Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объем дисциплины и виды учебной работы 2 страница




 

Раздел 3. Основные принципы и нормы этикета делового общения.

 

Тема 8 Уважение, вежливость и свобода.

 

Понятие деловой среды, делового пространства. Структура, роль границ этого пространства, условия его проходимости. Требования к участнику деловой среды: знание и понимание принятого языка, доверие партнерам, внутренняя причастность к деловому миру, компетентность. Деловое пространство и его этикет как форма создания психологического комфорта и защиты от конфликтных ситуаций, афер, инородных компонентов и подставных лиц. Формирование деловой репутации руководителей, фирм, компаний в конкретном пространстве. Этикет делового общения как форма оценки отношений между партнерами, их соответствия требованиям среды, нормам, принятым в деловом мире. Рациональное и нерациональное в пространстве деловых отношений (например, почему хлеб нужно брать руками, а другие продукты вилкой).

Структура этикета делового общения и его основные принципы, выражающие смысл и задающие направления развития. Целесообразность принципов этикета делового поведения, его эстетическая привлекательность. Объективность принципов этикета делового общения, их независимость от желания, воли, настроения какой-либо группы или человека.

Уважение к человеческой личности как основа делового общения. Соблюдение прав и понимание свободы делового партнера. Уважение и правдивость. Ценность снисходительности к слабостям и неточностям других, способность не играть на слабостях других людей. Умение прощать. Отсутствие самоуничижения, вызывающего сочувствие. Отсутствие «дешевых эффектов». Требование постоянного самовоспитания как условие уважения к партнеру.

Уважение и умение говорить комплименты. Требования к комплименту в деловом общении.

Вежливость. Тактичность и деликатность как важнейшие проявления вежливости. Связь тактичности с чувством меры, необходимым в деловом общении. Соблюдение этого принципа помогает: 1. не вызывать обиды или раздражения партнеров; 2. не проявлять интереса к личной жизни сотрудников, не быть назойливым, излишне любопытным; 3. не акцентировать внимание на ошибках других; 4. личная скромность, отсутствие самовосхваления. Вежливость и точность, умение ценить время другого человека, держать данное слово. «Точность – вежливость королей».

Этикет и политес. Политес (от франц. – вежливость), современный смысл и проявления. Вежливость – существенное дополнение, украшающее любые достоинства. Честерфилд в «Письмах к сыну» о непринужденной вежливости. Вежливость как выражение непринужденности.

Свобода. Этикет делового общения как постоянная проверка личности на идентичность с профессиональной средой, как способность самостоятельного выбора и принятия индивидуальных решений. Свобода как форма и возможность индивидуализации делового человека. Индивидуальная свобода и логика дела. Свобода и многообразие проблемных ситуаций, требующих быстрого и ответственного решения, а не выражения произвола. Этический кодекс поведения как основа и ограничение свободы выбора. Отличие свободы в правилах делового поведения от сиюминутного выбора выгодной позиции. Свобода и информация.

 

Тема 9. Деловая обязательность

 

Деловая обязательность как один из ключевых принципов этикета делового общения. Умение выполнять обещание, пунктуальность в договоренностях – условие участия в деловой жизни. Нарушения принципа деловой обязательности и проблема их моральной оценки в современной России и в мире. Противопоставление своих интересов интересам дела как основа необязательности.

Проявления деловой обязательности. Зависимость укрепления авторитета сотрудника, руководителя, организации, страны от обязательности выполнения заключенных соглашений.

Деловая обязательность как выражение профессионализма. Связь принципа деловой обязательности с принципами уважения и вежливости.

 

Тема 10. Социальная ответственность и справедливость.

 

Зависимость экономических показателей деятельности сотрудника, фирмы, учреждения от защищенности и стабильности пространства этики деловых отношений. Социальная ответственность и справедливая оценка позитивных и негативных результатов, возникающих в современном обществе. Ответственность организации перед обществом.

Социальная ответственность и деятельность Советов директоров. Социальная ответственность и экологическая культура руководителя. Социальная ответственность в деятельности общественных организаций.

Традиции благотворительности и меценатства в реализации социальной ответственности современного бизнеса.

Доверие молодым специалистам, их повышение по служебной лестнице как одно из проявлений ответственности руководителя.

Справедливость как выражение правильности, целесообразности и нормы в деловых отношениях. Справедливость и проблема одобрения или осуждения деловым сообществом решений, программ, поведения деловых партнеров. Справедливость и вопросы вознаграждения за труд. Переживания несправедливых решений, их формы и следствия. Справедливость как выражение эффективности конкретной деловой среды. Справедливость как стимулирующий фактор в отношениях руководителя и подчиненных.

 

Тема 11. Внешний вид и имидж делового человека.

 

Внешний вид как «визитная карточка» делового человека и необходимый компонент имиджа делового человека. Роль первого впечатления от встречи с коллегой или деловым партнером. Непростительность полного пренебрежения внешним видом, неаккуратности. Связь неопрятности и неорганизованности в работе.

Деловой костюм и основные требования к одежде в этике деловых отношений. Английский костюм Х1Х века - основа деловой одежды, принятой в современной культуре. Роль общей культуры, интеллигентности в формировании имиджа и умении носить деловую одежду. Костюм и галстуки. Костюм и носовые платки. Кольца, цепочки, браслеты. Требования к цвету и качеству делового костюма мужчин и женщин.

Общепринятые нормы и индивидуальный стиль и манера делового человека. Конкретизация и раскрытие принципов этики деловых отношений во внешнем виде и одежде: выражение уважения к коллегам, вежливости и деликатности. Согласованность внешнего образа с жестами и мимикой.

Новое звучание вечернего костюма в современной культуре. Появление после работы в баре или ресторане мужчины или дамы не в деловом, а вечернем костюме – знак того, что у них есть время, деньги и стремление выглядеть так, как подобает случаю. Черный или светлый фрак стал новым способом доказательства влияния и значимости мужчины.

Неуловимое изящество как черта парадной одежды делового человека. Элегантность и «правильность» выходного костюма, необходимость соблюдения чувства меры.

Феномен моды и этикет. Требования к женской деловой одежде внешнему виду дамы. Повседневная и праздничная одежда.

 

Тема 12. Деловое общение и его формы.

 

Умение грамотно взаимодействовать и общаться с деловыми партнерами - основа успешной карьеры, способности располагать к себе партнеров по бизнесу, быть хорошим собеседником. Учет региональных и национальных традиций, мировоззрения собеседника в процессах деловых контактов и их форм. Необходимость в постоянном совершенствовании коммуникативной культуры делового человека.

Коммуникация и общение в деловых контактах: формальное и неформальное в деловых контактах. Этика деловых отношений как особый язык, который необходимо точно и адекватно понимать. Главный компонент этого языка – особая «речь» и ее нравственный смысл. Деловое общение – сложный многоплановый процесс установления и развития деловых контактов между организациями и отдельными людьми.

Структура делового общения и три ее компонента: коммуникативный, интерактивный, перцептивный. Содержательность и динамизм этой структуры и компонентов, необходимость ее развития.

Два основных вида деловой коммуникации – вербальный и невербальный. Использование слов – основа вербальной коммуникации. Мимика, жесты, тон, интонации, взгляды, расстояние между деловыми партнерами, рукопожатия – основа невербальной коммуникации.

Требования к речи в деловой коммуникации: ясность, точность, непротиворечивость, последовательность, отсутствие двусмысленностей. Функция вербальной коммуникации – отчетливо передать информацию, сведения, предложения, позволяющие плодотворно обсудить проблемы и предложения обеих сторон.

Функция невербальной коммуникации - установление эмоционального контакта с собеседником и его поддержка в течение всего процесса делового взаимодействия. Идентификация, эмпатия и рефлексия – механизмы установления взаимопонимания в деловых отношениях.

Психологические компоненты взаимопонимания – заражение, внушение, убеждение – в содержании этики деловых отношений, необходимость их учета на практике.

Возможность несовпадения и противоречивости в вербальной и невербальной коммуникации одного человека. Этика деловых отношений о том, как правильно «прочитать» мысли и состояние делового человека.

Рукопожатие, его роль в установлении деловых отношений, многообразие видов рукопожатий. Руки партнеров в одинаковом положении – самое демократичное рукопожатие. Пожатие обеими руками – выражение искренности, глубины чувств.

Мимические реакции и жесты, их роль, проявления и значения. Говорить со знанием дела, уверенно, неторопливо, без излишней эмоциональности, не терять спокойствия, не говорить свысока, амбициозно, но не заискивать, следить за голосом и интонациями – требования к тону в деловом разговоре.

Формы деловой коммуникации: деловая беседа, переговоры, совещания, публичные выступления, их специфика, требования к подготовке, рассаживанию за столом и проведению.

Прямой (непосредственный речевой контакт) и непрямой (посредством телефона, факса, посредника) тип деловой коммуникации и общения. Основные требования к деловому телефонному разговору.

Официальный прием, его особенности, приглашение и представление гостей, требования к одежде и внешнему виду, правила поведения.

Неофициальные мероприятия для деловых людей. Правила и этические нормы общения и поведения в театре, музее, во время отдыха и путешествий. Обязательность знания и соблюдения норм этики и этикета приглашенными и членами семей деловых людей. Чаевые в ресторане, поезде, самолете.

Целесообразность действий и установления взаимного доверия – цель делового общения.

 

Тема 13. Этикетные нормы культуры делового застолья.

 

Застольный этикет, его символический смысл, повсеместность распространения и необходимость детального освоения. Связь деловых отношений с характером удовлетворения обычной потребности в пище. Традиции застольного этикета. Нравственно-символический смысл хлеба и соли в русской культуре. Действа, ритуалы и процедуры, связанные с принятием пищи, у разных народов в древности: их функции и смысл. Ритуалы дележа пищи: нравственно-культурное значение. Коммуникация и общение, установление уважительных отношений и доверия как цель делового застолья.

Способы и формы подготовки, организации и проведения делового застолья. Правила приглашения и получения приглашения, ответа на него. Знание традиций и норм делового поведения приглашающей стороны.

Цветы – украшение стола. Правила вручения и получения цветов.

Правила рассаживания за столом с соблюдением принципов этики деловых отношений, учет социальных ролей и служебного статуса. Салфетки, Курение в деловом застолье.

Правила сервировки стола.

Банкеты как официальные мероприятия, их особенности, виды, правила организации и проведения. Специфика шведского стола для деловых людей.

Этика деловых отношений и поведения в ресторане.

 

Тема 14. Этика и этикет международных деловых отношений.

 

Мировые стандарты этики деловых отношений ХХ века и этикетных норм – основа современных контактов на внешнем рынке и коммуникаций с зарубежными партнерами. Необходимость знания национальных и психологических особенностей этики и этикетных норм в деловом общении. ХХ век как век формирования единого информационного делового пространства, его диалогов, полилогов, переговоров.

Визитная карточка – инструмент установления деловых контактов. Требования к содержанию, качеству и количеству визиток. Национальные отличия в отношении к визитным карточкам.

Уважение и вежливость в понимании стереотипов поведения, любимых тем разговоров, принципов деловых отношений зарубежных партнеров. Этические нормы и требования к внешнему виду в общении с зарубежными коллегами.

Подарки, их нравственно-символический смысл и традиции. Серьезность проблемы подарков для зарубежных партнеров. Правила преподнесения, вручения и принятия подарка.

Роль переводчика в этикете деловых отношений. Деловая обязательность, уважение и тактичность в работе переводчика. Переводчик как необходимый партнер и «невидимка» в переговорном процессе.

Соблюдение и учет национальных стилей ведения переговоров – условие реализации совместных проектов.

Характерные особенности этики и этикета деловых отношений и стратегий переговорных процессов в западных странах: США, Германии, Франции и на Востоке: арабские страны, Китай, Япония, Израиль.

 

 

5. Темы семинарских занятий.

 

Цель семинарских занятий по этике и этикету делового общения – закрепление знаний, полученных студентами на лекциях; формирование общей культуры делового общения и воспитание нравственных чувств и поведения; дискуссии и совместное обсуждение проблем и сложных ситуаций, включая конфликтные, возникающих в ходе делового общения; контроль за освоением материала этики и этикета делового общения.

 

Раздел 1. Этика и этикет делового общения, предмет дисциплины и роль в культуре.

 

Тема 1. Этика деловых отношений как форма нравственной культуры общества

 

1. Причины роста социальной востребованности этики и этикета делового общения в современном мире и в России.

2. Этика и деловой этикет как формы освоения профессии и мировоззрение. Формальные и неформальные аспекты деловой жизни.

3. Связь этики фундаментальной и прикладной.

 

Литература:

1. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика. Учебное пособие для студентов вузов. – М. – Ростов н/Дону: Издат. центр «Март». 2005

2. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2005. – 208 с.

3. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /В.Ю.Дорошенко, Л.И.Зотова, В.Н.Лавриненко; Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 279 с.

4. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для начального профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160 с.

 

Тема 2. Этика как наука о морали и нравственности.

 

1. Понятие «этика»: этимология, развитие, современное содержание.

2. Предмет этики как философской науки о морали и нравственности.

3. Структура, основные принципы и функции этики.

 

Литература:

1. Баркова Э.В., Титов В.А. Этика и этикет. Учебное пособие. – М.: РГТЭУ, 2007

 

 

2. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика. Учебное пособие для студентов вузов. – М. – Ростов н/Дону: Издат. центр «Март». 2005

3. Этика /Под ред. Мишаткиной Т.В. и Яскевич Я.С.. – Минск: Новое знание, 2004

 

Тема 3. Структура, функции и категории этики и этикета делового общения.

 

1. Предмет и объект этики и этикета делового общения.

2. Функции этики и этикета делового общения.

3. Круг изучаемых проблем и основные категории дисциплины.

4. Доверие партнеров как цель этико-делового познания.

 

Литература:

1. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие – М.: Финансы

и статистика, 2005. – 208 с.

2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов

/В.Ю.Дорошенко, Л.И.Зотова, В.Н.Лавриненко; Под ред. проф.

В.Н.Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 279 с.

3. Школа этикета / Сост. Л.И.Лихачева. – Екатеринбург: Средне-Уральск кн. изд-во, 1995 – 448 с.

4. Этика: Энциклопедический словарь /Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001. – 671 с.

 

Тема 4. Предпосылки формирования этики и этикета делового общения.

 

1. Этика деловых отношений как итог развития нравственной культуры и практики делового общения.

2. Архаические пра-формы деловой этики в древнем мире.

3. Специфика делового поведения и его нравственных норм на Древнем Востоке.

4. Античный мир и этика его деловых отношений.

 

Литература:

 

1. Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. 2-е изд, испр. и доп.. – М.:

ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 384 с.

2. Школа этикета / Сост. Л.И.Лихачева. – Екатеринбург: Средне-Уральск кн. изд-во, 1995 – 448 с.

3. Этика: Энциклопедический словарь /Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001. – 671 с.

 

Тема 5. Развитие этики и этикетных норм в европейской деловой культуре

 

1. Средневековье и его деловая жизнь: этические нормы торговли, дипломатии, правила приема гостей.

2. Осознание ценности деловой этики и культуры в эпоху Возрождения.

3. Технологичность и рационализм Нового времени – основа современной этики деловых отношений.

 

Литература:

 

1. Браим И.Н. Этика делового общения. – Минск: ИП «Экоперспектива», 1996

2. Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. 2-е изд, испр. и доп.. – М.:

ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 384 с.

3.Уткин Э.А. Этика бизнеса. – М.: Зерцало, 1998

 

Тема 6. Развитие этики деловых отношений в России

 

1. Национальная специфика этики деловых отношений в России: причины, основы и проявления.

2. Нравственно-деловая культура Древней Руси.

3. Вхождение России в европейское деловое пространство при Петре 1.

4. Особенности этики деловых отношений в социальных слоях Х1Х в.

 

Литература:

 

1. Воскобойников В.Н. История мировой и отечественной культуры. – М., 1996

2. Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. 2-е изд, испр. и доп.. – М.:

ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 384 с

2..Лихачев Д.С. Заметки о русском. – М., 1989.

3. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2005. – 208 с.

4. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /В.Ю.Дорошенко, Л.И.Зотова, В.Н.Лавриненко; Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 279 с.

 

Тема 7. Основные принципы и нормы этики делового общения.

 

1. Понятие «деловое пространство» и его границы. Основные нравственные принципы и требования к участнику деловой среды.

2. Целесообразность, объективность и привлекательность принципов этики деловых отношений.

3. Уважение к личности - исходный «пункт» и основа деловой этики.

4. Вежливость, тактичность, деликатность как условия успеха в деловом общении.

5. Свобода делового человека и проблема выбора самостоятельных решений.

 

Литература:

 

1. Блюмкин В.А. Этика и жизнь. – М., 1987

2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 1998

3. Зимина Н.В., Кузин Ф.А. Азбука жизненного успеха. – М.: ИНФРА, 1997

 

Тема 7. Деловая обязательность.

 

1. Обязательность как принцип деловой, профессиональной и управленческой этики.

2. Пунктуальность в деловом мире.

3. Деловая обязательность – условие авторитета руководителя.

 

Литература:

 

4. Блюмкин В.А. Этика и жизнь. – М., 1987

5. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 1998

6. Зимина Н.В., Кузин Ф.А. Азбука жизненного успеха. – М.: ИНФРА, 1997

 

Тема 8. Социальная ответственность и справедливость.

 

1. Социальная ответственность делового человека перед обществом.

2. Зависимость экономических показателей от ответственности руководителя и сотрудников. Ответственность и бизнес.

3. Социальная ответственность общественных организаций.

4. Справедливость и целесообразность в деловых отношениях.

 

Литература:

 

7. Блюмкин В.А. Этика и жизнь. – М., 1987

8. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 1998

9. Зимина Н.В., Кузин Ф.А. Азбука жизненного успеха. – М.: ИНФРА, 1997

 

Тема 9. Внешний вид и имидж делового человека.

 

1. Внешний вид как «визитная карточка» делового человека. Роль первого впечатления.

2. Деловой костюм и требования к нему.

3. Общепринятое и индивидуальное в одежде и манерах делового человека.

4. Костюм и украшения.

 

Литература:

 

1 Феофилов Л.Г. Умеете ли Вы себя вести. – Киев: Знание, 1990

2.Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002

3.Блюмкин В.А. Этика и жизнь. – М., 1987

4. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 1998

5. Зимина Н.В., Кузин Ф.А. Азбука жизненного успеха. – М.: ИНФРА, 1997

 

Тема 10. Деловое общение и его формы.

 

1. Коммуникация и общение в деловой жизни: формальное и неформальное.

2. Структура делового общения.

3. Основные виды деловых взаимодействий: вербальный и невербальный.

4. Требования к речи в деловой коммуникации.

5. Невербальный контакт: сущность, функции, многообразие проявлений.

6. Идентификация, эмпатия и рефлексия – механизмы установления взаимопонимания в деловых отношениях.

7. Внушение и убеждение в деловой культуре.

8. Рукопожатие и его роль в установлении деловых контактов.

 

Литература:

 

1. Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека. – М., 1994

2. Смолка К. Правила хорошего тона. – М., Прогресс, 1980

3. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. – М.: Анкил, 1994

4. Гурков И. Стратегия и структура корпорации. – М.: Дело, 2006. – 320 с.

 

Тема 11. Этика и культура делового застолья.

 

1. Застольный этикет и его нравственный и символичесий смысл.

2. История делового застолья.

3. Подготовка к деловой встрече за столом.

4. Организация и проведение делового застолья.

5. Правила рассаживания за столом.

6. Банкет: его роль в деловой жизни, основные виды и правила поведения.

7. В ресторане: этико-деловые нормы.

8. Шведский стол.

 

Литература:

 

1. Гоголев Л. Беседы об эстетике поведения. - Киев: «Мистецтво», 1991

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 1998

2. Психология и этика делового общения. – М., 1997

3. Егоршин А.П., Распопов В.П., Шашкова Н.В. Этика деловых отношений: Учебное пособие для вузов. – Нижний Новгород: НИМБ, 2005. – 408 с.

 

Тема 12. Стандарты этикета и модели поведения в международных деловых отношений.

 

1. Мировые стандарты этики делового общения в современном обществе.

2. Визитная карточка.

3. Подарки и сувениры в международных деловых контактах.

4. Роль переводчика в международных переговорах.

5. Национальные стили и особенности делового общения в США, Германии, Франции.

6. Специфика восточного стиля и ее отражение в деловых отношениях.

 

Литература:

 

1. Герчикова И.Н. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики. – М.: Изд-во «Консалтбанкир», 2002. – 576 с.

2. Булыгина А.Этика делового общения. – Новосибирск 1995

3. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. – М.: Фонд «Правовая

культура», 1994. –

4. Вольф И. Современный этикет / Пер с нем. – М.: Издат дом «Кристина и К», 2000. – 255 с.

5. Гвозданный М. Теория морали и этика бизнеса. – М.: РЭА им.

Г.В.Плеханова, 1995.

 

6.Лабораторные работы - Не проводятся по данной дисциплине.

 

7. Задания для самостоятельной работы.

Примеры заданий.

1. Аристотель «Никомахова этика».

- Какие вопросы этики ставит Аристотель?

- С чем Вы согласны с Аристотелем и почему?

- С чем Вы не согласны с Аристотелем и почему?

- Дайте оценку этических взглядов Аристотеля и приведите аргументы в пользу Вашей оценки.

 

2. В.С.Соловьев «Оправдание добра».

- Какие проблемы этики ставит В.С.Соловьев?

- Наиболее важные и интересные суждения. Процитируйте и объясните, почему Вы так считаете.

- С чем Вы согласны с Соловьевым, а с чем нет?

- Насколько актуальны сегодня проблемы «Оправдания добра»?

- Ваша оценка Соловьева как мыслителя.

 

3. Теодор Адорно «Проблемы философии морали»

- Изложите основное содержание работы.

- Какими понятиями пользуется Т.Адорно, и как он их объясняет?

- Ваша оценка Адорно как мыслителя.

 

4. Что такое этика?

5. Для чего появляются мораль и нравственность? Как они связаны с религией и искусством?

6. Как связаны мораль и экономика?

7. Когда возникает индивидуальное моральное сознание?

8. В чем проявляется нравственная культура общества?

9. Что такое моральная ценность?

10. Дайте свою характеристику понятия «достоинство личности».

11. Раскройте понятия «добро» и «зло».

12. Ваше мнение о высшей моральной ценности.

13. Почему этика делового общения как дисциплина появляется так поздно? – Ответ: т.к. осознание роли технологий как следствие научно-технического прогресса показало необходимость замены стихийного регулирования деловых отношений особыми правилами и программированием.

14. Когда этикет впервые получил свое кодексное выражение? – Ответ: В Средневековой Европе в рыцарском этикете – на практике, а в ХУ1 веке при дворе Людовика Х1У века – в письменной форме.

15.Когда возникает пространство этики деловых отношений?

Ответ: при капитализме с развитием технологий, рациональных отношений и возникновением языка деловых отношений.

16.Что такое деловая этика? – Совокупность принципов поведения людей, занятых в сферах управленческой и предпринимательской

деятельности. Деловая этика позволяет оценивать личность и

деятельность людей с точки зрения соответствия мировым стандартам.

17.Зачем руководителю знание этики деловых отношений? Для формирования своего имиджа и деловой репутации.

 

18..Особенности этики деловых отношений ХХ в? – Утилитарный характер, целесообразность, демократизм, дух уважения, открытости, взаимной ответственности и стремления к психологической комфортности.

19.Каковы основные принципы этики деловых отношений?

Уважение, вежливость, делиактнсть, тактичность; свобода, терпимость (толерантность), справедливость, деловая обязательность, целесообразнсть, ответствнсть.

 

20. Что означает объективность деловых отношений? – Они не зависят от настроений, а подчиняются логика дела.

21. Что такое политес? – вежливость

22.Может ли вежливость быть чрезмерной? – Да, необходима целесообразность поведения.

23.Что такое деловое общение? – процесс установления деловых контактов между организациями и людьми.

24.Структура делового общения? 3 стороны: коммуникативная (обмен информацией), интерактивная (организация взаимодействия между людьми), перцептивная (эмоциональная сторона восприятия партнера)

25. Какова специфика вербального общения и в чем основные требования к нему? С помощью слов, речь должна быть последовательной, ясной, точной, не содержать двусмысленностей. Задача – точно передать информацию и грамотно обсудить предложения и задачи.

26.Какие жесты Вы знаете? - Рукопожатие, раскрытые руки, расстегивание пиджака, жесты подозрительности и скрытности, жесты защиты.

27. Тон при разговоре (негромко, со знанием дела, уверенно)

28. Какой смысл в подарках? –

29. Какие правила и «тонкости» дарения в деловом общении Вы знаете?

30. Комплимент – особая форма похвалы в деловых отношениях. Каким он должен быть? – Игривым, уместным, сказанным во-время и к месту, не дежурным. Как принимать комплимент? – Без комментариев, с благодарностью.

31. Какие правила эпистолярного жанра Вы знаете?

32. В чем выражался международный, или дипломатический протокол в древности?

33. Являются ли абсолютными требования этики деловых отношений?

34.Каким нормам должен соответствовать повседневный этикет бизнесмена и управленца?

35.Каковы правила ведения делового телефонного разговора?

36.Какой бог в Древней Греции был покровителем послов, путников и купцов?

37. Какой предмет, дававший право на беспошлинный провоз багажа, получал представитель посольства в Древнем Риме?

38. Какие черты были присущи этике деловых отношений в Византии?

39.Где и когда использовался этикет не для выражения чувства дружбы, а для демонстрации своего превосходства?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.207 сек.