Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля




Вопросы контрольных работ для осуществления текущего контроля уровня знаний студентов (аттестации).

Варианты срезовых контрольных работ

1. Этика как наука о морали

2. Предмет и метод этики. Определение морали.

3. Специфика человеческой природы и нравственный характер существования человека.

4. Сущность моральной регуляции

5. Проблемы генезиса морали. Функции морали

6. Система моральной регуляции, ее понятийно-символические формы: нормы, ценности, идеалы, нравственные принципы

7. Основные этические категории (добро и зло, любовь, долг, свобода, честь, справедливость, патриотизм в сочетании с традиционализмом, консерватизмом, модернизмом)

8. Основные этические учения («золотое правило нравственности», эвдемонизм, гедонизм, утилитаризм, прагматизм, гуманизм, концепции справедливости, включая теорию Роулса, способы противостояния социальному злу, соотношение цели и средства, моральная оценка государства и государственной власти, соотношение «буквы» закона и «духа» закона)

9. Этика государственного и муниципального служащего как вид профессиональной этики, ее предмет.

10. Чиновничество как носитель профессиональной субкультуры

11. Менталитет, корпоративная культура и служебная этика чиновничества в ретроспективе российской истории.

12. Профессионально-нравственные представления субкультуры государственных служащих современной России. Классификация основных типов этического субъекта в субкультуре госслужащих.

13. Имидж отечественной госслужбы в общественном восприятии

 

 

РАЗДЕЛ 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов

1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса (УМК). УМК – представляет собой форму информационного, методического обеспечения студента для более глубокого освоения им учебного материала. Программы лекций позволят освоить теоретическую концептуальную конструкцию курса. Выполнение установок семинарских занятий должно способствовать построению упорядоченной самостоятельной работы, знакомству с научной и учебной литературой. Материалы тестовой системы могут служить инструментом самопроверки. Использование глоссария будет способствовать прояснению, уточнению и запоминанию ключевых понятий курса.

2. Пожелания к изучению отдельных тем курса. В рамках темы «Этика как наука о морали» следует обратить особое внимание на специфические закономерности моральной самоорганизации общества (традиция, самоцензура и давление общественного мнения). В теме, посвящённой организационной культуре и профессионально-этической деформации, необходимо сфокусироваться на миметической «заразительности» личного примера лидера и давления социальной среды. В контексте истории служебной этики следует выделить линию трансформации службы конкретным людям в служение государству. При рассмотрении проблем современной чиновничьей культуры важно исходить из позиции сохранения и поддержания специфического «климата служения» в отличие от «стремления к максимальной прибыли», воспринятого из предпринимательства. При анализе состояния предпринимательской культуры необходимо заострить внимание на последствиях бесконтрольного передела собственности, привнёсшего специфические циничные методы захвата собственности.

3. Рекомендации по работе с литературой. Рекомендации по работе с пособием: Д.В. Евдокимцев Этика и культура управления. Деловой этикет.

Учебно-методическое пособие по дисциплинам «Этика и культура управления» и «Деловой этикет» предназначено для студентов экстерната, обучающихся на дистанционной основе, и призвано сформировать у них представления о феномене морали, принципах профессиональной этики и правилах этикета в современном управлении. Рассмотрение проблем, связанных с состоянием нравов в обществе, в профессиональных макро- и микросообществах на государственной службе и в деловой сфере затрагивает различные направления гуманитарного знания в области этики, культурологии, социологии, права и менеджмента. Цели и задачи дисциплин «Этика и культура управления» и «Деловой этикет» заключаются в том, чтобы способствовать углубленному пониманию значимости профессионально-этического и социально-психологического климата в трудовом коллективе, выработать способы диагностики профессионально-этических отклонений и меры по культивированию высоких стандартов профессиональной деятельности. Темы учебных программ по вышеуказанным дисциплинам полностью совпадают с рубриками оглавления.

Содержание дисциплины «Этика и культура управления», которой посвящена первая часть учебно-методического пособия, образует широкий комплекс разделов и тем. Первая глава «Этика как наука» состоит из рубрик, освещающих предмет и методы этики, особенности человеческой природы и этическое измерение существования человека, сущность моральной регуляции, проблемы происхождения морали, функции нравственности, систему моральной регуляции, её понятийно-символические формы, основные этические категории и учения.

Вторая глава «Профессиональная этика государственного служащего» разделяется на такие компоненты как введение в профессиональную этику государственной службы, чиновничество как носитель профессиональной субкультуры; менталитет, корпоративная культура и служебная этика чиновничества в ретроспективе российской истории, профессионально-этические представления субкультуры государственных служащих современной России, имидж отечественной госслужбы в общественном восприятии, диагностика профессионально-этических проблем государственной службы, способы и формы этической регламентации деятельности госслужащих, зарубежный опыт моральной регуляции государственной службы.

Третья глава «Деловая этика» представлена рубриками: введение в деловую этику, бизнес-сообщество как профессиональная субкультура; менталитет, корпоративная культура и трудовая этика делового сообщества в ретроспективе российской истории, профессионально-этические представления субкультуры современного делового сообщества, имидж отечественного делового сообщества, диагностика профессионально-нравственных проблем ведения бизнеса, способы и формы этической регламентации предпринимательской деятельности, опыт развития бизнес-этики за рубежом.

 

4. Разъяснения по работе с тестовой системой курса. Структура тестовых заданий предполагает необходимость выбора единственно верного ответа из числа предлагаемых вариантов ответа на поставленный вопрос.

Советы по подготовке к зачёту. В процессе подготовки к зачёту следует соблюдать требования комплексности, последовательности, дифференциации материала. При освещении вопросов по истории служебной или предпринимательской этики следует выявить этапы преобразования частных или узкокорпоративных интересов в мотивы служения обществу, государству, национальным интересам, устойчивые исторические факторы, порождающие профессионально-этические проблемы. При ответе по темам теории этики необходимо сфокусировать внимание на сущности моральной регуляции, категориях этики, этических учениях.

5. Советы по подготовке к зачёту. В процессе подготовки к зачёту следует соблюдать требования комплексности, последовательности, дифференциации материала. При освещении вопросов по истории служебной или предпринимательской этики следует выявить этапы эволюции частных или узкокорпоративных интересов в мотивы служения обществу, государству, закону, национальным интересам, определить устойчивые исторические факторы, порождающие профессионально-этические проблемы. При ответе по темам теории этики необходимо сфокусировать внимание на сущности моральной регуляции, категориях этики, этических учениях.

 

Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций

Контрольные задания для самопроверки

Во всех заданиях необходимо выбрать единственно верный вариант ответа.

Практические задания к теме 1

 

Тест 1. Под моралью в гуманитарной науке понимают:

1. сферу социально-бытовых условий жизнедеятельности людей

2. уровень устаревания техники

3. область человеческих нравов.

 

Тест 2. Выберите единственный, правильный ответ: Этика изучает такую сферу культуры как:

1. закономерности человеческого мышления

2. сферу межсубъектного взаимодействия

3. освоение человеком пространственной среды

 

Тест 3. Выберите единственно верный вариант ответа. Нравственная рефлексия — это реакция нравственного сознания, проявляющаяся:

1. в автоматическом повторении ранее усвоенного алгоритма нравственного поведения

2. в эмоциональном переживании состояний радости или страдания по нравственным мотивам

3. в сосредоточенном размышлении над нравственной проблемой.

 

Тест 4. Выберите единственно верный вариант ответа:

Архетип — это:

1. рациональная формула нравственного поведения

2. психический прообраз, отражающий представления коллективной памяти прошлых поколений о благе и способах его достижения

3. конкретный образец общепринятого действия

 

Тест 5. Выберите единственно верный вариант ответа:

Нравственный идеал — это:

1. интегрированное представление о своём месте в обществе

2. высшая ценность, привлекающая личность и выступающая целью её развития

3. психический прообраз, отражающий представления коллективной памяти прошлых поколений о благе и способах его достижения

Тест 6. Выберите единственно верный вариант ответа.

Цинизм — это:

1. этическая доктрина, согласно которой высшим критерием поведения является достижение общественной и индивидуальной пользы, выгоды

2. этическое учение, согласно которому высшей целью человеческой жизни является достижение счастья

3. крайняя мера пренебрежения моральными нормами общества.

 

Тест 7. Выберите единственно верный вариант ответа.

«Золотое правило нравственности» гласит:

1. «Око за око, зуб за зуб»

2. «Ничего слишком»

3. «Не сотвори себе кумира»

4. «Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы другие поступали с тобой».

 

Тест 8. Выберите единственно верный вариант ответа.

Макиавеллизм — это:

1. убеждение, согласно которому для достижения позитивной общественной цели можно использовать любые средства

2. оправдание всякого произвола

3. принцип равного воздаяния

Практические задания к теме 2

Тест 9.

Профессиональная субкультура — это:

1. культура, радикально противопоставляющая себя другим культурам

2. культура профессионального сообщества

3. культура масс

 

Тест 10.

Профессиональная деонтология — это:

1. установки и мотивации членов профессионального сообщества, связанные с получением прибыли

2. совокупность норм, однозначно регламентирующих должное поведение человека в определённой профессиональной сфере, закрепляется в текстах клятв, присяг, моральных кодексов, уставов и т.д.

3. образ профессионального сообщества в общественном восприятии

Практические задания к теме 3

Тест 11.

Социальная миссия профессионального сообщества — это:

1. система социокультурных приоритетов, прямо не связанных с получением прибыли, характеризующих влияние производимой данным сообществом услуги на образ, стиль, качество жизни потребителя

2. мотивации членов профессионального сообщества, связанные исключительно с получением прибыли

3. установка на поиск новых ресурсов развития профессионального сообщества.

 

Тест 12. Выберите верный вариант ответа:

Механизм инкорпорирования в профессиональное сообщество — это:

1. механизм включения в корпорацию новых членов на основе определённых требований, ценза и т.д.

2. механизм реализации инноваций

3. механизм выдворения дискредитировавших себя членов сообщества

 

Практические задания к теме 4

Тест 13.

Институт потомственного дворянства как основной механизм инкорпорирования служилого сословия в царской России обосновывался:

1. принципом профессионализма

2. представлением о наследовании благородных, героических качеств потомками дворянского рода

3. соображениями финансовой состоятельности

 

Тест 14.

Номенклатура — это:

1. порядок комплектования госорганов, при котором кандидатуры на важные должности выдвигаются и утверждаются партийными органами или влиятельными политическими структурами

2. перечень сведений о потенциальных деловых партнёрах

3. порядок комплектования госоорганов, основанный на институте потомственного дворянства

 

Тест 15.

Бюрократия — это:

1. поздний этап развития чиновничества, в котором деятельность чиновника становится систематической, специализированной и социально-значимой;

2. ранний этап развития чиновничества, в котором деятельность чиновника характеризуется эпизодическим выполнением нерегулярных и разнородных поручений;

3. средний этап развития чиновничества, в котором деятельность чиновника обеспечивается денежным довольствием.

 

Тест 16. Выберите верный вариант ответа:

«Прагматики» в профессионально-этическом плане — это:

1. сотрудники, ориентированные на результативность, действенность принимаемых мер

2. сотрудники, пришедшие в компанию с корыстными целями

3. романтичные и чувствительные натуры

 

Тест 17. Выберите верный вариант ответа:

«Герои» в профессионально-этическом плане — это

1. харизматические, волевые, самоотверженные натуры

2. сотрудники, пришедшие в компанию с корыстными целями

3. функционеры, ориентированные на бюрократическую, рутинную деятельность.

 

Тест 18. Выберите верный вариант ответа:

«Моралисты» в профессионально-этическом плане тяготеют:

1. к исполнению рутинной, бюрократической работы

2. к участию в решениях социально-значимых вопросов

3. к решению на службе своих собственных проблем

 

Тест 19. Выберите верный вариант ответа:

Среди профессионально-этических типажей однозначно негативным является:

1. прагматик

2. потребитель

3. бюрократ

 

Тест 20.

Выберите единственно верный вариант ответа:

Профессионально-нравственная деформация — это:

1. система мероприятий по санации (оздоровлению) профессионального сообщества

2. профессионально-этическое и организационное совершенствование членов профессионального сообщества

3. ослабление профессиональных и нравственных ценностей, размывание представлений о профессиональном долге и своей социальной миссии под воздействием негативных условий труда.

 

Тест 21.

Выберите единственно верный вариант ответа.

Коррупция — это:

1. консервативные умонастроения в профессиональном сообществе

2. использование служебного положения в личных корыстных целях

3. недооценка членами профессионального сообщества роли инноваций

 

Тест 22.

Выберите единственно верный ответ:

Анализ правовых норм с применением критерия «взяткоёмкости» означает:

1. выявление норм, не допускающих коррупцию

2. выявление норм, допускающих и стимулирующих коррупцию, и их переформулирование

 

Тест 23. Вспомните, профессиональная субкультура — это:

1. культура, радикально противопоставляющая себя другим культурам

2. культура профессионального сообщества

3. культура масс

 

Практические задания к теме 5

Тест 24. В ХХ в. обращение к бизнес-этике прежде всего было продиктовано:

1. низкими стандартами деловой этики в хозяйственной практике

2. кризисом моделей управления, не использующих моральный ресурс взаимодействия сотрудников

 

Тест 25. Бизнес-этика в основном рассматривается специалистами как:

1. альтернатива юридическим «правилам игры» на рынке

2. дополнительный регулятор отношений участников рынка по отношению к законодательству

3. система принципов, не соприкасающаяся с правовой регуляцией

 

Тест 26. Вспомните, профессиональная деонтология — это:

1. учение о профессиональной лексике

2. этикетные нормы, одобряемые обществом

3. обязательные для исполнения профессионально-этические нормы

 

 

Тест 27. Какое представление не отражает стереотипы делового мира России 17-18 вв.:

1. «Вынужденное» плутовство.

2. Суеверность, иррациональность

3. Способность защититься от произвола государственных чиновников.

 

Тест 28.

Как вы думаете, позиции делового сообщества в событиях второго десятилетия 20 в. свидетельствуют:

1. о зрелости буржуазии и глубоком понимании своей исторической миссии;

2. о незрелости и нежизнеспособности буржуазии;

3. о способности буржуазии влиять на общество и отстаивать свои интересы

 

Тест 29.

В каких условиях развивалась предпринимательская активность в СССР в послесталинский период:

1. В условиях поддержки государства

2. В основном в неофициальных и уголовно преследуемых формах

 

Тест 30. «Корпоративный шантаж» обычно используется недобросовестными предпринимателями, когда:

1. есть административный ресурс, уставной капитал шантажируемой компании сконцентрирован, и она меньше атакующей структуры

2. есть административный ресурс, уставной капитал шантажируемой компании сконцентрирован, и она больше атакующей структуры

3. есть административный ресурс, уставной капитал шантажируемой компании раздроблен, и она меньше атакующей структуры

 

Тест 31. Эмиссия акций по принципу «узкого горла» означает:

1. выпуск и продажу акций в недоступном месте в удобное время с целью их покупки любыми акционерами и изменения структуры собственности

2. выпуск и продажу акций в недоступном месте в ограниченное время с целью их покупки нужными людьми и изменения структуры собственности

3. выпуск и продажу акций в доступном месте в удобное время с целью их покупки любыми акционерами и изменения структуры собственности

 

Тест 32. Практика внеочередных созывов собраний акционеров как приём «грязной конкуренции» обычно используется недобросовествными акционерами, чтобы:

1. избрав параллельные органы руководства, втянув компанию в период двоевластия и судебных тяжб, вынудить менеджмент уступить контроль над собственностью

2. выпускать и продавать акции в недоступном месте в неудобное время с целью их покупки нужными людьми и изменения структуры собственности

 

Тест 33. Саморегулируемая организация (СРО) – это:

1. государственное агентство, контролирующее бизнес-деятельность в определённой сфере.

2. профессиональная общественная организация, устанавливающая стандарты деятельности своих членов, привлекающая внимание потребителей и госорганов к недобросовестным «игрокам» на этом профессиональном поле.

 

Тест 34. В США прямое финансирование предвыборных компаний бизнес-корпорациями считается:

1. допустимым

2. недопустимым

 

Тест 36. В Германии и США сотрудничество с зарубежными компаниями при наличии аналогичных партнёров на внутреннем рынке считается:

1. приемлемым

2. неприемлемым

 

Тест 37.

В современной деловой практике дилемма «собственники – управляющие» преимущественно разрешается:

1. в малых компаниях нанимаются профессиональные управляющие, в средних и крупных – в зависимости от квалификации собственника

2. в крупных компаниях нанимаются профессиональные управляющие, в средних и малых – в зависимости от квалификации собственника

 

Верные варианты ответов: 1-3; 2-2; 3-3; 4-2; 5-2; 6-3; 7-4; 8-1; 9-2; 10-2; 11-1; 12-1; 13-2; 13-1; 14-1; 15-1; 16-1; 17-1; 18-2; 19-2; 20-3; 21-2; 22-2; 23-2; 24-2; 25-2; 26-3; 27-3; 28-2; 29-2; 30-3; 31-2; 32-1; 33-2; 34-2; 35-2; 36-2; 37-2

Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.