Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Артиллерийские досылатели




Досылка боеприпаса (перемещение его в камору орудия), как и подача может быть комплектной и некомплектной. При ком­плектной досылке не обязательно досылается унитарный патрон -совместно могут досылаться и не соединенные между собой снаряд и заряд (тандем). Кроме того, досылка может быть ручной, механи­зированной и автоматической. Механизированная досылка произ­водится с помощью механизмов, управляемых вручную, а автома­тическая - без вмешательства человека.

Боеприпас может досылаться принудительно на всем пути, ли­бо только на начальном участке, а далее перемещаться по инерции. В первом случае досылку называют принудительной, а во втором -инерционной или бросковой. Характерные графики изменения скорости досылки для этих случаев приведены на рис. 4.23. Из этих графиков следует,

что одна и та же конечная скорость боеприпаса vt)K при различных способах до­сылки достигается за различное время. Наименьшее время процес­са обеспечивается в случае при­нудительной досылки с

 

Рис 4.23. Графики изменения скорости досылки боеприпаса от его перемещения:

1 - принудительная досылка; 2 - бросковая (инерционная) досылка; 3 - принудительная досылка с торможением досылающего звена и боеприпаса на конечном участке движения

 

дополнительным торможением боеприпаса и ведущего звена досылателя на конечном участке движе­ния.

Это обусловлено максимальной средней скоростью боеприпаса. Однако необходимость услож­нения механизмов заряжания вследствие ввода специального тор­мозного устройства препятствует широкому распространению это­го способа досылки.

Из оставшихся двух вариантов меньшее время процесса обес­печивает бросковая досылка. Однако ее существенным недостат­ком является наличие большого инерционного участка движения, на котором он неуправляем. Например, инерционный путь досы­лаемого крупнокалиберного снаряда обычно составляет более 1,5 м. Вследствие даже незначительных случайно возникающих кинема­тических возмущений снаряда (поворота, колебаний и т. п.) стано­вятся неизбежными его соударения с лотком, стволом (иногда и с дру­гими элементами орудия), в результате боеприпас может потерять значительную часть кинетической энергии (иногда до 50 %), и его конечная скорость досылки может оказаться меньше допустимого значения. Таким образом, условие работоспособности досылателя будет нарушено, следовательно надежность не будет обеспечена.

Принудительная досылка характеризуется более высокой на­дежностью, поскольку досылающее звено ведет боеприпас до кон­ца, обеспечивая при минимальных кинематических возмущения его необходимую скорость и положение. Только ее можно приме­нять, например, в танковых орудиях, которые способны вести стрельбу с ходу.

Однако существенным недостатком принудительной досылки является не только большое время перемещения боеприпаса в за­рядную камору, но и дополнительные потери времени на возврат в исходное положение досылающего звена, особенно при раздельно-гильзовом заряжании с помощью одного досылателя. С учетом того, что ход досылающего звена, например, при досылке крупно­калиберного снаряда может составлять примерно 2 м и более, эти потери времени оказываются существенными.

Следует отметить, что с наименьшими трудностями удается обеспечить надежность досылки унитарного патрона или тандемной досылки снаряда и заряда. В случае раздельно-гильзового за­ряжания сначала досылается снаряд и его ведущий поясок закли­нивается в опорном конусе каморы, перекрывая канал ствола. Та­ким образом при последующей досылке гильзы в каморе возникает избыточное давление - воздушная подушка, которая существенно препятствует движению гильзы вперед. При бросковой досылке из-за потери скорости гильза может не сбить захваты экстракторов с кулачков клина, отскочив от них. Опыт показывает, что даже сбивая захваты экстракторов гильза отбрасывается назад настоль­ко, что препятствует закрыванию клинового затвора. Чем тяжелее гильза, тем легче она пробивает воздушную подушку. Практика показывает, что, например, для 152-мм орудия гильзу с полным за­рядом броском дослать можно, а с минимальным не удавалось. По­этому отдельно гильзу досылают принудительно (вручную или с по­мощью механизмов). При тандемной досылке (совместно снаряда и гильзы) воздушная подушка не образуется.

Досылка боеприпасов является весьма ответственной операци­ей. Ее неправильное выполнение может приводить к задержкам при стрельбе, механическим повреждениям боеприпаса. Чтобы этого не случилось, артиллерийские досылатели должны удовле­творять следующим требованиям:

1) обеспечивать конечную скорость досылки боеприпаса в до­пустимых пределах;

2) обеспечивать стабильность параметров досылки, а также их постоянство при изменении угла возвышения орудия;

3) обеспечить максимальное удобство и безопасность работы номеров расчета;

4) обеспечить возможность ручной досылки в случае отказа до­сылающих устройств;

5) при компоновке САО или танка применение досылающих устройств не должно приводить к уменьшению углов наводки ору­дия и возимого боекомплекта.

При досылке унитарного патрона минимальная конечная его скорость определяется из условия надежного сбивания захватов выбрасывателя с кулачков клина - она должна быть в пределах 0,6...1 м/с.

При большой конечной скорости досылки патрона возможны негативные явления: отскок боеприпаса от казенного среза ствола;,его распатронирование; повреждение фланца гильзы или ее корпуса, осадка снаряда вовнутрь гильзы. Для исключения этих негатив­ных явлений указанная скорость не должна превышать 4...6,5 м/с. На практике установлено, что наиболее вероятным повреждением боеприпаса является его распатронирование. Оно особенно опасно, если при попытке разрядить орудие, когда снаряд, заклиненный в опорном конусе, не извлекается вместе с гильзой, заряд высыпется в камору разогретого ствола.

При раздельно-гильзовом заряжании конечная скорость досыл­ки снаряда определяется из условия надежного заклинивания его ведущего пояска в опорном конусе каморы. При качании ствола в вертикальной плоскости заклиненный снаряд не должен выпадать в камору. В противном случае он может повредить боевой заряд, в результате чего давление пороховых газов при выстреле может недопустимо возрасти, а это может привести к раздутию или хруп­кому разрыву ствола. Кроме того, в этом случае ведущий поясок снаряда подойдет к нарезам с большой скоростью и в результате сильного удара может быть срезан. В этих условиях снаряд не бу­дет стабилизирован и значительно отклонится от заданной траек­тории. До подхода ведущего пояска к нарезам пороховые газы под высоким давлением будут истекать через кольцевой зазор между снарядом и стенкой каморы, что приведет к эрозии канала ствола.

Минимальная допустимая конечная скорость досылки снаряда составляет 0,8 м/с. Однако на практике ее принимают не менее 1,2...1,5 м/с. Максимальная скорость досылки снаряда не должна превышать 9,5 м/с.

Усилие выпрессовки досланного снаряда должно быть не менее 7...8 его весов, но обычно это соотношение принимают гораздо большим. Например, для 152-мм орудия усилие выпрессовки мо­жет достигать 30 кН и более.

Минимальная скорость досылки зарядной гильзы определяется из условия надежного сбивания захватов выбрасывателей с кулач­ков клина (как и для унитарного патрона), а максимальная - из ус­ловия отсутствия выползания из нее боевого заряда. Рекомендуе­мая величина конечной скорости досылки зарядной гильзы должна находиться в пределах 1...3 м/с.

В общем случае досылатель состоит из привода, ведущего зве­на, механизма взвода (если он необходим) и вспомогательных при­способлений и устройств.

Привод досылателя предназначен для перемещения ведущего звена; он может быть внутренним (используется энергия выстрела) или внешним (с посторонним источником энергии).

Внутренними приводами являются аккумуляторы энергии вы­стрела: пружинные, пневматические и гидропневматические.

Внешние приводы могут быть электрическими, гидравлически­ми или газовыми.

В качестве ведущего звена, досылающего боеприпас, исполь­зуются стержень (шток), лента, цепь, рычаг, каретка, ролики.

Механизм взвода предназначен для приведения ведущего звена (и других деталей досылателя) в исходное положение перед досыл­кой, сжатия упругого элемента внутреннего привода досылателя (пружины или газа), аккумулирующего энергию, и стопорения уст­ройства во взведенном состоянии. Взведение досылателя может производиться как при откате, так и при накате ствола с использо­ванием энергии выстрела (в некоторых случаях энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола).

Если для взведения досылателя недостаточно длины хода от­катных частей, то необходимо предусмотреть в конструкции ору­дия ускорительный механизм.

При использовании внешних приводов взводить досылатель не требуется - ведущее звено отводится в исходное положение либо самим приводом, либо возвратной пружиной.

В настоящее время на практике применяются следующие типы артиллерийских досылателей: пружинный, пневматический, гидро­пневматический и с механическим приводом.

Схема конструкции пружинного досылателя представлена на рис. 4.24. Досылатель устанавливается на откатных частях и взво­дится при накате с момента, когда стопор 5 будет остановлен упо­ром 6 на люльке. После подачи боеприпаса в нужный момент сто­пор 5 расцепляется с упором 6 и под действием пружины 4 шток 1 с лапой 2 и клоцем 3 перемещается вперед, досылая боеприпас.

 

Рис. 4.24. Пружинный досылатель

 

Рис. 4.25. Пример схемы пружинного досылателя автоматического орудия

 

В конце хода досылающее зве­но упирается в буфер 7. В не­которых досылателях применя­ют и более сложные конструк­ции буфера - гидравлические.

Пример автоматической досылки патрона с помощью пружинного досылателя при­веден на рис. 4.25. При откате досылатель перемещается на­зад вместе с казенником. В начале наката шток 1 досылателя упи­рается в шептало 2 и останавливается, а корпус 3 продолжает дви­жение вперед, сжимая пружину 4. После подачи патрона 5 на ли­нию досылки зуб а корпуса досылателя 3 взаимодействует с про­межуточным шепталом 6, которое поворачиваясь нажимает на шептало 2, и шток 1 освобождается. Патрон 5 под действием пру­жины 4 досылается в камору орудия, причем в конце досылки лап­ки штока 7, ведущие боеприпас, расходятся, освобождая его (в даль­нейшем патрон движется по инерции). Шток 1 ударяется в буфер 8 и останавливается. Поскольку лапки штока 7 разведены, то они не препятствуют последующей экстракции гильзы.

Достоинствами пружинного досылателя являются его простота и надежность, а к недостаткам следует отнести изменение скорости досылки боеприпаса при изменении угла возвышения орудия, от­сутствие автоматического взвода перед первым выстрелом, суще­ственное возрастание массы рабочей пружины с увеличением ка­либра орудия. Для облегчения досылателя пружину можно заменить газовым цилиндром, однако в этом случае необходимо предусмат­ривать уплотнения штока и поршня, в которых при досылке возни­кают значительные силы трения, препятствующие движению што­ка. Кроме того, в рабочем цилиндре необходимо контролировать и постоянно поддерживать необходимое давление. Очевидно, что наличие уплотнений снижает надежность устройства.

Пружинный досылатель в орудия среднего и крупного калиб­ров обычно обеспечивает бросковую досылку боеприпасов, что также ограничивает его область применения, например, их не ис­пользуют в танках, поскольку при стрельбе с ходу бросковая до­сылка не удовлетворяет требованиям по надежности.

Такие досылатели применяют в орудиях калибра до 152 мм вклю­чительно. Некоторые данные по пружинным досылателям приве­дены в табл. 4.1

Таблица 4.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.