Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Русский язык и культура речи как учебная и научная дисциплина. Литературный язык. Норма, вариативность нормы




Распределение учебного материала по темам

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Культура речи и этикет» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности выпускника факультета непрерывного образования РЮИ РПА Минюста России.

Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности.

Введение данного курса обусловлено актуальностью задач коммуникации и развития цивилизованных форм деловых отношений в деятельности юриста. В современном обществе профессиональная и деловая карьера напрямую зависит от регламентированного поведения, знания делового этикета, умения целесообразно использовать средства языка в конкретной ситуации.

Русский язык на всей территории Российской Федерации является государственным языком, и данный статус закреплен в ст. 68 Конституции РФ. Это означает, что в нашей стране русский язык не только является языком межнационального общения; на русском языке создается законодательство, это язык президентских указов, правительственных документов, язык официального делопроизводства, то есть русский является языком государственности в широком смысле слова.

Предмет «Культура речи и этикет» имеет целью выработать у студентов навыки осознанного выбора и организации языковых средств и модели поведения, которые в ситуации делового общения при соблюдении языковых норм и профессиональной этики позволяют достичь максимального эффекта в достижении поставленных коммуникативных, а в конечном итоге – деловых задач.

С целью повышения речевой и поведенческой культуры будущих специалистов в области юриспруденции в учебные программы введен курс «Культура речи и этикет».

Предполагаются устойчивые знания базовых дисциплин.

Требуется тесная координация с дисциплинами гуманитарного и социально-экономического цикла и профессионального цикла.

Дисциплина изучается во 3-ом семестре и выполняет базовые функции для специальных дисциплин.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык – национальный язык русского народа, язык межнационального общения народов России. Разновидности русского языка: литературный язык, диалекты, жаргон, просторечие. Литературный язык как обработанная, нормированная и стилистически дифференцированная форма общенародного языка.

Русский язык и культура речи как учебная и научная дисциплина; ее основные задачи: охрана литературного языка; требование правильности речи, соблюдение языковых норм; стремление к выразительности, наибольшей эффективности высказывания, т.е. к оптимальному использованию языковых средств в определенной языковой ситуации.

Язык и речь. Язык как система знаковых средств, речь как использование средств языка для целей общения. Значение языка как важнейшего средства общения. Условия, необходимые для речевого общения: наличие собеседника, мотива, предмета речи, общего языка. Разновидности речи: а) по форме – устная и письменная; б) по характеру участия собеседников в процессе общения - диалогическая и монологическая. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Основной критерий хорошей речи – коммуникативная целесообразность речи. Коммуникативные качества хорошей речи: точность, ясность, выразительность, уместность.

Речевая культура в бытовом, научном и учебном общении. Речевой этикет. Лингвистические словари и справочная литература по культуре речи как средство формирования языкового чутья и речевого самоконтроля.

Язык и культура. Определение терминов. Широкое и узкое понимание языка и культуры. Проблема взаимодействия языка и культуры. Краткая история вопроса и существующие подходы (язык как продукт культуры, как часть культуры, как условие культуры). Культурный компонент содержания языковых единиц. Его влияние на межкультурную коммуникацию, способы его извлечения, анализа, семантизации и учета.

Структура коммуникации. Специфика межкультурной коммуникации. Коммуникативная компетенция и культурная компетенция. Коммуникативное поведение и его детерминированность культурой языкового сообщества. Социокультурные стереотипы речевого общения (напр.: правила речевого этикета). Понятия языкового типа и языковой личности. Общерусский языковой тип и русская языковая личность. Проблема языковой картины мира и некоторые подходы к ее описанию (ср. напр.: представление о пространстве в различных лингвокультурных сообществах). Гипотеза Сепира – Уорфа и современный взгляд на данную проблему. Концепция «язык – цель, культура – средство» и «культура – цель, язык – средство».

Понятие пресуппозиции и типы пресуппозиций (макро – и микропресуппозиции). Пресуппозиция и знания коммуникантов. Знание кода и внекодовые знания. Понятие когнитивной базы, ее структура. Когнитивная база и прецедентные феномены (прецедентный текст, прецедентное высказывание, прецедентное имя, прецедентная ситуация). Место прецедентных феноменов в социокоде лингвокультурного сообщества. Проблема культурного минимума и уровней культурной компетенции. Художественная культура страны как синтез различных видов искусства, способствующий приобщению субъектов к системе духовных национальных ценностей и формирующий языковую компетенцию на материале образного языка искусства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.