Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Формы противодействия недобросовестной конкуренции и проявлениям монополистической деятельности




Тема 3. Товарный рынок, его структура и типология

 

Определение товарного рынка и необходимость его использования в практике регулирования рыночной экономики. Границы товарного рынка – продуктовые и географические. Определение границ рынка и положения на нем хозяйствующего субъекта как исходные условия существования и применимости конкурентного права. Эволюция понятия «товарный рынок» в России и зарубежный опыт толкования термина «товарный рынок».

Общие подходы к анализу рынков (структура рынка, интеграция участников рынка, диверсификация производства, барьеры входа на рынок и др.). Классификация барьеров входа на рынок. Стратегические (ценовые и неценовые) и нестратегические (структурные и конъюнктурные) барьеры. Экономические, административные, организационные, экологические, криминальные и другие барьеры.

Типология товарных рынков с точки зрения уровня развития конкуренции. Совершенная конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Особенности поведения хозяйствующих субъектов на рынках разных типов. Дифференциация методов антимонопольного контроля и регулирования в зависимости от разных типов рынков.

Оценка конкурентной среды на товарных рынках: порядок анализа, количественные (границы, субъекты, емкость рынка, доля хозяйствующего субъекта на рынке, показатели концентрации) и качественные (барьеры входа, рыночный потенциал, открытость рынка) характеристики конкуренции.

Информация, необходимая для оценки уровня развития конкуренции. Группа лиц и расчет доли рынка, занимаемой группой лиц. Концентрация производства и концентрация товарного рынка. Российский и зарубежный опыт оценки уровня концентрации.

Конкурентоспособность предприятий и продукции, методы их оценки.

Основные термины: товар, товарный рынок, барьеры входа на рынок, коэффициент концентрации, индекс Герфиндаля-Гиршмана.

 

Контрольные вопросы по теме 3:

1. Как определяются границы товарного рынка?

2. Приведите классификацию барьеров входа на рынок.

3. Каким образом рассчитывают рыночную концентрацию?

4. Что отражает индекс Герфиндаля-Гиршмана?

5. В каком случае хозяйствующий субъект признается доминирующим?

 

Недобросовестная конкуренция хозяйствующих субъектов. Условия признания действий субъекта рынка актом недобросовестной конкуренции. Типичные формы недобросовестной конкуренции. Антимонополистическая направленность Федерального закона «О рекламе».

Монополистическая деятельность предпринимательской фирмы.

Государственная монополистическая деятельность. Ведомственная монополистическая деятельность.

Основные термины: монополистическая деятельность, монопольно высокая цена, монопольно низкая цена, недобросовестная конкуренция.

 

Контрольные вопросы по теме 4:

1. Что включает в себя понятие «недобросовестная конкуренция»?

2. Назовите проявления недобросовестной конкуренции.

3. Равнозначны ли по смыслу понятия «монополистическая деятельность» и «деятельность монополии»?

4. Почему установление монопольно низких цен отрицательно сказывается на уровне конкуренции на рынке?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.