КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Примеры работы
Пример Риккарду, 6 лет, на занятия сегодня привела бабушка. Бабушка еще не знакома с педагогической стратегией терапии и занимает позицию зрителя. Риккарда хочет без посторонней помощи забраться в мешок-качели, подвешенные на толстом эластичном ремне, и хочет воспользоваться как ступенькой низким элементом гейдельбергской лестницы. Очевидно, что эта ступенька слишком низка. По мимике и жестам бабушки мне ясно, что она хочет привлечь внимание Риккарды к этой ошибке. Но прежде, чем ей удается это сделать, я отвлекаю ее разговором о погоде. Тем самым я даю ей понять, что ей не следует комментировать ситуацию. Риккарда сама обнаруживает, что ей нужно другое решение и использует самый высокий элемент гейдельбергской лестницы. Так «ошибка» помогла ей найти удовлетворительное решение. Ей нужен ее собственный опыт!
«Учиться человек может только сам, этим учение отличается от обучения!» (Каль)
Взрослым нужно мужество и терпение, чтобы позволить детям самостоятельно набираться опыта. Чтобы учиться на собственных верных и ошибочных попытках, нужно обладать творческим потенциалом.
Несмотря на всю мою подготовку, мне тоже случается совершать ошибки в ходе терапии. Отчасти виной тому небрежность, особенно когда накапливается усталость. Важно, чтобы ошибок не было слишком много, но не менее важно их признавать, быстро и правильно на них реагировать. Я взяла за правило немедленно извиняться перед детьми (независимо от тяжести их нарушений) в том случае, если я совершаю ошибку. Таким образом, я косвенно благодарю их за то, что они указали мне на ошибку жестом или вербальной реакцией. Я перевожу это в понятную детям вербальную форму. Детям нужно знать, что и взрослые совершают ошибки. По интонации им ясно, что я говорю серьезно, но ситуация не пре- вращается из-за этого в трагедию. Ошибки происходят каждый день, они неизбежны.
Родители четырехлетнего мальчика спрашивают меня, не совершили ли они какой-то ошибки, приучая его пользоваться туалетом, раз он до сих пор этому не научился. Я рассматриваю мальчика. Славный, слегка незрелый, по тонусу скорее вялый маленький человек карабкается на четвереньках в гору. Качество его передвижения на четвереньках не вполне соответствует возрасту. Явно видны сниженная чувствительность кожи и кинестетического восприятия, а это важные составляющие восприятия собственного тела. Чувствовать свой мочевой пузырь, контролировать сокращения сфинктера - это навыки посложнее, чем передвижение на четвереньках. Условия для бессознательного контроля над мочевым пузырем и сфинктером будут созданы, только когда малыш полностью овладеет ползанием и бегом (но и здесь бывают исключения). Следует устранить психические нагрузки, затрудняющие развитие ребенка: в них тоже могут крыться причины нарушений в приучении к горшку. С органическими нарушениями я за все время работы столкнулась только один раз. Об ошибке в воспитании здесь не может быть и речи.
Когда дети толкаются, играя, и громким плачем выражают боль, взрослые часто говорят «Ничего страшного, все уже прошло». Откуда постороннему человеку знать, что ничего страшного не произошло? На деле они нередко берут на себя смелость даже чувствовать за ребенка: «больше не болит»! Поймите меня правильно, я вовсе не хочу делать из мухи слона. Но когда ребенок выказывает свои чувства, будь то физическая или душевная боль (может быть, в этот день он уже несколько раз спотыкался на ровном месте), я принимаю их всерьез. И не пытаюсь преуменьшить их или преувеличить. Я просто говорю о том, что мне видно со стороны: «Я вижу, что
тебе больно. Покажи мне, где у тебя болит? Может быть, я смогу тебе помочь». Я пытаюсь поставить себя рядом с ребенком, но не навязываю ему себя и не пытаюсь показать, что лучше знаю, в чем дело. Я знаю, что дети способны самостоятельно решать проблемы. Так дети учатся доверять своим ощущениям.
К счастью, ни я, ни мои друзья не были воспитаны в условиях болезненного стремления ограждать чада от опасностей. Мы играли в лесу и на строительных карьерах. Часто мы и правда попадали в опасные ситуации и таким образом учились отвечать за свои действия. (См. книгу: Ж. Ледлофф. Как вырастить ребенка счастливым: Принцип преемственности М.: Генезис, 2007.)
Без контроля взрослых мы совершали множество ошибок и извлекали из них практические знания.
Рогге говорит, что самое ужасное в теперешнем детстве -это то, что за каждым кустом сидит какой-нибудь взрослый. Одни из самых прекрасных моментов, о которых впоследствии вспоминают дети и взрослые, часто связаны с нарушением запрета: например, таскание яблок из соседского сада или игры в сарае, куда нельзя было заходить.
Люди постоянно совершают ошибки. Делая из ошибок выводы, они получают возможность совершать новые и учиться дальше.
а) Беньямин, 1,2 года (сильное отставание в развитии)
Беньямину 14 месяцев и 1 неделя, последние два месяца с ним занимаются лечебной гимнастикой. Беньямин переворачивается через правый и левый бок и таким способом передвигается. Он может сидеть, если его посадят, но не знает, как начать двигаться из положения сидя и как сесть самостоятельно. Мышечный тонус во всем теле у него явно снижен. Беньямин не ползает ни на животе, ни на четвереньках. Он произносит только отдельные звуки. У него заметно большая голова, а ножки по отношению к торсу коротковаты. Глаза очень живые, не упускают ни одного движения: малейший шорох привлекает его внимание, он сразу смотрит туда, откуда донесся звук. Беньямин «липнет» к маме. Всем своим телом он сигнализирует окружающим: «Не подходи ко мне слишком близко, не трогай меня, пожалуйста!» Беньямин разрешает дотрагиваться до себя только матери, и ее силы уже на пределе. Мама Беньямина рассказывает, что на лечебной гимнастике он постоянно кричит, и терапевт, которая с ним работает, предложила ей уходить из кабинета на время занятий. Мать это не устраивает. Она услышала обо мне и решила испробовать другой метод.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |