КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нормирование боевых действий 2 страница
Рис. 22.8. Научно обоснованные нормативы позволяют обеспечить объективно равные возможности выполнения боевых задач индивидуально, в составе отделений и караулов, а также оказывают существенное влияние на состояние боевой готовности пожарных подразделений и качество ведения боевых действий. Нормативы следует устанавливать в строгом соответствии с условиями выполнения упражнения с учетом необходимых затрат, а также влияния различных факторов. В нормативах должен быть обеспечен заданный уровень точности, учтены условия выполнения нормируемых упражнений. Кроме того, они должны быть удобны в использовании. Первое требование удовлетворяется при установлении допустимых погрешностей нормативов, исходя из заданной точности и объективно неизбежной разновидности нормативов, и достигается путем применения математически обоснованных методов сбора исходных данных и установления нормативных зависимостей. Второе требование означает необходимость исчерпывающего описания вариантов условий выполнения упражнений, на которые составляются нормативы. Каждому варианту должны соответствовать значения нормативов или поправочных коэффициентов, учитывающих влияние различных факторов. При планировании боевых действий расчет показателей боевых действий личного состава и подразделений, их оптимизация производятся по установлению расчетных величин затрат времени на каждую операцию в отдельности или на действие в целом. Правильность проставления временных характеристик имеет первостепенное значение. Если расчетные величины затрат времени на выполнение норматива будут занижены, то есть взяты меньшими, чем необходимо для его выполнения, то это вызовет поспешность в исполнении того или иного действия и к срыву всего норматива в целом. Завышение расчетных величин, наоборот, может привести к напрасной потере времени и другим просчетам при ведении боевых действий на пожаре. Для того, чтобы получить оценки времени, наиболее соответствующие реальности, существуют две возможности. Для работ и для других операций, по которым накоплен достаточно большой опыт, оценки могут браться из накопленного опыта, то есть выведенных из реальных величин затрат времени на выполнение работ в ходе боевой подготовки или в ходе боевых действий на пожаре. Правомерность однозначного выбора таких временных показателей основывается на теории вероятности, и будет представлять собой статистическое среднее значение определенного количества оценок продолжительности работы. Иными словами, при большом числе независимых оценок продолжительности работы среднее арифметическое полученных значений отдельных операций или всей работы в целом можно считать оценкой математического ожидания величины норматива, то есть при большом числе опытов среднее статистическое значение данной величины можно считать мало отличающимся от реального. Отсюда вытекает важный вывод: необходимо накапливать опытные данные по всем видам боевых действий на пожаре или отдельным операциям и сводить их в справочные нормативные таблицы и каталоги, что позволит достаточно легко проставить временные показатели для оценки деятельности личного состава и подразделений. Однако в этом случае специалисты всегда будут иметь дело со случайными величинами, которые не будут носить достоверный характер для всего личного состава страны, региона, области хотя бы потому, что наблюдения являются неравноточными, у личного состава разные уровни физической подготовленности, работа выполнялась при разных условиях и множестве усложняющих факторов. Есть и другая возможность получения указанных выше характеристик. Она основана на математических методах обработки расчетных величин затрат времени на операции с пожарно-техническим вооружением и пожарной техникой. Следует иметь в виду, что, какими бы подробными и обстоятельными ни были исходные данные разрабатываемых нормативов, всегда остается вероятность ошибки в полученных результатах и выводах. Математика предоставляет возможность построения практически неограниченного числа моделей, с помощью которых можно достаточно точно описывать действительность. Специалистам, занимающимся исследованием закономерностей выполнения работы с пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением, эти модели открывают новые возможности при постановке и решении задач повышения уровня профессиональной подготовленности личного состава. Достоинства математических методов очевидны, и без их использования сегодня трудно представить обработку статистических данных в любой сфере деятельности. Из множества математических моделей, которые формируются на основе статистических данных, для нас представляют наибольший интерес модели, получаемые на основе многомерной обработки данных. Целью многократных измерений времени выполнения работы заданного упражнения или составляющего его элемента является, в конечном итоге, оценка истинного значения измеряемой величины. В качестве истинного значения измеряемой величины принимается средняя арифметическая величина. 23.1. Последовательность нормирования боевых действий 1. Подготовка к проведению эксперимента: - выбор нормируемого упражнения; - описание действий исполнителей; - определение условий выполнения упражнения; - определение факторов, оказывающих влияние на время выпол - подбор исполнителей для выполнения нормируемого упражнения. 2. Хронометраж освоения элементов нормируемого упражнения: - расчленение нормируемого упражнения на его составляющие; - определение моментов начала и окончания работ, элементов или - определение времени проведения наблюдений; - определение коэффициента интенсивности освоения; - исключение результатов, содержащих грубые погрешности; - определение требуемого количества измерений. 3. Определение истинного значения измеряемой величины: - определение среднего значения измеряемой величины; - определение доверительного интервала измеряемой величины; - вычисления (если не известны) коэффициентов, учитывающих 4. Определение времени выполнения упражнений (боевых действий) - закрепление элементов и операций выполнения упражнения за - определение времени выполнения каждого элемента, операции, - определение общего времени выполнения закрепленных за каждым - определяется нормативное время выполнения упражнения в целом 5. Опробование нормативов в отделениях, караулах пожарных частей, 23.2. Подготовка к проведению эксперимента На данном этапе выбирается упражнение, для которого предстоит составить нормативные требования, определяется структура его выполнения, производится подробное описание действий с момента поданной команды до окончания упражнения, условий выполнения и усложняющих факторов, проверяется соответствие пожарно-технического вооружения (спасательного оборудования) техническим требованиям (недостатки должны быть устранены до начала хронометрирования). Для удобства описания действий для каждого исполнителя упражнение рекомендуется расчленить на элементы, по каждому из которых предстоит определить оценку продолжительности работы. Это рекомендуется сделать по форме, приведенной в табл. 23.5. Очень важно определить количество повторений операций (элементов) и упражнения в целом. Следующим, очень важным обстоятельством данного этапа является получение объективной информации о физической подготовленности личного состава, привлеченного для участия в эксперименте, и, тем самым, исключение зависимости разрабатываемого норматива от случайных величин в этой области. Подбор исполнителей осуществляется по уровню общей выносливости и функциональной подготовленности (общей физической подготовленности). В этих целях следует применять степ-тест, основанный на методе функциональной пробы PWC170 с дозированной физической разгрузкой. Пожарный в повседневной одежде при температуре окружающей среды 18-22°С выполняет две последовательные дозированные физические нагрузки при восхождении на ступеньки в течение 4 минут. Первая нагрузка заключается в подъеме на ступеньку высотой 25 см и спуске с нее со скоростью 20 восхождений в одну минуту под метроном, вторая (проводится через две минуты после первой) — в подъеме на ступеньку высотой 50 см и спуске с нее при тех же условиях. Пульс прощупывается пальцем на лучевой артерии кисти руки или (при наличии аппаратуры) дистанционно. Частота сердечных сокращений (ЧСС) измеряется в начале 4-й минуты каждой из нагрузок в течение 10 секунд. После этого для каждого пожарного, участвующего в эксперименте, рассчитывается индекс общей физической подготовленности по формуле: s i 850-30f, где: f1; f2 — частота сердечных сокращений после первой и второй физических нагрузок за 10 с. Для удобства выпишем показатели, полученные по формуле 23.1, в табл. 23.1, произведем расчеты и полученные значения PWC170 занесем в седьмую графу таблицы для каждого участника эксперимента. Получив, таким образом, индекс PWC170 и сопоставив его значение с данными табл. 23.2, можно определить уровень общей физической подготовленности каждого исполнителя с учетом его возраста. Пусть, например, у первого испытуемого индекс PWC170 равен 16,1, а у п-го испытуемого — 22,2. Сопоставление их с соответствующими показателями таблицы для возрастной группы до 29 лет показывает, что в первом случае уровень физической подготовленности будет очень низким, то есть 1, во втором (для п) — очень высоким, то есть 4. Полученные уровни проставим в графу 8 таблицы 23.1. Таблица 23.1 Результаты расчета интегрального показателя общей физической подготовленности (PWC17q)
Таблица 23.2. Показатели, характеризующие уровень физической подготовленности пожарных
Для участия в экспериментах допускаются пожарные, имеющие среднюю и высокую физическую подготовленность. 23.3. Хронометраж освоения элементов боевых действий Каждое упражнение (норматив) включает в себя ряд последовательных операций. Эти операции можно назвать составляющими элементами упражнения. Как было отмечено ранее, упражнение должно быть расчленено на элементы, для которого руководитель эксперимента (наблюдатель) определяет моменты начала и конца выполнения работы: точки устанавливаются визуально или по звуку так, чтобы наблюдателем были охвачены все действия исполнителя, и чтобы не было перерывов между замеряемыми элементами. Если замеряют все элементы в комплексе подряд, то ограничиваются установлением для каждого из них конечных фиксажных точек, поскольку они уже являются начальными для последующих элементов. Например, в элементе боевого развертывания раскатать пожарный напорный рукав начальной фиксажнои точкой будет прикосновение руки пожарного к напорному рукаву, конечной фиксажнои точкой — рукав раскатан по всей длине, дальняя соединительная головка коснулась земли. Окончание этого элемента будет начальной точкой для следующего элемента упражнения — "соединить рукава между собой". Проведение наблюдений рекомендуется проводить через 1-1,5 часа после заступления на дежурство или приема пищи. Замеры должны проводиться в любое время суток. Это дает возможность получить точность значений ожидаемого времени выполнения упражнения как в период высокой, так и в период пониженной производительности. Проведение хронометража сводится к регистрации результатов в наблюдательном листе хронометражной карты затрат времени на выполнение упражнения или элементов (операций), его составляющих, по установленным фиксажным точкам. Наблюдатель должен сделать отметки о всех случаях искажения замеров вследствие возникающих неполадок или ошибок самого наблюдателя. Хронометраж выполняется непрерывным или выборочным способом. Непрерывный способ предполагает изучение всех элементов (операций), составляющих упражнение, следующих один за другим. В этом случае фиксируется текущее время окончания каждого элемента (операции) и время выполнения упражнения в целом. Выборочный способ применяется для замеров только отдельных элементов (операций) длительностью не более 10 с, а также при повторном наблюдении вместо забракованных наблюдений. В начальный момент наблюдается повышение затрат времени, связанное с процессом формирования и совершенствования навыков. Для каждого из участников эксперимента характерна своя интенсивность снижения затрат времени выполняемой работы, которую можно выразить через коэффициент интенсивности освоения (Ки): (23.2) Л1 1+10 где: Х1; Х1+10 — затраты времени на выполнение элемента упражнения, порядковые номера которых различаются на 10 единиц. То есть, как только Ки < 0,1, с этого момента можно начинать учитывать количество наблюдений. Следует отметить, что длительность фазы освоения может значительно сократиться за счет обучения пожарных под руководством инструктора-наставника или разделения упражнения на элементы (операции). Коллективное освоение новых упражнений пожарными в составе отделений имеет преимущество перед индивидуальным освоением. Например, для одного из исполнителей многократность выполнения элемента составляет 20 раз, из которых значение первой величины времени выполнения составляет 7,9 с, второй — 7,4 с, третьей — 7,2 с, десятой — 6,2 с, одиннадцатой — 6,4 с. Произведя расчеты по формуле 23.2, получим следующие коэффициенты интенсивности: Ки1 = 0,21 > 0,1; Ки2 = 0,62 > 0,1 Ки3 = 0,13 > 0,1; Ки10 = 0,031 < 0,1 Из условия Ки10 < 0,1, отсчет результатов для данного исполнителя будет начинаться с X; = 6,2 с. Для удобства показатели интенсивности для всех исполнителей рекомендуется свести в табл. 23.3. В ходе статистической обработки многократных наблюдений иногда выясняется, что некоторые результаты значительно отличаются от ожидаемого, то есть результат содержит грубую погрешность и его необходимо исключить из дальнейшей обработки. Доля таких результатов может достигать 10-15% от общего числа измерений. Таблица 23.3 Показатели зависимости освоения элементов упражнения
Вопрос об их исключении невозможно однозначно решить в общем виде, если это не является явной ошибкой наблюдателя. Наиболее распространенным методом исключения результатов, содержащих грубые погрешности, является расчет величины tp: хг-х, (23.3) где: - X* — сомнительный результат; - i — средняя величина измерений Х1; Х2,.., Хп, рассчитывается без рас - S — оценка среднестатистической погрешности (среднеквадратическое Критерий tp служит для проверки больших отклонений от среднего, и сравнивается с коэффициентом Стьюдента tCT, соответствующим доверительной вероятности Рд = 0,95 и определяемым по таблице 23.4
Для расчета значения tp необходимо знать значения и S. По данным измерений Хь Х2,..., Хп средняя арифметическая величина: п где: п — число измерений, Xj.
Вычисляем оценку среднеквадратичного отклонения по формуле: Зная значение S, подставляем его в формулу (23.3) и получаем значение tp. Если tp > tCT, то с вероятностью Рд = 0,95 можно считать, что X; содержит грубую погрешность и его необходимо исключить. Остальные значения будут считаться статистически достоверными. Рассмотрим конкретный пример исключения оценки грубой погрешности. При соединении водосборника со всасывающим патрубком насоса пожарного автомобиля одним пожарным проводилось 18 испытаний, в результате получены следующие значения: 3,4; 3,5; 3,6; 3,6; 3,9; 4,0;...; 6,0; 6,2. Примечание. Все значения записываются в ряд в порядке возрастания. Определим по всем 18 измерениям:
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |