Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Власть и ассимиляция




Еврейские общины уже в Ш-П вв. до н.э. были весьма широко распространены и в греческом мире. Примерно в это же время появляются и греки в Палестине и близлежащих местах, и оказывают определенное влияние на жизненный уклад и взгляды части еврейского населения. Активные попытки поклонника греческой культуры сирийского царя Антиоха Эпифана полностью эллинизировать евреев, привели к знаменитому восстанию Маккавеев. Восстание кончилось их победой, что позволило евреям сохранить себя как народ.

В Персии евреи были уже в УШ в. до н.э. Персидские правители относились к ним хорошо, многие евреи занимали важные государственные посты, община пользовалась широкими правами в религиозной сфере. Когда же в Персии утвердилась власть парфянский царей, то доброжелательное отношение к евреям сохранилось, а некоторые высокопоставленные лица даже приняли иудаизм.

В Италии в I в. до н.э. засвидетельствован факт существования на ее территории еврейских общин, например, в Милане, Риме, Генуе. В этих городах строились синагоги. На все это обращали внимание древние авторы, оставившие интересные на сей счет свидетельства. Например, известный историк и географ Страбон (4 г. до н.э. - 20 г. н.э.)писал: "Этот народ (евреи-А.В.) проник уже во все города и нелегко найти какое-нибудь место на земле, которое было бы от него свободно и где он не являлся бы господствующим". Об этом же, но несколько под иным углом зрения, пишет еврейский автор, ученый Филон: "Евреи так многолюдны, что их не может вместить одна какая-нибудь страна. Своей метрополией они считают Священный город... но родиной своей они считают те страны, которые достались им как местожительство от древних предков и в которых они сами родились и были воспитаны".

Имеющиеся данные о евреях в различных странах Средиземноморья в рассматриваемый период, позволяют говорить о почти повсеместном более или менее доброжелательном отношении к ним различных правителей, а вместе с тем,; о враждебном к ним отношении многих рядовых людей. Появлялись недоброжелатели, открытые враги, порой дело доходило до погромов и, естественно, возникает вопрос о причинах этого поразительного феномена. "Ненависть к иудеям и иудейские погромы пишет знаменитый историк Моммзен, - так же стара, как сама диаспора". И он прав. Но попробуем поискать ответ на вопрос о причинах этого явления у древних авторов. Начнем с египетского жреца-” историка Манефона (II в. до н.э.) автора "Истории Египта". От этой книги сохранились только отрывки, некоторые из них приведены в трудах еврейского историка Иосифа Флавия. Флавий сообщает, что Манефон "позволял себе записывать услышанные им сплетни о евреях и сообщил о нас невероятные сведения... Манефон не слишком грешил против истины, пока следовал древним летописям, но как только обратился к безымянным сказаниям, то либо неправильно согласовывал их друг с другом, либо слишком доверился людям, которые злобно клеветали на нас". В частности, еврейский историк опровергает утверждение Манефона о том, что Моисей был болен проказой и потому бежал из Египта, уведя с собой и других.

Другой автор тоже из Египта. Он ненавистник евреев и один из организаторов еврейского погрома в Александрии, важнейшем центре международных контактов того времени. Это хорошо известный Апион, против которого Иосиф Флавий написал целую книгу - "О древности еврейского народа". Апион - личность, бесспорно, неприятная и не заслуживающая доверия. Вот как характеризует его один знаменитый историк древнего мира: "...человек, умевший красноречиво говорить и бессовестно лгать, дерзкий, безгранично самоуверенный всезнайка, хорошо знавший если не людей, то их низость, прославленный мастер речи и демагогии, находчивый, остроумный, наглый..." Эта характеристика совпадает с той, которую дал Апиону Иосиф Флавий, назвав его "любителем лжи и злословия".

Вывод Флавия о египетских антисемитах таков: " У них было множество причин ненавидеть нас и завидовать нам. Прежде всего, то обстоятельство, что когда-то наши предки правили в их стране. Они не хотели перенять наше благочестивое понятие о божестве".

Недоброжелательно относились в древности к евреям не только египтяне. Знаменитый оратор Цицерон, "первый антисемит в римской литературе" обвинял евреев в том, что они создали всемогущий мировой кагал, Цицерона поддержал воспитатель Нерона философ Сенека. Историк Тацит называет евреев "пеной рода человеческого, для которой все чистое - нечисто, а все нечистое - чисто". Римский сатирик Ювенал говорит о евреях, что "с детства они презирать приучились обычаи римлян, учат и чтут, и хранят лишь свое иудейское право..." Приведенные суждения, а число их можно увеличить, говорят о том, что антисемитизм в древности не был случайным явлением. Но прежде, чем перейти к ответу на вопрос: а где причина этой неприязни, следует вспомнить, что были в древности и весьма известные люди, доброжелательно и объективно относившиеся к евреям. Одним из таких людей был знаменитый Юлий Цезарь, о гибели которого евреи глубоко скорбели. А задолго до него знаменитый грек Феофраст называл евреев "народом философов", ученик же Аристотеля Клеарх считал евреев философской сектой.

Не отрицали у евреев хороших качеств даже некоторые из их непримиримых врагов. Так, уже упоминавшийся Тацит признавал, что евреи отличаются нерушимой верностью соплеменникам, любят детей и презирают смерть. О храбрости евреев писал и историк Дион Кассий. По его словам, евреи "много ужасного причинили римлянам, ведь в гневе племя это страшно". Интересным свидетельством, подтверждающим это высказывание Диона Кассия, может служить надпись на одной из арок, посвященных императору Титу. Надпись гласила: "За то, что он по предписанию и указанию своего отца и под его верховным руководством победил народ иудейский и разрушил город Иерусалим, который до него столько военачальников, царей и народов либо осаждали безуспешно, либо не пытались вовсе осаждать".

Важнейшим моментом, обусловившим возникновение антисемитизма, была историческая судьба еврейского народа после утраты им политической самостоятельности. Жизнь в условиях многочисленных запретов и ограничений, например, связанных с занятием сельским хозяйством, службой в армии, сделала евреев народом без крестьян, народом горожан-ремесленников и торговцев. В этих сферах они добивались немалых успехов. И не случайно на Востоке, в развитых промышленных и торговых центрах, то есть в эллинистических городах, например, Александрии, отношения между евреями и местными жителями отличались особой напряженностью и враждебностью.

Несомненно, серьезнейшую роль в формировании антисемитских настроений играло, если можно так выразиться, религиозное противостояние монотеистической религии евреев и языческого политеизма, многобожия. Не только единобожие вызывало ироническое отношение, например, историка Тацита, который писал: "...евреи верят в единое божественное начало, постигаемое только разумом, высшее, вечное, непреходящее, не поддающееся изображению, и считают безумцами всех, кто делает себе богов из тлена, по человеческому образу и подобию", но и субботний отдых, законы о пище, обрезание и другие еврейские религиозные обычая служили объектами удивления и недоброжелательства.

Иудейская религия рассматривалась язычниками как варварский предрассудок. Между тем, сами евреи категорически отвергали подобные обвинения. Еврейский мыслитель, знаменитый Филон Александрийский, попытавшийся в своих трудах соединить еврейское религиозное учение и греческую философию, писал: "Всех людей покоряет себе иудейство, всех зовет оно к добродетели, варваров, эллинов, жителей континента и островов, народы Востока и Запада, европейцев, азиатов, все народы земли". И соединить противоположные взгляды на эти две религии и исповедующих их людей, было практически невозможно. Рано или поздно должен был произойти взрыв. И он произошел в конце 60-х годов. Его результатом явилось поражение еврейских повстанцев, разрушение Второго Храма и резкое ухудшение положения еврейского народа в Палестине и за ее пределами.

Но главное, евреи диаспоры лишились Храма - объединяющего их всех религиозного центра. Среди претензий к евреям в древних источниках немалое место занимают обвинения в том, что они требуют для себя особых прав. И это было правдой. Историк Т.Моммзен пишет: "...Самые обычные правительственные акты, которые принимались беспрекословно во всей империи, глубоко задевали религиозные чувства иудеев, пробуждая всю силу сопротивления национальной веры..." Причем власти с этим сопротивлением нередко считались, издавая указы, запрещающие оскорблять иудеев, и нередко разрешая им то, что запрещалось другим. Это были своеобразные привилегии, особый статус, что вызывало у многих раздражение.

Не все, возникшие в древности, обвинения в адрес евреев были безобидны, как утверждение, что они поклоняются голове осла. Уже в то время появилось страшное обвинение,(один из его творцов - египтянин Апион) в существовании у евреев ритуальных убийств. Но вот, что пишет об этом обвинении историк нового времени: "Здесь мы видим первый след того ужасного предрассудка о существовании у евреев ритуального убийства, который с тех пор никогда не мог вымереть совершенно, но постоянно вспыхивает то там, то здесь и сплошь и рядом толкает фанатизированные массы на ужасающие злодеяния против евреев". Враждебное отношение к евреям - это бесспорно продукт их жизни в диаспоре. Евреи всюду были чужими, и это в сочетании с некоторыми особенностями их характера и религии, должно было привести к противостоянию поистине всемирно-исторического масштаба и значения.

Но вот наступил XX век от Рождества еврея Иисуса Христа, личность которого и сложившиеся юдофобские мифы о его распятии евреями ("богоубийцы"), сыграли во многом трагическую роль в судьбе целого народа. В XX веке потомки Авраама,наконец, обрели свое государство - Израиль. Для одних оно пока что только символ и предмет гордости, для других же - физически ощущаемая реальность, живой политический, социальный и экономический организм со всеми его достоинствами и недостатками.

Отразилось ли появление этого организма на мировом антисемитизме? Исчезла ли враждебность к древнему народу? Ослабевает ли она? Определенного ответа; на этот вопрос пока нет, да и быть не может, ибо очень молодо государство Израиль, а у антисемитизма очень богатое прошлое и опыт преследований,фальсификаций и прямой клеветы.

Когда-то немецкий писатель Томас Манн, "убежденный и непоколебимый филосемит", как он сам себя называл, думал, что "евреи - народ-космополит, его присутствие как стимулирующий фактор может сыграть огромную роль в построении нового, социально лучше организованного послевоенного мира", слова были написаны 25 мая 1942 года, когда в Европе шло "окончательное решение еврейского вопроса". Эти слова были написаны 25 мая 1942 года, когда в Европе шло "окончательное решение еврейского вопроса".

Думаю, что знаменитый писатель ошибался. Внести особо значительный вклад в лучшую организацию мира евреи смогут именно теперь, когда они способны САМИ себя защитить и показать всем, как они организуют СВОЕ государство, и многое им уже удалось сделать.

Наше предыдущее изложение должно было показать, что именно отсутствие своего "национального очага" - самостоятельного государства - порождало и стимулировало враждебное и пренебрежительное отношение к евреям в прошлом, в первую очередь, в древности, когда зародились основные, так сказать, постулаты антисемитизма, не претерпевшие серьезных изменений до наших дней. Глубокие исторические, экономические и психологические корни антисемитизма,; а кроме того, невежество масс и многих политиков (стоит только вспомнить российскую Государственную Думу), корыстные интересы государств, в частности, на Ближнем Востоке, делают маловероятной возможность того, что со зловещим наследством далекого прошлого удастся скоро расстаться.

 

В "Словаре иностранных слов", изданном в Москве в 1981 году, ассимиляция определяется как "слияние одного народа(или его части) с другим путем усвоения его языка, обычаев и т.п. и утраты своего языка, культуры и национального самосознания..." А в "Демографическом энциклопедическом словаре" (1985г.) сказано, что ассимиляция это вид этнических процессов и что он "проявляется в том, что группы людей, принадлежащих к уже сформировавшемуся этносу, оказавшись в тесном контакте с другим народом и особенно в его среде, воспринимают его язык и культуру и постепенно, обычно в последующих поколениях сливаются с ним и причисляют себя к этому народу". В обоих справочниках подчеркивается, что ассимиляция бывает естественной и насильственной.

В Советском Союзе многие евреи были готовы идентифицировать себя с русским народом, стать "русскими". Знаменитый немецкий писатель Л.Фейхтвангер, в своей книге "Москва,1937" писал: "Советский Союз ассимилировал большую часть своего пятимиллионного еврейского населения и, предоставив другой части обширную автономную область и средства для ее заселения, создал себе миллионы трудолюбивых, способных граждан, фанатически преданных режиму". Он отмечает, что включение евреев в производственные процессы, происходившие в СССР, "благоприятствовало их ассимилированию, которое в Советском Союзе шагнуло гораздо дальше, чем где бы то ни было". И это верно.

Но проницательнейший человек, Л.Фейхтвангер не заметил, что он, впрочем, как и другие европейские знаменитости, например, Б.Шоу, был обманут советской пропагандой и лично Сталиным, с которым имел длительную беседу, и потому сделал самые благоприятные и оптимистические выводы относительно существовавшей в СССР политической системы, положения советского народа, евреев, в частности. Он с восхищением говорил в своей книге о Еврейской автономной области, поддержав тем самым официальную точку зрения на это псевдо-национальное образование. Гость не понял, что создание ЕАО было продиктовано соображениями, очень далекими от желания сохранить евреев как национальную общность со своей культурой и традициями. Область была еврейской "потемкинской деревней" и теперь в ней почти нет евреев.

Вообще же политика большевистской партии и советского государства по отношению к евреям после октябрьского переворота была двойственной и противоречивой, а, начиная с сороковых годов, антисемитской.

В первые два десятилетия после октября 1917 года евреи в стране играли важную роль, а в самом перевороте принимали активное участие.

Со второй же половины 30-х годов началось то, что можно охарактеризовать словами французского политика XVIII века Верньо, который сказал, что "революция, подобно Сатурну, пожирает своих детей".

В СССР "пожранными" оказались "дети разных народов", но сейчас речь идет лишь о детях-евреях. Евреи Советского Союза в массе своей, бесспорно, были верны установившемуся в стране режиму. И не только потому, что на них, как и на всех, действовала пропаганда идей интернационализма, братства народов, опьянял революционный энтузиазм, но и потому, что в первые годы своего существования большевистская власть действительно что-то полезное для евреев сделала.

Но уже тогда стали проявляться дискриминационные тенденции по отношению к евреям и их культуре (запрет на изучение иврита, на существование сионистских организаций). Со временем эти тенденции усиливались, и, наконец, дело дошло до гонений на целый народ. Евреи становились персоной нон грата, которую, однако, в отличие от неугодных иностранных дипломатов, нельзя было выслать за рубеж. Большевистских руководителей, особенно после изгнания из страны Троцкого, уничтожения Зиновьева, Каменева и других высокопоставленных евреев, "еврейский вопрос" тревожил, хотя они постоянно твердили, что такого вопроса в СССР просто не существует.

А чтобы доказать это самим евреям был выбран весьма эффективный способ: их практически полностью лишили возможности знать свою историю, культуру, язык, соблюдать обычаи и религиозные обряды, т.е. проводили политику массовой денационализации, а затем и откровенного антисемитизма.

И такая политика становится понятной в контексте социально-экономического положения в стране.

Огромные трудности, провал многих планов ("пятилеток"), вызванные стремлением любой ценой догнать Запад, создать мощную армию и одновременно щедро субсидировать "братские компартии" чуть ли не во всех странах, власти пытались объяснить не в последнюю очередь "обострением классовой борьбы" и деятельностью "врагов народа". Так говорил Сталин, и ему верили.

А среди "врагов" видное место отводилось евреям. Это был очень удобный "козел отпущения", ибо в России были сильны традиции антисемитизма, и это, несомненно, учитывала власть. Кроме того, как писал еще в 20-х годах русско-еврейский экономист Б.Д.Бруцкус, появление на высоких постах "по большей части очень молодых еврейских комиссаров...когда советская власть грубейшее насилие считала нормальным методом управления, оставило глубокий след в психологии народных масс... В русских массах был сделан ядовитый посев антисемитизма, со злыми последствиями коего всему еврейскому населению придется считаться очень долгие годы".

Так оно и получилось. Антисемитизм, проводившийся советской властью в последние четыре десятилетия ее существования, явился неизбежным следствием государственной политики, вообще, и национальной, в частности. По мере того, как удушающая и обезличивающая политика советских властей становилась все более жестокой и менее гибкой, на фоне тотальной унификации и растущего национализма (вспомним сталинский тост "за великий русский народ") евреи, занимавшие непропорционально большое место в мире науки и культуры, в хозяйственно-административном аппарате, становились все более одиозным элементом в советском обществе, вызывая у одних зависть, у других - ненависть и тревогу. Их надо было в политических целях поставить на место, и заодно преподать урок всем шагающим не в ногу.

Самых ярких "урока" было три: борьба с т.н. космополитами, дело еврейскогоантифашистского комитета и "дело врачей". Власти решили нанести удары по еврейской интеллектуальной элите. Удар по элите в политической истории - прием не новый. Когда-то один древний тиран весьма своеобразным способом объяснил своему коллеге, что надо делать, чтобы обеспечить спокойствие в стране: гуляя по полю, он сбивал хлыстом все растения, которые были выше других.

Первой жертвой оказались те деятели еврейской культуры, травля которых началась статьей, помещенной в "Правде" 28 января 1949 года, и имевшей страшное название - "Об одной антипатриотической группе театральных критиков". В статье назывались в качестве "антипатриотов" А.Борщаговский, Г.Бояджиев, А.Гурвич, Л.Малюгин, Е.Холодов, Я.Варшавский, И.Юзовский, почти все евреи.

Грустно, но надо сказать, что одним из авторов статьи был еврей - журналист Е.Заславский, личность малоприятная. Но дело, конечно, не в нем - исполнителе верховной воли. Вторым автором статьи был русский писатель, не антисемит, А.Фадеев, хорошо понимавший складывающуюся в стране обстановку. В статье было малопонятное и пугающее слово "космополитизм", с которым многие стали связывать самые отрицательные человеческие черты и, в первую очередь, готовность предать свою родину, хотя это слово значит в переводе с греческого "гражданин мира", и в серьезной литературе оно не имеет негативного оттенка. Между тем А.Фадеев говорил о "космополитах: "...они охаивали все лучшее, что появлялось в советской драматургии....все эти эстетствующие ничтожества, лишенные здорового чувства любви к родине и народу, не имеющие за душой ничего, кроме злопыхательства и раздутого самомнения".

Но вот интересный факт, позволяющий лучше понять подлинный характер развязанной кампании. Один из бывших руководителей НКВД, генерал-лейтенант П.А.Судоплатов, кстати сказать, женатый на еврейке, вспоминает, что заместитель заведующего отделом партийных органов, то есть, в сущности, заместитель Маленкова, ближайшего к Сталину человека, Анна Цуканова открыла ему, как он выражается, "глаза на положение дел в верхах, сказав, что ЦК знал: кампания против космополитов была раздута и преувеличена". Было бы, однако, верней сказать, что она была с самого начала организована, так же, как и ее зловещие продолжения -уничтожение Еврейского антифашистского комитета и "дело врачей".

Не прошло и нескольких лет после антикосмополитического, т.е. антисемитского шабаша, как наступила очередь нового кровавого преступления. В мае-июле 1952 года решением Военной коллегии Верховного суда СССР была приговорена к расстрелу группа еврейских общественных деятелей и деятелей культуры, связанных с работой еврейского антифашистского комитета. Этот комитет был создан в годы Великой Отечественной войны с целью мобилизации мирового общественного мнения против фашизма.

А вскоре после войны ЕАК обвинили в том, что его члены, забывая о классовом подходе, осуществляли международные контакты с буржуазными деятелями и организациями на националистической основе и преувеличивали вклад советских евреев в достижения СССР, что было расценено как проявление национализма. ЕАК был ликвидирован, а 13 человек: С.АЛозовский, бывший начальник Совинформбюро, Фефер И.С., Квитко Л.М., Маркиш П.Д., Бергельсон Д.Р., Гофштейн Д.Н. - поэты, Зускин В.Л.-художественный руководитель Московского государственного еврейского театра и другие были расстреляны. Пощадили Штерн Л.С.- выдающегося ученого, академика, ее приговорили к лишению свободы на три с половиной года и последующей ссылке на пять лет.

Судьба членов ЕАК была предопределена до заседания Военной коллегии. 3-го апреля 1952 года министр государственной безопасности СССР С.Игнатьев направил текст обвинительного заключения Сталину. Вот это письмо: "Товарищу Сталину. Представляю Вам при этом копию обвинительного заключения по делу еврейских националистов, американских шпионов Лозовского, Фефера и других. Докладываю, что следственное дело направлено на рассмотрение Военной коллегии Верховного Суда СССР с предложением осудить Лозовского, Фефера и всех их сообщников, за исключением Штерн, к расстрелу. Штерн сослать в отдаленный район сроком на десять лет".

На следующий день Политбюро одобрило обвинительное заключение о расстреле всех обвиняемых, кроме Штерн, срок ссылки которого сократили до 5 лет. Судебный процесс шел без участия представителей государственного обвинения и защиты, но обвиняемым было предоставлено последнее слово. Самое поразительное "последнее слово" произнес семидесятичетырехлетний С.Лозовский. Оно было кратким и заканчивалось следующими словами: "Мне нужна полная реабилитация или смерть. Я отдал всю свою жизнь на дело партии и не хочу быть паразитом. Если суд признает меня в чем-либо виновным, то прошу войти с ходатайством в Правительство о замене мне наказания расстрелом. Но если когда-либо выяснится, что я был невиновен, то прошу посмертно восстановить меня в рядах партии и опубликовать в газетах сообщение о моей реабилитации ".

Завершающей антисемитской акцией Сталина было так называемое "дело врачей". В январе 1953 года появилось сообщение, потрясшее страну. В нем говорилось, что " некоторое время назад органами госбезопасности была раскрыта террористическая группа врачей, ставивших своей целью путем вредительского лечения сокращать жизнь активным деятелям Советского Союза".

И дальше перечислялись врачи-террористы: профессора Вовси М.С., Виноградов В.Н., Коган М.Б., Рапопорт Я.Л. и другие - всего девять человек, почти все евреи. По стране поползли слухи о еврейских заговорах на самых разных предприятиях, например, на Московском автомобильном заводе.

"Дело врачей" вызвало самую широкую реакцию не только в СССР, но и за границей. Американский президент Д.Эйзенхауер выступил с заявлением, что никаких связей обвиняемые в шпионаже в пользу США с американской разведкой не имели.

С аналогичными заявлениями выступили У.Черчилль и другие государственные деятели. Но не они спасли от казни оставшихся в живых после истязаний людей. Их спасла смерть одного из самых страшных злодеев в мировой истории. Он умер 5 марта 1953 года, а 4 апреля 1953 года в шесть часов утра по радио прозвучало правительственное сообщение о том, что "дело врачей" было сфабриковано и потому ликвидируется, пострадавшие полностью реабилитированы. Так закончился сталинский этап советского государственного антисемитизма.

Начинался в истории страны новый период, который писатель Илья Эренбург (кстати сказать, тоже предназначенный стать одной из жертв антисемитского психоза) назвал "оттепелью". Оттепель, новые веяния коснулись, к сожалению, не надолго, разных сторон жизни страны, в частности, отношения к евреям. Нет, антисемитизм не исчез, но он трансформировался. А исчезнуть он не мог, ибо много в нем было политического расчета, например, связанного с ближневосточной политикой СССР.

Все больше людей начинали понимать, что существовавшая в различных сферах жизни дискриминация и унижение евреев не были следствием творчества местных партийных самодуров, что они шли сверху, являясь орудием внутренней и внешней политики государства. Политики не только жестокой и нечестной, но и просто глупой. Она должна была обанкротиться и обанкротилась во всем, что и доказал распад СССР, вызванный в первую очередь порочностью государственной системы.

Что касается положения евреев послесталинской поры, то преемники тирана, отказавшись от страшных методов его правления, пытались совместить несовместимое - дискриминацию народа ("лица еврейской национальности") и инкорпорацию, то есть его включенность в состав Союза. Это было принципиально невозможно, особенно в условиях, когда "железный занавес" пал, а Израиль приобретал среди евреев всего мира все большее влияние и привлекательность, среди евреев СССР - особенно. И инкорпорации не получилось.

Наоборот, получилось возрождение чувства национального достоинства, еврейского самосознания и ИСХОД. Но потери за годы советской власти у еврейского народа оказались огромными - стоит только вспомнить многих выдающихся деятелей культуры. К сожалению, не еврейской, а так называемой - советской.

http://webiskra.nm.ru/

http://www.ua-pravda.com/analitika/vopros_suschestvuet_li_evreyskiy_vopros_.html

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-01; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.