КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Артиллерийские досылатели
Досылка боеприпаса (перемещение его в камору орудия), как и подача может быть комплектной и некомплектной. При комплектной досылке не обязательно досылается унитарный патрон -совместно могут досылаться и не соединенные между собой снаряд и заряд (тандем). Кроме того, досылка может быть ручной, механизированной и автоматической. Механизированная досылка производится с помощью механизмов, управляемых вручную, а автоматическая - без вмешательства человека. Боеприпас может досылаться принудительно на всем пути, либо только на начальном участке, а далее перемещаться по инерции. В первом случае досылку называют принудительной, а во втором -инерционной или бросковой. Характерные графики изменения скорости досылки для этих случаев приведены на рис. 4.23. Из этих графиков следует, что одна и та же конечная скорость боеприпаса vt)K при различных способах досылки достигается за различное время. Наименьшее время процесса обеспечивается в случае принудительной досылки с
Рис 4.23. Графики изменения скорости досылки боеприпаса от его перемещения: 1 - принудительная досылка; 2 - бросковая (инерционная) досылка; 3 - принудительная досылка с торможением досылающего звена и боеприпаса на конечном участке движения
дополнительным торможением боеприпаса и ведущего звена досылателя на конечном участке движения. Это обусловлено максимальной средней скоростью боеприпаса. Однако необходимость усложнения механизмов заряжания вследствие ввода специального тормозного устройства препятствует широкому распространению этого способа досылки. Из оставшихся двух вариантов меньшее время процесса обеспечивает бросковая досылка. Однако ее существенным недостатком является наличие большого инерционного участка движения, на котором он неуправляем. Например, инерционный путь досылаемого крупнокалиберного снаряда обычно составляет более 1,5 м. Вследствие даже незначительных случайно возникающих кинематических возмущений снаряда (поворота, колебаний и т. п.) становятся неизбежными его соударения с лотком, стволом (иногда и с другими элементами орудия), в результате боеприпас может потерять значительную часть кинетической энергии (иногда до 50 %), и его конечная скорость досылки может оказаться меньше допустимого значения. Таким образом, условие работоспособности досылателя будет нарушено, следовательно надежность не будет обеспечена. Принудительная досылка характеризуется более высокой надежностью, поскольку досылающее звено ведет боеприпас до конца, обеспечивая при минимальных кинематических возмущения его необходимую скорость и положение. Только ее можно применять, например, в танковых орудиях, которые способны вести стрельбу с ходу. Однако существенным недостатком принудительной досылки является не только большое время перемещения боеприпаса в зарядную камору, но и дополнительные потери времени на возврат в исходное положение досылающего звена, особенно при раздельно-гильзовом заряжании с помощью одного досылателя. С учетом того, что ход досылающего звена, например, при досылке крупнокалиберного снаряда может составлять примерно 2 м и более, эти потери времени оказываются существенными. Следует отметить, что с наименьшими трудностями удается обеспечить надежность досылки унитарного патрона или тандемной досылки снаряда и заряда. В случае раздельно-гильзового заряжания сначала досылается снаряд и его ведущий поясок заклинивается в опорном конусе каморы, перекрывая канал ствола. Таким образом при последующей досылке гильзы в каморе возникает избыточное давление - воздушная подушка, которая существенно препятствует движению гильзы вперед. При бросковой досылке из-за потери скорости гильза может не сбить захваты экстракторов с кулачков клина, отскочив от них. Опыт показывает, что даже сбивая захваты экстракторов гильза отбрасывается назад настолько, что препятствует закрыванию клинового затвора. Чем тяжелее гильза, тем легче она пробивает воздушную подушку. Практика показывает, что, например, для 152-мм орудия гильзу с полным зарядом броском дослать можно, а с минимальным не удавалось. Поэтому отдельно гильзу досылают принудительно (вручную или с помощью механизмов). При тандемной досылке (совместно снаряда и гильзы) воздушная подушка не образуется. Досылка боеприпасов является весьма ответственной операцией. Ее неправильное выполнение может приводить к задержкам при стрельбе, механическим повреждениям боеприпаса. Чтобы этого не случилось, артиллерийские досылатели должны удовлетворять следующим требованиям: 1) обеспечивать конечную скорость досылки боеприпаса в допустимых пределах; 2) обеспечивать стабильность параметров досылки, а также их постоянство при изменении угла возвышения орудия; 3) обеспечить максимальное удобство и безопасность работы номеров расчета; 4) обеспечить возможность ручной досылки в случае отказа досылающих устройств; 5) при компоновке САО или танка применение досылающих устройств не должно приводить к уменьшению углов наводки орудия и возимого боекомплекта. При досылке унитарного патрона минимальная конечная его скорость определяется из условия надежного сбивания захватов выбрасывателя с кулачков клина - она должна быть в пределах 0,6...1 м/с. При большой конечной скорости досылки патрона возможны негативные явления: отскок боеприпаса от казенного среза ствола;,его распатронирование; повреждение фланца гильзы или ее корпуса, осадка снаряда вовнутрь гильзы. Для исключения этих негативных явлений указанная скорость не должна превышать 4...6,5 м/с. На практике установлено, что наиболее вероятным повреждением боеприпаса является его распатронирование. Оно особенно опасно, если при попытке разрядить орудие, когда снаряд, заклиненный в опорном конусе, не извлекается вместе с гильзой, заряд высыпется в камору разогретого ствола. При раздельно-гильзовом заряжании конечная скорость досылки снаряда определяется из условия надежного заклинивания его ведущего пояска в опорном конусе каморы. При качании ствола в вертикальной плоскости заклиненный снаряд не должен выпадать в камору. В противном случае он может повредить боевой заряд, в результате чего давление пороховых газов при выстреле может недопустимо возрасти, а это может привести к раздутию или хрупкому разрыву ствола. Кроме того, в этом случае ведущий поясок снаряда подойдет к нарезам с большой скоростью и в результате сильного удара может быть срезан. В этих условиях снаряд не будет стабилизирован и значительно отклонится от заданной траектории. До подхода ведущего пояска к нарезам пороховые газы под высоким давлением будут истекать через кольцевой зазор между снарядом и стенкой каморы, что приведет к эрозии канала ствола. Минимальная допустимая конечная скорость досылки снаряда составляет 0,8 м/с. Однако на практике ее принимают не менее 1,2...1,5 м/с. Максимальная скорость досылки снаряда не должна превышать 9,5 м/с. Усилие выпрессовки досланного снаряда должно быть не менее 7...8 его весов, но обычно это соотношение принимают гораздо большим. Например, для 152-мм орудия усилие выпрессовки может достигать 30 кН и более. Минимальная скорость досылки зарядной гильзы определяется из условия надежного сбивания захватов выбрасывателей с кулачков клина (как и для унитарного патрона), а максимальная - из условия отсутствия выползания из нее боевого заряда. Рекомендуемая величина конечной скорости досылки зарядной гильзы должна находиться в пределах 1...3 м/с. В общем случае досылатель состоит из привода, ведущего звена, механизма взвода (если он необходим) и вспомогательных приспособлений и устройств. Привод досылателя предназначен для перемещения ведущего звена; он может быть внутренним (используется энергия выстрела) или внешним (с посторонним источником энергии). Внутренними приводами являются аккумуляторы энергии выстрела: пружинные, пневматические и гидропневматические. Внешние приводы могут быть электрическими, гидравлическими или газовыми. В качестве ведущего звена, досылающего боеприпас, используются стержень (шток), лента, цепь, рычаг, каретка, ролики. Механизм взвода предназначен для приведения ведущего звена (и других деталей досылателя) в исходное положение перед досылкой, сжатия упругого элемента внутреннего привода досылателя (пружины или газа), аккумулирующего энергию, и стопорения устройства во взведенном состоянии. Взведение досылателя может производиться как при откате, так и при накате ствола с использованием энергии выстрела (в некоторых случаях энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола). Если для взведения досылателя недостаточно длины хода откатных частей, то необходимо предусмотреть в конструкции орудия ускорительный механизм. При использовании внешних приводов взводить досылатель не требуется - ведущее звено отводится в исходное положение либо самим приводом, либо возвратной пружиной. В настоящее время на практике применяются следующие типы артиллерийских досылателей: пружинный, пневматический, гидропневматический и с механическим приводом. Схема конструкции пружинного досылателя представлена на рис. 4.24. Досылатель устанавливается на откатных частях и взводится при накате с момента, когда стопор 5 будет остановлен упором 6 на люльке. После подачи боеприпаса в нужный момент стопор 5 расцепляется с упором 6 и под действием пружины 4 шток 1 с лапой 2 и клоцем 3 перемещается вперед, досылая боеприпас.
Рис. 4.24. Пружинный досылатель
Рис. 4.25. Пример схемы пружинного досылателя автоматического орудия
В конце хода досылающее звено упирается в буфер 7. В некоторых досылателях применяют и более сложные конструкции буфера - гидравлические. Пример автоматической досылки патрона с помощью пружинного досылателя приведен на рис. 4.25. При откате досылатель перемещается назад вместе с казенником. В начале наката шток 1 досылателя упирается в шептало 2 и останавливается, а корпус 3 продолжает движение вперед, сжимая пружину 4. После подачи патрона 5 на линию досылки зуб а корпуса досылателя 3 взаимодействует с промежуточным шепталом 6, которое поворачиваясь нажимает на шептало 2, и шток 1 освобождается. Патрон 5 под действием пружины 4 досылается в камору орудия, причем в конце досылки лапки штока 7, ведущие боеприпас, расходятся, освобождая его (в дальнейшем патрон движется по инерции). Шток 1 ударяется в буфер 8 и останавливается. Поскольку лапки штока 7 разведены, то они не препятствуют последующей экстракции гильзы. Достоинствами пружинного досылателя являются его простота и надежность, а к недостаткам следует отнести изменение скорости досылки боеприпаса при изменении угла возвышения орудия, отсутствие автоматического взвода перед первым выстрелом, существенное возрастание массы рабочей пружины с увеличением калибра орудия. Для облегчения досылателя пружину можно заменить газовым цилиндром, однако в этом случае необходимо предусматривать уплотнения штока и поршня, в которых при досылке возникают значительные силы трения, препятствующие движению штока. Кроме того, в рабочем цилиндре необходимо контролировать и постоянно поддерживать необходимое давление. Очевидно, что наличие уплотнений снижает надежность устройства. Пружинный досылатель в орудия среднего и крупного калибров обычно обеспечивает бросковую досылку боеприпасов, что также ограничивает его область применения, например, их не используют в танках, поскольку при стрельбе с ходу бросковая досылка не удовлетворяет требованиям по надежности. Такие досылатели применяют в орудиях калибра до 152 мм включительно. Некоторые данные по пружинным досылателям приведены в табл. 4.1 Таблица 4.1
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |