Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О. Уайльд и декаданс в английской литературе




Неоромантизм. Р. Киплинг. Дж. Конрад.

 

Проблема определения термина. Резонанс романтической традиции в период господства реализма; взаимодействие наследия классического романтизма и современных натуралистических и символических тенденций. Неоромантизм как признак культурологического сдвига в условиях «гибели богов», проблема обновления культуры; влияние философии Ницше.

Основные признаки неоромантизма в литературе: элементы авантюрного романа, новая интерпретация «экзотической» темы и мотива путешествий, стоическая концепция личности. Преодоление временного хаоса как лейтмотив сюжета. Борьба против символической расплывчатости; экспрессивный, простой язык как основная черта неоромантического стиля.

Неоромантизм в Англии и запросы имперской массовой культуры. Мотивы путешествия и «другой страны» и колониальная составляющая британской культуры. Р. Киплинг как «бард английского империализма». Образ белого человека как миссионера европейской цивилизации. Специфика характера героя: стоицизм, гражданственность, чувство изолированности в чужой стране. Оппозиция Восток-Запад в творчестве Киплинга и ее решение. Поэтика текстов Киплинга как сочетание романтизма и натурализма.

Колониальное мировоззрение в творчестве Дж. Конрада. Понятие «пограничной ситуации» и психологический анализ в романе Конрада «Сердце тьмы». Различия в трактовке европоцентирческой позиции белого человека в творчестве Конрада и Киплинга.

 

 

Условия формирования и формы проявления декадентского движения в Англии. Влияние философии Рескина и Пейтера – диалог между этическим и эстетическим принципами понимания красоты. Связь с французским символизмом и декадансом: влияние Бодлера. Феномен «желтых девяностых» в английской литературе. Английский декаданс в прозе и поэзии: основные сюжеты и мотивы.

О. Уайльд как представитель английского эстетизма. Основные этапы жизни и творчества; Уайльд – литературный теоретик, критик, поэт, прозаик и драматург.

Цикл эссе «Замыслы» и теория эстетизма Уайльда. Жизнь подражает искусству больше, чем искусство – жизни. Понимание искусства как «прекрасной лжи», идеала, созданного безграничной силой воображения, не думающего об этике и морали. Литература реализма как век «упадка лжи». Всеохватность искусства: любое проявление жизни должно стремиться к идеальной красоте формы.

«Портрет Дориана Грея» как воплощение теоретических принципов Уайльда. Литературные и мифологические влияния в романе. Система персонажей и типы мировоззрения, связанные с ними. Судьба главного героя как воплощение предельной эстетизации собственной жизни. Грей как денди: сходства и различия в понимании дендизма у Уайльда и Бодлера.

Драматургия Уайльда. Особая функция юмора и парадокса в решении противоречия между желаемым и реальным, видимым и сущным.

 


3.9. Литература нонсенса. Л. Кэрролл

 

Регламентрованность и конвенциональность викторианства как основные причины возникновения «бессмысленной» литературы. Философские и логические положения нонсенса и его влияние на викторианское мировоззрение. Нонсенс в различных литературных жанрах: поэзия – Э. Лир, проза – Л. Кэрролл, Г.К. Честертон.

Дилогия об Алисе Кэрролла как классическое произведение нонсенса. Характерные приемы, использованные для создания «бессмыслицы». Основные версии интерпретации текста.

Влияние нонсенса на литературу последующих периодов. Викторианский нонсенс и театр абсурда XX в.

 

3.10. «Новая драма» и викторианский театр. Дж.Б. Шоу.

 

Теоретическая работа "Квинтэссенция ибсенизма" как манифест творчества Б. Шоу. Основные задачи пьес-дискуссий: проблемный характер сюжетов, акцентирование социальных конфликтов, маскируемых свойственной викторианству конвенциональностью, отрицание традиционных канонов и форм. Противопоставление индивидуального характера и общественных условностей, «столкновение идей» как базовый принцип построения сюжета в пьесах Шоу. Роль иронии и парадокса в раскрытии внутренних противоречий в общественно-этических понятиях и принципах викторианского социума.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.