Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные факторы ценообразования




Виды цен и их классификация по различным признакам.

 

Ценовая система – это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками мирового рынка. Цены в условиях рыночных отношений классифицируются по различным экономическим признакам.

1-й признак. Дифференциация цен по отраслям и сферам товарного обращения строится на основе учета особенностей отдельных отраслей народного хозяйства.

По этому признаку цены подразделяются на следующие виды.

1. Оптовые цены на продукцию промышленности – это цены, по которым промышленная продукция реализуется товаропроизводителями и закупается всеми категориями потребителей кроме населения в порядке оптового оборота. В свою очередь эти цены подразделяются на:

§ оптовые цены предприятий изготовителей;

§ оптовые цены оптовиков-потребителей (цены закупки).

2. Закупочные цены – это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция предприятиями, фермерами, населением оптовым потребителям (главным образом, перерабатывающим предприятиям или посредническим организациям). Они обычно являются договорными ценами и устанавливаются по соглашению сторон.

3. Цены на строительную продукцию – представляют собой либо общую сметную стоимость объекта, либо усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта – за 1 квадратный метр жилой или полезной площади. В этой отрасли используется также договорные цены, которые устанавливаются по соглашению между заказчиком или подрядчиком.

4. Тарифы грузового и пассажирского транспорта – это плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и с населения.

5. Розничные цены на потребительские товары - это цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению или предприятиям.

6. Тарифы за услуги – это цены, по которым предприятия сферы услуг реализуют свои услуги потребителям.

7. Внешнеторговые цены – это цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг.

2-й признак. Дифференциация цен по стадиям ценообразования.

По этому признаку происходит деление цен, которые складываются по мере движения товара (услуг) от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является составным элементом цены последующей стадии.

В настоящее время по данному признаку существует три вида рыночных цен:

1. Оптовая цена предприятия изготовителя. Она включает в свой состав себестоимость производства и реализации продукции изготовителя плюс нормативную прибылью.

2. Оптовая цена оптовика – потребителя (цена закупки). Это цены, по которой предприятия потребители покупают продукцию. Они могут быть двух видов:

когда продукция приобретается непосредственно у предприятия изготовителя в порядке оптовой торговли. В этом случае в состав оптовой цены приобретателя продукции (цены закупки) входит оптовая цена производителя + НДС +акцизы.;

когда продукции приобретается через посредника. В этом случае в состав оптовой цены оптового потребителя товара (цены закупки) входит оптовая цена потребителя товара без посредника + издержки + прибыль + НДС посреднической организации.

3. Розничная цена – это цена, по которой товар реализуется в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, т.е. розничная цена является конечной ценой. Она включает в свой состав цену закупки (без посредника или с посредником) + издержки + прибыль + НДС торговой организации.

3-й признак. Дифференциация цен по степени участия государства в процессе ценообразования. В условиях рыночной экономики по этому признаку действуют два вида цен: рыночные и регулируемые.

В наибольшей степени рыночным отношениям соответствую рыночные (свободные) цены. Они складываются на рынке под влиянием спроса и предложения, независимо от какого либо государственного влияния. Однако полностью перейти только на этот вид цен невозможно. Государство в случае необходимости может вмешиваться в процесс ценообразования. Оно в лице своих ценообразующих органов может устанавливать на отдельные, социально-значимые виды товаров, фиксированные цены, а также предельные цены или предельный уровень рентабельности. Это цены на газ, электроэнергии и отдельные виды продуктов питания. Могут быть и другие способы государственного регулирования цен. В частности, применение товарной и закупочной интервенции со стороны государства. Например, при дефиците на товарном рынке зерновой продукции государство выбрасывает на этот рынок дополнительное количество зерна в целях повышения предложения на эту продукцию и снижения тем самым ее цены.

4-й признак. Дифференциация цен в зависимости от территории их действия. По этому признаку они различаются на два вида:

1. цены единые по стране или поясные;

2. цены региональные (зональные, местные).

Единые или поясные цены могут устанавливаться только на базовые виды продукции, на которые распространяется государственное регулирование – это электроэнергия, газ и другие.

Региональные (местные) цены устанавливаются органами ценообразования региональных органов власти. Эти цены ориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными являются цены и тарифы на основную часть жилищно-коммунальных и бытовых услуг, оказываемых населению, и на отдельные социально значимые виды продуктов питания – отдельные сорта хлеба, молока, масла.

 

Рыночная цена товар формируется под влиянием большого числа факторов. К основным из них относятся:

 

1. величина средних издержек производства и среднеотраслевая норма прибыли;

2. соотношение спроса и предложения;

3. факторы ценовой конкуренции;

4. факторы неценовой конкуренции;

5. государственное регулирование монопольных цен.

 

В основе цены лежат среднеотраслевые издержки производства и средняя норма прибыли. Предприятия одной и той же народнохозяйственной отрасли и производящие однородную продукцию имеют, как правило, различный уровень производства, используют сырье и материалы, получаемые из различных источников и различной стоимости и т.д. Всё это формирует индивидуальные издержки производства каждого предприятия. Однако при установлении цен на свою продукцию предприятия исходят не из своих индивидуальных издержек производства, а ориентируются на средние по отрасли издержки производства и среднеотраслевую норму прибыли. В этих условиях цена предложения и цена спроса определяются не как цена индивидуальных продавца и покупателя, а как цена совокупного продавца и совокупного покупателя. В результате сопоставления совокупного предложения и спроса определяется цена сделки или рыночная цена товара.

Отсюда следует, что те предприятия, где издержки производства равны общественным (средним) издержкам или ниже их, получают больше прибыли, а предприятия, у которых издержки производства выше средних, получают меньше прибыли или имеют убыток и в конечном счете могут разориться.

В свою очередь средняя норма прибыли в цене и соответственно цена в целом зависят от других факторов ценообразования. В частности, от соотношения спроса и предложения.

Спрос - это желание и возможности потребителя купить товар в определенное время и в конкретном месте. Он складывается из производственного и личного потребления.

Предложение – представляет собой произведенный продукт в виде товарной массы, предназначенной для продажи в определенное время и в конкретном месте.

С увеличением на рынке товарной массы предложение на эту продукции будет расти. Если при этом спрос на данную продукцию остаётся неизменным или изменяется незначительно (не эластичный спрос), то цена товара и эффективность продукции будет снижаться. В этом случае для сохранения или приумножения эффективности производства в предприятии возникает необходимость в переливании (переносе) капитала от менее эффективного к более эффективному производству. В этих условиях производство и реализация первоначального продукта будет снижаться. Соответственно снизится и предложение этого продукта на рынке. При сохранении в данном случае прежнего спроса на первоначальный товар его цена будет расти. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не выровняется спрос и предложение и не будет обеспечена экономическая эффективность данного товара. Таким образом, в соответствии с законом спроса и предложения формируется равновесная цена товара, обеспечивающая эффективность производства. Если этого не происходит, то товар снимается с производства и соответственно с продажи.

Важным фактором, воздействующим на цену товара в условиях рыночной экономики, выступает ценовая конкуренция. Это вид конкурентной борьбы посредством изменения цен на реализуемую продукцию. Важным условием успешной ценовой конкуренции является постоянное совершенствование производства и на этой основе снижение себестоимости продукции. В этом случае производитель товара может позволить себе до определенного уровня снижать цену на свой товар, компенсируя потерю прибыли от снижения цены за счет увеличения объема продажи своей продукции. В данном случае при снижении цены на товар этот товар становится более конкурентоспособным. Это есть метод добросовестной ценовой конкуренции.

Другим способом конкурентной борьбы посредством изменения цен является продажа товара на рынке отдельными продавцами по цене ниже себестоимости (как бы себе в убыток). Это явление называется демпингом. Оно осуществляется отдельными предприятиями (фирмами) для подрыва позиций конкурентов, вытеснения их с рынка и обеспечения тем самым господствующего положения на рынке. Это есть метод недобросовестной ценовой конкуренции.

Существует также неценовая конкуренция, влияющая на цену товара чрез такие факторы, как качество товара, объем поставок, имидж фирмы, взаимоотношения между продавцом и покупателем, условия платежа, транспортные условия доставки продукции до потребителя и другие.

В каждой отрасли могут быть и другие индивидуальные факторы ценообразования. Например, для сельскохозяйственных предприятий определенное влияние на цену товара могут оказывать такие факторы, как каналы реализация продукции, время реализации (сезонность), виды реализуемой продукции (сырьем или готовой продукцией и т.д.)

В практике используется и такой фактор ценообразования как государственное регулирование цен на отдельные жизненно важные виды продукции и услуг. Этот метод применяется с целью недопущения диктата монополистов над ценами и предотвращения недобросовестной ценовой конкуренции (демпинга). Существуют разные способы такого рода регулирования цен – это установление государством или местными органами власти фиксированных цен, предельных цен, предельного уровня рентабельности или предельного размера торговой надбавки. Возможно также государственное регулирование цен на отдельные виды сельскохозяйственной продукции (например, на зерно) на основе закупочной и товарной интервенции.

Закупочная интервенция как средство поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей проводится в тех случаях, когда последние в силу сложившихся благоприятных природно-климатических условий предлагают рынку значительно больше продукции, чем его требуется на данный момент. В этих условиях товаропроизводитель не в состоянии реализовать свою продукцию с выгодой для себя из-за увеличения предложения на данный продукт. Поэтому цена может снижаться ниже минимального уровня, т.е. ниже себестоимости. Тогда государство в целях поддержки товаропроизводителей скупает их товар по более высокой цене, чем сложилась рыночная цена на него. Осуществляется закупочная интервенция. После этого другие скупщики данного товара будут также повышать цену на этот товар. Например, государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий и после сбора ими высокого урожая.

Если же возникает дефицит жизненно важных видов товаров и цены на них растут сверх максимального уровня, то государство осуществляет товарную интервенцию с целью стабилизации ранка, то есть т.е государство выпускает на рынок запасы данной продукции по более низким ценам, чем до этого сложились на рынке и тем саамы сбивает цена на этот продукт. Например, выброс государством в весеннее- летний период зерна на рынок для хлебопекарной промышленности. В этом случае предложение зерна на рынок возрастает, и цены на зерно снижаются.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.