Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сочетание экспрессивных признаков некоторых психических процессов




 

 

Эмоции Голова Лицо
Брови Глаза Рот
Радость Отклонена назад Приподнимание бровей, сглаживание поперечных складок на лбу Сужение глазных щелей; радиальные складки у наружного угла Углы приподняты
Внимание непроизвольное Прямая или наклонена к объекту Приподняты, дугообразны; поперечные складки на лбу Расширение глазных щелей; взгляд не фиксирован Приоткрыт
Внимание произвольное Прямая или наклонена в бок, иногда вперед Сдвигание и опускание головок бровей; продольные складки между ними Сужение глазных щелей; взгляд фиксирован Поперечно растянут
Удивление Неподвижна Приподнимание бровей; поперечные складки на лбу Расширение глазных щелей, взор на объект Приоткрыт
Безразличие Брови занимают горизонтальное положение Веки полуопущены; взгляд в сторону
Презрение Закинута назад Приподнимание дугообразно изогнутой одной брови; попе речная складка на лбу Веки иногда опущены: глаза смотрят вниз Нижняя губа опущена
Печаль и горе Опущена; при сидении опирается на руку Сближение бровей и продольно-поперечная складка на лбу Веки опущены, нижнее веко может быть поднято; взгляд пассивен Уголки опущены; центр нижней губы приподнят
Гнев Прямая Сближение или опускание головок бровей и продольно-поперечная складка на лбу Расширение глазных щелей; быстрые движения глазных яблок Плотно сомкнут с подворачиванием губ внутрь
Страх Опущена, иногда отвернута или откинута назад Сближение и приподнимание бровей и продольно-поперечная складка на лбу Расширение глазных щелей, напряжение нижнего века Закрыт или приоткрыт. Поперечно растянут при активных формах страха
Боль Неподвижна Приподнимание головок бровей и поперечные складки на лбу или сближение бровей и продольная складка на лбу Сужение глазных щелей Плотно сомкнут или верхняя губа приподнята

 


 

Руки Корпус Ноги Комплексные реакции
Подвижны, хватание за бока и т. п.     Отклонен назад Ступни развернуты Моторное возбуждение
—    
Иногда моделируют объект внимания   Наклонен к объектувнимания или от него     Заторможенность неподвижность: части тела копируют объект внимания
Неподвижны, иногда пассивно свисают Неподвижен или устремлен вперед Согнуты в коленях Гипотония мускулатуры
Опущены, вялые, малоподвижные «Сломан», «вдавлен» в бедра Ступни стоят произвольно: шарканье при ходьбе Гипотония мускулатуры; наличие «двигательных шумов»
  Напряжен и «снят с бедер» Стопы при ходьбе ставят тщательно, носки развернуты      
Малоподвижны; при сидении могут быть опорой для головы Расслаблен, ищет опоры, линия спины сломана: сутулость Расслаблены; ступни свернуты Гипотония мускулатуры, иногда тонус повышен до скованности
Размахивают; кисти сжаты в кулак. Дрожание     Наклонен вперед Топанье ногами Наличие разрушительной тенденции
Прижаты к груди или закрывают лицо. Кисти сжаты в кулак. Дрожание Расслаблен, «вдавлен» в бедра, неподвижен; сутулость Согнуты в коленях. Спотыкание при ходьбе Гипотония мускулатуры, иногда дрожь. Стремление к контакту с людьми. Семенящие движения при ходьбе Застывание; иногда стремление съежиться
Отдергиваются от источника боли   Движение прочь от источника боли. Иногда неподвижность при внутренней боли (для успокоения) Отдергивание от источника боли. Иногда — угловатые позы со свернутыми носками Общее напряжение мышц и особенно в месте болевого ощущения

 


Инструкция испытуемому: «Вам будут предъявлены несколько фотографий, где изображен человек в разных эмоциональных состояниях. Ваша задача заключается в том, чтобы, выделив опорные элементы и экспрессивныепризнаки, оценить интенсивность проявления каждого из признаков.

Если признак едва проявляется, то оценивайте его единицей, а если проявляется отчетливо — то двойкой».

Затем экспериментатор берет фотографию, заносит в протокол ее номер и название запечатленной на ней эмоции (об этом можно узнать на оборотной стороне фотографии). Далее он показывает фотографию испытуемому, который должен назвать опорный элемент тела изображенного человека, выделить основной признак эмоционального состояния и дать ему оценку. Все ответы испытуемого экспериментатор фиксирует в протоколе для каждой новой фотографии отдельно. Интенсивность проявления признака оценивается по 2-балльной шкале:

2 — признак проявляется отчетливо, 1 — признак едва проявляется.

Студены в паре меняются ролями и экспериментатор становится испытуемым, а испытуемый — экспериментатором. Следует позаботиться, чтобы в этом случае для предъявления были использованы уже другие фотографии, т. е. исходный набор 10-20 фотографий следует разделить на две части до начала опытов.

В опыте 2 занятия все студенты группы становятся испытуемыми Преподаватель или его помощники показывают фильмы всей группе студентов одновременно. Каждый студент сам ведет записи в протоколе, оценивая просмотренные киносюжеты. Каждый киносюжет преподаватель показывает 2-3 раза. Для того чтобы не влиять на оценки, даваемые испытуемыми, названия киносюжетов преподаватель сообщает им лишь после предъявления всех фильмов, т. е. когда все оценки уже проставлены в протоколе. Перед демонстрацией кинофильмов преподаватель знакомит группу студентов с инструкцией.

Инструкция испытуемым: «Вам будут предложены киносюжеты, где изображены люди, испытывающие разные эмоции. Ваша задача состоит в том, чтобы, выделив опорные элементы и экспрессивные признаки, зафиксировать в протоколе частоту проявления каждого признака в киносюжете».

По ходу демонстрации киносюжета испытуемый записывает в графе "Частота появления», сколько раз во время просмотра фильма он заметил искомый признак.

Обработка результатов, согласно двум частям задания, cocтоит из оценки фотографий и оценки киносюжета.

I. Оценка фотографий:

1. Подсчитать количество выделенных признаков для каждого опорного элемента и суммарную интенсивность проявления признаков для каждого из опорных элементов. Эти вычисления следует повторить для данных, полученных при оценке каждой из предъявленных фотографий.

2. Построить гистограммы и профили эмоций. Для этого на ось абсцисс надо нанести названия опорных элементов и на ось ординат в одном случае количество выделенных признаков, а в другом — их интенсивности

II. Оценка киносюжета:

Подсчитать количество выделенных признаков для каждого опорного элемента и суммарную частоту проявления всех признаков для каждого из опорных элементов. Эти вычисления следует повторить для данных, полученных при оценке каждого киносюжета.

Построить гистограммы и профили эмоций аналогично таковым при оценке фотографий.

Анализируя результаты выполнения обеих частей задания, необходимо сравнить профили эмоций по материалам фотографий, а также по материалам киносюжетов. Выделите наиболее и наименее информативные признаки. Сравните между собой профили полярных эмоций. Обратите внимание на то, что сходные эмоции имеют близкие профили. Сравните суммарную интенсивность и частоту проявления экспрессивных признаков всех опорных элементов у человека в разных эмоциональных состояниях — общую эмоциональность, чувствительность к эмоциогенным ситуациям. В выводах указать, что каждая эмоция имеет свой паттерн.

Контрольные вопросы

1. Что такое экспрессия?

2. Из чего складывается пантомимика?

3. Каковы наиболее информативные признаки эмоций?


 

Издательство Курского государственного медицинского университета

305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3.

 

Лицензия ЛР № 020862 от 30.04.99 г.

Тираж 00 экз.

 

Отпечатано в типографии КГМУ.

305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3.

 

Заказ № 341

 


[1] Не меняйте параметры стимуляции по ходу основного эксперимента.

[2] 0просник разработан В. К. Гербачевским в рамках научных исследований, проводимых по целевой программе на факультете психологии ЛГУ в 1990 г. Опросник отвечает требованиям надежности и валидности.

[3] Изард К. Эмоции человека. М., 1980. 439 с.

[4] Зинченко Е. А. Метод экспертного визуального определения эмоционального со-стояния рабочих на производстве//Психол. журн. 1983. Т. 4. № 2. С. 59—63.

[5] Доскин В. А., Лаврентьева Н. А., Мирошников М. П., Шарай В. Б. Тест дифференциальной самооценки функционального состояния//Вопросы психологии. 1973. № 6.

[6] Методика разработана на факультете психологии ЛГУ в 1990 г. Н. А. Курганским и др.

[7] Интерпретация функциональных пар в данном пособии не представлена. См. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – СПб.: Изд-во «Речь», 2003. – 624с.:ил.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.