Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответ: 4




Задание №5

На рисунке показана кривая безразличия некоего потребителя и линия его бюджетного ограничения

Qy

E
 
Qx

Если цена товара Х снизится, то вследствие эффекта…

Варианты ответа (несколько вариантов):

1) дохода потребление товара У увеличится

2) замещения потребление товара Х увеличится

3) замещения потребление товара Х уменьшится

4) дохода потребление товара У сократится

РЕШЕНИЕ:

В данной задаче легко запутаться, потому что рассуждение будет разным в зависимости от того, являются ли оба товары нормальными, или один из них является низшим (тут возникают варианты в зависимости от того, какой товар – низший: тот, на который цена снижается, или тот, на который цена не снижается, но он заменяет или дополняет дешевеющий товар). Нормальный товар – это такой товар, потребность в котором у покупателя не насыщена и он хотел бы приобрести большее количество данного товара. А низший – это такой товар, потребление которого человек сокращает, если становится богаче.

Сначала рассмотрим эффекты дохода и замещения по отдельности.

Важно понимать, что эффект дохода от снижения цены на товар Х заключается в том, что человек реально становится богаче. Если товар У является нормальным товаром, то с какой стати более богатый человек станет сокращать его приобретение, если даже будучи более бедным он покупал 20 единиц данного товара? Дополнительный доход покупатель направит на увеличение количества товара Х, не снижая приобретение товара У. От того, что стал богаче, человек сократит потребление товара У, если только этот товар является низшим. Если же товар Х – является низшим, то покупатель вследствие эффекта дохода не должен увеличивать его потребление. Окончательный результат зависит от соотношения эффекта дохода с эффектом замещения: покупатель может вообще не среагировать на снижение цены на низший товар Х, высвободившиеся деньги направить на покупку нормального товара или потратить на дополнительное количество товара Х только часть дополнительного реального дохода.

Эффект замещения означает относительное удешевление товара Х, потребитель начнёт замещать относительно более дорогой товар У покупкой большего количества более дешёвого товара Х. Само слово "замещение" означает, что покупатель не просто увеличивает приобретение товара Х, а заменяет более дорогой товар У более дешёвым товаром Х.. Если только товар У – низший, а товар Х –нормальный, то потребитель с радостью заменит низший товар на нормальный (возможно, в большем количестве, чем в следующем случае), если оба товара нормальные – то потребитель спокойнее отнесётся к замене. А если товар Х – низший, то потребитель по сути эффекта замещения всё равно замещает им более дорогой товар, но без радости.

Выразится ли различие в психологических ощущениях в количественном различии между этими вариантами?

Ответ на этот вопрос будет зависить уже от соотношения эффекта дохода и эффекта замещения, что больше, что меньше? Если эффект замещения больше, чем эффект дохода в случае, когда Х является низшим товаром, то потребитель, все-таки увеличит приобретение товара Х. Если эффект дохода равен или больще эффекта замещения, то потребитель не увеличит приобретение большего количества низшего товара в случае снижения цены на него.

Для данной задачи следует заметить, что для нормальных товаров потребление товара У сократится не вследствие эффекта дохода, а вследствие эффекта замещения.

Потребление товара У сократится вследствие эффекта дохода, если этот товар является низшим, потому что в этом случае потребитель отказывается от данного товара, потому что стал богаче, а не потому что товар У стал относительно дороже.

ОТВЕТ: варианты 2 и 4

Данная задача была обсуждена преподавателями кафедры ЭТиКУ.

Было указано, что поскольку в задаче ничего не сказано про низшие товары, оба товары следует по умолчанию считать нормальными. С этим действительно можно согласиться.

Тогда задачу надо решать по Хиксу.

Пусть потребитель покупает два товара Х и Y, доход потребителя составляет М единиц, цены товаров соответственно Px и Рy. Соответствующая этим условиям бюджетная линия АВ имеет точку касания Е0 с кривой безразличия №1, следовательно, точка Е0 является точкой потребительского оптимума.

Пусть теперь цена товара Х снизилась. В этом случае новая бюджетная линия пересечёт ось Qy в той же точке А (так как цена товара У не изменилась), а ось Qx пересечёт в точке В1, лежащей правее точки В на оси Qx (цена товара Х снизилась).

Таким образом, при первоначальной цене потребитель покупает ОХо единиц товара Х, при новой цене ОХ1 единиц товара Х, т.е. общим эффектом снижения цены является увеличение объёма спроса на Хо Х1 единиц товара Х.

Теперь этот общий эффект надо разложить на эффект замены и эффект дохода.

Проведем воображаемую бюджетную линию А'В', параллельную новой бюджетной линии А В1 и касательную к первоначальной кривой безразличия.

 

Qy

А'
Ео
 
 
А
E
Qx

Хо Х' Х1 В В' В1 40

 

 

Итак, по оси Qx

Хо Х' - эффект замены

Х' Х1 – эффект дохода

ХоХ1 = ХоХ' + Х' Х1 – общий эффект от снижения цены

По оси Qy общий эффект тоже раскладывается на эффект замены и эффект дохода.

И для НОРМАЛЬНОГО товара У эффект дохода заключается в относительном увеличении его потребления. Но из-за того, что для товара У эффект дохода и эффект замены действуют в разных направлениях, общий эффект заключается в неизменности потребления товара У.

Таким образом более правильный ответ –это варианты 1 и 2.

Вся проблема в том, что проверка ответов, заложенных в компьютере разработчиками правильным считает варианты 2 и 4.

Почему такое расхождение?

Проблема в том, что во многих учебниках эффект дохода и эффект замены начинают объяснять в связи с объяснением закона спроса, причём не сдвигов кривой спроса, а именно самой кривой спроса, то что при понижении цены на товар Х спрос на него растёт.

На графиках, в словесном объяснении всё крутится вокруг товара Х, цена на который снизилась, вплоть до того, что само определение эффекта дохода звучит так, как будто оно относится только к товару Х.

Например, в РЕЗЮМЕ "Экономикса" Макконелла и Брю в главе "Теория потребительского поведения" написано:

  1. Закон спроса можно объяснить с помощью эффектов дохода и замещения или с помощью закона убывающей предельной полезности.
  2. Эффект дохода заключается в том, что снижение цены продукта позволяет потребителю купить большее его количество при прежней величине денежного дохода. Эффект замещения указывает на то, что снижение цены продукта делает его относительно более привлекательным и таким образом, увеличивает склонность потребителя к замещению им других продуктов.

 

Как видим эффект дохода применительно к товару У здесь настолько остаётся в тени, что вообще куда-то исчезает. Посмотрите мнение П.А Ватника (в Интернете), он также объясняет это упрощение, которое приводит к ошибкам в понимании эффекта дохода.

 

 

Задание №6

Если для увеличения производства в два раза фирма увеличила издержки в 3 раза, то в этом случае производственная функция имеет

Варианты ответа:

1) фиксированную пропорцию

2) возрастающую отдачу от масштаба

3) постоянную отдачу от масштаба

4) снижающуюся отдачу от масштаба

РЕШЕНИЕ:

Q

0 Q1 Q2

 

Задача на знание эффекта масштаба производства

Нисходящий участок долгосрочной кривой средних издержек (от 0 до Q1) соответствует возрастающей отдаче от масштаба производства (положительному эффекту масштаба производства), потому что общие издержки возрастают в меньшей степени, чем растёт объём производства. Горизонтальный участок (от Q1 до Q2) – постоянной отдаче от масштаба, потому что издержки и объём производства увеличиваются в одной и той же пропорции друг к другу.

Восходящий участок – убывающей отдаче (отрицательному эффекту масштаба производства), потому что общие издержки возрастают в большей степени, чем растёт объём производства.. Поскольку фирма увеличила объём производства в меньшей степени, чем возросли издержки, можно сделать вывод, что имеется убывающая отдача.

ОТВЕТ: вариант 4.

 

Задание №7

Если тарифы на электроэнергию выросли на 10%, а ставка налога на недвижимостьснизилась на 15%, то

Варианты ответа:

  1. кривые средних общих и средних переменных издержек сдвинутся вниз, а кривые средних постоянных и предельных издержек (МС) вниз
  2. кривая средних переменных издержек сдвинется вверх, а кривые средних общих издержек и средних постоянных вниз
  3. кривые средних общих (АТС) и средних переменных издержек (АVC) сдвинутся вверх, а средних постоянных (АFC) вниз
  4. кривые предельных издержек будут расположены ниже кривой средних общих издержек.

 

Q

 

РЕШЕНИЕ:

Четвёртый вариант однозначно не подходит, потому что здесь не ответ на вопрос, а констатация факта (кривая МС до пересечения кривой АТС действительно расположена ниже этой кривой, но после МС располагается выше кривой АТС). Предположим, что расходы на электроэнергию относятся в данной задаче к переменным издержкам, а ставка налога на недвижимость к постоянным издержкам. В реальности расходы на электроэнергию можно отнести, если не полностью, то в определённой части, к постоянным издержкам: ведь всё зависит от того, на что расходуется электроэнергия. Например, световая реклама горит независимо от объёма производства. Будем исходить из того, что такие тонкости в данной задаче не учитываются.

Тогда переменные издержки возрастут, а постоянные уменьшатся, соответственно кривая средних переменных сдвинется вверх, а кривая средних постоянных вниз. Исходя из этого рассуждения можно отбросить 1 вариант ответа. Остаются 2 вариант и 3 вариант. Сложнее обстоит дело с общими издержками. Вся проблема в том, что конечный результат изменения общих издержек зависит от доли постоянных и доли переменных издержек в общих издержках, от доли налога на недвижимость в постоянных издержках и т.д.

Поскольку этот момент упущен в данной задаче, предположим, что доля постоянных и переменных издержек одинакова. В таком случае общие издержки должны уменьшится. Но если посмотреть на рисунок (проблема в том, что на рисунках далеко не всегда соблюдаются пропорции, поэтому хотя бы на графике следовало указать величины средних издержек), то можно увидеть, что средние постоянные издержки примерно в два раза меньше средних переменных. В таком случае влияние изменения переменных издержек будет сильнее и АТС увеличатся. Допустим, АFC=0,3АFС, а АVC=0,7АТС, тогда индекс изменения АТС=1,1×0,7/1,15×0,3=2,23

Ответ: вариант 3.

 

Задание № 8

Рынок совершенной конкуренции характеризует все, кроме того, что…

Варианты ответов:

1) производители хорошо информированы о рыночной конъюнктуре

2) производители могут свободно входить на рынок и выходить из него

3) каждый покупатель имеет мизерную долю рынка данного товара

4) каждый производительустанавливает свою цену

РЕШЕНИЕ:

Следует обратить внимание, что здесь три варианта ответа должны характеризовать рынок совершенной конкуренции и только один –нет, который мы и должны выбрать. Первые три варианта ответов однозначно относятся к рынку совершенной конкуренции.

Фирмы – совершенные конкуренты – при установлении цены на свою продукцию ориентируются на уже существующие рыночные цены, они являются так называемыми"ценополучателями", они не могут диктовать рынку свою цену.

Ответ: вариант 4.

 

Задание №9

Если спрос на продукцию фирмы-монополиста имеет вид Qd =106-P (Qd – величина спроса, шт., Р – цена, руб. за шт.), а функция средних издержек АС=5Q+10 (в руб.), то объём производства монополиста, максимизируещего прибыль, равен _______ шт.

Введите ответ:

 


 

РЕШЕНИЕ:

Для монополиста также действует правило: "Максимизация прибыли достигается тогда, когда МС=МR"

МС мы можем найти, взяв производную от ТС. Но для этого надо сначала найти ТС, что мы можем сделать, умножив АС на Q.

МС=(ТС)'=(5Q² +10 Q)'=10Q +10

Предельный доход можно найти, взяв производную от общей выручки, которую можно найти как произведение объёма производства на цену. Нам нужно, чтобы в качестве искомой величины в формуле осталась не Р, а Q. Поэтому мы воспользовавшись формулой спроса, выразим Р через Q, т.е. Р=106- Q

Выручка ТR=Р× Q=(106 - Q)× Q=106 Q - Q²

MR=(ТR)'=(106 Q - Q²)'=106 - 2 Q

Если МR=МС, то 106 - 2 Q=10Q +10, отсюда 12Q=96, Q=8 штук.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.