Мощность двигателя, кВт (л. с.)
Расход топлива на 100 км, л
Емкость бака для горючего, л
Марка насоса
110(150)
41,0
ПН-30КФ
110 (150)
41,0
ПН-40К
110 (150)
41,0
ПН-40У
Подача воды при высоте всасывания 3,5 и, л/мин
Напор, м
Наибольшая высота всасывания, м.
Емкость бака для пенообразователя, л.
Время всасывания воды с глубины 7 м, с
Производительность пеносмеснтеля, м3/мин
4; 8; 12
4; 8; 12; 24
4,7: 9,4; 14,1; 18,8; 23,5
Рабочий напор в напорной полости насоса при подаче пены, м
Наибольший максимальный допустимый подпор во всасывающей линии насоса при подаче пены, м
Число напорных рукавов, шт., диаметром, мм:
Число пожарных стволов, шт.:
переносных лафетных
А
Б
СВП
Число, шт.:
ГПС-600
Г-600
разветвлений РТ-80
Время работы, мин:
одного ствола СВП-4
двух стволов СВП-4
одного генератора ГПС-600
двух генераторов ГПС-600
11,5
11,5
Количество пены, полученной при израсходовании ПО-1 из пенобака. м3:
низкой кратности (К=10)
средней» (К-100)
Возможная площадь тушения пенами, м2:
низкой кратности при Is= 0,1...0,15 л/(см2)
139...92
97...65
97...65
средней кратности при /s -0.05...0.08 л/(с-м»)
278...174
195... 122
195...122
Возможный объем тушения пеной средней кратности при /С3 = 3, м*
Примечание. Для получения пены низкой и средней кратности используют 6 %-ный раствор ПО-1 в воде; напоры СПВ-4 и ГПС-600 равны 60 м,
для подачи воды из открытых водоисточников на большие расстояния по магистральным линиям диаметром 150 мм. Насосные станции питают водой пожарные автоцистерны и автонасосы, лафетные стволы пропускной способностью 60 л/с и более, а также воздушно-пенные стволы и генераторы для тушения крупных пожаров. Одна насосная станция одновременно может питать водой четыре пожарных автомобиля с насосными установками производительностью 30...40 л/с на расстоянии 4...5 км (в зависимости от рельефа местности). Насосные станции используют для заполнения искусственных водоемов при подготовке к тушению крупных пожаров. Совместно с рукавными автомобилями и передвижными лафетными стволами ПНС обеспечивают успешное тушение крупных пожаров на лесобиржах, а также нефтяных и газовых фонтанов.
Высокая скорость движения, небольшой расход топлива, возможность преодоления труднопроходимых участков позволяют успешно эксплуатировать насосные станции ПНС-100 и ПНС-110 в районах с температурой воздуха от —35 до +35 °С.
Подразделения, вооруженные насосными станциями, всегда работают на пожарах во взаимодействии с подразделениями на основных и специальных пожарных машинах. Основные схемы боевого использования приведены на рис. 3.4.
Пожарные аэродромные автомобили (табл. 3.7) предназначены для обеспечения пожарно-спасательной службы на стартовой полосе аэродромов, тушения пожаров в самолетах и вертолетах, работ по эвакуации пассажиров и членов экипажа из самолетов, потерпевших аварию, а также для тушения пожаров на объектах в районе аэропортов. Автомобили служат для доставки к месту аварии самолета или вертолета боевого расчета, пожарного оборудования и подачи в очаг пожара воды, воздушно-механической пены, высокоэффективных огнетушащих порошков, хладонов и жидких бромэтиловых составов. Аэродромные автомобили укомплектованы бензомоторными дисковыми пилами ПДС-400, предназначенными для вскрытия фюзеляжей самолетов. Для тушения пожаров в закрытых помещениях, отсеках самолетов, кабинах, подкапотных пространствах, а также на электроустановках, находящихся под напряжением, автомобили оборудованы огнетушащими установками СЖБ (состав жидкостный бромэтиловый) и порошковыми огнетушителями. Основные схемы боевого использования подразделений, вооруженных автомобилями аэродромной службы, приведены на рис. 3.5.
Тактико-технические характеристики порошкового огнетушителя ОП-100 приведены ниже, а огнегасительных установок СЖБ — в табл. 3.8. Подразделения, вооруженные пожарными аэродромными автомобилями, подают воду и воздушно-механическую пену различной кратности, огнетушащие порошки и бромэтиловые составы без установки и с установкой машин на водоисточники, создают на взлетно-посадочной полосе пенный покров из воздушно-механической пены средней кратности при аварийных посадках самолетов, вскрывают фюзеляжи, проводят спасательные работы при пожарах в самолетах, вертолетах и т. д.
После израсходования запасов огнетушащих средств подразделения на пожарных аэродромных автомобилях можно использовать для тушения пожаров водой с установкой машин на водоисточники.
ТАБЛИЦА 3.6. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЖАРНЫХ НАСОСНЫХ СТАНЦИЙ
Показатели
ПНС-100 (150К) (модель 66)
ПНС-110 (131) (модель 131)
Максимальная скорость, км/ч
Число мест для боевого расчета
Масса с полной нагрузкой, кг
Габаритные размеры, мм:
длина
ширина
высота
Наименьший радиус поворота, м
Контрольный расход топлива на 100 км, л
Модель насоса
Подача воды при высоте всасывания 3,5 м, л/мин
Напор, м
Наибольшая геометрическая высота всасывания, м
Марка двигателя привода насоса
Мощность двигателя привода насоса, кВт (л. с.)
Время всасывания воды с глубины 7 м, с
Емкость топливного бака, л:
автомобиля
дизеля
11,2
ПН-100
2Д12Б
221 (300)
10,2
ПН-110
2Д12Б
221 (300)
Топливо
ДЛ; ДЗ; ДА; ДС
Число, шт.:
всасывающих рукавов диаметром 200 мм
тройников 200X150X150 мм
четырехходовых разветвлений 150Х Х80Х80Х80 мм
ТАБЛИЦА 3.7. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕТАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ НА ПОЖАРНЫХ АЭРОДРОМНЫХ АВТОМОБИЛЯХ
Показатели
АА-30 (157К) (модель 56А)
АА-40 (131) (модель 139)
АА-60 (7310) (модель 160.01)
Максимальная скорость, км/ч
Число мест для боевого расчета
Габаритные размеры, мм:
длина
ширина
высота
14 300
Масса с полной нагрузкой, кг
Наименьший радиус поворота, м
Мощность двигателя автомобиля, кВт (л. с.)
Максимальная скорость движения автомобиля при работе пожарного насоса, км/ч
Контрольный расход топлива на 10 км, л
Марка насоса
Подача воды при высоте всасывания 3,5 м, л/мин
Напор, м
Наибольшая геометрическая высота всасывания, м
Время всасывания воды из глубины 7 м, с
Производительность пеносмесителя, м3/мин
Стационарный лафетный ствол пропускной способностью:
по воде, л/с
» пене, м3/мин
Генератор для дисковой пилы:
мощность, кВт
напряжение, В
-
-
-
-
Заправочная емкость, л:
цистерна для воды
бак пенообразователя
» топлива
12 000
Установка шт.:
переносная СЖБ-50
стационарная СЖБ-150
Пила для вскрытия фюзеляжа самолета ПДС-400
Число напорных рукавов, шт.;
диаметром, мм:
-
-
-
Число, шт.:
стволов:
А
Б
СВП-4
генераторов:
ГПС-600
ГПС-200
Огнетушитель порошковый ОП-100, шт.
-
-
-
-
-
Без установки на водоисточники
Время работы от заправочных емкостей автомобилей, мин:
одного ствола Б
одного ствола А или двух стволов Б
одного ствола СПВ-4
одного генератора ГПС-600
стационарного лафетного ствола
одного ствола распылителя от стационарной установки СЖБ-150 одного лома-распылителя от переносной установки СЖБ-50
трех подбамперных ГПС-600
четырех подбамперных ГПС-600
9,5
4,7
6,2
6,2
2,1
-
9,5
4,7
6,2
6,2
2,1
-
35,4
35,4
11,8
8,9
Количество пены, м3:
низкой кратности (К = 10)
средней» (К= 100)
22,3
22,4
Возможная площадь тушения пенами, м2:
низкой кратности при IS=0,1...0,15 л/(с м2)
средней кратности при IS = 0,05...0,08 л/(с м2)
37...25
74,5...46,5
37...25
74,8...46,7
212... 142
425...263
Возможный объем тушения, м3:
пеной средней кратности при К3 = 3
составом от стационарной установки СЖБ-150
составом от переносной установки СЖБ-50
С установкой на водоисточник
Время работы, мин:
одного-двух стволов СВП-4
»» генераторов ГПС-660
7... 3,5
7 … 3,5
7 … 3,5
7 … 3,5
42... 21
42... 21
Количество пены, м3:
низкой кратности (К = 10)
средней» (К=100)
Возможная площадь тушения пенами, м2:
низкой кратности при /s = 0,1...0,15 л/(с м2)
средней кратности при /s = 0,05...0,08 л/(с-м2)
42... 28
83... 52
42... 28
83... 52
250... 167
500... 313
Возможный объем тушения пеной средней кратности при К3=3, м8
Примечания: 1. В расчетах приняты стволы Б с диаметром насадка 13 мм, стволы А с диаметром насадка 19 мм, расход воды из лафетного ствола 1200 л/м. 2. Для получения пены низкой и средней кратности используют 6 %-ный водный раствор пенообразователя ПО-1.
Давление воздуха в баллоне, МПа (кгс/см2)
Рабочее давление в резервуаре, МПа (кгс/см2)
Величина давления срабатывания предохранительного клапана, кгс/см2
15 (150)
0,9 (9)
15 (150)
0,9 (9)
Резиновый рукав:
диаметр, мм
длина, м.
длина струи со ствола распылителя, м.
2,5
2,5
Ширина струи, и
Ствол-распылитель, шт.
Лом-распылитель, шт.
Примечание. Для зарядки установок СЖБ наиболее эффективными являются жидкостные составы БФ-1, БФ-2, хладон 114В2. Характеристику указанных составов см. в табл. 2.4.
Примечания: 1. Огнетушитель ОП-100 предназначен для тушения загораний легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, лаков, красок, пластмасс и электроустановок под напряжением до 1000 В. 2. Огнетушитель заряжается огнетушащими порошками П-1А и ПС (кроме ПСБ-3).
Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения предназначены для тушения пожаров на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях, тушения нефти и нефтепродуктов в резервуарах и при разливе их, а также для объемного тушения пожаров воздушно-механической пеной средней кратности в кабельных туннелях, полуэтажах и крупных подвалах производственных зданий. Они служат для доставки к месту пожара боевого расчета,
пожарно-технического вооружения, пенообразователя и технических средств для подачи воздушно-механической пены. Системы водо-пенных коммуникаций этих автомобилей позволяют производить:
забор воды с открытого водоисточника или с гидранта при подпоре 30 м и подачу ее к стационарному лафетному стволу на кабине водителя или в напорные линии;
забор воды из водоисточника для заполнения цистерны;
забор воды из цистерны машины и подачу ее на стационарный лафетный ствол или в напорные линии;
забор пенообразователя из пенобака, дозирование его и подачу во всасывающую полость насоса, а раствора пенообразователя в напорные линии или стационарный лафетный ствол, установленный на кабине водителя;
забор пенообразователя из посторонней емкости, дозирование его и подачу во всасывающую полость насоса, а раствора пенообразователя в напорные линии или к стационарному лафетному стволу, установленному на кабине водителя.
Подразделения, вооруженные автомобилями воздушно-пенного тушения, работают на крупных пожарах совместно с подразделениями, вооруженными автонасосами, автоцистернами и пожарными насосными станциями.
После израсходования огнетушащих средств (пенообразователя) подразделения могут быть использованы для подвоза воды на пожар, забора ее из водоисточников с неудовлетворительными местами водозабора (заправив цистерну предварительно водой), а также для перекачки воды с удаленных водоисточников.
Основные схемы боевого использования подразделений на автомобиле воздушно-пенного тушения приведены на рис. 3.6 и 3.7, а тактико-технические характеристики и тактические возможности подразделений в табл. 3.9 и выводе.
ТАБЛИЦА 3.9. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЕЙ ВОЗДУШНО-ПЕННОГО ТУШЕНИЯ
Показатели
АВ-40 (375) (модель Ц50)
АВ-40 (375Н) (модель Ц50А)
Максимальная скорость, км/ч
Число мест для боевого расчета
Габаритные размеры, мм:
длина
ширина
высота
Масса с полной нагрузкой, кг
Наименьший радиус поворота, м
Мощность двигателя, кВт (л. с.)
Контрольный расход топлива, л/100, км
Запас хода по топливу, км
Марка насоса
Подача воды при высоте всасывания 3,5 л/мин
Напор манометрический, м
Наибольшая геометрическая высота всасывания, м
Время всасывания воды из глубины 7 м, с
10,5
129 (175)
ПН-40К
14 926
10,5
129 (175)
ПН-40УА
Ствол стационарный лафетный: марка
ЛС-С40
пропускная способность по воде, л/с
пропускная способность по пене, м3/мин
Производительность пеносмесителя, м3/мин
Наибольший допустимый подпор во всасывающей линии насоса при подаче пены, м
4; 8; 12; 24
4,7; 9,4; 14,1; 18,6; 23,5
Емкость, л:
цистерны для пенообразователя
бака»»
топливного бака
-
Пеноподъемннк, шт.:
высота подъема генераторов, м
число пеногенераторов ГПС-600, шт.
давление воды или раствора пенообразователя, при котором идет автоматическое выдвижение, МПа (кгс/см3)
-
-
-
-
13,2
0,6 (6)
Число, шт.:
УППС-46
пеногенераторов ГПС-600
Рукава напорные длиной 20 м, диаметром 77 мм, шт. Разветвление РТ-80, шт.
-
Основные тактические возможности подразделений на автомобилях воздушно-пенного тушения АВ-40(375)Ц50 и АВ-40(375Н)Ц50А
Время работы пенных стволов и генераторов, мин:
а) при установке автомобиля на водоисточник:
2...4 СВП-4
1...2 СВП-8
2...4 ГПС-600
1 ГПС-2000
96...48
83...41
96...43
б) при подаче ПО-1 в дозирующие вставки на всасывающих и напорных линиях:
8...12 СВП-4
4...8 СВП-8
8...16 ГПС-600.
2...4 ГПС-2000
б) при подаче ПО-1 в дозирующие вставки на всасывающих и напорных линиях:
8 СВП-4 (IS =0,1...0,15 л/(с-м2))
4 СВП-8 (IS =0,1...0,15 л/(с-м2))
8 ГПС-600 (IS =0,05...0,08 л/(с м2))
2 ГПС-2000 (IS =0,05...0,08 л/(с-м2))
480...320
640...426
480...320
800...500
Возможный объем тушения пеной средней кратности КЗ =3, м3:
а) при установке автомобиля на водоисточник:
2...4 ГПС-600
1 ГПС-2000
б) при подаче ПО-1 в дозирующие вставки на всасывающих и напорных линиях:
8...16 ГПС-600
2...4 ГПС-2000
240...480
960...1900
800...1600
Примечания: 1. Для получения пены низкой и средней кратности используют 6 %-ный водный раствор пенообразователя ПО-1. 2. Напор у стволов и генераторов пены средней кратности принят равным 60 м.
Подразделения на автомобилях порошкового тушения (табл. ЗЛО) предназначены для тушения пожаров на промышленных объектах химической и нефтехимической промышленности. Автомобили служат для доставки к месту пожара личного состава боевого расчета, пожарного оборудования и порошковых огнетушащих составов ПС и ПСБ для тушения щелочных металлов, горящих нефтепродуктов, горючих газов и электроустановок. Подразделения на автомобилях порошкового тушения обеспечивают работу одного стационарного лафетного ствола, установленного на кабине водителя, или
таблица 3.10. тактико-техническая характеристика автомобилей порошкового тушения
Показатели
АП-3 (130)
(модель 148А)
АП-5 (53213)
(модель 196)
Тип шасси
ЗИЛ-130
КамАЗ-53213
Число мест для боевого расчета
Габаритные размеры, мм:
длина
ширина
высота
Масса с полной нагрузкой, кг
17 600
Наименьший радиус поворота, м
Максимальная скорость, км/ч
Мощность двигателя, кВт (л. с.)
110 (150)
154 (210)
Контрольный расход топлива, л/100 км
Полезная емкость цистерны для порошка, м3
3...3,5
5,5
Масса вывозимого порошка, кг
3000... 3200
5500... 6000
Неиспользуемый остаток, порошка, кг
Ствол лафетный, шт.:
пропускная способность, кг/с
30... 60
дальность центра зоны эффективной части порошковой струи, м
30....35
угол поворота в горизонтальной плоскости, град
угол поворота в вертикальной плоскости, град:
вверх
вниз
Способ выдачи огнетушащего порошка
Сжатым воздухом
Ствол ручной:
число, шт.
пропускная способность с рукавом длиной 40 м, кг/с
3...5
дальность центра зоны эффективной части порошковой струи, м
высота подачи порошка по рукавной линии длиной 40 м, м
12... 15
12...15
внутренний диаметр рукава, мм
Рабочее давление у порошковой установки, МПа (кгс/см2)
0,4 (4)
0,43 (4,3)
двух ручных порошковых Стволов по рукавным линиям длиной 40 м. Автомобили используют как самостоятельные тактические единицы, а также во взаимодействии с аэродромными автомобилями при тушении пожаров на самолетах и вертолетах. Автомобили порошкового тушения не предназначены для использования во взрывоопасной среде. Основные схемы боевого использования подразделений, вооруженных автомобилями порошкового тушения, приведены на рис. 3.8.
Автомобиль комбинированного тушения предназначен для тушения комбинированным -способом пожаров на машиностроительных предприятиях, объектах химической и нефтехимической промышленности, на авиационном и автомобильном транспорте, а также на других объектах промышленного назначения. Подразделения, вооруженные автомобилями комбинированного тушения, обеспечивают работу стационарного сдвоенного лафетного ствола, установленного на кабине водителя, или ручных сдвоенных стволов при подаче порошка, а также порошка и пены одновременно.
ТАБЛИЦА 3.11. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАЦИОНАРНЫХ ЛАФЕТНЫХ СТВОЛОВ МОРСКОГО ПРОТИВОПОЖАРНОГО СУДНА ПРОЕКТА 1893Н
Показатели
Стационарный лафетный ствол ПЛС-С60
Гидропушка
Диаметр насадка, мм
Напор у спрыска, м
Расход воды, м3/ч
Длина струи, м
50/65
300/530
100/110
95/110
1100/1400
130/145
Автомобиль комбинированного тушения в зависимости от охраняемого объекта используют в трех вариантах: порошковом, пенном и комбинированном без переоборудования конструкции огнетушащей установки. Лафетный сдвоенный ствол может работать с насадками для подачи порошка или пены, или один пенный, а второй порошковый в комбинированном варианте.
Сосуды в разных вариантах работы автомобиля комбинированного тушения заполняют следующим образом:
в порошковом варианте — все четыре сосуда по 250 л заполняют порошком;
в пенном варианте — водным раствором пенообразователя;
в комбинированном варианте — два сосуда заполняют водным раствором пенообразователя и два порошком.
Автомобиль может эксплуатироваться при температуре наружного воздуха от —35 до +35 °С при условии хранения в зимнее время в гаражах с температурой воздуха не ниже 10°С и времени следования на пожар не более 20 мин, если емкости заполнены водным раствором пенообразователя. При заправке только порошком и соблюдении специальных правил машина может эксплуатироваться и при более низких температурах воздуха.
Автомобиль комбинированного тушения нельзя использовать во взрывоопасной среде. Тактико-техническая характеристика автомобиля комбинированного тушения (по данным опытного образца) приведена ниже.
Тактико-техническая характеристика пожарного автомобиля комбинированного тушения АКТ-05/05(66) — модель 207 (по данным опытного образца)
Тип шасси
ГАЗ-66-01
Число мест боевого расчета
Габаритные размеры, мм:
длина
ширина
высота
Масса с полной нагрузкой, кг
Наименьший радиус поворота, м
Мощность двигателя, кВт (л. с.)
Контрольный расход топлива, л/100 км.
9,5
85 (115)
Запас:
хода по топливу, км
порошка, кг
раствора пенообразователя, л.
Число огнетушащих установок
Рабочее давление воздуха в сосудах огнетушащих установок, МПа (кгс/см2)
Емкость баллонов со сжатым воздухом, л
Число баллонов
Время работы огнетушащих установок, с, при подаче огнетушащих средств:
через сдвоенный лафетный ствол
через сдвоенный ручной ствол
0,6...1(6...10)
Дальность подачи струи, м:
из лафетного ствола
из ручного ствола
Длина рукавной линии, м
Кратность воздушно-механической пены у среза ствола
20...25
8...10
7...10
Рабочая зона лафетного ствола от продольной оси автомобиля, град
вправо
влево
Рабочая зона лафетного ствола от горизонтали, град.:
вверх
вниз
Пожарные суда (табл. 3.11 и 3.12) предназначены для тушения пожаров на плавсредствах и береговых объектах. Они служат для доставки боевого расчета, пожарно-технического вооружения и огнетушащих средств к месту пожара. Подразделения, вооруженные пожарными судами, обеспечивают подачу стационарных и переносных лафетных стволов, а также ручных с высадкой десанта на береговые объекты и плавсредства. Данные подразделения осуществляют боевые действия по тушению пожаров воздушно-механической пеной любой кратности.
Пожарные суда можно использовать как плавучие насосные станции для подачи воды при тушении пожаров на береговых объектах.
Пожарные поезда предназначены для тушения пожаров на объектах железнодорожного транспорта и на других, имеющих железнодорожные подъезды. Они служат для доставки к месту пожара
ТАБЛИЦА 3.12. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЖАРНЫХ СУДОВ
Показатели
Пожарный речной (судно) катер
Пожарный морской катер
(судно)
проект
проект
340П
1893Н
Габаритные размеры, м:
длина
ширина
21,0
4,0
26,9
5,0
13,3
3,3
28,5
5,8
34,9
6,2
68,6
10,2
Осадка, м
Водоизмещение, т
Скорость хода, км/ч
1,0
17,7
1,8
25,7
60,0
0,6
18,3
41,0
1,7
117,3
23,2
1,9
184,2
28,0
3,1
31,8
Пожарные насосы:
число, шт.
подача воды, м3/с
напор, м
0,28
98,1
0,3
68,2
0,1
88,2
0,3
93,1
0,2
91,2
0,28
Запас пенообразователя, л
Число стационарных лафетных стволов, шт.
7+1 гидро-пушка
Численность личного состава, чел.
5...6
4...5
Наличие бортового орошения
Есть
личного состава, пожарно-технического вооружения, запаса воды и пенообразователя. Подразделения, вооруженные пожарными поездами, осуществляют боевые действия по тушению пожаров водой и воздушно-механической пеной любой кратности, а также оказывают помощь при авариях, наводнениях и других стихийных бедствиях. Такие подразделения работают самостоятельно и во взаимодействии с подразделениями пожарной охраны гарнизона.
Пожарные поезда состоят из вагона водонасосной станции и одной-двух цистерн-водохранилищ. В вагоне — водонасосной станции расположены машинное отделение, где стационарно установлены две мотопомпы МП-1600, переносная мотопомпа МП-800 и электростанция, размещены котельное отделение, помещения для боевого расчета поезда, оборудованы места для хранения пожарно-технического вооружения и запаса пенообразователя. Цистерна-водохранилище объемом 50 м3 имеет приспособления для налива воды и забора ее стационарными мотопомпами. Она имеет утепление и систему подогрева воды.
Основные схемы боевого использования пожарных поездов приведены на рис. 3.9, а тактико-техническая характеристика поездов и тактические возможности подразделений — ниже.
Мотопомпа, шт.:
стационарная (МП-1600 или МП-1400)
переносная (МП-800)
Электростанция мощностью 4...6 кВт, шт.
Отопительный котел для отопления вагона и цистерны-водохранилища, шт.
Рукава всасывающие, шт.; длиной 4 м, диаметром, мм:
Рукава напорные, шт.:
прорезиненные диаметром 51 мм
льняные 51 мм
прорезиненные 66 мм
льняные 66 мм
Стволы, шт.:
лафетный переносной
СА
РС-А
РС-Б
КР-Б
СВП-4
Пеногенераторы ГПС-600, шт
Гидроэлеватор Г-600
Пенообразователь, л
Запас воды, м3
Лестница трехколенная выдвижная
50, (50X2)
Время работы от цистерны-водохранилища при подаче воды, мин
двух стволов Б или одного А
»» Б и» А
одного лафетного ствола ПЛС-П20 с диаметром насадка 28 мм.
Время работы воздушно-пенных стволов и генераторов от заправочных емкостей, мин:
одного СВП-4
двух СВП-4
одного ГПС-600
двух ГПС-600
Возможные площади тушения пеной низкой и средней кратности, м2:
двух СВП-4 [/s -=0,1… 0,15 л/(с м2)]
» ГПС-600 [/s = 0.05...0.08 л/(с м2)]
120...80
240...150
Количество пены средней кратности, которое можно получить при израсходовании собственного пенообразователя, м3
Возможный объем тушения пеной средней кратности при израсходовании запаса ПО-1 и К3=3, м3
Примечания: 1. При расчетах приняты стволы Б с диаметром насадка 13 мм, стволы А с диаметром насадка 19 мм. 2. Напоры у стволов Б и А приняты 40 м, а СВП-4 и ГПС-600 — 60 м. 3. Для получения пены низкой и средней кратности применяют 6 %-ный раствор пенообразователя в воде.
Пожарные мотопомпы (табл. 3.13 и 3.14) предназначены для подачи воды или воздушно-механической пены (при наличии переносных пеносмесителей и запаса пенообразователя) при тушении пожаров. Переносные мотопомпы широко используют при тушении лесных и торфяных пожаров, их можно применять на пункте заправки автоцистерн водой при подвозе ее с удаленных водоисточников, в условиях, когда к водоисточникам отсутствуют подъезды, при перекачке воды и т. д. Схемы боевого использования пожарных мотопомп приведены на рис. 3.10.
Автомобили газоводяного тушения (табл. 3.15—3.16) предназначены для тушения пожаров всех видов фонтанов: газовых, нефтяных, газонефтяных, распыленных, компактных, одиночных и групповых. В качестве огнетушащего средства используют газовые струи АГВТ-100 и АГВТ-150, которые представляют собой смесь отработанных газов турбореактивного двигателя и распыленной воды. Благодаря высокой теплоемкости, газоводяные струи можно также применять для охлаждения оборудования, металлоконструкций и устья скважины. Схемы боевого использования автомобилей газо-
ТАБЛИЦА 3.13. ОСНОВНАЯ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТОПОМП
Показатели
МП-600
МП-800Б
МП-13 (модель 162)
МП-1400
МП-1600
Тип двигателя
Двухтактный
карбюраторный
Двухтактный бензиновый
ЗМЗ-451
ЗМЗ-24-01
Максимальная мощность, кВт (л. с)
10 (13)
17 (23,5)
18 (24)
51 (70)
63 (85)
Емкость топливного бака, л
17,5
Топливо
20 ч. А-66 или
А-72 и 1 ч. масла
АК-10 по объему
20 ч. бензина
А-72 и 1 ч. масла
АК-10 по объему
25 ч. бензина
А-72 или А-76 и
1 ч. масла АК-Ю по объему
Бензин
А-72
А-76
Расход топлива, л/ч
6,8
Тип насоса
Центробежный
консольный
Консольный
центробежный
Центробежный
одноступенчатый
Консольный
центробежный
Центробежный
консольный
Подача насоса (при геометрической высоте всасывания 3,5 м, а для МП-600—1,5 м), л/мин
Напор манометрический, м
Наибольшая геометрическая высота всасывания, м
Время забора воды с максимальной высоты всасывания, с
Число напорных патрубков, шт.
Габаритные размеры, мм:
длина
ширина
высота
Масса сухой мотопомпы без комплектующего пожарного оборудования, кг
Число, шт.
напорных рукавов диаметром:
66 мм
51»
стволов: А
Б
Разветвления, шт.
ТАБЛИЦА 3.14. ПРЕДЕЛЬНОЕ РАССТОЯНИЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ РУКАВНЫХ ЛИНИЙ ПРИ ПОДАЧЕ ВОДЫ НАСОСАМИ ПОЖАРНЫХ МОТОПОМП
Диаметр выходного отверстия насадка, мм
Длина магистральной ЛИНИ из прорезиненных рукав диаметром 66 мм. при высоте подъема ствола, м.
Длина магистральной ЛИНИ из непрорезиненных рукав диаметром 66 мм. при высоте подъема ствола, м.
Мотопомпы МП-600, MП-800 и МП-13 (модель 162)
(220)
(120)
(20)
-
(40)
-
-
-
-
-
Мотопомпы МП-1200, MП-1400 и МП-1600
Примечания: 1. Рабочие линии во всех случаях из непрорезиненных рукавов диаметром 51 мм, длиной до 60 м, компактная часть струи 16...17 м. 2. В скобках указана длина рукавных линий при установке мотопомпы с высотой всасывания для насоса не более 3,5 м.
ТАБЛИЦА 3.15. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Показатели
АГВТ-100
АГВТ-150
Марка шасси
Число мест для боевого расчета
Габаритные размеры, мм
длина
ширина
высота
ЗИЛ-131
УРАЛ-375Н
Масса автомобиля, кг
Наименьший радиус поворота, м
Максимальная скорость, км/ч
Марка турбореактивного двигателя (ТРД)
10,2
ВК-1
14 430
10,2
РПВ-300
Частота вращения вала, об/мин:
максимальная
оптимальная
Марка топлива
Емкость бака для топлива ТРД, л
Расход топлива на оптимальном режиме, кг/с
Угловая скорость перемещения газовой струи, град/с:
по вертикали
» горизонтали
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление