Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развития образования




Развитие исламской грамоты

ПОЛОЖЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

История школ-мектебов и медресе давняя, и развивалась она успешно, невзирая на

правительственную политику удушения ее деятельности. Целью правительства явилось открытие и

расширение русских или русско-казахских светских школ, призванных решить следующие задачи:

ü Удовлетворение потребности местного русского населения в Начальном образовании.

ü Нужда в специалистах для освоения гро­мадных природных ресурсов обширного края.

ü Потребность в подготовке людей для работы в волостных, уездных и областных

административных учреждениях.

ü Система обучения и учебные программы, уровень преподавания в исламских учебных заведениях

освещался субъективно. Охаивание мектебов и медресе осуществлялось колониальной

администрацией как средство их дискредитации: «вся наука ограничивается знакомством с

азбукой».

ü 1867-1868 гг. - мектебы (начальные) и медресе (высшая школа) функционировали без

ограничений до административно-территориальных реформ. Благодаря деятельности системы

управ­ления Казахской Степи было определено решение от 26 марта 1870 г. «Об особых

правилах относительно инородцев-христиан и татар-магометан». В этих правилах,

касающихся улучшения качества образова­ния среди мусульман, отражены моменты:

ü Учреждение в местах со сплошным татарским населением за счет казны начальных

сельских и городских училищ.

ü Учителями в них до того, пока между татарами не будет достаточно мулл, отлично

владеющих русским языком, могли бы быть и русские, легко говорящие по-татарски, им

давалось право за свой счет привлекать в эти училища педагога законоучителя мусульманской веры.

ü Имеются данные, что в 13 городских мектебах Семипалатинской области за 1887 год обучались 605

мальчиков - ученик на 15 000 жителей мужского пола, за 1912 г. в Кустанайском уезде Тургайской

области функционировало 9 мужских и женских мектебов с 494 учениками.

ü Первый был открыт в 1870 г., последний в 1912 г.

 

ü Правительство зорко следило за преподавательским составом мектебов и медресе, предвзято

усматривая в них рассадников «пантюркизма и панисламизма». В связи с отсутствием учебных

помещений, все медресе, особенно степных областей, были переполнены: количество учащихся

нередко доходило до 70-ти человек. Возраст обучения в медресе от 8-ми до 20-ти лет, но и посещали

30- ти, 40-летние казахи. Курс обучения от 3 до 5-ти лет, иногда до 10-ти лет. Занятия велись

ежедневно с 7 до 11 ч., потом с 13-16 ч. Начиная с мая число учеников начинало убывать. По

пятницам занятия не проводились.

ü «Живущие ученики при медресе и поддаются наибольшему влиянию магометанского фанатизма,

часто проводя время среди разных проходимцев, находящих временный приют также в этих

общежитиях», - так сказал инспектор Народных училищ, штатский советник Злобин в письме

Степному губернатору 21 февраля 1901 г.

ü 10 января 1917 года состоялось собрание просветительского общества «Джамагияти Магариф».

Учредителями общества стали:

- Мырзакул Койдаров;

- Толепберген Уркимбаев;

- Галия Ибрагимова;

- Жума Жазыкбаев и еще 4 жителя аулов №2, 3 и 8 Бартинской волости Актюбинской области.

ü До 1910 года содержавшаяся на средства городской Думы функционировала мусульманская

библиотека-читальня в крупном мусульманском центре - Петропавловске.

ü После манифеста 17 октября 1905 г. в Казахстане стали открываться библиотеки, в том числе

бесплатные.

ü В середине 80-х годов XIX в. лишь в 3 уездах Семиреченской области: Верненском, Капальском и

Сергиопольском было зарегистрировано 47 447 мальчиков и 17 271 девочек.

ü Согласно сообщению от 8 сентября 1888 г. генерал-губернатора Туркестанского края Розенбаха

министру Народного просве­щения, в нем действовало 206 медресе и до 3660 мектебов с 4000

муддарисами (учителями) и более чем с 49 000 учащихся.

ü По данным за 1896 г. во всех мусульманских школах Туркестанского края обучалось 77 711 детей.

ü Только лишь в 1896 г. от Тургайской области в различных учебных заведениях России

обучалось до 50-ти стипендиатов.

- Жакуп Акбаев - стипендиат от Семипалатинской области в Петербургском уни­верситете,

окончивший его юридический факультет.

- Сын Абая Кунанбаева Абдрахман - столичное Михайловское артиллерийское училище.

- С.Асфендияров - военно-медицинская академия.

ü Согласно переписи 1897 г. число образованных казахов составляло 490 000, при численности казахов

от 4-5 млн., в это 10% (от 4 млн.)

 

Ыбырай Алтынсарыулы (Ибрай Алтынсарин) (1841-1889 гг.) родился 20 октября (по

новому стилю 2 ноября)

ü Ыбырай воспитывался у деда Балгани после смерти отца с 1844 г.

ü В 1857 г. Ыбырай окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии с золотой

медалью.

ü В1864 г. он был назначен преподавателем открытой в Оренбургском укреплении под Тургаем

школы.

ü В 1879 г. Ыбырай Алтынсарыулы был назначен инспектором школ Тургайской области.

ü В городе Ыргыз (Иргиз) Ы.Алтынсарыулы открыл первую школу-интернат для казахских девушек.

ü Ы.Алтынсарыулы написал два пособия:

- «Основное руководство по обучению киргизов русскому языку» для русско-казахских школ;

- «Киргизская хрестоматия», которая способствовала вытеснению арабской графики.

ü В его произведении «Қыпшақ Сейткұл» говорится о изменении в жизни казахов. В произведениях

«Талаптың пайдасы» («Польза от учения»), «Байлық неде?» («В чем заключается богатство?»)

рассказал о своей мечте, а именно о лучшей доле казахского народа.

 

Абай Кунанбайулы (Абай Кунанбаев) (1845-1904 гг.)

ü Абай Кунанбайулы (Настоящее имя - Ибрагим) родился в горах Чингиз Семипа­латинской области.

Абай был из рода тобыкты.

ü Большое влияние на него оказали политические ссыльные, представители русского

освободительного движения Е.П.Михаэлис, А.В.Леонтьев, С.С.Гросс и И.И.Долгополов.

ü Его ученики Шакарим, Кокбай, Акылбай, Какитай и Магауия уже сами создавали свои поэтические

произведения. Также Абай переводил И.А.Крылова, М.Ю.Лер­монтова, А.С.Пушкина. Смерть двух

одаренных сыновей - Абдрахмана в 1895 г. и Магауия в 1904 г. оказали большое влия­ние на

здоровье поэта. Он умер в 1904 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.