Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Организация проведения деловых совещаний




1. Сущность, технология организации и проведения деловых совещаний.

2. Подготовка делового совещания.

3. Проведение совещания. Рекомендации руководителю при проведении совещания.

4. Подведение итогов и принятие решения.

 

  1. Сущность, технология организации и проведения деловых совещаний.

Совещания — одна из важнейших форм управленческой деятельности. Во время совещания происходит обмен информацией между подчинёнными и руководителем, принимаются управленческие решения. Совещания подразделяются на:

- проблемные;

- инструктивные;

- оперативные.

Наиболее важными, требующими тщательной подготовки и сложными в проведении являются проблемные совещания. Применительно к этому виду деловое совещание — это способ привлечения коллективного разума к выработке оптимальных решений по актуальным и наиболее сложным вопросам, возникающим на предприятии. Технологию организации и проведения деловых совещаний можно представить следующей схемой.

Деловое совещание

 
 


Подготовка Проведение Подведение итогов и

принятие решения

- определение - продолжительность

целесообразности совещания - протокол

совещания - регламент - контроль за

- повестка дня - протокол выполнением

и состав участников решения

- дата и время

совещания

- место проведения

- подготовка участников

совещания

 

 

  1. Подготовка делового совещания

 

Неподготовленные совещания — это, как правило, неэффективные совещания.

Подготовка совещания начинается с определения целесообразности его проведения. Совещания — один из самых дорогостоящих видов управленческой деятельности. Это обусловлено тем, что совещаются обычно руководители, то есть самые высокооплачиваемые работники; при этом имеются скрытые потери, связанные с временем на сбор участников, «разбитостью» рабочего дня; большинство чрезвычайных происшествий происходит во время отсутствия руководителя на рабочем месте; некоторых работников совещания расхолаживают. Поэтому на этом этапе руководитель должен проанализировать все альтернативы: возможность решения вопроса по телефону; селекторное совещание, возможность объединения с другими (плановыми) совещаниями.

После того, как принято решение о необходимости проведения совещания, определяют повестку дня и состав участников. Подробная повестка совещания сокращает его длительность, так как позволяет участникам лучше подготовиться и более конкретно выступить. Целесообразна предварительная рассылка повестки совещания. Признаком плохого тона является приглашение участников на совещание (чаще всего по телефону), когда приглашающий (секретарь или другой работник) толком не знает о целях и повестке совещания.

Основные ошибки, допускаемые при формировании повестки дня:

1. Отсутствует главная тема совещания, а если тем несколько, то не удаётся обеспечить их чёткого разграничения.

2. Участникам предварительно не разъяснена суть обсуждаемой проблемы. Для этого можно разослать сотрудникам письменную информацию касательно обсуждаемой проблемы.

3. В повестку дня включены вопросы разного объёма и разнообразного содержания, в результате чего совещание превращается в обсуждение, а зачастую в перебранку между отдельными его участниками или группами, увеличивается число участников, поставленных в позицию пассивных слушателей.

Кроме того, в повестке дня целесообразно указать продолжительность совещания (это позволяет приглашаемым скоординировать свой деловой распорядок) и состав участников (это даёт возможность заранее подготовиться к дискуссии с тем или иным оппонентом). При решении вопроса о составе участников очень внимательно нужно подойти к формированию списка как по количественному так и по качественному составу. Совсем необязательно, например, на каждое совещание приглашать руководителей подразделений. К участию в совещании необходимо привлечь тех должностных лиц, которые наиболее компетентны в обсуждаемой проблеме, а ими, как показывает практика, не всегда являются руководители подразделений.

Что касается количества участников совещания, то оптимальный вариант — совпадение количества участников совещания с количеством активно участвующих в обсуждении вопроса. Основной критерий отбора — компетентность именно в вопросах повестки дня. Считается, что оптимальное число участников совместных обсуждений — 5 — 7 человек. Увеличение количества приглашённых резко снижает средний коэффициент участия (или отдачи) присутствующих, одновременно удлиняя совещание. При разнородной повестке совещания лучше всего, если состав участников совещания переменный: лицам, чьи вопросы рассмотрены, разрешается покидать совещание, а другие участники, чьи вопросы не первые, приглашаются на соответствующее время.

Определив состав участников, надо назначить день и время проведения. Считается, что проблемные совещания лучше проводить в середине недели (в среду или четверг), когда наблюдается самая высокая производительность труда, а инструктивные и оперативные — в конце недели или в понедельник (очень краткие).

Совещания лучше проводить во второй половине дня. Из теории биоритмов известно, что у человека в течение рабочего дня есть два пика повышенной работоспособности: первый — с 11 до 12 часов, второй — между 16 и 18 часами. Лучше всего приурочить совещание ко второму пику. Это послужит дополнительным фактором, побуждающим участников совещания работать быстро и эффективно, дабы не засиживаться допоздна.

Чтобы более точно оценить длительность совещания и решить все намеченные вопросы, целесообразно в повестке дня проставлять время, отведённое на вопросы. У нас, к сожалению, это мало распространено, однако такая мера служит эффективным средством задать хороший темп совещанию, что позволяет сократить время на его проведение.

Наилучшее место для проведения совещания — специально оборудованное помещение: с круглым столом, настенными часами, без телефона и селектора (телефон и селектор желательно иметь в соседнем помещении, чтобы можно было, не отвлекая остальных, выйти и получить справку или пригласить понадобившегося специалиста). Следует помнить, что скученность — серьёзный фактор возникновения конфликтов. Поэтому участникам совещания не стоит сидеть плечом к плечу: стол должен быть большим, помещение — просторным.

Круглая форма стола способствует большей демократичности обсуждения. Она нивелирует разницу в служебном статусе, тогда как за вытянутым прямоугольным столом ближе к председательствующему садятся, как правило, участники с более высоким должностным или личностным статусом, а положение ведущего подчёркивается нахождением его во главе стола.

Неплохие возможности в этом плане создаёт трапецевидный стол. За таким столом каждый участник хорошо видит остальных, а председателю и секретарю хорошо виден каждый участник делового совещания.

Если совещание проходит в кабинете руководителя (как это чаще всего бывает), необходимо отключить телефон и селектор (или хотя бы убавить громкость), чтобы они не отвлекали и не раздражали участников совещания.

Помещение, где проходит совещание, должно иметь хорошую вентиляцию. Установлено, что отсутствие должной вентиляции уменьшает производительность умственного труда не менее чем на 10 %, а это влияет как на продолжительность совещания, так и на качество принятых на нём решений. Имеет значение и температура в помещении: прохладный воздух способствует сокращению длительности совещания и, наоборот, температура выше обычной комнатной, способствует её увеличению. Кроме того, в помещении должна быть нормальная влажность воздуха, хорошая освещённость и удобная для работы мебель.

Подготовка участников совещания — последний этап в процедуре подготовки деловых совещаний. В повестке дня необходимо указывать ответственных за подготовку вопросов совещания. Задача ответственных — подготовиться так, чтобы уложиться с решением вопросов в отведённое время. Кроме того, им следует при необходимости заблаговременно ознакомить остальных участников совещания с письменными материалами по обсуждаемому вопросу. Каждый из участников должен заранее знать тематику и задачи совещания, что в последующем будет способствовать эффективному проведению совещания.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.