КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современное состояние, факторы и тенденции развития потребительского комплекса и его отраслей
В силу сложившихся обстоятельств (снижение размеров финансирования, абсолютный спад производства и т. д.) развитие отраслей потребительского комплекса национальной экономики в 90-е гг. резко затормозились. Одновременно существенно сократилось число объектов этого комплекса и не только за счет их ликвидации, но, прежде всего, за счет перепрофилирования в процессе приватизации тех из них, деятельность которых была низкорентабельной, а продукция не находила сбыта в условиях резко вырастающей конкуренции импортных товаров и услуг евроуровня. Кроме того, свою роль сыграло и то обстоятельство, что многие объекты социальной сферы, ранее находившиеся на балансах государственных и других предприятий различных отраслей национальной экономики (промышленности, строительства, сельского хозяйства и др.), за годы реформирования прекратили свое существование. Сегодняшнее состояние отраслей потребительского комплекса определяется совокупным действием двух групп основных причин, воздействующих к тому же и на развитие тенденций становления нового качества потребительского комплекса в целом и отдельных отраслей и видов экономической деятельности, в него входящих. К первой группе относятся те причины, которые сформировали стартовые условия потребительского комплекса к началу рыночных преобразований в экономике страны. Вторая группа причин связана с задачами, особенностями и реально сложившейся практикой рыночных реформ в экономике России. Стартовым условиям рыночных преобразований, а значит, состоянию потребительского комплекса в период централизованной, планируемой и управляемой хозяйственной системы России, присущи следующие признаки: — остаточный принцип финансирования отдельных отраслей, входящих в состав комплекса; — хроническое недообеспечение отраслей комплекса основными ресурсами его развития (материальными, трудовыми, финансовыми); — постоянное отставание в количественном и качественном развитии отдельных отраслей потребительского комплекса и самого комплекса в целом от других отраслей материального производства страны; — несоответствие занятости, фондов, объемов и структуры услуг потребительского комплекса растущим потребностям населения, объемам и структуре его доходов; — неравномерное размещение и диспропорции развития отраслей потребительского комплекса по территории России. Разрушение отраслей, производств и видов экономической деятельности привело не только к прямым потерям национального богатства, но и к росту социальной напряженности в обществе за счет роста числа безработных врачей, учителей, работников отраслей бытового обслуживания; легкой, пищевой и других отраслей промышленности, а также за счет резкого снижения уровня жизни населения и потребления материальных благ и социальных услуг. Эти процессы усилили имущественное расслоение и социальную дифференциацию населения страны. В условиях становления рыночных отношений в экономике России наиболее негативными сторонами состояния потребительского комплекса являются: — многократное снижение объемов массовых потребительских услуг на фоне резкого увеличения доли услуг в ВВП; — необоснованное расширение импорта потребительских товаров и продовольствия, вытесняющего с внутреннего рынка отечественных товаропроизводителей; — сужение масштабов воспроизводства товаров и услуг потребительского профиля из-за потери рынков союзных республик бывшего СССР, снижения платежеспособного спроса населения, сокращения государственных инвестиций в развитие потребительского комплекса; — ориентация развития отраслей и производств не на повышение благосостояния и качества жизни всего населения, а на обслуживание высокодоходных слоев населения. Эти негативные явления проходят на фоне резкого сокращения объемов производства и развала отраслей материального производства, входящих в состав потребительского комплекса или связанных с его деятельностью технологически. Развитие и совершенствование потребительского комплекса национальной экономики происходит в условиях: а) усиления социальной направленности и ориентации на достижение ближайших и более отдаленных целей социального прогресса; б) сокращения размеров финансовых ресурсов государства, выделяемых на решение задач социальной политики; в) перспектив роста уровня и качества жизнедеятельности населения страны и ее регионов; г) поддержания интеллектуального, культурного и духовного потенциала нации; д) климатических особенностей отдельных территорий страны, объединяемых в зональные образования при расчетах прожиточного минимума, норм и нормативов потребления населением материальных благ, социально-культурных и социально-бытовых услуг; е) исторических традиций развития страны, ее отдельных регионов и территорий; ж) национального менталитета и национальных особенностей коренного населения страны, ее отдельных регионов и территорий; з) производственно-хозяйственной структуры хозяйственной системы страны и ее регионов; и) социально-демократической структуры населения страны, ее административно-территориальных и административно-хозяйственных образований (численность населения, плотность заселения территории, национальный и половозрастной состав, распределение численности занятых по отраслям хозяйства, деление населения на жителей города и села и т. п.); к) расширения перспектив развития национальной экономики, определяющих возможности государственного финансирования потребительского комплекса в целом и входящих в его состав отраслей и видов экономической деятельности, включая пенсионное и социальное обслуживание, платежеспособный спрос населения; л) увеличения доступа к природным ресурсам, используемым в процессе функционирования отраслей потребительского комплекса (рекреационные ресурсы, вода, энергоресурсы всех видов и др.); м) роста накопленного и используемого потенциала потребительского комплекса. В условиях реформирования национальной экономики Россия перешла на экономически малоперспективную практику формирования товарных ресурсов за счет импорта из других стран, прежде всего, стран дальнего зарубежья. Этому в немалой степени способствовало развитие «челночного» движения в стране. Иностранная экспансия продовольствия, лекарств и потребительских товаров не только привела к существенному вытеснению с внутреннего рынка страны отечественных товаропроизводителей, но и способствовала развалу отечественных отраслей пищевой, легкой и фармацевтической промышленности, промышленности строительных материалов и ряда отраслей машиностроения. Россия перешла границу товарной зависимости от иностранных поставщиков. На закупку импортного продовольствия тратятся колоссальные средства. Это снижает возможности инвестирования в потребительский комплекс страны, исключая саму возможность государственной поддержки его развития и совершенствования. Таким образом, современное состояние и тенденции развития тех отраслей потребительского комплекса, которые связаны с созданием и реализацией рыночных видов услуг населению социального назначения, имеет следующие тенденции: 1. Углубление диспропорций в развитии отдельных отраслей и производств, сложившихся в дореформенный период. 2. Увеличение доли производства товаров и услуг для высокодоходных слоев и групп населения. 3. Резкое сокращение доли отдельных составляющих потребительского комплекса (культуры, сферы отдыха, производства потребительских товаров, их сервисного обслуживания). 4. Постоянное снижение массы и доли потребительских (продовольственных и непродовольственных) товаров и услуг социального назначения, предоставляемых подразделениями потребительского комплекса, происходящее в силу резкого ухудшения их финансового состояния, роста неплатежей и передачи ранее находившихся на их балансе и передаваемых на балансы местных органов власти или продаваемых частным индивидуальным или коллективным владельцам. 5. Рост масштабов передачи ведомственных объектов социальной инфраструктуры в процессе приватизации коммерческим структурам с изменением профиля их деятельности. 6. Стремление государственных предприятий отраслей материального производства сохранить за собой имеющиеся на их балансе объекты социального назначения и всемерное желание акционерных обществ и других рыночных структур передать находящиеся в их собственности объекты социального назначения местным властям либо вывести их из состава общества с преобразованием в самостоятельные коммерческие юридические лица. 7. Изменение структуры спроса на работы и услуги социального характера при одновременном росте требований к качеству работ и услуг (прежде всего услуг дошкольных и школьных учреждений, услуг образования, туризма, физкультуры, спорта и т. д.). 8. Рост дифференциации уровня развития и предоставления населению социальных услуг при одновременном расширении потребностей в них практически в каждом регионе и в каждом населенном пункте страны.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |