Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Описание теста




Читайте также:
  1. B. Графическое описание алгоритма.
  2. II. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
  3. А 13. Правописание корней. Гласные в корне слова.
  4. А 14. Правописание приставок.
  5. А13 (А12). Правописание Н, НН.
  6. А16 (А15). Правописание глаголов и глагольных форм.
  7. А19 (А18). Правописание служебных частей речи.
  8. Аналитическое библиографическое описание
  9. Аналитическое библиографическое описание
  10. Аналитическое библиографическое описание
  11. Аналитическое описание
  12. Библиографическое описание документов

Тест Люшера.

Обработка результатов

1. Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа (см. прил. 10.6.2).

2. На основе оценки уровня тревожности составление рекомендации для коррекции поведения испытуемого

3. Вычисление среднегрупповых показателей СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых..

При анализерезультатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше ypовень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая, 31 - 44 балла — умеренная, 45 и более — высокая.

По каждому испытуемому следует написать заключение, которое, должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокими показателями тревожности следует формировать чувство уверенности в успехе. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач. По результатам обследования группы также пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица высоко- и низкотревожные.

Контрольные вопросы

1. Каково содержание понятий «личностная тревожность» и «ситуативная тревожность»?

2. Какие факторы влияют на уровень тревожности?

3. Каким образом можно снизить высокую тревожность?

4. Что такое оптимальный уровень тревожности?

 

Тест Люшера позволяет определить личностные особенности конкретного индивида в конкретной ситуации. В связи с этим методика показала себя как прекрасный инструмент психодиагностического: исследования при решении вопросов профотбора, профориентации, расстановки кадров и психологической совместимости; она нашла широкое применение как дифференциально-диагностический инструмент и в качестве индикатора степени выраженности эмоциональной напряженности, и при изучении динамики состояния под воздействием психотерапии или медикаментозного лечения. Методика проста и лаконична, как в предъявлении, так и в интерпретации; она обладает способностью диагностировать наиболее непосредственные, неподвластные сознанию проявления индивидуально-личностных свойств. При этом полученные данные наглядно демонстрируют связь конституционально заложенных свойств с типом реагирования на средовые воздействия, степень зависимости от этих воздействий или, напротив, сопротивления им и овладения ситуацией с помощью характерных для данного индивида способов защиты.



Цвета разделяются на основные (1 — темно-синий, 2 — темно-зеленый, 3 — светло-красный и 4 — желтый) и дополнительные, среди которых два ахроматических (7 — черный и 0 — серый) и два смешанных (5 — фиолетовый и 6 — коричневый). Основные цвета символизируют базисные психологические потребности, которые Люшер обозначил как влечение к удовлетворению и привязанности (синий цвет), стремление к самоутверждению (зеленый), стремление «действовать и добиваться успеха» (красный) и стремление «смотреть вперед и надеяться» (желтый). Поэтому они в норме и при полной уравновешенности должны находиться на первых позициях. Дополнительным цветам не придается значимость, приравниваемая потребностной сфере. Их роль как бы разделяющая или разбавляющая. По мнению Люшера, они не являются психологическими «первоэлементами» и включены в эксперимент в основном для расширения сферы действия основных цветов, их более свободного перемещения на ту или иную позицию ряда. Трактовка стимулов у Люшера увязана с символикой каждого цвета и уходит корнями в отдаленные периоды истории человечества. Ночь, символом которой является синий цвет, издревле несла человеку покой, расслабление, сон. Солнце, яркость зарождающегося дня (желтый цвет) вызывали надежду, побуждали к активности. Красный цвет — окраска цветов, плодов, крови, эрогенных зон человеческого тела — отражение охотничьих инстинктов, эротического влечения, стремления к обладанию благами окружающей жизни. Зеленый — цвет травы, кустарников и деревьев — мог служить символом защиты, маскировки, затаенности. Серый — отсутствие цвета — трактуется как разделяющий, отгораживающий. Черный символизирует отрицание ярких красок жизни самого бытия. Коричневый цвет представляет собой смешение оранжевого и черного и отражает стремление к уюту, комфорту, а фиолетовый — смесь красного и синего — символ иррациональных, нереалистичных желаний. Структурное значение темно-синего цвета характеризуется как концентричность (то есть сосредоточенность на внутренних проблемах), пассивность, глубина переживаний, чувствительность, гетерономность (то есть зависимость от внешних воздействий), его эмоциональный оттенок, по Люшеру, — спокойствие, удовлетворенность, привязанность, нежность, любовь. (По нашим данным, предпочтение синего цвета означает насущную потребность в спокойствии вечно неудовлетворенной, тревожной и ранимой личности, что подтверждается мнением множества других психологов, имеющих большой опыт применения теста на практике.) Зеленый цвет, по Люшеру, символизирует упругость воли, концентричность, пассивность, оборонительные тенденции, автономность (независимость), неизменность, тенденцию к удерживанию, собственничеству. Его аффективные аспекты — настойчивость, самоуверенность, упрямство и самоуважение. (По нашим данным, зеленый цвет символизирует не эластичность и упругость, а ригидность, тугоподвижность волевых процессов.) Оранжево-красный символизирует силу воли и является эксцентричным (направленным вовне), активным, наступательно агрессивным, автономным, локомоторным, конкурирующим, оперативным. Его аффективные аспекты — желание, возбудимость, властность, сексуальность. (Структурные значения здесь приводятся буквально, описательная их форма подчеркивает эмпирический характер основ методики и интерпретационных посылок.) В своих более поздних публикациях Люшер соотносит предпочтительный цветовой выбор с гиппократовской типологией следующим образом: синий цвет соответствует темпераменту флегматика, зеленый — меланхолика, желтый — сангвиника и красный — холерика, что не только не подтверждается на практике, но и противоречит тем характеристикам, которые предлагает сам Люшер. Многолетний опыт применения теста в сопоставлении с данными других методик и результатами объективного наблюдения позволяют утверждать, что красный цвет соответствует сангвиническому темпераменту (если уж придерживаться этой классификации), синий — меланхолическому, зеленый ближе к флегматическому, а желтый к холерическому.

Функция цвета, отражающая субъективное отношение испытуемого к выбранным цветам, определяется и кодируется в тесте как «явное предпочтение» обозначается знаком «+», который присваивается первым двум предпочитаемым цветам. Из них цвет, стоящий на первой позиции, определяет «основной способ действия», а тот, что расположился на второй — «цель», к которой стремится испытуемый. Просто «предпочтение» (3-я и 4-я позиции) отмечается знаком «X» и указывает на «истинное положение вещей» (ситуацию) и «образ действия», вытекающий из данной ситуации. «Безразличие» (5-я и 6-я — позиции) обозначается знаком «=» и указывает на невостребованные в данный момент резервы, индифферентную зону, бездействующие свойства личности. «Неприятие», или антипатия (7-я и 8-я позиции), фиксируется знаком «—», его функциональное значение — «подавленные потребности».

Цель занятия: овладение навыками применения и интерпретации методик Люшера.

Оснащение:стандартизированный набор карточек 8 цветов.

Процедура обследования такова: испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним эталонов самый приятный цвет, сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент. Раскладывая перед обследуемым цветовые эталоны прямоугольной или квадратной формы примерно 4x6 см, следует использовать индифферентный фон. Освещение должно быть равномерным, достаточно ярким (лучше проводить исследование при дневном освещении). Расстояние между цветовыми таблицами должно быть не менее 2 см. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз. При этом психолог записывает номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева направо. Номера, присвоенные цветовым эталонам, таковы:

темно-синий — 1,

темно-зеленый — 2,

светло-красный (терракотовый) — 3,

желтый — 4,

лилово-фиолетовый — 5,

коричневый — 6,

черный — 7,

индифферентный серый — 0.

Каждый раз испытуемому предлагается выбрать наиболее приятный цвет, убрать его из поля зрения и вновь предложить выбрать самый приятный цвет из оставшихся, пока все карточки не будут отобраны. Через две—пять минут предварительно перемешав цветовые таблицы, их нужно снова разложить перед испытуемым в другом порядке и полностью повторить процедуру выбора сказав при этом, что исследование не направлено на изучение памяти и что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так, как ему это будет угодно.

Если другой возможности нет, то интерпретацию данных тестирования можно проводить и на основании однократного выбора. Однако если каждый новый выбор отличается от предыдущего, то следует снова и снова предлагать испытуемому сделать свой выбор. Последний выбор (5-й или 6-й) следует разложить в том порядке, как это он сделал последний раз. При этом задать вопрос: соответствует ли предлагаемый порядок разложенных карточек мнению испытуемого об их очередности, о его субъективном предпочтении. Если испытуемый оставляет выбор неизменным, то интерпретировать следует именно этот, последний вариант выбора.

Если обследуемый говорит, что все цвета — неприятные, то следует попросить его указать на самый неприятный цвет, а затем повторять эту просьбу, убирая каждый раз карточку, выбранную в качестве неприятной, пока все они не будут зарегистрированы, но в обратном порядке.

При обследовании могут возникнуть различные затруднения. Например, испытуемый не может предпочесть одну из оставшихся двух или трех карточек. В этом случае ему нужно помочь. Попросите его выбрать наиболее неприятный цвет и положите его на последнее место. Бывают также ситуации, когда испытуемый не может выбрать приятные цвета, объясняя это тем, что все цвета ему неприятны. В этом случае процедуру обследования можно начать с конца, т. е. с выбора самого несимпатичного цвета. Результаты в этом случае записываются справа налево.

 

Обработка результатов и анализ данных:

Группировка, на основании которой сочетаниям цветов дается определенная интерпретация в зависимости от их позиции, совершенно проста, если выбор один. В этом случае первые две позиции получают обозначение «+», две последующие — «X», две, следующие за ними — «=», и двум последним приписывается знак «—». Например: выбор 31542607 после группировки выглядит следующим образом: +3+1, Х5Х4, =2=6, -0-7 или

3 1 5 4 2 6 0 7

++ XX = = – –

После проведенной группировки интерпретация проводится согласно трактовке функциональных пар, где различные сочетания цветовых таблиц истолковываются в зависимости от их функционального значения, то есть присвоенных им в процессе группировки знаков.[7] Если же испытуемому предлагается сделать два выбора для получения большей надежности результатов, то опять-таки можно провести группировку только второго выбора и интерпретировать только его. Однако более информативным считается сравнение двух выборов и группировка, ориентированная на устойчивые пары. Так, если

1-й выбор
2-й выбор

 

то синий (1) и фиолетовый (5) соответствуют понятию пары, хотя их взаимное расположение изменилось. Так же составляют пару серый (0) и черный (7). Красный (3) в обоих случаях занимает первую позицию; желтый (4), зеленый (2) и коричневый (6) при повторном выборе занимают прежние позиции. Поэтому «5, 1» и «7, 0» помечаются как пары, «3» остается изолированным, а «4, 2» и «2, 6» выделяются как две группы. В связи с такой группировкой цветам приписываются следующие функциональные значения:

(1 5) (4 (2) 6) (0 7)
(5 1 ) (4 (2) 6) (7 0)
+ X X = = = - -

Согласно правилам Люшера, первая группа (или одна цифра) помечается знаком «+», вторая группа (или одна цифра) помечается знаком «X», последняя группа (или одна цифра) помечается знаком «—», все остальное помечается знаком «=». Это может привести к такой группировке, при которой одни и те же цвета при первом и втором выборе окажутся помеченными разными знаками. В таком случае каждый выбор следует помечать отдельно:

  + + X Х = =
1-й выбор: (5 1) (4 2) (6 0)
2-й выбор: (5 1) (4 2) (6 0)
  + X X = = =

Так как второй выбор является более спонтанным и поэтому более валидным, чем первый, при интерпретации следует учитывать группировку и обозначения второго выбора. Если после группировки два цвета, составляющие пару при первом выборе, при втором выборе «расщепились», то есть стоят отдельно, то каждый из них заключается в квадратные скобки:

 

+ + X X = =
(3 1) (0 6) (7 2)
(3 1) [4] (6 0) (2 7) [5]
+ + Х = = = =

В таких случаях следует рассматривать соответствующие значения как группы, так и отдельно взятых цветов из разъединенной пары; в данном примере: Х4 Х5 и Х4 и – 5.

Распределение функциональных значений начинает подчиняться другим правилам, если любой из основных цветов занимает одну из трех последних позиций ряда и символизируемая этим цветом потребность расценивается как неудовлетворенная, то есть является источником стресса. В этом случае основной цвет должен быть помечен знаком «—», так же как и остальные расположенные справа от него цвета, независимо от их структурного значения; кроме того, и он сам, и стоящие справа от него цвета означают неприятие и помечаются дополнительным знаком А ( от англ. anxiety — тревога):

 

         
          А А А

Компенсация тревоги определяется характеристикой цвета, находящегося на первой позиции. Чтобы обратить на это внимание, каждый раз, когда в конце ряда стоит знак «А», цвет, находящийся на первой позиции, помечается знаком «С» (от англ. compensation — компенсация). Компенсация с помощью одного из основных цветов считается более успешной, чем компенсация посредством дополнительных цветов. Дополнительные цвета на этой позиции отражают «утрированность» поведения и могут рассматриваться как индикатор обсессивного (навязчивого) характера поступков. Присутствие серого, черного и коричневого цветов в начале цветового ряда означает негативное отношение к жизни и обозначается знаком «+», а также «С». Если один из этих цветов находится на второй или третьей позиции, он сам и все цвета, расположенные левее его, помечаются знаками «+» и «С»:

 

+ + +    
С С С     А А А

 

Стресс считается относительно слабым, когда основной цвет находится на 5-м месте, и более выраженным, если он на 8-м. Интенсивность тревоги при напряженности и в стрессе измеряется количеством знаков «!». Наличие в цветовом ряду 1-го, 2-го, 3-го или 4-го цветов на 6-й позиции обозначается одним знаком «!», на 7-й — двумя «!!», на 8-й — тремя «!!!». Интенсивность компенсаторных тенденций оценивается следующим образом: если 6, 7 или 0 цвет находится на третьем месте — это «!», если на втором — «!!», на первом — «!!!» (5-й цвет не обозначается «!» ни на какой позиции).

Проблема, с которой связана эмоциональная напряженность, выявляется соотношением цветов со знаком «+» и «—», то есть тех, которые обозначены как «тревога» и «компенсация». Наиболее значимой считается проблема, представленная сопоставлением цветов 1-й и 8-й позиций, наименее значимой представляется проблема, выявляемая цветами, максимально отдаленными от крайних позиций, то есть 3-й и 6-й. Обычно количество рассматриваемых проблем не ограничивается сопоставлением диаметрально противоположных пар, авозрастает за счет перебирания всех возможных сочетаний С и А.

Так, в случае

 

 

помимо +7 – 3, +0 – 7, +0 – 4, +6 – 2, следует рассматривать значения таких сочетаний, как +7 – 4, +0 – 3, +7 – 2, +0 – 2, +6 – 3, +6 – 4, при этом наиболее значимы +7 – 3, +7 – 4, +0 – 3, +0 – 4, второстепенны — +7– 2, +0 – 2, +6 – 3, наименее значимы +6 – 4 и + 0 –2. Резкое перемещение какого-либо цвета в начало или конец ряда при сравнении первого и второго выборов выявляет амбивалентное отношение испытуемого к символизируемой этим цветом потребности. Наиболее информативными считаются цвета, расположенные на 8-й позиции, или группа «—», которая имеет два аспекта интерпретации: физиологический и психологический. Выбор расценивается как «нормальный», если он не помечен как «тревога» и не выделяется в специальной таблице ранжированных оценок значимости проблемы (табл. 4) знаком «х», «хх» или «ххх». Так, 6, 0, 7 на последних позициях не выявляют стресса. Слабый источник стресса выявляется, когда цвет, находящийся на 8-й позиции, помечен знаком «А» только потому, что один из дополнительных цветов помещен в начале ряда.

Согласно данным Г. Клара и Л. Буша, "предпочтение темных цветов отражает стремление к покою, в то время как выбор светлых цветов отражает стремление к эмоциям, связь с внешним миром". На основании аналогичного взгляда на принцип разделения функционального значения цветовых эталонов К. Шипош вывел коэффициент вегетативного тонуса. При его подсчете используется баланс суммы рангов основных четырех цветов, характеризующих вегетативно-эмоциональное состояние обследуемого.

Коэффициент вегетативного баланса (КВБ) вычисляется следующим образом:

.

На место цифр, обозначающих номера цветовых эталонов, ставятся порядковые номера позиций, занимаемых указанным цветом.

Результат дроби, превышающий единицу, интерпретируется как преобладание эрготропного тонуса значение меньше единицы — как доминирование трофотропных тенденций. Речь идет о готовности к затрате энергии, когда яркие цвета находятся на первых позициях о перевозбуждении и потребности в покое, когда яркие цвета передвигаются в конец ряда (особенно это касается красного цвета).

Контрольные вопросы

1. В чем особенность проективных методик при изучении характеристик эмоциональной сферы человека? Укажите их сильные и слабые стороны.

2. Какие характеристики испытуемого определяются с помощью теста Люшера?

3. Укажите область применения теста в практической работе психолога.

 


Методики умения распознавать эмоции (методика "The Facial Meaning Sensitive Test", методика оценки эмоционального интеллекта Н. Холла, методика "Наблюдение за экспрессией).





Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.008 сек.