята Декларация о государственной независимости. Белорусский парламент до конца 1996 года существовал в виде однопалатного Верховного Совета Республики Беларусь. С ноября 1996 года парламент был преобразован в двухпалатный и получил название Национальное собрание Республики Беларусь. Нижняя палата – Палата представителей – является более многочисленной и имеет больше полномочий, чем верхняя – Совет Республики.

Самым главным атрибутом парламентской жизни, который может формировать идеологические доктрины, устанавливать идеологические ценности и приоритеты, является законотворчество. Через формулировки того или иного явления, отраженного в законодательных актах можно транслировать различное отношение к нему у читающих закон граждан.

Белорусский парламент также обладает этими возможностями. Принятие различных законов ведет к тому, что через их содержание, через расширение или ограничение запретов создается поле для деятельности. Особенно значимы в идеологической сфере те законы, которые направлены на регулирование деятельности государственных институтов и объединений граждан в виде политических партий и организаций. Государственные структуры своими действиями создают у граждан импульс поддержки властей или недоверия им, тем самым государственные органы усиливают или уменьшают свое влияние на идеологическом поле страны. Политические партии и организации – это уже по определению носители разноплановых идеологий. Среди таких организаций попадаются и радикальные, деятельность которых угрожает конституционным основам. Политика парламента по упорядочению законодательства о партиях и общественных организациях позволяет заблокировать активность радикальных групп и сохранить в обществе стабильность, что является несомненной идеологической ценностью. Радикальные действия пресекаются представителями исполнительной власти, однако законодательная ветвь заранее, при подготовке законов ставит непреодолимые для легализации радикальных идеологий препятствия. Можно сказать,что это является приоритетным направлением в разработке законодательства о партиях и общественных организациях.

Также парламентарии могут создавать представление о ценностных основаниях национальной культуры, предлагая законы об охране памятников, в которых определяется, что считать памятником, а что нет. Подобные законы также идеологичны, так как в перечень памятников могут не попасть те, которые являются местами памяти и мемориальными площадками для носителей определенных идеологий.

Определенную идеологическую функцию несет и законодательство, связанное с социально-экономической сферой. Стабильное экономическое развитие создает уверенность в профессиональной работе высших органов власти и дает дополнительные голоса в поддержку существующего режима. С помощью социально-экономического законодательства можно влиять на недовольство большинства граждан, что может спровоцировать нелояльность государству и даже попытки силового разрешения проблем.

В странах, где существует реальное или формальное двуязычие достаточно большую идеологическую роль играют законы о языках. В Республике Беларусь данный вопрос оказался серьезно заидеологизированным, поэтому в 1995 году он был вынесен на всенародный референдум. Законы о языках могут отражать идеологические предпочтения принимающих закон граждан, но не всего населения. Референдум 1995 г. показал, что подавляющее большинство белорусских граждан выступает за официальное двуязычие, закрепленное на законодательном уровне. Таким образом, можно утверждать, что парламентарии молодых государств иногда берут на себя решение тех вопросов, на которые болезненно реагирует большинство граждан. Решение таких вопросов на основе собственных представлений о том, как это должно быть, создает уровень определенной критики действий парламентариев обычными гражданами. Политическая необходимость введение одного государственного языка, если большинство населения говорит на другом, может обернуться уменьшением поддержки парламентариев гражданами. Языковой вопрос всегда идеологичен, поэтому учет мнения большинства граждан по данной проблеме может обеспечить поддержку ими властей и по другим вопросам.

Парламент является важным идеологическим органом. От его деятельности во многом зависит, как будут думать завтра люди, как они будут жить, какие у них будут ценности, идеалы, потребности, запросы, модели поведения. Депутаты ответственны за тех людей, которые избрали их в парламент.

4.3 Правительство – Совет министров является высшим органом исполнительной власти в Республике Беларусь, оно отвечает за исполнение нормативных документов, изданных президентом или парламентом, в том числе и актов, содержащих идеологическую составляющую.

В сознании населения правительство часто воспринимается как вообще государственная власть. Это происходит потому, что оно, выполняя решения других ветвей власти, берёт на себя ответственность за эффективность реализации проектов. Таким образом, неэффективная работа правительства может вызвать среди граждан не только критику деятельности кабинета, но и недоверие к другим ветвям власти. Практическая деятельность правительства может более эффективно распределять идеологические приоритеты и ценности. Министры и руководители ведомств реально понимают свои возможности, поэтому для реализации той или иной идеологической модели Совет министров может скорректировать приоритеты в своей деятельности. Например, обратить внимание на области, в которых можно добиться заметных успехов, и всячески поддерживать их, или, наоборот, указать гражданам на проблемные области, чтобы мобилизировать общество на преодоление определенных проблем. Сочетая различные направления деятельности, правительство может постоянно поддерживать приоритетные идеологические направления в динамичном режиме. Таким образом, идеологические ценности и приоритеты проявляются в работе правительства в содержании документов, выходящих в Совете министров. Это различные постановления, программы, предписания, запреты, инструкции и тому подобное.

Кроме того, правительство старается влиять на общественное мнение для того, чтобы граждане принимали и понимали причины тех или иных государственных решений, не создавали негативный фон вокруг недопонятых людьми проектов. Правительство может осуществлять пропаганду идеологических ценностей разными способами, используя не только выступления государственных чиновников, разъясняющих причины тех или иных решений правительства, но и привлекая к транслированию идеологии культуру, искусство, науку и другие отрасли гуманитарно-духовного направления. Через них исполнительная власть может не напрямую, а косвенно влиять на общественное мнение, находясь в тени, заменяя логику фактов эмоциональным содержанием произведений искусства и культуры. В частности, российское правительство много внимания уделяет художественным фильмам о Великой Отечественной войне, что помогает формировать патриотизм среди молодежи. Но это формирование происходит не путем навязывания мнения кого-либо из государственных чиновников, а через образы героев прошлого. Белорусское правительство также использует культуру и искусство в транслировании идеологических ценностей. Существуют даже совместные российско-белорусские проекты подобной патриотической работы. Например, память о Великой Отечественной войне поддерживается на высоком уровне в обоих государствах.

Правительство, путем работы с представителями культуры и искусства может создавать через художественные образы позитивное отношение общества к ценностям идеологии, подчеркивать ее приоритеты.

Использование идеологических убеждений в обосновании исполнительной властью тех или иных мотивов деятельности и направлений развития помогает государственным чиновникам получить более сильную и эмоциональную поддержку своих проектов простыми гражданами. Однако проекты правительства должны быть согласованы с реальностью. Навязывание идеологических стереотипов, далеких от понимания и поддержки большинства граждан может привести к созданию негативного имиджа исполнительной (да и другой) власти, обвинения ее в непонимании нужд обычного гражданина. Обещание только улучшения ситуации при использовании определенного набора идеологических догм также может привести правительство к кризису доверия, когда население, поддержав изменение идеологических ценностей и приоритетов и посчитав, что это изменение может привести к улучшению ситуации, начинает разочаровываться в эффективности новых идеологических ценностей. Именно поэтому задачей исполнительной власти является попытка найти такие консолидирующие факторы для поддержки власти гражданами, ценность которых разделяло бы большинство населения страны. Обращение к ценностям государственной идеологии может помочь преодолеть кризисные явления. Нематериальные идеалы иногда становятся сильнее, чем материальные стимулы и забота о материальном благе. Ярким примером использования правительством идеологических ценностей для преодоления социально-экономических трудностей стали первые пятилетки в Советском Союзе. Люди, вооруженные идеями, не обращали внимания на трудности быта, экономические неурядицы, считая все это временными явлениями. Таким образом, апеллирование к идеологическим ценностям при профессионализме государственных чиновников может минимизировать недовольство и даже возвратить уверенность в удачном исходе кризисных процессов.

Важным документом, в котором отражены ценности и приоритеты белорусской идеологии, являются для правительства послания Президента. В президентских посланиях отражается не только анализ прошедших событий, но и прогнозы на будущее. Некоторые элементы послания могут рассматриваться как поручения для правительства, в том числе и по идеологических вопросам.

Одна из функций правительства, напрямую связанная с идеологией, - это обеспечение безопасности в самом широком смысле слова, начиная от военной и заканчивая, например, аграрной. Иногда личные интересы граждан могут не совпадать с требованиями национальной безопасности. Задача исполнительной власти в этом случае является убедить граждан пожертвовать своими интересами ради обеспечения общей безопасности, или, в крайнем случае, предусмотреть ряд мер, которые делали бы невозможным действия граждан, направленных против национальной безопасности.

Таким образом, исполнительная власть вынуждена постоянно обращать внимание на идеологические ценности и приоритеты для того, чтобы выполнить поручения других институтов государственный власти и найти поддержку своим действиям у граждан страны.

В целом, высшие органы власти Республики Беларусь используют ценности и приоритеты идеологии белорусского государства в своей повседневной деятельности, связывая их с обоснованием направлений общественного и социально-экономического развития.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.