Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Односоставное предложение




Лабораторная работа 4

Цель: уметь выделять из текста односоставные предложения, определять их функцию в тексте.

Вариант 1

Выпишите только односоставные предложения. Пользуясь таблицей, проанализируйте грамматические основы в текстах

Грамматическая основа Форма члена основы Характеристика по грамматической основе предложения Возможность употребеления этой основы Примеры употребеления
Знобит
Знобит Глагол 3 лица ед.ч. Односост., безличн. Сказуемое в безличном предложении Больного знобит
Все молчишь
Молчишь Глагол 2 л., ед.ч. Односост., опр-личн. Сказ. в двусост. предлож. Ты все молчишь?

 

ДОЛБЯТ ГОРУ

Подрубили, обнажили пригородную Базайскую гору. Огородами ее стиснули. Электропроводами опутали. Дачами опятнали. Карьером изуродовали.
В юности, еще в войну, мы, фэзэушники, слабые от долгой зимы, полуголодной житухи, карабкались на ту крутую гору за первыми подснежниками и затихали в теплом поднебесье. Нам хотелось жить, любить, надеяться на лучшее. Целые районы с готовой землей заброшены, порастают дурьем. Неужели вам мало места, люди? Неужели ради огородного участка нужно сносить леса, горы, всю святую красоту? Так ведь незаметно и себя под корень снесем.

 

ПАУТИНА

Грибное предосенье. Липнет паутина к лицу. Заденешь, раздерешь паутину – и в сырую траву горохом осыпаются пауки. Путаясь в смятой паутине, они часто и беспомощно перебирают закорючинками лапок. А ведь в только что растянутой паутине, в сложных и мудрых хитросплетениях ее они жили, кого-то сторожили и чувствовали себя по-хозяйски дома. Нарушился порядок. Не стало гармонии. Рухнул паучий мир, выпало звено из природой отлаженной жизни, лопнула еще одна ее тонкая струна. Я смотрю на железнодорожный мост, мерцающий сплетениями паутины над широкой рекой, и вижу, как быстро-быстро по его нитям перебирается многолапый и многорукий паук.

 

Задание 2

Используя следующие глаголы, составьте односоставные предложения.

Играй, беги, убирают, читаешь, сидеть, сеют, ходить, убегали.

 

Задание 3

По грамматическим основам составьте предложения, определите к какому типу они относятся.

1. Действие говорящего реально в будущем. 2. Действие не имеет деятеля и реально в настоящем. 3. Действие не имеет деятеля и нереально. 4. Побуждение к действию лица не участвующего в диалоге.

 

Задание 4.

Вам необходимо создать радиорепортаж (телевизионный репортаж). Используя односоставные предложения, опишите состояние человека или природы. Подумайте и опишите информационное событие, которое будет положено в основу этого репортажа.

 

 

Вариант 2

Задание 1

Выпишите только односоставные предложения. Пользуясь таблицей, проанализируйте грамматические основы в текстах

 

 

ТОСКА

Растаял мокрый снег.

Осталось на стекле приклеившееся птичье перышко. Смятое. Тусклое и до боли сиротливое. Может, птаха малая стучала ночью клювом по стеклу, просилась в тепло, а я, тугой на ухо человек, не услышал ее, не пустил. И перышко это как укор белеет на стекле.
Потом обсушило солнцем стекло. Унесло куда-то перышко. А тоска осталась. Должно быть, не перезимовала птичка, не дотянула до тепла и весны, вот сердцу-то и неловко, печально. Залетело, видать, в меня перышко. Прилипло к моему сердцу.

 

ЛУННЫЙ БЛИК

Ночью впереди теплохода на голубой воде росчерком играл лунный блик. Он серебрился, фосфорно зеленел, ширился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой. Верилось, с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую тень луны, сомнет ее, срежет плугом носа. Но проходили минуты, прошел час, другой, а отблеск далекой луны все бежал и бежал перед теплоходом, без усилия опережая напряженно работающую машину. И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл ее, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия.

 

Задание 2

Используя следующие глаголы, составьте односоставные предложения.

Пой, беги, чистят, читаешь, бегать, ждать, замирает, отцвели.

 

Задание 3

По грамматическим основам составьте предложения, определите, к какому типу они относятся.

1. Действие говорящего нереально. 2. Действие не имеет деятеля и нереально. 3. Побуждение к действию собеседника. 4. Реальное в прошлом выполняется не говорящим и не слушающим.

 

Задание 4.

Напишите репортаж (на любую тему) для печатного издания, используя односоставные предложения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1165; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.