КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Субботник
Вика очень любила субботники. Ну, во-первых, учиться не надо. Школа всем составом, включая учителей и директрису, переодевалась в рабочее и немаркое — халаты и спортивные костюмы — и начинала радостно трудиться. Это было похоже на праздник, но еще веселее. Во-вторых, в день субботника начиналась весна. Не раньше, не позже. Вдруг на землю проливалось тепло, и начинали петь птицы, и первую мать-и-мачеху Вика тоже замечала именно в этот день. Детям разрешалось выходить на улицу без шапок, и даже без курток, и впервые после долгой зимы надевались туфли. Еще была одна причина любви к субботнику — идеологическая. Вика была пионеркой, и ей хотелось сделать как можно больше добрых дел, чтобы носить галстук с чистой совестью. Не то чтобы она как-то выставляла это напоказ: пионерская честь была внутри, как что-то очень личное и важное. Пока учились в начальных классах, субботник сводился к мытью своих парт. Это было не очень интересно: Вика свою парту не пачкала, и после мытья она почти ничем не отличалась, за исключением белесых разводов от порошка. Она терла парту и с завистью смотрела на улицу. Там старшеклассники весело убирали участок. Веселья не было слышно, оно угадывалось на лицах, в беготне и баловстве. С приближением учительницы все начинали копать и грести граблями. Учительница махала руками, о чем-то кричала, иногда выхватывала лопату и делала несколько движений, по-видимому, учила, как надо. Вике хотелось туда, на улицу, окапывать деревья, носить мусор на носилках или в ведре, делать что-то по-настоящему полезное и чтобы было заметно. Накануне субботника в классе вывешивали картину «Ленин на субботнике», и Вика думала, что в те времена субботники были лучше, и работы было больше — восстанавливать страну из разрухи. Вот бы сейчас так! Она бы тоже, как и Ленин, взялась за самый тяжелый конец бревна... Бревен не носили, самое большое, на что могла рассчитывать Вика, — так это на уборку мусора с участка через пару лет. В пятом классе их наконец вывели работать на улицу. Оказалось, что окапывать деревья — трудно и нудно. Лопата подцепляла верхний ком, а вглубь идти не хотела. Тогда Вика приспособилась вставать на лопату двумя ногами и подпрыгивать. Так получалось вогнать ее в землю, но вытащить с землей сил не хватало. Прибежал грозный завхоз — Александр Сергеевич по прозвищу Пушкин, и стал орать, что она так лопату сломает, и тоже стал показывать, как надо, и приговаривал: «На штык лопаты, на штык...» Что это такое, Вика так и не поняла, копать у нее по-прежнему не получалось. Но все равно было весело! Из репродукторов гремела музыка, мальчишки таскали друг друга на носилках, грело солнце, пахло травой и дымом от костров. К концу субботника спина ныла от усталости, на руках вскочили болезненные волдыри, и она пришла домой запыленная и счастливая — небольшая, но все же польза от ее работы была. На следующий год Вика узнала, что существует еще один объект для субботника — кладбище. Много лет назад в их школе работал какой-то очень выдающийся учитель, который погиб от рук то ли бандитов, то ли кулаков, то ли фашистов, Вика точно не знала. Родственников у него не было, и школа взяла шефство над его могилой. Во время субботника кто-то отправлялся убирать мусор и красить оградку. Викина подружка Ольга была выбрана в совет дружины и вызвалась работать на важном объекте. В помощники предложила Вику и еще двух мальчишек из класса — Женьку, потому что самый красивый, и Валерку Антонова, потому что сильный и работать любит больше, чем учиться. Все согласились с восторгом — приключение и свобода, к тому же с пользой дела. С утра отправились в пионерскую комнату за вожатой. Но та сидела с перевязанной щекой за столом и, судя по виду, ни на какое кладбище не собиралась: — Зуб у меня болит. На следующей неделе сходим. — А может, мы сами? — А что вы там сами сделаете? — Ну, мусор сгребем и покрасим... Мы справимся! — Идите к Пушкину: если он вам краску даст, то отправляйтесь на кладбище. Шестой автобус до кольца. Где могила-то, знаете? — Да, нас в прошлом году водили Девятого Мая на возложение, и потом показывали.
— Ладно, шуруйте. — И вожатая болезненно поморщилась. Завхоз не соглашался, говорил, что без взрослых нельзя. — Ну, Александр Сергеевич, миленький, мы все сделаем, мы справимся. У нас Оля в совете дружины, учебный сектор, она ответственная, и мы все учимся без троек. — «Без троек», — передразнил Пушкин. — Красить там надо, а не задачки решать. Ладно, идите, я через час подъеду. Грабли берите и лопату. Мусор сгрести, вынести в яму, там справа, за входом. Лопата — траву корчевать. Краску возьмите, но без меня не начинайте. Вот еще кисть, только широкая, может, поуже найду, принесу. В автобус их не хотела пускать кондуктор: кричала, что с лопатой нельзя. Но вступился водитель: — Да не ори ты, Любка, субботник все же! — А что им в субботник на кладбище понадобилось? — Мы идем на могиле заслуженного учителя убираться. Доехали. Без труда нашли нужное место: могила находилась в самом начале, прямо напротив входа. Ольга прочитала вслух: «Колесников Антон Платонович. 1901-1961». Вика несколько расстроилась, увидев дату смерти: получалось, что от рук фашистов Колесников никак погибнуть не мог, и кулаки явно были ни при чем. Быстро в уме вообразила себе историю с бандитами, и на том успокоилась — говорят, герой, значит, герой. Решили оставить все вещи и погулять по кладбищу. Рассматривали фотографии и высчитывали, сколько лет человек прожил. — Смотрите, на фотографии девушка, а лет ей было восемьдесят пять! —Так, может, у нее только одна фотография приличная за всю жизнь. — Повесили бы неприличную... — Дураки, на кладбище смеяться и кричать вообще нельзя. — Скажи еще, что грех и Бог покарает. — Бога нет, просто нельзя. Вдруг они нас слышат. Их души... Пацаны засмеялись, но как-то вяло, тихо. На некоторых плитах были написаны стихи, иногда встречались высеченные рисунки: веточки, обвитые лентами, гвоздики, звезды и другие непонятные символы. Женька нашел могилу балерины, очень старую, довоенную, с оградкой в виде бетонных столбиков с цепями. На камне была изображена девушка в пачке, с поднятыми вверх руками и склоненной головой. Вика запомнила ее имя — Фаина. Прожила Фаина всего 28 лет. — А пойдемте туда, где сейчас хоронят, — предложила Оля. В этой части кладбища могилы были неинтересные: все одинаковые, узко огороженные, но более ухоженные и кое-где с цветами и пестрыми венками. На некоторых могилах копошились люди, убирались или просто сидели за столиками — поминали. — Смотрите, ребенок — всего два года. Ребенка Вике стало очень жалко. Под фотографией лежали игрушки: пластмассовый слон и машина. Вика отвернулась, чтобы не увидели ее слез, уж больно этот малыш был похож на Вла-дика, младшего любимого братишку. Побродив, вернулись к выходу. Ольга сказала, что надо начинать работать — субботник все же. Валерка стал окапывать землю вокруг оградки, неизвестно зачем, просто чтобы что-то делать. Делал он это правильно — «на штык лопаты». Женька лениво отбрасывал в сторону выкопанные сорняки. Оля с Викой по очереди сгребали листья и траву. Управились минут за десять. — А давайте начнем красить! — Пушкин же сказал, чтобы без него не начинали. — А сколько его можно ждать? Ольга поддела палкой крышку банки и осторожно, чтобы не испачкаться, открыла. — Ой, черная! Пушкин банки перепутал. — Не, просто взболтать надо. — Валерка опустил палку и начал перемешивать. Краска заблестела маслянистым серебром. Вика представила, как красиво будет выглядеть покрашенная оградка, и первая попыталась обмокнуть кисть в банку. Кисточка не пролезала, пришлось банку наклонить, и от этого на землю плеснула серебристую лужицу. Ольга закричала на подругу, принялась отнимать кисть, и от этого Викина рука дернулась в сторону, и капли брызнули на Валерку. Он неожиданно для девчонок расхохотался, и стало весело всем. Вика провела по пруту оградки, краска потекла вниз блестящим ручейком. —Дай я. — Валерка отобрал кисть и стал мазать вверх-вниз — прут окрасился. Красить хотелось всем, поэтому решили красить по одному пруту и передавать следующему. Пока один красил, остальные сидели на бортике могилы. — А что это могила наша такая некрасивая — ни веночка, ни цветочка, вон, даже буквы еле заметные? — задумчиво проговорила Ольга. И тут же обмакнула палец в банку и провела по ложбинке первой буквы фамилии. Получилось красиво, Оля продолжила. Вика, за неимением другого занятия, тоже сунула палец в краску. Обводить буквы надо было осторожно, чтобы след от краски не растекался за прорези на камне. Перепробовав все пальцы, решили, что рисовать надо мизинцем. Краска стекала вниз тоненькими ручейками, и приходилось ее постоянно стирать — в дело пошел носовой платок Вики. Девчонки были так поглощены своим новым делом, что разрешили пацанам самим красить оградку. Выходило очень даже неплохо, особенно если смотреть издалека. — А давай еще что-нибудь нарисуем! — Можно, а что? — Ну, к примеру, книгу — он же учителем был. Оля пальцем стала вырисовывать открытую книгу. Получилось похоже на самолет, который решил помахать крыльями, — Вика об этом подумала, но не стала расстраивать подружку. —Звезды на крыльях еще нарисуй, —ляпнул Женька. — А при чем тут самолет? —Дурак, это книга! — И Оля попыталась увеличить сходство, дорисовав еще две взметнувшиеся вверх страницы. Вышел самолет с четырьмя крыльями. — Может, лучше веточку? — Вика понимала, что рисунок не походит на те, что есть на других надгробиях.
— Рисуй ты. — Ольга, по-видимому, выдохлась на книге. Вика старательно стала вырисовывать ветку, но сделала ее очень вертикальной, и стало похоже на дерево, слегка наклоненное ветром. Зато листочки получились замечательно. Книга и веточка, самолет и дерево — кто что увидит. Но в целом плита стала нарядной, и девчонки любовались своей работой. Хотелось рисовать еще, но рисовать было негде. Ольга подтерла брызги и ручейки от краски на плите и принялась за бортик. Вика размазала пальцем крупную каплю на бортике, и получился завиток. — А давай и на бортике узор нарисуем! Девчонки поставили банку посередине и, обмакивая пальцы, рисовали с двух сторон узор: завиток и цветок, завиток... Цветок рисовался очень просто — вертикально, подушечкой пальца серединку и плашмя вокруг лепестки. Напоминало хохломские узоры: в актовом зале в школе стоял расписной столик. Только он был разрисован золотой краской, а здесь была серебряная, но все равно красиво. Мальчишки уже закончили с оградой и валялись на траве между могилами. Наконец, последние завитки соединились ровно посередине, и работа была закончена. Оля с Викой любовались, подходили то ближе, то дальше, и каждая надеялась, что их похвалят за выдумку и старание и, может, даже наградят грамотами. — Мальчишки, вам нравится? — Ничего так получилось. А вам не влетит? — За что? — Всю краску израсходовали. Пушкин-то, наверное, рассчитывал, что на следующий год хватит. — Ерунда, зато наша могила теперь самая красивая, как и должно быть у заслуженного учителя. Где бы руки помыть? — Это не отмывается водой, растворитель нужен. У моего отца в гараже есть. — А давай сходим в гараж, меня дома убьют. — Так отец только вечером придет, у него же субботник. — Хотя бы вытереть чем... А пошли в овраг, там, где свалка, может тряпку какую найдем. Мальчишки испачкались не меньше девочек, хотя красили кистью. В овраге нашли ленты от венка и еще какую-то тряпку, испачканную такой же краской. Стали тереть, толку мало. Вдруг услышали крик, очень знакомый и не суливший ничего хорошего. Интуитивно присели, хотя в овраге их и так было не заметно. Орал Пушкин, дико орал, матом, не стесняясь, и среди этих слов были «долбаные дети», «пионеры сраные» и «руки повыдергаю». Решились выйти только тогда, когда все смолкло. — Вот, а вы говорили, что на кладбище орать нельзя, — хихикнул Женька. — А че это он так? — Наверное, краску жалко. Ладно, мы в понедельник вожатой все объясним. Неужели банка краски — это важнее, чем память об учителе? — Слушайте, а может, им ваши рисунки не понравились? — Ты что?! — хором протянули девчонки. Лопаты и граблей не было, унес завхоз, банка была отброшена к забору. Пролетая, она разбрызгала серебристые остатки на стволы деревьев и чужие памятники. Ребята еще немного посидели на траве, чтобы не встретить на остановке разгневанного Пушкина, и поплелись к автобусу. Вике страшно хотелось есть. И тут, кстати, Валерка протянул на ладони конфеты: — Хотите? Девчонки с радостью схватили и тут же запихали в рот. Вкус показался какой-то странный, и конфеты были жесткие, наверное, долго лежали в магазине. Но на голодный желудок было очень даже не плохо. Вика только удивилась, что они конфеты отдали им, а не съели сами. И тут ее пронзила догадка, такая, что сладкий комок застрял в горле: — Это что, с могилы? Пацаны засмеялись. Вика вспомнила, что на детской могилке лежали точно такие конфеты. Она принялась сплевывать, и даже закашлялась. Ольга же проглотила, правда с трудом, а потом проговорила: — Ну и что, что с могилы. Их специально родственники кладут, чтобы люди съели и помянули покойника, мне бабушка рассказывала. Вике все равно было противно, и даже чуть не вырвало, но подошел автобус. Тот самый, на котором они приехали. Кондукторша заорала опять, и теперь уже было понятно, что ни за что не пустит: «Вы мне своими грязными лапами все сиденья повы- пачкаете!» Автобус уехал, и ребята пошли пешком. Оказалось, что идти не очень далеко. По дороге проходили мимо гаражей, и там оказался добрый дядька, который копался в своей машине и помог оттереть ребятам руки. — Что, покраской занимались? — Да. — А что это вы серебрянкой красили, парты, что ли? — хохотнул дядька. — Не, у нас субботник на кладбище был. — Во дела, в наше время такого не было! Руки почти оттерлись, осталась грязь под ногтями. Вика подумала, что ругать ее никто не будет, — субботник все же. Какая работа обойдется без испачканных рук и одежды? А у нее и то и другое соответствовало — значит, потрудилась на славу! Содержание
Вступление....................................................................................................... 3 Внутренний Ребенок: ступени личностного роста............................................. 5 Упражнение «Встреча с Внутренним Ребенком»..................................... 13 Этапы и методы работы с Внутренним Ребенком........................................... 15 Актуализация детских воспоминаний..................................................... 15 Встреча с Раненым Ребенком.................................................................. 17 Выплакивание......................................................................................... 19 Формирование Внутреннего Родителя.................................................... 19 Появление Божественного Ребенка........................................................ 21 Упражнение «Изготовление куколки».................................................... 23 Упражнение «Рождение заново»............................................................. 25 Самооценка..................................................................................................... 27 Упражнение «Ручеек»............................................................................. 33 Упражнение «Что бы сказала мама?».................................................... 34 Упражнение «Вернисаж достижений».................................................... 35 Мировоззрение.............................................................................................. 38 «Благодаря родителям»........................................................................ 39 «Вопреки родителям»............................................................................. 41 Упражнение «Детская тюрьма»............................................................. 44 Упражнение «Наследие»....................................................................... 46 Обиды........................................................................................................... 49 Упражнение «Письмо человеку, на которого я обижался в детстве»...................................................... 56 Упражнение «Комок обид»..................................................................... 56 Упражнение «Тумба-Юмба»................................................................... 57 Страхи........................................................................................................... 6о Страх потери контроля над близкими................................................... 63 Страх перемен......................................................................................... 65 Страх времени....................................................................................... 66 Упражнение «Страшный сон»............................................................... 69 Упражнение «Минное поле»................................................................... 71 Трагедии и потери.......................................................................................... 73 Упражнение «Утраты детства».............................................................. 8о Сексуальность................................................................................................ 82 Упражнение «Волна»............................................................................. 88 Желания, потребности и мечты...................................................................... 91 Упражнение «Волшебники»................................................................... 97 Упражнение «Четыре желания»............................................................ 98 Истории........................................................................................................ 101
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |