КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развития образования
Развитие исламской грамоты ПОЛОЖЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ История школ-мектебов и медресе давняя, и развивалась она успешно, невзирая на правительственную политику удушения ее деятельности. Целью правительства явилось открытие и расширение русских или русско-казахских светских школ, призванных решить следующие задачи: ü Удовлетворение потребности местного русского населения в Начальном образовании. ü Нужда в специалистах для освоения громадных природных ресурсов обширного края. ü Потребность в подготовке людей для работы в волостных, уездных и областных административных учреждениях. ü Система обучения и учебные программы, уровень преподавания в исламских учебных заведениях освещался субъективно. Охаивание мектебов и медресе осуществлялось колониальной администрацией как средство их дискредитации: «вся наука ограничивается знакомством с азбукой». ü 1867-1868 гг. - мектебы (начальные) и медресе (высшая школа) функционировали без ограничений до административно-территориальных реформ. Благодаря деятельности системы управления Казахской Степи было определено решение от 26 марта 1870 г. «Об особых правилах относительно инородцев-христиан и татар-магометан». В этих правилах, касающихся улучшения качества образования среди мусульман, отражены моменты: ü Учреждение в местах со сплошным татарским населением за счет казны начальных сельских и городских училищ. ü Учителями в них до того, пока между татарами не будет достаточно мулл, отлично владеющих русским языком, могли бы быть и русские, легко говорящие по-татарски, им давалось право за свой счет привлекать в эти училища педагога законоучителя мусульманской веры. ü Имеются данные, что в 13 городских мектебах Семипалатинской области за 1887 год обучались 605 мальчиков - ученик на 15 000 жителей мужского пола, за 1912 г. в Кустанайском уезде Тургайской области функционировало 9 мужских и женских мектебов с 494 учениками. ü Первый был открыт в 1870 г., последний в 1912 г.
ü Правительство зорко следило за преподавательским составом мектебов и медресе, предвзято усматривая в них рассадников «пантюркизма и панисламизма». В связи с отсутствием учебных помещений, все медресе, особенно степных областей, были переполнены: количество учащихся нередко доходило до 70-ти человек. Возраст обучения в медресе от 8-ми до 20-ти лет, но и посещали 30- ти, 40-летние казахи. Курс обучения от 3 до 5-ти лет, иногда до 10-ти лет. Занятия велись ежедневно с 7 до 11 ч., потом с 13-16 ч. Начиная с мая число учеников начинало убывать. По пятницам занятия не проводились. ü «Живущие ученики при медресе и поддаются наибольшему влиянию магометанского фанатизма, часто проводя время среди разных проходимцев, находящих временный приют также в этих общежитиях», - так сказал инспектор Народных училищ, штатский советник Злобин в письме Степному губернатору 21 февраля 1901 г. ü 10 января 1917 года состоялось собрание просветительского общества «Джамагияти Магариф». Учредителями общества стали: - Мырзакул Койдаров; - Толепберген Уркимбаев; - Галия Ибрагимова; - Жума Жазыкбаев и еще 4 жителя аулов №2, 3 и 8 Бартинской волости Актюбинской области. ü До 1910 года содержавшаяся на средства городской Думы функционировала мусульманская библиотека-читальня в крупном мусульманском центре - Петропавловске. ü После манифеста 17 октября 1905 г. в Казахстане стали открываться библиотеки, в том числе бесплатные. ü В середине 80-х годов XIX в. лишь в 3 уездах Семиреченской области: Верненском, Капальском и Сергиопольском было зарегистрировано 47 447 мальчиков и 17 271 девочек. ü Согласно сообщению от 8 сентября 1888 г. генерал-губернатора Туркестанского края Розенбаха министру Народного просвещения, в нем действовало 206 медресе и до 3660 мектебов с 4000 муддарисами (учителями) и более чем с 49 000 учащихся. ü По данным за 1896 г. во всех мусульманских школах Туркестанского края обучалось 77 711 детей. ü Только лишь в 1896 г. от Тургайской области в различных учебных заведениях России обучалось до 50-ти стипендиатов. - Жакуп Акбаев - стипендиат от Семипалатинской области в Петербургском университете, окончивший его юридический факультет. - Сын Абая Кунанбаева Абдрахман - столичное Михайловское артиллерийское училище. - С.Асфендияров - военно-медицинская академия. ü Согласно переписи 1897 г. число образованных казахов составляло 490 000, при численности казахов от 4-5 млн., в это 10% (от 4 млн.)
Ыбырай Алтынсарыулы (Ибрай Алтынсарин) (1841-1889 гг.) родился 20 октября (по новому стилю 2 ноября) ü Ыбырай воспитывался у деда Балгани после смерти отца с 1844 г. ü В 1857 г. Ыбырай окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии с золотой медалью. ü В1864 г. он был назначен преподавателем открытой в Оренбургском укреплении под Тургаем школы. ü В 1879 г. Ыбырай Алтынсарыулы был назначен инспектором школ Тургайской области. ü В городе Ыргыз (Иргиз) Ы.Алтынсарыулы открыл первую школу-интернат для казахских девушек. ü Ы.Алтынсарыулы написал два пособия: - «Основное руководство по обучению киргизов русскому языку» для русско-казахских школ; - «Киргизская хрестоматия», которая способствовала вытеснению арабской графики. ü В его произведении «Қыпшақ Сейткұл» говорится о изменении в жизни казахов. В произведениях «Талаптың пайдасы» («Польза от учения»), «Байлық неде?» («В чем заключается богатство?») рассказал о своей мечте, а именно о лучшей доле казахского народа.
Абай Кунанбайулы (Абай Кунанбаев) (1845-1904 гг.) ü Абай Кунанбайулы (Настоящее имя - Ибрагим) родился в горах Чингиз Семипалатинской области. Абай был из рода тобыкты. ü Большое влияние на него оказали политические ссыльные, представители русского освободительного движения Е.П.Михаэлис, А.В.Леонтьев, С.С.Гросс и И.И.Долгополов. ü Его ученики Шакарим, Кокбай, Акылбай, Какитай и Магауия уже сами создавали свои поэтические произведения. Также Абай переводил И.А.Крылова, М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина. Смерть двух одаренных сыновей - Абдрахмана в 1895 г. и Магауия в 1904 г. оказали большое влияние на здоровье поэта. Он умер в 1904 г.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |