Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации для преподавателя. Тематический план учебной дисциплины




Тематический план учебной дисциплины

Очной формы обучения

Тематический план учебной дисциплины

Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий

Разделы и темы дисциплины Количество часов
Всего Лекции Практические занятия (семинары) Самостоятельная работа
         
3 семестр
Тема 1. Современный русский литературный язык как основа культуры речи. Компоненты культуры речи.        
Тема 2. Понятие «языковая норма». Характерные особенности нормы.        
Тема 3. Определение понятия «лексическая норма».        
Тема 4. Ограниченная и неограниченная лексика.        
Тема 5. Понятие «грамматическая норма»        
Тема 6. Склонение собственных имен существительных. Степени сравнения имен прилагательных.        
Тема 7.Общая характеристика функциональных стилей       -
Тема 8. Разговорный и научный стили.        
Тема 9. Официально-деловой, публицистический и художественный стили.        
Тема 10. Культура общения и речевой этикет.       -
Тема 11. Определение понятий «спор», «полемическое мастерство».        
Зачет - - - -
Итого за семестр        
Итого по дисциплине (2 зачетные единицы)        

заочной формы обучения

Разделы и темы дисциплины Количество часов
Всего Лекции Практические занятия (семинары) Самостоятельная работа
         
2 семестр
Тема 1. Современный русский литературный язык как основа культуры речи. Компоненты культуры речи.        
Тема 2. Понятие «языковая норма». Характерные особенности нормы.        
Тема 3. Определение понятия «лексическая норма».        
Тема 4. Ограниченная и неограниченная лексика.        
Тема 5. Понятие «грамматическая норма»        
Тема 6. Склонение собственных имен существительных. Степени сравнения имен прилагательных.        
Тема 7.Общая характеристика функциональных стилей        
Тема 8. Разговорный и научный стили.        
Тема 9. Официально-деловой, публицистический и художественный стили.        
Тема 10. Культура общения и речевой этикет.        
Тема 11. Определение понятий «спор», «полемическое мастерство».        
Контрольная работа        
Зачет        
Итого за семестр        
Итого по дисциплине (2 зачетные единицы)        

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Культура речи и этикет» играет важную мировоззренческую и методологическую роль в системе подготовки студентов юридического профиля.

Курс «Культура речи и этикет» изучается студентами очной и заочной форм обучения, занимающимися по программе получения среднего профессионального образования по специальности «Право и организация социального обеспечения» (базовый уровень).

В силу этого задачей преподавателя является не только доведение до аудитории теоретического материала на лекциях и закрепление его на семинарских занятиях, но и ознакомление студентов со спецификой обучения, оказание им помощи в адаптации в новых для них условиях.

Изучение дисциплины начинается с рассмотрения предмета и задач курса, определения основных понятий, таких, как: «литературный язык и его норма», «диалект», «профессиональный язык», «стили литературного языка» и др. Затем последовательно изучаются основные разделы курса в соответствии с представленной далее программой.

Основными формами учебной работы являются лекции, семинары, самостоятельная работа студентов (включающая в себя подготовку докладов и сообщений).

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные понятия изучаемой темы, связанные с ней практические проблемы, предлагает рекомендации к самостоятельной работе.

Семинарские занятия служат для контроля знаний студентов, закрепления изученного материала, выполнения практических заданий, направленных как на формирование навыков оптимального использования языковых средств в конкретной речевой ситуации в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, так и на строгое соблюдение норм русского языка на разных языковых уровнях. Кроме этого, на занятиях формируются навыки публичного выступления, умение говорить выразительно, пользуясь «хорошим» русским языком, навыки ведения дискуссии, составления деловых документов. Важным моментом является предлагаемый на занятиях лингвистический анализ языка юридических текстов, призванный познакомить студентов со спецификой организации таких текстов и выработать навыки создания текстов юридической направленности. Все это является необходимым условием успешной профессиональной деятельности будущих юристов.

В соответствии со спецификой изучаемого курса на семинарских занятиях часть времени отводится практикуму по русскому языку, целью которого является освещение наиболее трудных вопросов русской орфографии и пунктуации (в целях эффективной работы над этими проблемами на занятиях студенты должны повторять изученный ранее в средней школе материал в процессе подготовки к каждому семинару).

Для обучения студентов также широко применяются интерактивные формы занятий: компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, разнообразные тренинги в сочетании с самостоятельной – работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, подготовку докладов и сообщений, выполнение практических заданий по русскому языку (и повторение ранее изученного материала по разделам «Орфография» и «Пунктуация»). Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов и эффективности работы учебных групп.

На консультациях преподаватель разъясняет наиболее сложные вопросы, дает требуемые рекомендации по изучению текущего материала.

Методические указания для студентов

Основными видами аудиторной работы студентов, обучающихся по программе бакалавриата, являются лекции и практические (семинарские) занятия.

На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия рассматриваемой темы, связанные с нею теоретические и практические проблемы, даются рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Обязанностью студентов является внимательное и осмысленное восприятие лекционного материала – конспектирование лекции (в конспекте лекции рекомендуется оставлять поля для последующей самостоятельной работы).

Завершают изучение наиболее важных тем или разделов курса семинарские занятия, служащие для контроля знаний студентов, закрепления изученного материала, выполнения практических заданий. Практические задания формируют у студентов навыки эффективного использования средств русского языка в определенной речевой ситуации в соответствии с поставленной задачей общения, закрепляют знания норм русского языка на разных языковых уровнях.

Семинару предшествует самостоятельная работа студентов, заключающаяся в освоении лекционного материла и информации, содержащейся в литературе, рекомендованной преподавателем. Для студентов, обучающихся по заочной форме обучения, самостоятельная работа является основным видом работы.

В процессе изучения курса студенты могут выступить на семинарском занятии с докладом или сообщением.

Доклад – это самостоятельная работа студента по выбранной проблеме, предполагающая достаточно глубокое и всестороннее ее освещение, для чего необходимо изучение и обобщение литературы по изучаемому вопросу (в том числе дополнительной). Доклад представляется студентом на семинарском занятии и длится 20-25 минут. В конце выступления докладчик должен сделать обобщение и ответить на вопросы аудитории.

В отличие от доклада сообщение, как правило, посвящено более частному вопросу, но также предполагает изучение дополнительной литературы и достаточно глубокое освещение вопроса. Сообщение длится 10-15 минут. В конце выступления докладчик также должен быть готов к ответам на вопросы, возникшие у аудитории.

В процессе работы над докладами и сообщениями студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя. Примерные темы докладов и сообщений приведены в настоящем издании. Кроме этого, студенты могут по согласованию с преподавателем подготовить сообщения и на другие интересующие их темы в рамках проблематики изучаемого предмета.

Консультации могут быть как индивидуальными, так и проводиться для целой группы. С графиком проведения преподавателями консультаций можно ознакомиться на кафедре.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.