Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дизайн сцены и парад ролей




Пролог

Театр архетипов

647 просмотров

Похожие статьи

Статьи этого автора 1

Расписание

Смотрите также

Комментарии и вопросы

 

 

Театр — с момента своего формирования в глубокой древности — стал одной из наиболее ёмких метафор человеческой жизни во всем необозримом разнообразии её мизансцен и типичности базовых сюжетов. Наиболее тонко чувствующие биение жизни люди — поэты, неоднократно прибегали в своём творчестве к этой метафоре.

***

"Весь мир — театр. И все мы в нём — актёры" — У. Шекспир.

***

О ловкий драматург, судьба, кричу я "браво"
Той сцене выигрышной, где насмерть сам сражён.
Как всё подстроено правдиво и лукаво.
Конец негаданный, а неизбежен он.

В. Брюсов

***

"Все мы, святые и воры, Из алтаря и острога. Все мы — смешные актёры в театре Господа Бога" — Н. Гумилёв.

***

"Маленький, забытый всеми театрвет керосиновых ламп. И вот вновь в небе поют голоса тех, кого я любил и ждал" — К. Кинчев.

И, самое, пожалуй, яркое и пронзительное — пастернаковский "Гамлет". "Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далёком отголоске, Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси. Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идёт другая драма, И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, всё тонет в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти".

***

За свою жизнь мы успеваем сыграть множество ролей в спектакле божественно гениального, бездонно щедрого и безгранично жестокого драматурга — Судьбы. Каждый из нас с рождения принадлежит своей семье, роду, стране с их неповторимой историей, победами и поражениями, славой и позором, любовью и ненавистью, яркими моментами гордого торжества и начинёнными душевной болью тайнами, спящими беспокойным сном во мраке забвения. Каждый из нас — родом из этих историй. И роли, которые мы играем в жизни, несут на себе их глубокий отпечаток.

Чем более развито и дифференцировано наше индивидуальное сознание, наше "я", тем легче выбираем мы роли, которые хотим играть, и тем успешнее и естественнее мы в этих ролях себя чувствуем. Тем лучших результатов достигаем. И, тем не менее, каждый из нас, каким бы уравновешенным и "проработанным" ни был, сталкивается с ситуациями, которые, резонируя с чем-то очень глубоким внутри нас, навязывают нам совершённо другие роли.

Например, со мной поступили грубо и несправедливо, на мой взгляд. И я впадаю в ярость, крушу всё и вся вокруг себя, а потом утихаю немножко, но далее моя жизнь посвящается великой цели — отомстить. Или, наоборот, я сжимаюсь в комок от острой душевной боли, и в голове моей крутится безостановочно сверлящим и слезоточивым волчком безысходный вопрос: "За что!?" И всё это я проделываю вместо того, чтобы спокойно обдумать ситуацию и предпринять реальные шаги для достижения собственных целей. И, тем не менее, я не могу почему-то так сделать. Выбрать роль зрелого спокойного и результативного профессионала, например. Что-то заставляет меня играть роли Отчаянного Мстителя или Несчастного Изгоя. По сути, такие роли, которые выбирают нас, не особенно интересуясь нашим мнением по этому поводу, можно назвать архетипическими.

Глубинная психология, основанная Юнгом, полагает основным фактором, определяющим судьбы людей, и, соответственно, роли, которые им достаются, не их индивидуальные сознания. А в первую очередь — коллективную психику систем, которым принадлежит человек — семьи, рода, народа, государства. И, соответственно, архетипы, в ней доминирующие. Считается, что индивидуальное сознание человека происходит из коллективного, им направляется и им подпитывается. И может отделиться от коллективного лишь при благоприятных условиях и ценой серьёзных усилий. Эрих Нойманн, ученик и продолжатель дела Юнга, в своей работе "Происхождение и развитие сознания" писал: "Хотя и обладая, вероятно, более высокоразвитым сознанием, чем когда-либо ранее, современные индивиды… до сих пор глубоко внедрены в структуру своей группы и её бессознательных законов". Этими законами и предопределяется, в каком жанре играем мы свои жизненные пьесы. И какие роли для нас в них предназначены. Кто-то проживает свою жизнь как античную трагедию, кто-то — как мелодраму, кто-то — как изящную салонную пьесу, а кто-то — как разудалую буффонаду, мрачный интеллектуальный детектив или патетическую производственную драму.

Таким образом, архетип — это образ и роль, в которую мы попадаем под влиянием ситуации, — бессознательно, повинуясь глубинным законам коллективной психики той системы, к которой принадлежим. И ведём себя как автоматы, запрограммированные на стрельбу в цель, которую не можем как следует увидеть, поскольку она не в "здесь и сейчас", а в необъятной бессознательной памяти, к которой мы в этот момент оказываемся "подключены". И часто такие "выстрелы" — рикошетом в себя. На мой взгляд, именно здесь, в этой самой точке бифуркации осознанного и неосознанного ролевых выборов и лежит зона компетенции и основная задача психотерапии, коучинга, тренинга. Для терапии и тренинга — помочь человеку осознанно отследить момент, когда им овладевает архетипическая, надличностная роль, когда поведение из осознанного становится штампованным, управляемым рефлексами стрессового реагирования. Отследить, узнать предлагаемую коллективным бессознательным привычную роль-маску — и столь же осознанно применить определённые приёмы и техники для изменения своего состояния. То есть — научиться осознанно отделять содержимое собственное психики от коллективного, архетипического содержимого. И при этом — не потерять связи с ним, поскольку в нем очень много творческой энергии и душевной силы, которая, при уважительном и осторожном с ней обращении, продолжает питать нас и в осознанно выбираемых ролях. На этой базе становится выполнимой и перспективной задача коучинга — оптимизировать выбор желаемых ролей исходя из интересов, например, конкретного жизненного проекта, реализуемого клиентом в данный период своей жизни.

Собственно, для достижения этих целей разработана и плодотворно применяется моя методика краткосрочной системной терапии, коучинга и ролевого тренинга. С 2005 года она развивалась под названием "Архетипический анализатор", а осенью 2010 года Инна Казимировна Силёнок подарила мне новое название — "Театр архетипов", и тем самым вдохновила меня и воодушевила к новому осмыслению того, что было сделано, продумано, пережито в этом аспекте. Я глубоко благодарна Инне Казимировне за название, которое ещё точнее и объёмнее отражает то, что происходит при работе с этой методикой.

Так что же мы будем в себе распознавать, от чего отделяться, и к чему стремиться? Каковы они, эти архетипические роли?

Основатель глубинной психологии Карл Густав Юнг писал, что архетипов столько, сколько типичных жизненных ситуаций. В своей модели мы выделяем пять, — Принц, Воин, Король, Маг и Шут. По сути, это базовые способы взаимодействия индивидуума и окружающего его социума. Эти роли настолько древние, что, наблюдая, например, за стадными животными, мы можем легко проследить их проявления. Архетипы известны своей способностью объединять противоположности. Соответственно — верность заветам предков/стремление к развитию, наступление/оборона, власть/смирение, интеллектуальный анализ/системная интуиция и приспособление/провокация. И всему этому есть место в нашей жизни. Роли безличны. А люди вкладывают в них свои живые души, свои неповторимые индивидуальности.

И когда это происходит, человек начинает понимать, чувствовать, где его личное, а где — архетипическое, с чем хорошо бы сохранить связь, а с чем — безвозвратно разделиться. В какой роли комфортно, а в какой — нет, где и как для решения важных жизненных задач выбирается неподходящая роль, и как выбрать оптимальную. Таким образом, с помощью этой методики можно найти решение любой, даже самой сложной, жизненной проблемы в балансе, содружестве, взаимодействии пяти базовых ролей — архетипов — и соответствующих им ипостасей человеческой души: Принц, Воин, Король, Маг и Шут.

При этом особенно важно отметить, что при разработке и применении методики мы следуем завету Юнга о том, что наша задача — не навешивать ярлыки, а помогать извлекать закономерности "из хаоса эмпирических данных", сформировать пространство, в котором личный опыт человека может быть структурирован наиболее компактно, понятно, и наиболее удобно для использования. Таким образом, методика призвана не разделить людей по типам, а сформировать "меню возможностей" конкретного человека. Или, вернее, систему координат, позволяющую ему чётко видеть и оперативно изменять направление сил и внимания в значимых ситуациях.

Методика служит для разрешения внутренних конфликтов и трудностей в отношениях, для наработки социальной успешности путём ролевого тренинга в специально организованном пространстве.

При её разработке мы исходили из убеждения, что успехи в деловой сфере (карьерный рост, построение бизнеса) не должны оплачиваться ухудшением здоровья и разрывом личных отношений.

А теперь вспомните, как часто мы проигрываем в жизненной борьбе лишь от того, что не можем вовремя переключиться на нужную волну, проявить гибкость, разрядить обстановку шуткой или взять ситуацию под жёсткий контроль. Частая причина — застарелые стереотипы, штампы мышления и поведения. Они сковывают, как заржавевшие рыцарские латы, и мешают действовать точно и эффективно. Каков же выход? Вернее — вход. В Театр собственной души.

Работая с "Театром…", в четырёх углах кабинета (сцены) располагают Дома Принца, Воина, Мага, Короля. Дом Шута — в центре. При этом клиенту сообщаются типичные для каждой роли модели поведения. Чтобы в эти рамки он мог поместить, бережно осознать и, если нужно, скорректировать собственные убеждения и действия. Архетипы помогают сделать это легко и естественно, поскольку имеют свойство объединять в одном смысловом поле — Доме — все виды противоположностей — позитив и негатив, силу и слабость, сакральное и профанное, а также мужское и женское начала.

Принц — наследник ценностей и продолжатель традиций своей семьи, рода, страны. И — искатель новизны. Его задача в развитии души — наработка эмоций и впечатлений для постройки внутреннего образа мира. Отказ от ценностей предков превращает его в безродного Бродягу, а жёсткая привязанность — в зависимого Маменькиного сынка. Самое болезненное чувство — обида.

Дело Воина — достижение чётко поставленной цели. Реализация: экспансия, защита, производство. Ценности — эффективные навыки и технологии. Основная задача — обуздать собственную агрессивность. Воин всегда на границе: перед ним — цель, позади — ценность, которую он защищает. Фиксируясь лишь на цели, он может стать Убийцей, исключительно на ценности — "пушечным мясом" в чужой войне. Самое болезненное для него — несправедливость…

Король — созидатель и хранитель системы, гарант её стабильности и развития. Семья ли это, бизнес или государство. Он устанавливает её границы и правила, распределяет ресурсы. Задача — объединять других, создавая условия для жизни. Ценности — зрелая любовь, ответственность, забота о развитии. Слабость — в чрезмерном отождествлении себя с системой и забвении законов более высокого уровня, ограничивающих его власть и, одновременно, делающих её возможной. Если это происходит, расплата в виде отставки с должности или развода в семье может стать фатальной. Самое страшное для Короля — предательство. А ролевые противоположности — Марионетка и Диктатор.

Дом Мага — место уединённого созерцания. Маг хранит знания о прошлом, анализирует настоящее и моделирует будущее. Озарения открывают перед ним базовые законы жизни и перспективы системы, в которой он живёт. В этой роли человек эмоционально отстранён от происходящего вокруг. Не понятый окружением, может стать изгоем. Или злодеем, если использует своё интеллектуальное превосходство для мести. Отвращение, тревога и зависть, искажающие интуитивное вИдение — самые неприятные эмоции здесь.

Шут — регулятор психического напряжения. Не боясь "потерять лицо", выставляет в смешном свете себя и других: намеренно попадает в нелепые ситуации, плутует или провоцирует острым словцом. Как и другие архетипы, он также двойствен, и можно увидеть его Белую и Чёрную ипостаси. Белый — служит человеку и обществу, Чёрный — на нем паразитирует, провоцируя склоки и пустую суету. Главная опасность для человека под действием Шута — переиграть самого себя, и остаться в жизни этаким Флюгером — без собственной позиции и, в общем, без судьбы.

Итак, в театре архетипов клиент исследует свою проблему из разных Домов, с разных точек зрения. И учится тонко регулировать очерёдность и точность включения в различные роли. Осознанно опираясь на свои силы и компенсируя слабости. И тогда его Воин отважно защищает Принца, Король ставит перед Воином реальные достижимые цели, вовремя отличает его и награждает, Маг раскрывает перед Королём перспективы и предупреждает об опасности. Шут не даёт Принцу скучать, Воину тупо упираться в свои цели, Королю — закоснеть в мнимом всемогуществе, Магу — отлететь от реальности.

Так, играя на сцене собственной души, человек решает серьёзные жизненные задачи, как профессиональные, так и личные, на четырёх уровнях — ощущений, эмоций, мыслей и — реальных действий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.