Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кое-что о себе




Театр архетипов — методика краткосрочной системной терапии и глубинного аналитического коучинга для функциональной психодиагностики, разрешения конфликтов и формирования позитивной модели будущего путём ролевого тренинга в структурированном пространстве.

Основной принцип методики:

формирование для клиента рабочего пространства с чёткой структурой, подобной геометрической системе координат, наглядными ориентирами и надёжными внешними границами. Возможность анализа тестовой (значимой, сложной, неоднозначной, конфликтной) ситуации с 5 различных точек зрения.

Для этого рабочее пространство разделяется на "Дома" архетипов — Принца, Воина, Короля, Мага, Шута. И для каждого соответствующего класса смыслов, психических явлений, навыков выделяется своё место в пространстве, где и происходит работа над отдельными аспектами клиентского запроса/тренинговой темы.

Основные процессы:

  • выявление и примирение конфликтующих ценностей, позиций и мотивов;
  • установление границ и способов конструктивного обмена вниманием и временем между отдельными психическими функциями и социальными ролями;
  • устойчивое отделение ощущения себя как отдельного человека от архетипических, надличностных переживаний и идентификаций с различными людьми, ролями и функциями;
  • тренировка коммуникативных и рефлексивных навыков — разрешения межличностных конфликтов, согласования интересов, структурирования времени, самопрезентации, ведения переговоров и т.п.

Гарантия безопасности клиента:

1. Контроль из диссоциированной позиции. Любые диагностические или терапевтические действия в том или ином архетипическом Доме в обязательном порядке оцениваются клиентом из другой позиции (из другого Дома и из интегрированной позиции за пределами рабочего пространства).

2. 2-уровневая обратная связь: на первом уровне результат сессии оценивается из всех 5 позиций модели, а затем, на втором уровне, после специальной процедуры интеграции полученного опыта, — формулируются окончательные выводы по данной сессии.

Практическое применение:

  • в индивидуальном консультировании, коучинге и психотерапии;
  • в профессиональной подготовке — кафедра психологии управления и профессионального здоровья Академии менеджмента и рынка, Москва;
  • в открытых тренингах: Москва, Казань, Омск, Екатеринбург, Киев, Донецк, Краснодар;
  • в корпоративных тренингах и учебных программах: ОАО "ГМК "Норильский Никель", "ЛУКОЙЛ", завод "Диод";
  • в учебных курсах для руководителей малого бизнеса по программе Фонда поддержки предпринимательства при Правительстве Москвы.

Задача освоения методики "Театр архетипов" — научиться осознавать и различать в себе и других людях архетипические роли, интегрировать заключённые в них ресурсы, мудро обращаться с противоречиями, разрешать конфликты, отвечать на сложные вопросы жизни. И использовать в психотерапии, консультировании, коучинге, управлении, переговорах, продажах и презентациях.

С помощью методики театр архетипов можно решать следующие задачи в профессиональной сфере:

  • структурировать мышление и выйти на оптимальный уровень мотивации для эффективной реализации нового проекта;
  • оптимизировать стратегии взаимодействия с людьми (система самопрезентации в целом и её отдельные аспекты: переговоры, публичные выступления и т.д.);
  • разрабатывать персональные и групповые системы стресс-менеджмента;
  • совершенствовать управленческие и лидерские навыки.

В плане индивидуальной работы можно выделить следующие основные "показания к применению":

1. "Тренировка конфликтной компетентности". Трудные отношения с собой и другими — с родителями, детьми, руководителями и подчинёнными, учителями и государственными служащими.

2. "Трудности адаптации " — проблемы с усвоением новых знаний, языков, волнение при собеседованиях и экзаменах, на новой должности.

3. "Личные кризисы и выбор курса". Когда предыдущий жизненный этап уже завершился, а будущий ещё и не думает начинаться. Когда наступает время бурных перемен, и эти перемены могут касаться семьи, учёбы, работы, системы убеждений…

4. "Инвентаризация ресурсов" — когда есть интерес к себе, хочется лучше узнать и развить собственные творческие способности, лидерский потенциал, обрести энергию и мотивацию для значимых жизненных и рабочих проектов.

5. Расширение ролевого диапазона. Освоение нового поведенческого репертуара за счёт новых ролей, которым можно научиться.

6. Последствия психических травм — особенно ранних детских, связанные с формированием системы убеждений о жизни и своём месте в ней и патологических личностных защит. Когда человек снова и снова обнаруживает себя в травмирующих обстоятельствах.

7. Психосоматические проблемы, в т.ч. хроническая усталость, профессиональное выгорание, синдром менеджера и пр.

Очень часто клиенты и ученики, справедливо полагая, что терапевт или тренер соответствует своему назначению, если его собственная жизнь как-то соответствует тому, что он делает в профессии, интересуются некоторыми аспектами моей жизни. Таких вопросов было довольно много. И в личной работе, и в интервью различным изданиям. И вот что я могу и хочу рассказать по этому поводу.

С мужем, Вячеславом Петровичем, в этом году мы отметили 22-летие супружеской жизни. Мой супруг — кандидат экономических наук, управляющий объектами в одной из лидирующих на рынке торговых сетей, преподаватель кафедры экономики торгового предприятия Российского государственного экономического университета. Его монографии о сетевой розничной торговле как горячие пирожки расходятся во всех ведущих магазинах страны. Сейчас готовится к защите докторской диссертации. Несколько статей по тематике психологии управления мы написали вместе. В этом году на секции "Театр архетипов" он сделал интереснейший доклад о том, как ведущие архетипические роли основателей фирм определяют судьбу их бизнесов.

Наша общая с ним страсть — театр. С первых дней знакомства мы выяснили, что оба любим оперетту. Потом стали осваивать театральный мир вместе. Долгое время увлекались современной режиссурой, а сейчас возвращаемся к классике. Больше всего любим театры им. Гоголя, Малый, им. Маяковского — в Москве. И — обожаем питерскую Музкомедию.

Наш сын Александр — студент Московской государственной юридической академии. Часто говорит: "Мы, юристы, по этому поводу думаем следующее…" и уже консультирует нас по правовым вопросам. Он очень любит музыку, при этом осознанно слушает определённые музыкальные произведения, чтобы, привести себя в работоспособное состояние, например, для написания курсовой работы, чтобы внутренне собраться и побороть тревогу перед экзаменом или, наоборот, расслабиться и отдохнуть. Он ещё в нашей семье, но с каждым днём я замечаю, что всё большую часть его внимания и его жизни занимает большой мир, и вот скоро он будет совсем самостоятельным. И мы будем строить с ним отношения как с самостоятельным взрослым человеком… Так движется жизнь…

Как и Саша, я когда-то научилась управлять своим состоянием с помощью песен. Только он их слушает, поскольку технических возможностей для этого сейчас очень много, а я — пела. Сколько помню себя — всю жизнь — и в праздники, и в будни, и в радости и (особенно) в печали — инстинктивно используя песни для того, чтобы справиться со сложными жизненными ситуациями. Когда было особенно горько, начинала с самых грустных и распевных. Затем переходила к серьёзным оперным ариям, затем — к революционным гимнам. И уже после такой артподготовки заканчивала свой концерт без слушателей нежными лирическими песнями, а если хотелось уж совсем бурного веселья — то частушками (не всегда политкорректного содержания) и бурлящими русскими плясовыми. И сейчас, когда работаю со свой методикой "Театр архетипов", часто использую музыкальные произведения и стихи, чтобы и мне, и моим клиентам легче было осознавать в себе эти базовые жизненные роли. И лирическую нежность Принцессы, и энтузиазм Принца, энергию и мощь Воина, уверенную и силу и хозяйскую мудрость Короля и Королевы, всепроникающую интуицию и тонкую интеллектуальность Мага, иронию, сарказм или простодушное веселье Шута…

Наше семейное увлечение — путешествия. На своей машине мы объехали уже почти всю Европу. Сыну больше всего понравилась Германия, и он, как только представилась возможность, с упоением принялся за изучение немецкого языка. Я лучше всего себя чувствую в романских странах. В Люксембурге и Франции откуда-то из глубин памяти вдруг всплывают мои школьные языковые знания, и я начинаю общаться с людьми, читать афиши и названия улиц, и мне это доставляет огромное удовольствие. Итальянский же я никогда не учила, но, услышав впервые живую речь, схватила разговорник, и везде, где могла, старалась им пользоваться. Мужу близка Скандинавия. Удивительно, как он справляется с управлением автомобилем на туманных крутых склонах между норвежскими фьордами! А осенью, зимой и весной мы любим совершать короткие вылазки — в Петербург, в Новгород, в Кострому, Владимир, в Переславль Залесский, в левитановский Плёс, другие малые и большие города России. В красивые места в Подмосковье. Так хорошо, когда над головой много неба, а впереди — дорога…

Однако, путешествия, это, конечно, здорово. Но при всей своей любви к ним, я, скорее, домоседка. Даже блог свой личный в Живом Журнале назвала "А дома — лучше". Из домашних дел больше всего люблю готовить. Из каждого путешествия — будь то отпуск с семьёй или поездки с тренингами по стране и вокруг — привожу что-нибудь новенькое. Рыбацкий суп по рецепту рыбного рынка в Бергене, инсалатта миста (овощной салат с моццареллой) из Италии, свинину по-Новороссийски — по рецепту вагона-ресторана поезда "Новороссийск-Москва"… И сама придумываю всякие вкусности. Из традиций — ежегодные куличи на Пасху. Их мы вот уже много лет печём вместе с мамой. Когда дом наполняется тёплым запахом сдобы, приправленной ванилью, миндалём, апельсиновой и лимонной цедрой, в нем воцаряется тихая предпраздничная радость.

В нашей семье все — закоренелые и убеждённые кошатники. Вот уже 6 лет с нами живут русская голубая Муся и сиамец Марсик. Марсик — мощный и спокойный, очень ласковый увалень. Больше всего любит дремать на диване или с философским видом созерцать окружающее. Муся — активная игрунья, прыгунья и охотница, кошка, которая всегда гуляет сама по себе. И идёт на руки только к тем, кто ей чем-то очень понравится…

И когда в круговерти будней удаётся выкроить время, я с удовольствием занимаюсь ходьбой по бегущей дорожке (чтобы не ходить в фитнес, где я не чувствую себя уютно, я делаю это дома, с книгой или журналом на подставке). С удовольствием доверяюсь древней мудрости китайского Канона Перемен, читая и перечитывая описываемые там ситуации, занимаюсь упражнениями для тренировки интуиции. Очень люблю общаться с друзьями. Их немного, но все это люди, тонко чувствующие и глубоко думающие. Когда мы разговариваем, обмениваемся впечатлениями о том, что происходит вокруг, размышляем вместе, — я испытываю восхитительное чувство интеллектуального резонанса и душевной близости. При этом моя картина мира обогащается, приобретая дополнительные краски, становится более объёмной, мои мечты и планы, разделённые с друзьями, одухотворённые их сопричастностью, быстрее наполняются энергией. Это общение — насущный хлеб моей души.

Многие говорят, что "правильный психотерапевт" — тот, у кого нет своих проблем. Наверное, с этой точки зрения — я — неправильный психотерапевт. У меня есть проблемы, некоторые из них — очень давние, и решать их порой достаточно сложно. При этом каждая проблема — это повод подумать, задать себе вопросы — что происходит, и что я могу сделать в этой ситуации? Как обойтись с тем, что случилось? В этом мне очень помогает техника "проблемной карты", когда на листе бумаги, который я делю так же, как рабочее пространство в Театре архетипов, я выписываю всё, что имеет отношение к трудной для меня ситуации, с точки зрения моих базовых жизненных ролей — Принцессы, Воина, Королевы, Мага, Шута. И каждая из моих архетипических ипостасей отвечает примерно на такие вопросы:

1. Каковы факты.

2. Что по этому поводу я чувствую.

3. Что по этому поводу я думаю.

4. Какие мои проекты и мои планы вовлечены в ситуацию.

И ещё один вопрос — с какими образами, чаще — явлениями природы — я могу эту ситуацию сравнить? Что она мне напоминает? Бывает, что ситуация, которая представляется сначала очень неприятной, после ответа на эти вопросы приобретает совсем другой смысл, окраску, звучание…

И постепенно становится ясно, какими ресурсами, — временем, силами, средствами я располагаю для её благополучного разрешения. И какие есть варианты… И можно уже составить подробный и чёткий план действий.

Когда-то давно, ещё до прихода в профессиональную психотерапию, я сделала для себя открытие — пока я переживаю и нервничаю по поводу наличия проблемы в моей жизни, я не могу её решить. Когда я превращаю её в задачу — она решается. Я убеждена, что решение проблем по большому счёту — это содержание нашей жизни. Как содержание пьесы или книги. Когда мы становимся зрелыми, учимся отделяться от коллективной психики, сохраняя живую связь с её питающими энергиями, мы можем по-новому определить жанр своей жизни. Лично я — вслед за героем Макса Фрая, считаю себя скорее комическим, чем трагическим персонажем, а моя жизнь — скорее производственный роман с лёгким оттенком фэнтези (или фэнтези с оттенком производственного романа), нежели трагедия, детектив или мелодрама…

 

Читать далее: Театр архетипов. Статья. Аналитическая психология К.Г.Юнга. Самопознание.ру http://samopoznanie.ru/articles/teatr_arhetipov/#ixzz2ztP9ICAI




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.